в фильме по максимоуму много говорится о том, чем была полезна Мать Мария для советской борьбы против фашизма, а вот все остальные аспекты - так сведены к минимуму, а именно:
- её творчество и общение с знаменитым предреволюционным культурным бомодом;
- её роль и участие в период революции и Гражданской войны;
- её переход в монашество;
- её мотивы помощи русской эмиграции.
Всё что было зрителю следует понимать как просто подготовительный этап к периоду Сопротивления- вот, не могла долго прийти к такой простой мысли, что надо сопротивляться врагам советской власти!
Но конечно, для советского человека ( особенно - молодого советского человека!) фильм был очень необычен, даже чуть ли не с диссидентским уклоном: надо же, впервые эмигрантку и монашку упомянули не во враждебном, а в весьма положительном ключе ! Для тех времен - просто редкость, этот потом уже пойдут фильмы с участием " прогрессивных эмигрантов первой волны и их потомков", а пока вот зритель застывал в недоумении: общий дух что учебников истории, что пропаганды вообще очень-очень не любил делать вот такие исключения. Там вот если эмигранты и были "хорошими", то, как правило хотели вернуться, и возвращались, типа Вертинского... А вот так, что бы не желать вернуться, но о тебе хорошее слово сказали - это вот явление небывалое...
Посмотрела фильм заново спустя много лет.
Чувствуется, что фильм малобюджетный, снимали несколько дней в Париже, а основные съемки были во Львове. Драматические перипетии судьбы Е. Кузьминой-Караваевой, связанные с разрывом с Родиной, представлены в её воспоминаниях.
Показаны лучшие, самые достойные представители русской эмиграции во Франции.
Два эпизода очень характерные. В одном - мать Мария навещает одного русского в Париже, он такой радостный, весь светится от счастья, что Германия напала на Советский Союз. Он передает матери Марии денежную помощь в бОльшом объеме но та с гневом, идет от него прочь.
Другой эпизод. Когда в приют к матери Марии приходит сын одного постояльца в немецкой форме. Его отца играл В. Дворжецкий, который не стал разговаривать с сыном.
Одна из тем фильма - трагедия русской эмиграции, оказавшейся вдали от Родины.
Любопытно было, что в приюте по приемнику слушали сводки Совинформбюро, пока не поступил донос.
Всего месяц не дожила мать Мария до освобождения концлагеря Равенсбрюк.
Нину, номер которой заменила мать Мария и вместо неё пошла на казнь, играла Наталья Бондарчук.
Вероника Полонская, которая была знакома с самим Маяковским играла мать Кузьминой-Караваевой, которая пережила дочь и внука и умерла в столетнем возрасте.
№16 Борис Нежданов
№ 15 Шиповник. Я брал в библиотеке книгу, авторы Елена Микулина и Сергей Колосов. Не помню точно, был ли это сценарий в чистом виде или повесть на основе сценария.
Спасибо. В той книге Елены Микулиной "Мать Мария" (М. 1983) , которая мне попалась на букроссинге, Сергея Колосова нет среди авторов и в биографической статье о Е. Ю. Кузьмине - Караваевой нет упоминания об одноименном фильме. Но почему-то сразу у меня возникло мнение, что в основе фильма "Мать Мария" - книга Елены Микулиной.
Во французском Сопротивлении было много русских - Борис Вильде, Анатолий Левицкий, Зинаида Шаховская, Мария Вега (Волынцева, автор песни "Институтка"), Вера Оболенская (Вики) , Вера Гранн и др. И среди них - Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария).
Начала смотреть фильм. В титрах указаны сценаристы картины - С. Колосов, Е. Микулина. Но на нашем сайте сценаристом указан только С. Колосов.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 21.12.2023 - 23:42:54
№ 15 Шиповник. Я брал в библиотеке книгу, авторы Елена Микулина и Сергей Колосов. Не помню точно, был ли это сценарий в чистом виде или повесть на основе сценария.
Я вспомнила про фильм "Мать Мария", когда обнаружила сегодня на букроссинге (книгообмене) в нашей библиотеке биографический роман Елены Мигуновой "Мать Мария" (Москва : Современник, 1983). Книга была издана сразу же после выхода фильма Сергея Колосова.
№12 Борис Нежданов
Я этого фильма не видел, он довольно быстро с экрана сошёл, но его сценарий вышел как повесть, я её читал.
Борис Борисович
Я думала, что фильм снят по книге Елены Мигуновой "Мать Мария".
Или Вы читали сценарий Сергея Колосова?
