№13 виноватый
Творчество Тарковского и Сокурова - это яркая противоположность. Сокуров это мрак. Тарковский это свет. У Сокурова страх перед наказанием. У Тарковского вера в спасение.
Очень точно и лаконично сказано.
Творчество Сокурова всегда отторгала именно из-за его бессмысленного очернения все и вся...
Видно желание хайп словить на грешках и грехах человеческих. Зачем?
Выпусти начальство этот фильм сразу в 78, все бы о нем говорили. Хотя все равно ничего бы не поняли. Просто на то время он был уж совершенно необычным, практически бессюжетным, но чрезвычайно мрачным. Могу себе представить возможный скандал, пройти этот фильм в кинотеатрах. Но в Перестройку людей уже трудно было чем-то удивить, поэтому картина быстро затерялась, а потом и вообще забылась.
…Фильм, снятый режиссёром Александром Сокуровым по сценарию Юрия Арабова в 1978 и вышедший на экраны в только 1987 . Был он cоздан на учебной студии ВГИКа и приговорён тогдашним ректором института Виталием Жданом (очень прошу запомнить имя этого советского и российского киноведа, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств России, лауреата премии Союза кинематографистов по киноведению и кинокритике.) К УНИЧТОЖЕНИЮ. Только банальное воровство, подмена плёнки и её тайный вынос оператором картины Сергеем Юриздицким из фильмохранилища ВГИКа спасли этот фильм. Сама картина изначально была дипломной работой, но не была засчитан таковой в силу провокационного характера и выявленной на комиссии антисоветчины. И это была дебютная картина Александра Сокурова и Юрия Арабова, сценарий которой был создан по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера». В результате Александру Сокурову досталась печальная слава одного из самых "полочных" режиссеров. И лишь во второй половине 1980х он обрел статус публичного кинематографиста........ Его первая полнометражная работа "Одинокий голос человека" представляет, на мой взгляд, интересную попытку перенести на экране прозу Андрея Платонова. В фильме ощутимо желание режисера нащупать тягучий ритм внутрикадрового движения, перенести философскую нагрузку на изображение, использовать подзабытый принцип "типажности" исполнителей... Первый фильм — но уже понятно, что в стране народился новый гений. Первый, дипломный и в то же время настоящий, абсолютно сокуровский, можно озаглавить тем же заголовком, что и рассказ Платонова «Происхождение мастера». Дело обстоит так, что мастер начинается сразу, стадия ученичества зрителю уже не видна, похоже, она вообще осталась за пределами профессии: где-то в литературе, в снах, в воспоминаниях детства и в так называемых разрозненных случайных впечатлениях — хотя, быть может, отличие художника от прочих смертных в том и состоит, что он не транжирит выпавшие на его долю впечатления, даже самые мимолетные, а просто меняет их местами. Вернее, расставляет по своим местам. Там, в потоке жизни, впечатления обычно находились на чужих местах — здесь же, в создаваемом произведении, они попадают наконец на свое место и потому прочно удерживаются в нем, не рассыпаясь по прихоти индивидуальной памяти.... Этот фильм, снятый по мотивам произведений Андрея Платонова, который был и остается метафизиком революции, самым зрячим из всех свидетелей — благодаря дару не застревать в мелочах, в хрупких осколках детства. Поэтому он свидетельствовал о главном и по существу: территория, на которой обитание людей становилось все более затрудненным и все менее интенсивным, одновременно заселялась странными существами, своеобразными квазисубъектами…. Да и актеры у Сокурова каждый по-своему инопланетны. Ибо с одной стороны, все роли, от главных до самых маленьких, выстроены с психологической тщательностью и кропотливостью, но с другой — постоянно кажется, что большая часть пребывания в роли происходит за кадром (они себе там живут, в подразумеваемом, но не предъявляемом напрямую мире фильма), а камера выхватывает случайные моменты, словно бы и не относящиеся к сути дела. Подобные «странности» можно было бы