Хотя время действия обозначено со скрупулезной точностью — в титрах значится конец XVIII века, год 1793-й, чувства и мысли героев близки и понятны нам. Но при этом сюжет нигде не «осовременивается» в грубом смысле этого слова: герои не произносят громких слов, что они только и думают о будущем, о всемирной революции, что вроде они борются и за нас, и за наши идеалы (а в те годы редкий исторический фильм обходился без подобных скрытых или же открытых намеков).
Правда, отступления от литературного первоисточника . Некоторые из них связаны с почти анекдотическими обстоятельствами; в дни постановки фильма е нашей стране с успехом демонстрировалась музыкальная комедия «Петер» с участием Франчески Гааль, и тогдашний руководитель Кинокомитета Б. Шумяцкий предложил изменить сюжет таким образом, чтобы пригласить для съемок заграничную знаменитость. Переговоры с Франческой Гааль по неизвестным причинам были прерваны, а Дженни — героиня фильма — так и осталась вместо стивенсоновского Джима.
Сценаристы О. Леонидов и В. Вайншток привнесли в фильм еще одну сюжетную линию: сокровища старого пирата Флинта нужны были героям фильма, ирландским революционерам, не для личного их обогащения, а чтобы продолжить борьбу с угнетателями.
Когда вышел фильм, авторов упрекали за «революционизирование» стивенсоновского сюжета, за искажение, упрощение и т. д. и т. п. Мне думается, это несправедливо. Подобное изменение в какой-то степени соответствовало духу творчества Стивенсона...
{…}А хамоватый кривой Билли Боне в «Острове сокровищ» с его предсмертным криком, даже не криком, а рычанием «Ррррому»? Всего несколько штрихов, несколько минут экранного времени, а создается яркий образ пирата, «рыцаря наживы».
М.Сулькин
Владимир Вайншток 20 режиссерских биографий, М., 1971.
обсуждение >>