№11 dostoevsky
Очень жаль, что об этом фильме почти никто не знает.
Да как же про этот фильм никто не знает? В ужасе от того, как много здесь отзывов :(((( Я знаю, что здесь на советских одно и тоже постоянно обсуждается. Я его в школьные годы смотрела в кинотеатре.Спроси меня о лучших ролях Людмилы Касаткиной. Сразу отвечаю : "Мать Мария".
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 14.12.2022 - 21:45:07
Я этого фильма не видел, он довольно быстро с экрана сошёл, но его сценарий вышел как повесть, я её читал. В те годы Сергей Колосов, обычно снимавший телефильмы, снял два фильма для большого экрана - "Помни имя своё" и "Мать Мария". Как я читал, у него тогда был какой-то конфликт с руководством телевидения, и он на время перешёл в большое кино.
Очень жаль, что об этом фильме почти никто не знает. А тем временем я взял в архиве "Мосфильма" (и возьму еще в одном месте) уникальные документы, касающиеся съемок этой картины. Волосы встают дыбом от того, что наболтали на худсовете... Публикацию сделаю в следующем году. Для работы у меня суммарно более 100 архивных листов, которые, конечно, нужно изучить, чтобы получилась хорошая статья.
P. S. Рабочее название фильма - "Мадам Мэр Мари". Именно так он должен был выйти изначально на экран.
Потрясающая работа,не просто фильм,а работа во всех смыслах.Как жалко,что нельзя уже поклониться этой великой паре Касаткина-Колосов.Великие труженники и патриоты нашей земли.
В книге Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова "Судьба на двоих (Воспоминания в диалогах)" 2005, подробно рассказывается о съёмках фильма "Мать Мария".
Сергей Колосов: "...Прежде всего создание Парижа. Было ясно, что без минимальных парижских съемок не обойтись. К концу съемочного периода с трудом добились разрешения на десять съемочных дней в Париже. Остальной Париж надо было снимать в СССР. Выбрали Львов. Карташов с Железняковым обошли весь город, прикидывая мизансцены, делали фото, зарисовки, обмеры. Да, нашли часть города, фотографически похожую на улицы и дворы Парижа. Но ее еще нужно было "довести". И это было сделано к первому дню съемок благодаря опыту наших художников".
"Во Львове по-разному отнеслись к приезду нашей съемочной группы. Были помощь и внимание со стороны областных организаций и многих жителей. Но были и попытки сорвать съемки, устроить пожар на площадке, похулиганить, попугать."
Монахиня Мария, в миру Елизавета Юрьевна Скобцова, в девичестве Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева — по свидетельству священника Бориса Старка, хорошо ее знавшего, Мария Скобцова «была монахиня до мозга костей после довольно пестро прожитой жизни. Ряса для нее была кожей, а не маскхалатом. Для матери Марии любовь к Богу и любовь к людям были неотделимы».
Принятый в 1932 году в эмиграции, в Париже, монашеский постриг отсек первую, бурную половину жизни Марии Скобцовой. Там осталось несколько сборников стихов, вступление в партию эсэров, два замужества, бегство от большевиков с остатками Добровольческой армии, рождение троих детей и смерть младшей дочери.
Еще до пострига Мария Скобцова стала миссионеркой «Христианского движения» — религиозной организации, которая помогала нуждающимся русским эмигрантам: разъезжала по всей Франции, встречалась с соотечественниками, читала лекции. Мать Мария часто сама принимала живейшее участие в судьбах обездоленных людей. Как-то один шахтер в ответ на ее проповедь зло сказал: «Вы бы лучше нам пол вымыли, чем доклады читать!» И она тут же принялась мыть пол. «Когда я кончила мыть, меня посадили за стол, принесли обед, и завязался разговор», — вспоминала она. Выяснилось, что один из шахтеров был на грани самоубийства, и мать Мария отвезла его к знакомым, где он смог восстановить душевные силы и вернуть веру.
В другой раз ради спасения двух русских, ставших наркоманами, мать Мария бесстрашно вошла в марсельский притон, буквально вытащила их оттуда, посадила на поезд и сама отвезла в семью, где они постепенно стали приходить в себя.
Вокруг матери Марии стали собираться русские люди, родилось общественное объединение «Православное Дело». «Мы собрались вместе не для теоретического изучения социальных вопросов в духе Православия. «Мы помним, что вера без дел мертва и что главным пороком русской богословской мысли была ее оторванность от церковно-общественного ДЕЛА», —писала мать Мария своим единомышленникам.
