После долгих неудач Сабинин спрашивает: "Ну так что же? Вызываем самолет, возвращаемся что ли?" Не согласны. Снова поиски, работа, неудача. И вот уже Сабинин размышляет: "Значит все, в 4-й раз не пошлют... Никого не пошлют... Никогда не пошлют.Здесь теперь долго будет тихо... 5лет..., 10..., 100..., тысячу. Мне просто не везет. И других измучил...". Никого тут не принуждают, геологи сами хотят успеха. Конечно, теплым мещанам людей научного склада не понять, не понять тех, кто ради открытия, ради идеи пойдет не только в тайгу, но даже и на костер...
№133 Ровесница
На пост 129: да нет, "мы понимаем, что человек на планете - творец", и мы за подвиги и за высокие порывы! Речь о другом, о ТАКОЙ ЦЕНЕ за подвиги, на которые отправляет родина своих героев (родина в лице партии, правительства, властей предержащих, итд.) Это, как мы теперь знаем, касалось (и касается ) и многомиллионных потерь на войне. Эти двое молодых людей не собирались умирать, они были полны романтикой, хотели честно трудиться, но жить. И задачей родины было в данном случае техническое обеспечение экспедиции, идущей так далеко в тайгу, осмысление опасности и прочее (вспомните хотя бы эту рацию, которая их не слышал, а посылала трескучие поздравления). Это то, что вы называете "прогнозировать возможность всяких катаклизмов". Имеет или не имеет право родина требовать такой стоимости за свои победы, человеческой жизни? Этими же вопросами задавались и создатели этого фильма (об этом было в интервью ещё живых актёров), для того и затронули эту тему, как напоминание о будущем. Чтобы люди извлекали урок из трагической ошибки, вот я о чём.
Никто ничего от них не требовал. Остаться уже осенью - это собственное решение группы с Сабининым во главе, и их же ответственность. Что касается рации и прочего... Ну, всякое может случится.
Насчет актеров- вот их уж точно никто не заставлял в этом принимать участие. Если сами актеры и съемочная группа охотно нарушали технику безопасности... Как- то нелепо считать, что это фильм об "извлечении уроков" и о государстве, которое всем должно. А у самих героев мозгов нет?
На пост 129: да нет, "мы понимаем, что человек на планете - творец", и мы за подвиги и за высокие порывы! Речь о другом, о ТАКОЙ ЦЕНЕ за подвиги, на которые отправляет родина своих героев (родина в лице партии, правительства, властей предержащих, итд.) Это, как мы теперь знаем, касалось (и касается ) и многомиллионных потерь на войне. Эти двое молодых людей не собирались умирать, они были полны романтикой, хотели честно трудиться, но жить. И задачей родины было в данном случае техническое обеспечение экспедиции, идущей так далеко в тайгу, осмысление опасности и прочее (вспомните хотя бы эту рацию, которая их не слышал, а посылала трескучие поздравления). Это то, что вы называете "прогнозировать возможность всяких катаклизмов". Имеет или не имеет право родина требовать такой стоимости за свои победы, человеческой жизни? Этими же вопросами задавались и создатели этого фильма (об этом было в интервью ещё живых актёров), для того и затронули эту тему, как напоминание о будущем. Чтобы люди извлекали урок из трагической ошибки, вот я о чём.
Я сначала увидел вторую половину, где бушует стихия, а люди мечутся подобно загнанным животным, и полная безнадега - торжество абсолютной трагедии и гибель. Первую половину, где упорные поиски, вдохновение труда, мечты и любовная лирика - смотрел на другой день.Впечатление, что в середине не хватает маленького кусочка, поясняющего катастрофу, в эпицентр которой угодила группа.Что там? Авианалёт? Удар "томагавками" из-за океана? Может быть тряска а-ля "Земля Санникова"? Да, пожар распространяется быстро, но ведь не настолько же, чтобы его совершенно проспать и не наметить пути отхода! Слишком все тут скоро, и геологи влопались как новички-туристы...Во всем остальном картина интересная, зрелищная, полезная для лучшего понимания нашей жизни.
