Однозначный киношедевр.
Необходимо дополнить:
В роли белогвардейского полковника/немецкого штабиста - Сергей Герасимов.
Вера Бакун - Девушка в столовой (в юнгштурмовке).
Фёдор Никитин - унтер-офицер Филимонов/немецкий солдат.
Лидия Ульман - жена бывшего директора фабрики.
Варвара Мясникова не просто женщина в трамвае, а трамвайный кондуктор.
Юрий Музыкант - мужчина в трамвае.
Данные из титров.
Глубокоуважаемый Каменоградский! (№ 4)
Искренне восхищен, что Вы находите время и возможности, а главное (судя по Вашим комментариям) интерес смотреть и обсуждать отечественные фильмы, о которых подавляющее большинство "больших знатоков" и "истинных любителей" Кино и понятия не имеют.
Так совпало, что совсем недавно мне посчастливилось впервые посмотреть "культовую" для меня картину "Веселая канарейка" Льва Кулешова (1929), о чем я незамедлительно написал на соответствующей страничке. Мой отзыв, к сожалению, оказался всего лишь первым.
Сильно. Идея с перемещением во времени взята из жизни. Возвращение памяти оформлено посредством ассоциаций - от швейной машинки к пулемёту, от Георгия к иным крестам, от новых образов к старым и наоборот. Подобное "мельтешение" кадров и в процессе понимания новой реальности, причём нелегко осознавать, что страна та же, а жизнь совершенно иная.
Моментов очень много интересных, от кормящей собачки до "говорящей" дверной ручки.
Федор Никитин потрясающе передал чувства и мысли своего персонажа, как сам его трагедию пережил.
Саундтрек к фильму качественный, работы Тараса Буевского.
Несколько уже знакомых актёров: Валерий Соловцов и Сергей Герасимов схожих по сути персонажей сыграли.
№3 надиза
А какая красивая актриса Людмила Семенова в роли жены!
В фильме "Моя Родина" (1933), Людмила Николаевна очень понравилась по исполнению.
***
Подробно о фильме:
[Спойлер: >>]
Сценарий «Обломок империи» был написан одним из наиболее талантливых советских сценаристов — К. Виноградской при активном участии режиссера. Идейно-тематическим заданием фильма был показ изменений в общественных отношениях и психологии людей Советской страны за двенадцать лет, протекших между Октябрьской революцией и временем постановки картины. «Обломок империи» был ответом политическим капитулянтам, оспаривавшим возможность построения социализма в нашей стране и отождествлявшим советский строй с государственным капитализмом.
В качестве сюжетной мотивировки для сопоставления двух миров - дореволюционной России и Советской страны 1928- 1929 годов — были взяты ощущения человека, потерявшего память, а затем, спустя много лет, восстановившего ее.
Бывший питерский рабочий, унтер-офицер царской армии Филимонов в результате контузии, полученной им в конце первой мировой войны, теряет память. Он забывает свое имя, профессию, место жительства, всю прошлую жизнь. Вместе с памятью он теряет рассудок, становится «блажным». Случайно застряв на небольшой железнодорожной станции, он живет при вокзале, исполняя обязанности чернорабочего. Он прост, как ребенок, его высшее удовольствие -играть с детьми.
Но вот однажды в окне вагона остановившегося на минуту поезда он видит знакомое лицо какой-то женщины. Это мимолетное видение дает толчок его больному сознанию, путем сложных ассоциаций оно возвращает его к моменту контузии. Филимонов вспоминает, что эта женщина - его жена, что он жил в Петрограде, работал на фабрике. Он покидает станцию и едет домой в Ленинград.
Но Филимонов не знает, что произошло в стране за время революции. Его представления о России на уровне 1916 года. В Петрограде он едет по знакомым с детства местам и не узнает их.
Вместо деревянных хибарок - красивые многоэтажные здания.
Филимонов хочет вернуться на фабрику и идет на квартиру к бывшему хозяину с просьбой о работе. Когда же удивленный неожиданным визитом бывший предприниматель объясняет, что он теперь не имеет отношения к фабрике и рекомендует обратиться в фабком, Филимонов решает, что «господин фабком» и есть новый хозяин. Позже Филимонову объясняют его ошибку, но он долго не может понять, кто же все-таки владелец предприятия.
Не менее удивительные вещи обнаруживает он и внутри фабрики. Филимонов слышит, как в присутствии директора один из рабочих резко критикует охрану труда. Филимонов, поражен и испуган, в его представлении подобная дерзость неизбежно повлечет увольнение «критикана» с работы.
