Снятый по мотивам произведений Михаила Булгакова "Бег", несомненно, относится к лучшим работам режиссерского тандема Алова и Наумова. В этом фильме есть эпическая мощь, подлинный драматизм жестокой гражданской войны, горькая ирония, и даже печальная лирика... "Конечно, Алов и Наумов узнаются с первых кадров, - писал о фильме "Бег" Станислав Рассадин.- Они все такие же безудержные выдумщики. И все та же напряженность страстей, от которой, кажется, всего шаг до исступленности. И тот же интерес к переломам, взлетам, падениям - к роковым минутам жизни и истории" /Сб. Александр Алов, Владимир Наумов.М.,1989.С.146/. С потрясающей силой, быть может, на грани человеческих возможностей, играет роль генерала Хлудова Владислав Дворжецкий. Преследующие его героя жуткие видения поданы на экране в стиле апокалипсической фантасмагории. Дворжецкий играет высокую трагедию Совести и Возмездия... Но Булгаков - это Булгаков! И рядом со страшными и жуткими сценами в фильме Алова и Наумова возникают комические, фарсовые эпизоды "тараканьих бегов", карточной игры генерала Чарноты/Михаил Ульянов/ с богачем Корзухиным /Евгений Евстигнеев/. Здесь правит бал стихия карнавала. И чудится, что среди героев картины вот-вот появится сам мессир Воланд, и предложит им еще одну азартную игру...
Особой похвалы заслуживает операторская работа Левана Пааташвили: его "кинокисти" подвластно все: яростные кавалерийские атаки, выразительные психологические портреты, экспрессивный мир сновидений и видений, ностальгия пейзажей и цирковой антураж трагикомических сцен.
Александр Федоров
обсуждение >>