Молодежная мелодрама «Милый Эп» Олега Фомина как бы даже нарывается на критические упреки в лакировке действительности. Суровые критики между тем тоже впали в депрессию от созерцания «правды жизни». Детский Версаль, устроенный режиссером в павильонах Белорусской киностудии,— кайф для измученной перестройкой души. Тинейджеры в смокингах с «бабочками» на именинах у одноклассницы, «прикинутой» в вечернее платье «от Кардена», американизация интерьеров и диалогов, отказ от бытовой правды во имя Красоты — это, конечно же, заявка на поэтику, полемичную по отношению к символу веры современного экрана, претендующего на отражение «жизни в формах самой жизни». На мой вкус, в фильме маловато авторского присутствия, ирония и стёб едва прочитываются, из-за чего система условностей, выбранная режиссером осознанно, может быть воспринята — и кое-кем воспринимается — как реликтовое мышление времен соцреализма, а вовсе не как киносказка, программно выпавшая из социальных координат, программно же отказавшаяся от психологизма и второго плана.
«Милый Эп» манифестирует некую интенцию кинопроцесса, готовую, как мне кажется, сложиться в направление. Я имею в виду разрыв с идеологией, на место которой становится любая попавшая под руку мифология — от голливудской до античной. Процесс «изгнания дьявола» часто принимает дикарские экранные формы. Но каким другим способом может избавиться от комплексов маргинальное сознание, приученное принимать тотальную экспансию идеологии в искусство за реализм и «правду жизни в ее революционном развитии»?
Елена Стишова
«Искусство кино», № 3, 1992 год
Стр. 135
обсуждение >>