Посмотрела заново фильм " Лермонтов".
Я в сложном положении. Как целостное художественное произведение фильм не понравился. Впечатлили титры, указывающие на очень большую работу с лермонтоведами , с музеями Пятигорска и Тархан. Очень много авторитетных консультантов привлек Николай Петрович Бурляев к работе над фильмом.
Понравились виды Кавказа. Не знала, что великий танцовщик Марис Лиепа играл императора Николая Первого, а его дочь Илзе играла фрейлину. Лиепа является постановщиков бальных сцен фильма.
Видно влияние Андрея Тарковского на Бурляева в постановке именно этого фильма. Если копия, которая выложена в Интернете представляет собой завершенную работу, то много вопросов возникает.
А что собой представляет отреставрированная авторская версия фильма, которая сейчас выходит в прокат?
Я тут обнаружила другой фильм - "; Лермонтов" ( 1943), где Михаила Юрьевича играет Алексей Консовский. Обязательно его надо посмотреть.
Николай Петрович человек крепкого духа, раз сумел пережить гравлю. Но фильм мне не понравился. Я стараюсь быть объективной.
Когда узнала несколько лет назад о связи между родами Лермонтова и Столыпина, с особым вниманием смотрела эпизод деда Петра Аркадьевича Столыпина и юного Мишеля Лермонтова.
Пан Анджей
Андрей
Я сейчас пишу с планшета, мне цитировать неудобно. Отвечаю на Ваш пост.
Не исключено, что Николай Петрович в 1986 году был членом КПСС. Критика в газете
" Правда" имела сильное действие на члена партии. Почему об этом не вспоминать?
Показывали Н. Белохвостикову , она тоже рассказывала, что на том же съезде кинематографистов досталось и ее мужу.
Другие фильмы запрещали молча ( спустя годы публиковались документы), по " Лермонтову" была первая публичная порка. Пережить публичную порку морально было тяжело. Я сочувствую и понимаю Николая Петровича.
По фильму " Лермонтов".
Я его смотрела очень давно. Тогда посчитала, что тогда к нему просто придирались если сейчас вышла полная отреставрированная версия, ее нужно посмотреть.
№281 нвч по-прежнему
Примеры с вашими или моими родственниками, экскурсы в историю здесь не нужны. Речь ведь идет о конкретной ситуации и об известных лицах, которых долбили и травили публично. А те, кто на 5 съезде распинал Бондарчука, потом публично каялись по ТВ. Что касается В.Розова, то, он, безусловно, знал, о чем говорил и имел право на собственное мнение, но всех стричь под одну гребенку нельзя. Да, и масштабы "страданий" часто были разные.
Вам не нужны, а кого-то может быть, и заинтересуют.
Согласен, что "всех стричь под одну гребенку нельзя". Поэтому "у вас одна стрижка, у меня - другая".
В конкретном случае речь зашла о "масштабе страданий" Николая Бурляева. Я не считаю, что у него были такие "масштабы", о которых нужно вспоминать через десятилетия.
Я не считаю V съезд кинематографистов СССР 1986 года каким-то "эпохальным событием".
Сергей Фёдорович Борндарчук, безусловно, великий режиссёр. А как человек, наделённый властью, он, возможно, и "перегибал палку". Я в "корпоративные склоки" стараюсь не вникать и кто и насколько там был прав - не сужу.
О "Борисе Годунове" лучше поговорить на соответствующей ветке.
№280 нвч по-прежнему
Я училась в первом вузе до перестройки, во втором как раз во время, хорошо помню, как наша преподаватель ( в первом вузе) истории русской литературы ХIХ века говорила нам об этом, как мы все были поражены. Но она легко, с помощью стилистического анализа ряда стихов Лермонтова и этого стихотворения доказала нам, что Л. не являлся автором этих строк.
Лермонтов "очень разный" в разных своих стихотворениях. Имхо, "лёгкие доказательства" здесь невозможно, да и "нелёгкие" тоже...
В конкретном случае можно лишь констатировать, что по поводу авторства здесь есть сомнения и любой читатель может сам решить, какая версия ему ближе.
нвч по-прежнему (Красноярск) 05.10.2024 - 07:40:48
№279 Пан Анджей
... А что касается взаимоотношений между творческими людьми, так склоки, интриги , зависть и т.п. в этой среде были везде и всегда…
Если отталкиваться от того, что документально зафиксировано: можно начать с театра в древних Афинах… И Пятый съезд кинематографистов не был «новым словом»… Всё давно уже было сказано и пересказано…
Коллективы творческих людей – это, очень часто склочные коллективы…
А что касается жалоб… Я никогда не слышал, чтобы мои бабушки жаловались на жизнь. Хотя у них жизнь была действительно очень тяжёлая и несправедливостей очень много было… И многие люди о своих бабушках могут сказать тоже самое. (Моё поколение по сравнению с ними жило «в тепличных условиях», так что нам «грех жаловаться».)
В годы «перестройки» была не телевидении передача: «Воскресная нравственная проповедь». Десятиминутные выступления известных деятелей.
В первом выпуске выступал драматург Виктор Сергеевич Розов. Дословно, конечно, не помню, но смысл такой: «Сейчас многие творческие люди рассказывают о том, как им было трудно, как они страдали… И мне было трудно, и я страдал… Но не нужно об этом говорить, не нужно жаловаться. Были люди, которые намного больше нас вынесли…» ... ... пародии уж слишком хорошо.
