Арбат, как всем известно, в Москве, а улица Бубулинас — в Афинах. И все же они пересеклись. Два уже не очень молодых человека встретились на этом перекрестке и полюбили друг друга. Он — греческий коммунист Мемос Янидис, отсидевший двадцать лет в концентрационном лагере. Она — советская журналистка-международница Ксения Троицкая, вдова, мать почти взрослого сына. Что, казалось бы, может помешать их счастью? Ход истории, сложности мирового развития. Бунт «черных полковников» отозвался в сердце Ксении. Крики пытаемых в тюрьме «Асфалия», на улице Бубулинас, долетели до далекого Арбата... Перед нами разом и «политическое кино», и «поэтический кинематограф». «Политическое кино»: веха за вехой оживают на экране эпизоды греческой истории, с точным указанием дат: «зима сорок первого... февраль сорок второго... первое мая, третье декабря, тринадцатое декабря сорок четвертого...» Кроме того, рядом с вымышленными героями в пространстве кадра оказываются вполне реальные Жак Дюкло и Сергей Сергеевич Смирнов, режиссер Виктор Комиссаржевский и актер Сурен Кочарян, только что вернувшиеся с Парижского совещания в защиту греческой демократии.
«Поэтический кинематограф»: мозаика цветных и черно-белых, звуковых и асинхронных, озвучиваемых из-за кадра кусков, череда повторений и псевдо-повторений, стоп-кадры, рапидные съемки и, наконец, символические эпизоды, как бы материализации внутреннего монолога, когда в финале картины Ксения Троицкая видит самое себя у ворот тюремного замка в очереди греческих вдов и сирот, под черной шалью, как и они...
Возникает некоторое опасение: не многовато ли? Нет ли здесь перебора сильнодействующих поэтических средств? И нет ли противоречия в самой попытке дерзко соединить возможности поэзии (то есть — иносказания) с прямотой и определенностью политического трактата?
Думается, что такая противоестественная, на первый взгляд, смесь все же возможна. Надо только, чтобы поэзия и политика были равноправны, чтобы достоинства одного метода не приходили на помощь тогда, когда требуется прикрыть огрехи другого.
Впрочем, может быть, этот интересный эксперимент режиссера М. Захариаса выглядит не совсем удавшимся по вине исполнительницы центральной роли. Людмила Чурсина, популярная и безусловно одаренная актриса, встала в последние годы перед опасностью заштамповаться. Отсюда понятно горячее желание сыграть роль, резко не похожую на предыдущий ее репертуар. И все же в образе интеллектуалки Ксении Людмила Чурсина чувствует себя не очень уверенно, без той вольготной раскованности, которая так радовала любителей ее таланта.
Кинокритик Виктор Демин
обсуждение >>