Мать Мария открывала бесплатные столовые, приюты для престарелых и бездомных, обустраивала при них — в нежилых домах, в гаражах — церкви, сама расписывала иконостасы, вышивала священническое облачение. Но больше всего старалась напитать обездоленных людей «не хлебом единым, но всяким словом Божиим», хотя и начинала с самого насущного — накормить, дать крышу над головой и простенькую одежку, укрыть от грозящей беды.
Во время войны монахиня Мария с риском для жизни спасала от гестапо евреев и бежавших из лагерей советских военнопленных, за что была посмертно награждена советским орденом Отечественной войны.
Арестовали монахиню Марию в 1943 году вместе с сыном. Сын через год умер в немецком концлагере от голода, а сама мать Мария, пережив его на год, добровольно обменялась с приговоренной к смерти молодой женщиной курткой с лагерным номером и вместо нее пошла в газовую камеру.
В 2004 году монахиня Мария (Скобцова) была прославлена Константинопольским патриархатом как преподобномученица.
Пересмотрела буквально только что. Соглашусь с автором поста №4. При первом просмотре фильм произвёл бОльшее впечатление, а теперь текст местами кажется несколько безликим. Однако, думаю, дело не в решении роли, предложенном Л.Касаткиной. Она-то как раз максимально убедительна.
Как заметила Лина Н. (пост №1), фильму чего-то не хватает. Мне кажется, дело в том, что история Матери Марии в фильме практически лишена важнейшего, глубинного -- религиозного компонента её подвига. Даже стихотворения её здесь представлены в "усечённом" виде, например, "Сопряжены во мне два духа..." читается без финальной строфы, теряя весь смысл.
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
отзывы
- её творчество и общение с знаменитым предреволюционным культурным бомодом;
- её роль и участие в период революции и Гражданской войны;
- её переход в монашество;
- её мотивы помощи русской эмиграции.
Всё что было зрителю следует понимать как просто подготовительный этап к периоду Сопротивления- вот, не могла долго прийти к такой простой мысли, что надо сопротивляться врагам советской власти!
Но конечно, для советского человека ( особенно - молодого советского человека!) фильм был очень необычен, даже чуть ли не с диссидентским уклоном: надо же, впервые эмигрантку и монашку упомянули не во враждебном, а в весьма положительном ключе ! Для тех времен - просто редкость, этот потом уже пойдут фильмы с участием " прогрессивных эмигрантов первой волны и их потомков", а пока вот зритель застывал в недоумении: общий дух что учебников истории, что пропаганды вообще очень-очень не любил делать вот такие исключения. Там вот если эмигранты и были "хорошими", то, как правило хотели вернуться, и возвращались, типа Вертинского... А вот так, что бы не желать вернуться, но о тебе хорошее слово сказали - это вот явление небывалое...
Чувствуется, что фильм малобюджетный, снимали несколько дней в Париже, а основные съемки были во Львове. Драматические перипетии судьбы Е. Кузьминой-Караваевой, связанные с разрывом с Родиной, представлены в её воспоминаниях.
Показаны лучшие, самые достойные представители русской эмиграции во Франции.
Два эпизода очень характерные. В одном - мать Мария навещает одного русского в Париже, он такой радостный, весь светится от счастья, что Германия напала на Советский Союз. Он передает матери Марии денежную помощь в бОльшом объеме но та с гневом, идет от него прочь.
Другой эпизод. Когда в приют к матери Марии приходит сын одного постояльца в немецкой форме. Его отца играл В. Дворжецкий, который не стал разговаривать с сыном.
Одна из тем фильма - трагедия русской эмиграции, оказавшейся вдали от Родины.
Любопытно было, что в приюте по приемнику слушали сводки Совинформбюро, пока не поступил донос.
Всего месяц не дожила мать Мария до освобождения концлагеря Равенсбрюк.
Нину, номер которой заменила мать Мария и вместо неё пошла на казнь, играла Наталья Бондарчук.
Вероника Полонская, которая была знакома с самим Маяковским играла мать Кузьминой-Караваевой, которая пережила дочь и внука и умерла в столетнем возрасте.
№ 15 Шиповник. Я брал в библиотеке книгу, авторы Елена Микулина и Сергей Колосов. Не помню точно, был ли это сценарий в чистом виде или повесть на основе сценария.
Во французском Сопротивлении было много русских - Борис Вильде, Анатолий Левицкий, Зинаида Шаховская, Мария Вега (Волынцева, автор песни "Институтка"), Вера Оболенская (Вики) , Вера Гранн и др. И среди них - Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария).