Для полной ясности в фильме не хватает маленького кусочка после 40-й минуты, чтобы узнать, как геологов настигло бедствие.Было все спокойно и вдруг: то ли из-за океана ударили "томагавками", то ли землетрясение а-ля "Земля Санникова" ...Моментально группа угодила в эпицентр огня, и река куда-то испарилась. Я начал смотреть именно отсюда (начало увидел на следующий день) и эти беспомощные метания людей воспринимал трудно, даже с неприязнью - люди походили на загнанных животных.Отправляясь в экспедицию на несколько месяцев они должны были прогнозировать возможность всяких катаклизмов.Но тут выглядят растерянными, не знают куда уходить, будто новички-туристы. И такая безнадёга во всем, и досада за них, за их беспомощность... Трагедия на экране удалась, по-аналогии вспоминается "Красная палатка". А вступление фильма с посвящением роднит с "Сердцем Бонивура".
№129 Д.М.
Умный в гору не пойдет... Не ходил бы ты Ванек во солдаты... Все это логика заматерелых женщин.
Вспомнилось "письмо Цицерона" из романа Уйалдера))
"Если бы наша цивилизация зависела от женщин, мы бы до сих пор жили в пещерах и все изобретения кончились бы открытием огня для домашних нужд. Все, чего они требуют от пещеры, кроме самого крова, — это чтобы она была чуть пороскошнее, чем у жены соседа; а своим детям желают лишь безмятежной жизни в такой же пещере, в какой выросли сами."
Недавно пересматривала фильм по Культуре, показалось, что Татьяна Самойлова временами здорово переигрывает. И захотелось увидеть фильм на большом экране.
Умный в гору не пойдет... Не ходил бы ты Ванек во солдаты... Все это логика заматерелых женщин. Чего бы стоили для общества эти "три прекрасные жизни", даже четыре, если они проедаются на пастбище среди жвачных? Да вы там просто не понимаете, что человек на планете - творец! Он совершенствует мир вокруг и себя в нем.Что там четыре жизни!? Ничего из благ не далось человечеству задаром, как манна небесная.Четыре жизни? Они в дело пошли, а сколько погибает совершенно бездарно ныне на дорогах.В одной России ежедневно десятки! Аминь.
Я, наконец, увидела этот фильм целиком, а не отрывками. Трагичный, страшный фильм, на грани переносимости. Все роли сыграны прекрасно великими актёрами, все хороши, особенно Ливанов. Я даже не сразу поняла конец - умер или нет герой Смоктуновского, столь трагичен, безнадёжен и долог был взгляд врача на него. Но стОят ли эти алмазы трёх прекрасных загубленных человеческих жизней, загубленной любви? СтОит ли этот фильм (наверное, великий) "сотрясения мозга Смоктуновского с частичным его переохлаждением" или сорванного голоса Ливанова , вот в чём вопрос? Да и вообще фильмы, так близко показывающие физиологию трагедии, стоят ли они человеческих жизней?
Сергей: "Одержимый ты человек, Костя."
Сабинин: "Иначе ничего не сделаешь за короткую человеческую жизнь". Вот так мыслят люди, которые имея в руках шанс стараются его использовать. О каком мифическом спасении здесь раздается? Разве мало бездеятельно молящих история посылает на бойню? Делай что по силам, и не сиди сиднем - это требует сама человеческая природа.И если ты геолог, то лезь в горы, забирайся в тайгу - там твой смысл.
№ 123 Загрей
Вырвать у природы тайны, забрать то, что она созидала миллионы лет, а ради чего забрать, для кого? Тогда было все ясно и понятно, а сейчас?
А откуда герои знали про сейчас? Они жили в другое время, когда ясно было ради чего забрать и для кого. .
И фильм о том времени, зачем же переносить его в нынешние реалии?
№114 нвч по-прежнему
... Такое впечатление, что смотрите фильм ради выискивания ляпов. Был бы корявый почерк, мы, зрители, ничего бы не увидели. А Вы не обратили внимания, что во всех фильмах, когда покзывают письмо или записку, почерк всегда четкий и разборчивый? Как Вы думаете, почему?
Маресьев полз по зимней тайге 18 дней, из еды у него с собой, по-моему, была только плитка шоколада. А осенью в тайге продержаться можно долго. Есть поздние ягоды, съедобные коренья, шиповник.
