Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Главная / Советское кино / Л / / информация о фильме
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Ливень (1974)

Ливень кадры из фильма
Год
1974
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  8.235 / 34 голоса

   
Весной 1945 года Саша, оставшись без родителей, приезжает в деревню Выселки в надежде найти свою тетку. Но ее последняя надежда на существование близкого человека рухнула. Однако знакомство с простыми жителями села, неожиданная любовь к леснику и чувство радости от необходимой работы вернули девушке жажду жизни.

последнее обновление информации: 20.06.23

«Красиво - уж не красота». Эту строчку Полонского вспомнил в разговоре с Чеховым Бунин. И добавил: «Хорошо сказано. «Чудесно!» — согласился Чехов. «А «красочно» — ведь они же не знают, что у художников это бранное слово!» Почему их разговор пришел на память после просмотра «Ливня» (авторы сценария Э. Тропинин и А. Галиев, режиссер Б. Яшин, «Мосфильм»)? Драматичнейший материал. Герои, искалеченные войною: онемевший (физически, буквально) лесник Серафим и онемевшая нравственно (от пережитого) юная Саша. Вдовы, сироты, инвалиды... А что вспоминается сейчас? Любовный по меньшей мере семиугольник; хитро спутанный клубок ревнующих друг друга персонажей, из которого торчат ниточки их судеб, так что список действующих лиц есть список лиц ревнующих. Вспоминаются дивные пейзажи, почти венециановские портреты, снятые талантливо, но самоцельно (оператор В. Листопадов); вспоминаются Серафим и Саша, завороженно глядящие на токующих тетеревов, и красивые их лица по-рождественски обрамлены (беру это слово, забракованное чеховским Троплевым) еловыми ветками. Вспоминаются замедленность, заколдованность... Странное дело: сколько ни говори, что серьезная тема не оправдание, а дополнительная ответственность, все-таки оказывает она какое-то психическое давление. Вот и сейчас я испытываю неловкость, изъявляя своз зрительское неудовольствие; вдруг скажут: да как вы можете? Да разве не ясно, что хотят сказать авторы — что жизнь, полуубитая войной, возрождается, души воскресают?.. Да, да, понимаю. И все же — что ж поделать, если красочность и красивость победили правду жизни, именно победили, одолели, ибо было что одолевать и чему противоборствовать (вот в чем обида). Была, вернее, есть черно-белая первая часть цветного фильма, где сказалось суровое и истинное дарование режиссера. Были (есть) частные удачи, большие или меньшие.
Что (продолжаю) поделать, если трудное — и оттого-то прекрасное — торжество жизни над смертью, радости над немотой потеснено схематизмом сказки, жанра чудесного, но имеющего свои границы? «Все дурное из души вымоет — как вот этим ливнем»,-— символически говорится о Победе. Что ж, так могли думать герои фильма, они даже должны были так думать — ТОГДА, но сегодня-то авторы знают: не все так просто, не все горе уходит, едва придет радость, иначе с чего бы появление и самого этого фильма?
Время лечит раны, это аксиома. Художнику, снимающему фильм о войне тридцать лет спустя, трудно удержаться на болевой высоте «Радуги» или «Она защищает Родину»; в идеале — нужно, но трудно. Тут приходит на помощь мудрый опыт, рождаемый тем же временем. Мудрый не значит благодушно-убаюкивающий, напротив! Он соразмеряет былой трагизм с древними и новыми трагедиями всего человечества, отсутствие биографически пережитого он возмещает — и как возмещает! — сопереживанием с каждым человеком, с народом.
Прошу прощения за пафос, который всегда кажется излишним, но в «Ливне» время выступило лишь лекарем. Будоражащий, неумолкающий опыт сопереживания отступил перед тем, что «красиво» и «красочно»...
Между прочим, строчка Полонского у него самого звучит не совсем так: «красиво, но не красота». А тот другой вариант возник в результате оговорки Бунина, и, как бывает, ошибка, по-моему, даже улучшила строку. Не «но», а «уж» — в этом все дело!
Истинная красота может быть и страшной: как синтезирующий все цвета белый цвет, она включает в себя муки, кровь, все, чем за нее платят. «Красиво» — это красота, погубленная любованием. «Уж не красота»...

Станислав Рассадин

"Советский экран" № 21, ноябрь 1975 года

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 17
theatrped (Центральная Россия)   27.10.2024 - 02:25
При всем том, что есть хорошие трогательные моменты, и с цветной половины начинается хоть что-то, фильму "6" из "10". Паузы в речи героини в первой половине особенно вызывали "э-эгм!".... читать далее>>
№ 16
Геннадий Воланов (Москва)   18.08.2023 - 13:20
Очень скучное и безмерно затянутое кино - "6" по 10-балльной. В любом случае значительно уступает другим нашим фильмам про "бабье царство" (послевоенные деревни без мужиков) - собственно... читать далее>>
№ 15
Людмила Бобкова (Ленинград)   15.05.2022 - 11:17
Какая жуткая тягомотина! И какая неправда! Главная героиня вызывает откровенное раздражение. Здоровущая дивчина, якобы ушибленная войной. Ничго не получилось! Ей бы физкультуру в средней школе... читать далее>>
№ 14
Елена Елисеева   2.05.2022 - 02:31
Где-то далеко идёт страшная война, но деревня, хоть и без мужиков, все таки живет по своим извечным нравственным законам - веры и правды. Смотрела и думала, кто и где в мире может нас понять. Эту нашу... читать далее>>
№ 13
Римм@ (Алма-Ата)   2.09.2021 - 22:02
Саша (Светлана Дирина) как поняла хотела выбраться из тех чужих мест и схитрила сказав, что она землячка фронтовика Михеева (Юрий Назаров), повез он ее с собой. Он потом догадался об этом, - Тетки никакой... читать далее>>

Ливень (1974): новости >>

31 марта
Домашний
31 марта
Первый канал
31 марта
Россия 1
1 апреля
ТНТ
2 апреля
Домашний
4 апреля
Домашний
5 апреля
Россия 1
5 апреля
ТВЦ
1 апреля
KION
3 апреля
START
3 апреля
OKKO
3 апреля
Netflix
3 апреля
PREMIER
4 апреля
START
6 апреля
PREMIER
6 апреля
КиноПоиск HD
7 апреля
IVI, КиноПоиск HD
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария
Кино-театр.ру в Telegram