«Человек, потерявший память» оказался очень удачным приемом, заставившим зрителя вновь пережить те огромные социальные и психологические изменения, которые произошли в нашей стране за время революции, но к которым мы уже привыкли и которые перестали замечать.
Вместе с тем авторы фильма далеки от лакировки действительности. В жизни еще немало остатков прошлого, фильм показывает рабочего-пьяницу, дезорганизующего производство,, ханжу-культработника, на лекции ратующего за равноправие женщин, а дома избивающего жену, женщину -мещанку, свыкшуюся с унижениями и боящуюся уйти от тирана мужа.
Получился яркий, остропублицистический фильм, пропагандистский в лучшем смысле этого слова.
Таким образом, «Обломок империи» оказался продолжением и дальнейшим углублением художественно-публицистического жанра, начало которому было положено «Парижским сапожником».
В «Обломке империи» Эрмлер сохраняет интерес к углубленной психологической характеристике. Сюжетная функция образа Филимонова мотивировала этот интерес, и Эрмлер обстоятельно и подробно описывает поведение и переживания психически травмированного человека, страдающего амнезией: сложный ассоциативный процесс восстановления памяти, ориентировку выздоравливающего в новом для него социалистическом мире; постепенное освоение этого мира.
Ф. Никитин, исполнявший роль Филимонова, очень тонко, отделывая каждую деталь, восстанавливает клиническую картину болезни и выздоровления своего героя. Суше и схематичней он в сценах после превращения Филимонова в нормального человека.
К сожалению, Филимонов был единственным детально разработанным образом «Обломка империи». Все остальные персонажи картины — бывшая жена Филимонова (Л. Семенова), ее второй муж (В. Соловцов), председатель фабкома (Я. Гудкин), бывший хозяин фабрики (В. Висковский) —выполняли чисто служебные функции.
«Обломок империи» создавался не без влияния теории «интеллектуального кино».
Это наложило на фильм отпечаток рационализма. Но это же позволило Эрмлеру включить в фильм ряд интересных изобразительных и монтажных экспериментов, обогативших язык кино.
Не связанный рамками бытового сюжета, Эрмлер излагает свои мысли кадрами, соединяя их по законам сложных ассоциаций. Вот, например, как передает он объяснение Филимонову одним из рабочих, кто же в конце концов является хозяином фабрик и заводов в Советской стране.
На экране мелькают снятые разными планами рабочие руки: рука, включающая рубильник электростанции, рука стрелочника, переводящая железнодорожную стрелку и пропускающая экспресс; руки, работающие на разных станках; руки, сеющие, жнущие, доящие коров; рука каменотеса; рука на штурвале корабля; руки телефонистов, вкладывающих штепселя в гнезда аппарата; руки, набирающие газету; руки о напильником, с фуганком; руки пекаря, кассирши, машинистки, прачки и т. д. и т. д. Все это заканчивается морем голосующих рук.
Теперь Филимонов понимает, кто владелец фабрики: рабочие всей страны.
Еще больший простор монтажной фантазии дал Эрмлер в эпизоде возвращения Филимонову памяти, построенном не без влияния фрейдистских теорий.
Толчком к возвращению памяти послужила случайная встреча Филимонова с его бывшей женой. Сознание больного потрясено мелькнувшим на мгновение в окне вагона ее лицом. Но поезд ушел, и встревоженный Филимонов растерянно идет в комнату, в которой живет. Вот как излагает фильм дальнейшие события.
«Солдат (Филимонов Н. Л.) стиснул в отчаянии руки. Сел, сидит у стола.
Женщина с гладкой головой медленно встает из темноты памяти. Повернулась, посмотрела ему в лицо. Но взгляд не тот, что он только что видел. И сама женщина не та. Моложе, нежнее ее милое лицо. Женщина улыбается ему.
Потерянный взгляд солдата бродит по столу. Увидев швейную машину, потянулся к ручке. Крутит ручку, развлекаясь движением колеса, стуком шьющей иглы.
Внимание его почему-то захватил этот стук. Солдат прикован глазами к челноку.
Вдруг в напряженной памяти зарождается более сложный процесс: сравнение.
Солдат смотрит на иглу.
И вот уже не игла перед его глазами. Это работает пулемет. Пулемет строчит.
Быстро сменяют друг друга: строчка швейной машины - строчка пулеметного огня.
Солдат озверел, он изо всех сил крутит ручку машины. В его ушах стоит непрерывный стук пулемета. Голова его горит невероятным возбуждением. Дрожат руки.
Мелькает лицо женщины, лицо неожиданно сменилось лицом какого-то офицера.
Солдат вскакивает и отталкивает от себя машину, разбудившую его память.