Я как раз и пишу, что фильм сознательно сделан алогичным ради усиления его символического начала, и как любой великий фильм он имеет множество разных трактовок, порой противоположных. Тут уж каждый видит в меру своей испорченности и осведомленности. Для меня несомненен гибрис героев, хотя он довольно скромный по меркам античности, но не по меркам советского времени. Вырвать у природы тайны, забрать то, что она созидала миллионы лет, а ради чего забрать, для кого? Тогда было все ясно и понятно, а сейчас? Судьба нередко наказывает первопроходцев за гибрис, и во многом это тайна - почему так? Может природа просто хочет нас спасти, видя как мы роем себе могилу - почти точно так, как в фильме.
Константин Арест-Якубович (Москва) 04.03.2017 - 13:34:37
PS.
Да, страшно, когда самолеты пролетают мимо. Еще страшнее, и прямо больно физически, когда - в самом разгаре пожара! - людей поздравляют, а они ничего даже не могут ответить. А уж сообщение, что длина полосы огня - тысяча километров, вообще, если без обиняков, означает "вам крышка". Но тем сильнее восхищает, как они держатся.
Константин Арест-Якубович (Москва) 04.03.2017 - 12:47:20
Фильм замечательный. Во всех отношениях - и съемки, и игра артистов.
С большим интересом прочитал все обсуждение. Здорово, что фильм так выводит из равнодушия. Потому что нет ничего худшего, чем равнодушие. Спорить и горячо отстаивать свою точку зрения всяко плодотворнее, чем пожимать плечами в полной безучастности.
Я могу (с некоторыми оговорками) солидаризироваться с постами Юлии, особенно в смысле безусловного утверждения в картине высоких идеалов и бескорыстия (да, было именно так! и во многих других наших фильмах!) и наотрез не согласен поэтому с ранними постами gsy. Загрею (111): тут возразить можно многое, я сам вижу фильм абсолютно не так, но скажу лишь одно. Длинный многодневный путь оставшегося последним героя Смоктуновского по снежной тайге, а затем еще и плавание его на плоту обессиленным и почти умирающим, не стоит понимать прямо "в лоб", буквалистски. Я понимаю в виде притчи, символически, по законам не документальной хроники, а художественного произведения. И для оценки фильма еще очень нужен контекст времени. 1959 год, оттепель. Тогда были возможны произведения очень высокого уровня и трагического содержания, далекие от трескучего официозного оптимизма. А ребята-то, конечно, молодцы. И не только наши. Я извиняюсь, конечно, но Скотт и Нансен в свое время руководствовались тоже высокими мотивами, а не желанием "попиариться и бабок срубить". Я верю и всегда буду верить в высокие идеалистические побуждения, без них в жизни смысл пропадает.
Фильм побуждает людей сделаться лучше, выше духом, держаться друг за друга и верить, он прививает отвращение к цинизму и шкурничеству - в этом его достижение.
№ 117 нвч по-прежнему
В профессии геолога не вседа бывает все гладко и удачно. Геологи Кошурников, Стофато,Журавлев погибли при поиске наиболее удобных путей для трассы Абакан-Тайшет. Фильм о мужестве людей этой профессии, о том, как проявляется человек в экстремальной обстановке. Прекрасная режиссерская, операторская работа! Актеры - высший класс!
отзывы
На пост 129: да нет, "мы понимаем, что человек на планете - творец", и мы за подвиги и за высокие порывы! Речь о другом, о ТАКОЙ ЦЕНЕ за подвиги, на которые отправляет родина своих героев (родина в лице партии, правительства, властей предержащих, итд.) Это, как мы теперь знаем, касалось (и касается ) и многомиллионных потерь на войне. Эти двое молодых людей не собирались умирать, они были полны романтикой, хотели честно трудиться, но жить. И задачей родины было в данном случае техническое обеспечение экспедиции, идущей так далеко в тайгу, осмысление опасности и прочее (вспомните хотя бы эту рацию, которая их не слышал, а посылала трескучие поздравления). Это то, что вы называете "прогнозировать возможность всяких катаклизмов". Имеет или не имеет право родина требовать такой стоимости за свои победы, человеческой жизни? Этими же вопросами задавались и создатели этого фильма (об этом было в интервью ещё живых актёров), для того и затронули эту тему, как напоминание о будущем. Чтобы люди извлекали урок из трагической ошибки, вот я о чём.