отнести и по ведомству работы оператора, во всяком случае, признать Сергея Юриздицкого полным единомышленником Сокурова, но других операторов, отклоняющихся от жесткой эстетической сверхзадачи, у Александра Сокурова , пожалуй, никогда и не было…. Вслед за Андреем Платоновым, которого, ох, и не любила “родная” советская власть, Арабов и Сокуров идут вдоль по истории, когда смутное жестокое революционное время, когда происходит полная переоценка ценностей. Времена изменились, лозунг революции: «Кто был ничем - тот станет всем» наивный герой принимает в самое сердце, и теперь он может позволить себе всё, в том числе любить девушку из другого круга.. Но действительность оказывается не такой, какой её представлял герой в мечтах. Кровь, насилие, смерть, когда брат идёт войной на брата, лютая ненависть и проклятия одних, красивые лозунги других и безразличная сытая жестокость третьих, всё это как грязевой сель смывает любые романтические иллюзии. Однако, оказывается, что всё, через что он прошёл, все совершённые им во благо революции и пролетариата преступления против Б-жьих заповедей не прошли для него даром. Герой потерял способность жить, быть мужчиной, мужем и отцом, он не может ничего забыть и радость теперь для него недоступна. Женщина, которая преданно любит его, поняв всё - гибнет. Идея фильма - любовь и счастье не приходят в душу сожжённую преступлениями и ненавистью.... А такое отклонение от «единой линии ” не могло для авторов пройти бесследно. К счастью, сама Система оказалась на последнем издыхании....И для них настал их 1987... фильм исключительно для подготовленного зрителя, который предпочитает гениальные студенческие дипломные работы….
Что тут разбирать? Фильм о голоде и разрухе послереволюционных. В противовес бравадным геройский эпопеям голодный обморок и одиночество человека в полупустом городе Снято смело, но зачем?
Когда смотрел этот фильм, не знал на основе чего он снят. И вдруг, опознал произведения Андрея Платонова.
Это было потрясение. Я и не думал, что можно средствами кинематографа передать слог Платонова. Но оказалось, это возможно. Действительно Мастер. И как я тут прочитал, это всего лишь дипломная работа.
Могут нравится или не нравится произведения Платонова, именно то, о чем он пишет. Даже может и его стиль изложения нравится, фразы, имеющие большую глубину. Фразы, которые бегло читать просто не возможно. Но странно переносить это недовольство на сам фильм, но то, с каким мастерством он снят.
Но... гений! Рука гения.." [/i](Андрей Арсеньевич Тарковский о фильме Александра Николаевича Сокурова "Одинокий голос человека")
Думаю, что добавить здесь больше нечего.
Так ведь и Моцарт считал Сальери более талантливым чем сам. И где теперь тот Сальери, и кто теперь Моцарт?
Кстати, этот фильм Сокуров и посвятил А.Тарковскому, который поддержал его во время создания картины. Не могу сказать, что творчество А.Сокурова мне очень близко, но этот фильм принимаю безоговорочно! Мы как-то забыли, что это хоть и не экранизация, но в основе лежит «Река Потудань» и «Происхождение мастера» А.Платонова, то есть литературный материал сам по себе суров и мрачен! И здесь Сокуров верен своей теме, теме трагического разрыва между телом и духом, когда безрадостная жизнь выхолащивают душу и тело, делая человека не способным к счастью. И мне, лично, импонируют эти неукрашенные лица на экране, скудная природы, почти документальный кадр! Это очень красиво! Только красота особая, «красивая некрасивость"!
№13 виноватый
Если Мастеру вдруг приглянулась какая либо витиеватая, вычурная безделушка, это не значит что безделушка стала равноценна Мастеру.
"При этом там есть какой-то странный стиль, срез — какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять... Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал... (...) У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения.." (Андрей Арсеньевич Тарковский о фильме Александра Николаевича Сокурова "Одинокий голос человека")
Думаю, что добавить здесь больше нечего.