Начала смотреть фильм. В титрах указаны сценаристы картины - С. Колосов, Е. Микулина. Но на нашем сайте сценаристом указан только С. Колосов.
Я этого фильма не видел, он довольно быстро с экрана сошёл, но его сценарий вышел как повесть, я её читал.
Я думала, что фильм снят по книге Елены Мигуновой "Мать Мария".
Или Вы читали сценарий Сергея Колосова?
Очень жаль, что об этом фильме почти никто не знает.
P. S. Рабочее название фильма - "Мадам Мэр Мари". Именно так он должен был выйти изначально на экран.
Сергей Колосов: "...Прежде всего создание Парижа. Было ясно, что без минимальных парижских съемок не обойтись. К концу съемочного периода с трудом добились разрешения на десять съемочных дней в Париже. Остальной Париж надо было снимать в СССР. Выбрали Львов. Карташов с Железняковым обошли весь город, прикидывая мизансцены, делали фото, зарисовки, обмеры. Да, нашли часть города, фотографически похожую на улицы и дворы Парижа. Но ее еще нужно было "довести". И это было сделано к первому дню съемок благодаря опыту наших художников".
"Во Львове по-разному отнеслись к приезду нашей съемочной группы. Были помощь и внимание со стороны областных организаций и многих жителей. Но были и попытки сорвать съемки, устроить пожар на площадке, похулиганить, попугать."
Принятый в 1932 году в эмиграции, в Париже, монашеский постриг отсек первую, бурную половину жизни Марии Скобцовой. Там осталось несколько сборников стихов, вступление в партию эсэров, два замужества, бегство от большевиков с остатками Добровольческой армии, рождение троих детей и смерть младшей дочери.
Еще до пострига Мария Скобцова стала миссионеркой «Христианского движения» — религиозной организации, которая помогала нуждающимся русским эмигрантам: разъезжала по всей Франции, встречалась с соотечественниками, читала лекции. Мать Мария часто сама принимала живейшее участие в судьбах обездоленных людей. Как-то один шахтер в ответ на ее проповедь зло сказал: «Вы бы лучше нам пол вымыли, чем доклады читать!» И она тут же принялась мыть пол. «Когда я кончила мыть, меня посадили за стол, принесли обед, и завязался разговор», — вспоминала она. Выяснилось, что один из шахтеров был на грани самоубийства, и мать Мария отвезла его к знакомым, где он смог восстановить душевные силы и вернуть веру.
В другой раз ради спасения двух русских, ставших наркоманами, мать Мария бесстрашно вошла в марсельский притон, буквально вытащила их оттуда, посадила на поезд и сама отвезла в семью, где они постепенно стали приходить в себя.
Вокруг матери Марии стали собираться русские люди, родилось общественное объединение «Православное Дело». «Мы собрались вместе не для теоретического изучения социальных вопросов в духе Православия. «Мы помним, что вера без дел мертва и что главным пороком русской богословской мысли была ее оторванность от церковно-общественного ДЕЛА», —писала мать Мария своим единомышленникам.
Мать Мария открывала бесплатные столовые, приюты для престарелых и бездомных, обустраивала при них — в нежилых домах, в гаражах — церкви, сама расписывала иконостасы, вышивала священническое облачение. Но больше всего старалась напитать обездоленных людей «не хлебом единым, но всяким словом Божиим», хотя и начинала с самого насущного — накормить, дать крышу над головой и простенькую одежку, укрыть от грозящей беды.
Во время войны монахиня Мария с риском для жизни спасала от гестапо евреев и бежавших из лагерей советских военнопленных, за что была посмертно награждена советским орденом Отечественной войны.
Арестовали монахиню Марию в 1943 году вместе с сыном. Сын через год умер в немецком концлагере от голода, а сама мать Мария, пережив его на год, добровольно обменялась с приговоренной к смерти молодой женщиной курткой с лагерным номером и вместо нее пошла в газовую камеру.
В 2004 году монахиня Мария (Скобцова) была прославлена Константинопольским патриархатом как преподобномученица.
Как заметила Лина Н. (пост №1), фильму чего-то не хватает. Мне кажется, дело в том, что история Матери Марии в фильме практически лишена важнейшего, глубинного -- религиозного компонента её подвига. Даже стихотворения её здесь представлены в "усечённом" виде, например, "Сопряжены во мне два духа..." читается без финальной строфы, теряя весь смысл.