Психиатрическая лечебница в России начала 90-х годов ХХ века. Обшарпанные стены, выкрашенные в уныло-казенные цвета полузатопленные подвалы. Белые халаты врачей и причудливые одежды пациентов. Весьма многочисленные, но маловразумительные для зрителей с более или менее стабильной нервной системой диалоги. Эту философскую притчу Валерий Огородников, похоже, снимал по отдаленным мотивам "Гамлета" и "Ромео и Джульетты"...
Актеров в фильме занято много, но запоминается игра лишь одного - А.Романцова, убедительно предстающего на экране в роли главного врача психбольницы: полудьявола, полусадиста, получающего колоссальное наслаждение от власти над беспомощными людьми с роковым клеймом душевно неполноценных.
Лавры Милоша Формана, по-видимому, не дают сценаристу и постановщику "Опыта бреда любовного очарования" спать спокойно. Во "Взломщике" В.Огородников пытался снять свой вариант "Конкурса". В "Опыте..." фантазирует на тему "Полета над гнездом кукушки". Психиатрическая лечебница, как рафинированная модель тоталитарного государства, где подавляется любое проявление инакомыслия и человеческой индивидуальности, бесспорно, неплохой материал для создания мрачных притч, патологических видений и шоковых сцен.
Однако на фильме В.Огородникова, на мой взгляд, лежит отчетливая печать унылого эпигонства в его крайнем, вызывающе антизрительском варианте.
Александр Федоров
обсуждение >>