Опрокидывается стол. Упала на пол машина. Полетели разные мелочи.
Солдат смотрит на катящуюся по полу катушку. Темнота памяти снова озарилась ассоциацией. Это не катушка, это орудие катится по полу.
Словно озаренный молнией, мозг солдата снова прорезается уходящим поездом.
Мелькает лицо женщины. Теперь оно еще моложе. На ней подвенечное платье. В темных волосах восковые цветы.
Взвиваются в высокое туманное небо бронзовые кони. Аничков мост. Петербург. Сквозь все это катится катушка.
Солдат кидается за ней. Надо сжать ее в руке, добраться до сути, подержать во рту, понять. Когда он наклоняется, с его груди свешивается георгиевский крест на темной от пота веревке. Кончено - внимание отвлечено.
Весь поглощенный разглядыванием креста, солдат садится на пол.
Георгиевский крест на ладони солдата, он разглядывает его, что-то шепчет, сжимает и разжимает в руке крест. Он мучительно старается что-то вспомнить. Как ребенок, берет крест в рот, грызет. Вспомнились... кресты на церквах... кресты кладбища... распятие на дороге. Луч прожектора, бредущий по полю. Пустой черный кадр поля, прорезанный поперек лучом. В луче появился раненый, он ползет, опираясь на винтовку.
Раненый прячется, стараясь выбраться из луча, но луч ползет за ним. Распятие на дороге - вероятно, Галиция».
В сознании больного возникают картины фронта. Эрмлер дает их в форме болезненно напряженных видений, поставленных и снятых (оператор Е. Шнейдер) в стиле экспрессионистической живописи.
«...Раненый дополз до подножки креста. Он поднимает к распятию руки и машет кулаками, моля о помощи. На лице Христа - противогаз.
Появляется танк. Медленно переваливаясь, идет он по полю, ломает деревья, давит мелкие кусты.
Раненый, обезумев от страха, крутится около подножия креста, заслоняясь им от танка.
Танк медленно подвигается на распятие. Повалил крест, прошел по нему.
На снегу - вдавленная солдатская шинель. Чья-то почтительная рука опускает на шинель знак отличия— светлый георгиевский крестик.
Крест на ладони солдата. Он все продолжает разглядывать его. Крест начинает множиться.
В кадре пляшут, мерцают, блестят кресты различных видов степеней - Анны, Георгия, Станислава, Владимира.
Вместо этих крестов всплыло в памяти лицо русского офицера со скучным, прищуренным взглядом.
Офицер сидит за столом. Около него солдат видит себя самого, стоящего навытяжку в солдатской форме.
Около немецкого офицера, сидящего за столом, также стоит навытяжку солдат в немецкой форме, но это тот же солдат, лицо у них одно...».
Дальше идут символические кадры, в которых все солдаты обеих армий (русской и немецкой) на одно лицо. Всех их играет Ф. Никитин. Солдаты убивают друг друга. Потом они видят, что они — одно и то же. Солдаты бросают винтовки, братаются. Но генералы приказывают расстрелять братающихся. Выстрел из орудия, и солдатские фигуры обращаются в прах...
Мозг Филимонова потрясен до предела. Память и сознание возвращаются к нему.
Вся эта сложная цепь ассоциаций-кадров была виртуозно смонтирована и может быть причислена к лучшим образцам монтажного искусства в советской кинематографии.
Не очень выдержанная по стилю, фотография Е. Шнейдера давала, однако, ряд интересных композиций, особенно в сценах войны.
«Обломок империи» свидетельствовал о росте формального мастерства Эрмлера. После этого фильма даже самые строгие из новаторов признают наконец его своим соратником по борьбе за новое не только по содержанию, но и по форме киноискусство.
Эйзенштейн, находившийся в ту пору с Александровым и Тиссэ за границей и посмотревший картину в Варшаве, прислал телеграмму: «Шлем зарубежный привет «Обломку империи» - новой победе нашей кинематографии».
«Нас, специалистов, трудно захватить картиной, заявил Пудовкин на обсуждении фильма в Ассоциации работников революционной кинематографии - мы стремимся внедриться в приемы работы больше, чем воспринимать картину.
Но сегодня меня картина захватила, я получил сильнейшую встряску»1. Единодушно высокая оценка «Обломку империи» была дана советской печатью. Критика хвалила его за политическую актуальность темы, за смелое и свежее ее решение. Фильм называли «выдающимся достижением советского киноискусства», произведением, насыщенным «глубочайшим социальным содержанием», «ценным вкладом в нашу кинематографию». Вместе с тем отмечали наличие в нем элементов схематизма и рассудочности и недостаточную популярность особо сложных в монтажном отношении мест.