Насчет актеров- вот их уж точно никто не заставлял в этом принимать участие. Если сами актеры и съемочная группа охотно нарушали технику безопасности... Как- то нелепо считать, что это фильм об "извлечении уроков" и о государстве, которое всем должно. А у самих героев мозгов нет?
Умный в гору не пойдет... Не ходил бы ты Ванек во солдаты... Все это логика заматерелых женщин.
"Если бы наша цивилизация зависела от женщин, мы бы до сих пор жили в пещерах и все изобретения кончились бы открытием огня для домашних нужд. Все, чего они требуют от пещеры, кроме самого крова, — это чтобы она была чуть пороскошнее, чем у жены соседа; а своим детям желают лишь безмятежной жизни в такой же пещере, в какой выросли сами."
Недавно пересматривала фильм по Культуре, показалось, что Татьяна Самойлова временами здорово переигрывает. И захотелось увидеть фильм на большом экране.
Сабинин: "Иначе ничего не сделаешь за короткую человеческую жизнь". Вот так мыслят люди, которые имея в руках шанс стараются его использовать. О каком мифическом спасении здесь раздается? Разве мало бездеятельно молящих история посылает на бойню? Делай что по силам, и не сиди сиднем - это требует сама человеческая природа.И если ты геолог, то лезь в горы, забирайся в тайгу - там твой смысл.
Вырвать у природы тайны, забрать то, что она созидала миллионы лет, а ради чего забрать, для кого? Тогда было все ясно и понятно, а сейчас?
И фильм о том времени, зачем же переносить его в нынешние реалии?
... Такое впечатление, что смотрите фильм ради выискивания ляпов. Был бы корявый почерк, мы, зрители, ничего бы не увидели. А Вы не обратили внимания, что во всех фильмах, когда покзывают письмо или записку, почерк всегда четкий и разборчивый? Как Вы думаете, почему?
Маресьев полз по зимней тайге 18 дней, из еды у него с собой, по-моему, была только плитка шоколада. А осенью в тайге продержаться можно долго. Есть поздние ягоды, съедобные коренья, шиповник.
Да, страшно, когда самолеты пролетают мимо. Еще страшнее, и прямо больно физически, когда - в самом разгаре пожара! - людей поздравляют, а они ничего даже не могут ответить. А уж сообщение, что длина полосы огня - тысяча километров, вообще, если без обиняков, означает "вам крышка". Но тем сильнее восхищает, как они держатся.
С большим интересом прочитал все обсуждение. Здорово, что фильм так выводит из равнодушия. Потому что нет ничего худшего, чем равнодушие. Спорить и горячо отстаивать свою точку зрения всяко плодотворнее, чем пожимать плечами в полной безучастности.
Я могу (с некоторыми оговорками) солидаризироваться с постами Юлии, особенно в смысле безусловного утверждения в картине высоких идеалов и бескорыстия (да, было именно так! и во многих других наших фильмах!) и наотрез не согласен поэтому с ранними постами gsy. Загрею (111): тут возразить можно многое, я сам вижу фильм абсолютно не так, но скажу лишь одно. Длинный многодневный путь оставшегося последним героя Смоктуновского по снежной тайге, а затем еще и плавание его на плоту обессиленным и почти умирающим, не стоит понимать прямо "в лоб", буквалистски. Я понимаю в виде притчи, символически, по законам не документальной хроники, а художественного произведения. И для оценки фильма еще очень нужен контекст времени. 1959 год, оттепель. Тогда были возможны произведения очень высокого уровня и трагического содержания, далекие от трескучего официозного оптимизма. А ребята-то, конечно, молодцы. И не только наши. Я извиняюсь, конечно, но Скотт и Нансен в свое время руководствовались тоже высокими мотивами, а не желанием "попиариться и бабок срубить". Я верю и всегда буду верить в высокие идеалистические побуждения, без них в жизни смысл пропадает.
Фильм побуждает людей сделаться лучше, выше духом, держаться друг за друга и верить, он прививает отвращение к цинизму и шкурничеству - в этом его достижение.
В профессии геолога не вседа бывает все гладко и удачно. Геологи Кошурников, Стофато,Журавлев погибли при поиске наиболее удобных путей для трассы Абакан-Тайшет. Фильм о мужестве людей этой профессии, о том, как проявляется человек в экстремальной обстановке. Прекрасная режиссерская, операторская работа! Актеры - высший класс!