Слава Богу, что подобные критические высказывания не основополагающие.
Простите великодушно, А Вы все посты внимательно прочитали?
Один Сокуров СССР конечно не мог развалить, но активно участвовал. Современная молодёжь авторское кино в массе своей не смотрит. Зато гораздо охотнее слушает подобные же всевозможные современные "психоделические, суицидные" музыкальные коллективы, потом поднимается на крыши своих спальных многоэтажек и сигает оттуда группами и поодиночке. Так всё таки куда же нас зовёт господин Сокуров и его творчество?
Если Мастеру вдруг приглянулась какая либо витиеватая, вычурная безделушка, это не значит что безделушка стала равноценна Мастеру. Творчество Тарковского и Сокурова - это яркая противоположность. Сокуров это мрак. Тарковский это свет. У Сокурова страх перед наказанием. У Тарковского вера в спасение.
Слава Богу, что подобные критические высказывания не основополагающие. "Не нравится кулеш, ничего не ешь!" Дело вкуса.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 28.04.2013 - 10:15:09
Из-за таких фильмов и с их помощью развалили СССР.
Часовню тоже Шурик (Сокуров) развалил? (см. "Кавказская пленница"). Напоминает логику мышления г-на Ф. Раззакова, небезынтересного, но очень тенденциозного киноведа. Сокуров, на мой взгляд, очень большой, хотя и противоречивый художник. У него есть и гениальные ("Молох", "Солнце"), и провальные ("Скорбное бесчувствие") фильмы. И "Фауст" фильм спорный, но интересный. Сокуров давно уже вышел за рамки подражания Тарковскому, за которые никак не могут выйти другие представители нашего авторского кино. Собственно "Одинокий голос человека" к моим любимым не относится, но в нем сделана интересная попытка перенести на экран прозу Андрея Платонова, своеобразную и с трудом передающуюся языком кино. Сама история создания фильма стала легендой: на средства, отпущенные для дипломной короткометражки, Сокуров ухитрился снять полнометражный фильм, который навлек на него гнев чиновников от кинематографа, и до самой перестройки все его фильмы клали на полку.
отзывы
Творчество Тарковского и Сокурова - это яркая противоположность. Сокуров это мрак. Тарковский это свет. У Сокурова страх перед наказанием. У Тарковского вера в спасение.
Творчество Сокурова всегда отторгала именно из-за его бессмысленного очернения все и вся...
Видно желание хайп словить на грешках и грехах человеческих. Зачем?
А помните как арестовали мужика за то что шёл по дороге с чуждым лицом.
Это было потрясение. Я и не думал, что можно средствами кинематографа передать слог Платонова. Но оказалось, это возможно. Действительно Мастер. И как я тут прочитал, это всего лишь дипломная работа.
Могут нравится или не нравится произведения Платонова, именно то, о чем он пишет. Даже может и его стиль изложения нравится, фразы, имеющие большую глубину. Фразы, которые бегло читать просто не возможно. Но странно переносить это недовольство на сам фильм, но то, с каким мастерством он снят.
Но... гений! Рука гения.." [/i](Андрей Арсеньевич Тарковский о фильме Александра Николаевича Сокурова "Одинокий голос человека")
Думаю, что добавить здесь больше нечего.
Если Мастеру вдруг приглянулась какая либо витиеватая, вычурная безделушка, это не значит что безделушка стала равноценна Мастеру.
Думаю, что добавить здесь больше нечего.
Слава Богу, что подобные критические высказывания не основополагающие.
Один Сокуров СССР конечно не мог развалить, но активно участвовал. Современная молодёжь авторское кино в массе своей не смотрит. Зато гораздо охотнее слушает подобные же всевозможные современные "психоделические, суицидные" музыкальные коллективы, потом поднимается на крыши своих спальных многоэтажек и сигает оттуда группами и поодиночке. Так всё таки куда же нас зовёт господин Сокуров и его творчество?