Однако сам Эрмлер был мало удовлетворен как «Обломком империи», так и всем своим предыдущим творчеством.
Он чувствовал разрыв между идейно-тематическими замыслами, рождавшимися в нем перед каждой новой постановкой, и осуществлением их в фильмах.
Он тянулся к новаторам и учился у них. Но он не мог не видеть ограниченности их мировоззрения и тех крупных творческих промахов, которые допускали они в своих картинах. Он не мог не ощутить рационализма и сухости, свойственных значительной части их фильмов.
Эрмлеру не были ясны конкретные способы преодоления этих недостатков, так же как не были ясны и их причины. Однако применительно к себе лично он видел источник изъянов творчества - в слабости философского образования, в отсутствии глубоких познаний в области искусства, в крупных пробелах в эстетическом развитии.
И, завершив постановку фильма «Обломок империи», он временно покидает кинопроизводство и поступает аспирантом в Институт литературы и искусства Ленинградского филиала Коммунистической академии.
Там и застает Эрмлера новый период развития советской кинематографии - период звукового кино.
Из книги: "Очерки истории кино СССР Немое кино: 1918 – 1934 годы" Н.А. Лебедева
Посмотрела фильм. Действительно - ни одного произнесенного слова, а душу выворачивает наизнанку. А какая красивая актриса Людмила Семенова в роли жены! Просто влюбилась в старое немое кино!
Это не просто фильм... Это намного больше, чем фильм. Это жизнь!
Уже давно я не видела такого фильма, который бы вот так пронизывал душу и затрагивал все тонкие её струны. Мне, кажется "Обломок империи" никого не сможет отсавить равнодушным. Фильм полоном такой тяжёлой грусти и такого светлого счастья маленького человека посреди огромного мира, что слёзы сами непроизвольно бегут из глаз...
И совсем не в тему вспоминается мне сейчас "Адмиралъ". Там и сабельки красиво тонут, и бокалы бьются, а таких сильных эмоций нет... Так может не от спецэффектов зависит атмосфера фильма? Не от того, сколько денег в него вложили? А может от того, что хотели показать! От того какая мысль лежит в основе фильма. От того, есть ли в фильме душа человеческая...
Закончился последний год НЭПа Советской России. С 1929 года страна взяла курс на коллективизацию и индустриализацию, человек переставал быть частным лицом и становился общественной единицей.
отзывы
Необходимо дополнить:
В роли белогвардейского полковника/немецкого штабиста - Сергей Герасимов.
Вера Бакун - Девушка в столовой (в юнгштурмовке).
Фёдор Никитин - унтер-офицер Филимонов/немецкий солдат.
Лидия Ульман - жена бывшего директора фабрики.
Варвара Мясникова не просто женщина в трамвае, а трамвайный кондуктор.
Юрий Музыкант - мужчина в трамвае.
Данные из титров.
Искренне восхищен, что Вы находите время и возможности, а главное (судя по Вашим комментариям) интерес смотреть и обсуждать отечественные фильмы, о которых подавляющее большинство "больших знатоков" и "истинных любителей" Кино и понятия не имеют.
Так совпало, что совсем недавно мне посчастливилось впервые посмотреть "культовую" для меня картину "Веселая канарейка" Льва Кулешова (1929), о чем я незамедлительно написал на соответствующей страничке. Мой отзыв, к сожалению, оказался всего лишь первым.
Моментов очень много интересных, от кормящей собачки до "говорящей" дверной ручки.
Федор Никитин потрясающе передал чувства и мысли своего персонажа, как сам его трагедию пережил.
Саундтрек к фильму качественный, работы Тараса Буевского.
Несколько уже знакомых актёров: Валерий Соловцов и Сергей Герасимов схожих по сути персонажей сыграли.
А какая красивая актриса Людмила Семенова в роли жены!
***
Подробно о фильме:
Уже давно я не видела такого фильма, который бы вот так пронизывал душу и затрагивал все тонкие её струны. Мне, кажется "Обломок империи" никого не сможет отсавить равнодушным. Фильм полоном такой тяжёлой грусти и такого светлого счастья маленького человека посреди огромного мира, что слёзы сами непроизвольно бегут из глаз...
И совсем не в тему вспоминается мне сейчас "Адмиралъ". Там и сабельки красиво тонут, и бокалы бьются, а таких сильных эмоций нет... Так может не от спецэффектов зависит атмосфера фильма? Не от того, сколько денег в него вложили? А может от того, что хотели показать! От того какая мысль лежит в основе фильма. От того, есть ли в фильме душа человеческая...