Творческие люди - люди публичные, бульварные сплетни, желтая пресса всегда идут за ними по пятам, поэтому им нередко приходится рассказывать о том, как было в действительности, а не то. что насочиняли в прессе.Склоки и интриги, например, в науке, огромные, ничуть не меньше, чем в творческой среде, но профессии не публичные, поэтому и пишут меньше.Примеры с вашими или моими родственниками, экскурсы в историю здесь не нужны. Речь ведь идет о конкретной ситуации и об известных лицах, которых долбили и травили публично. А те, кто на 5 съезде распинал Бондарчука, потом публично каялись по ТВ. Что касается В.Розова, то, он, безусловно, знал, о чем говорил и имел право на собственное мнение, но всех стричь под одну гребенку нельзя. Да, и масштабы "страданий" часто были разные.
нвч по-прежнему (Красноярск) 05.10.2024 - 07:13:32
№278 Шиповник
... Я в курсе того, что " Прощай, немытая Россия" приписывается Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Но если это так, как же это восьмистишие оказывалось в академических собраниях сочинений Лермонтова и в школьной программе.
На моей памяти, дискуссия об авторстве ведётся с начала перестройки. Новые издания Лермонтова я не видела ( выйду на работу, уточню в нашей библиотеке), а в изданиях советского периода " Прощай, немытая Россия" включалось.
РS.Помню, что даже на одной из "Прямых линий " с ВВП вопрос об этом стихе был озвучен и президент отвечал на него.
Думаю, в академическое собрание ( как и в школьную программу) включали по определенным причинам, ведь не секрет, что в лермонтоведении были очень серьезные споры. Но государству важно было принять ту сторону, которая совпадала с установкой после революции. Я училась в первом вузе до перестройки, во втором как раз во время, хорошо помню, как наша преподаватель ( в первом вузе) истории русской литературы ХIХ века говорила нам об этом, как мы все были поражены. Но она легко, с помощью стилистического анализа ряда стихов Лермонтова и этого стихотворения доказала нам, что Л. не являлся автором этих строк.Тоже не смотрела в новые издания Л., есть ли там это стихотворение. Надо посмотреть. Да, а Бурляев, когда готовился к съемкам своего фильма, очень плотно общался с музейщиками из Тархан, Пятигорска, с известными лермонтоведами.Известно, что в музеях всегда есть обширный материал, который знаком узкому кругу специалистов. Наверное, поэтому он и отрицал авторство Лермонтова. Все ведь упирается в то, что автографа этого стихотворения нет.Опубликовали его впервые во второй половине 80-х гг ХIХ в без указания на источник, в тот же период и чуть позже публиковали со словами "записано со слов", "записано современником поэта", не называя современника и т.д. Опубликованные варианты текстов отличались. Это тоже вызывало большие сомнения.
№274 Шиповник
... Андрей
Журнал " Советский экран" я читала от корки до корки. И критику я помню. И критика была в газете " Правда", что лично для Бурляева было морально тяжелее, т к была главной газетой страны, о чем рассказывал Бурляев Устиновой. (…)
Я Вам уже раньше писала, что много смотрела интервью Бурляева, и он рассказывал, что его " крестный отец" в кино Тарковский ему говорил, чтобы не становился режиссером. Он ему говорил, что с тобой сделают то же, что и со мной ".:но это все со слов Бурляева.
Здравствуйте, Татьяна.
Я тоже слушал некоторые интервью Николая Бурляева и знаю, что он – православный христианин. Так что мы с ним единоверцы…
И вот когда православный христианин жалуется на то, что его много лет назад критиковали в атеистической газете «Правда»… Ну не повод это для христианина расстраиваться и жаловаться, тем более через много лет!
О Тарковском Бурляев наверняка говорил правду. Я очень люблю «Солярис» и «Сталкер». Но к личности Тарковского отношение неоднозначное. (Об этом говорил
№274 Шиповник
Я посмотрела фильм ради интереса.
И какое впечатление? Что понравилось, а что – не очень?
№274 Шиповник
У нас разве первый фильм, в котором снимались родственники?
Вот в конкретном случае лично у меня никаких претензий. Считаю, что само по себе это вполне нормально.
Многие режиссёры снимали в фильмах своих жён и получались замечательные фильмы.
Евгений Иванович Ташков взял на главную роль в фильме «Подросток» своего сына Андрея… Я в этой роли уже никого другого представить не могу! Настолько «точное попадание»! Я ведь это экранизация Достоевского!
Важен результат.
№275 нвч по-прежнему
Я тоже очень люблю творчество Лермонтова, но мне, в отличие от вас, фильм понравился. Смотрела его дважды, и каждый раз было ощущение словно погружаюсь в ту эпоху. Разумеется, каждый имеет право на свое мнение.
И это совершенно нормально. У каждого «свой Пушкин», «свой Лермонтов», «свой Гоголь»…
И понимание той или иной эпохи тоже у всех разное.
№275 нвч по-прежнему
Но вот относительно травли вы не совсем объективны. Травля была . И началась она с травли Бондарчука. Вспомните пресловутый 5 съезд кинематографистов (…)
P.S. Творческие люди жалуются не потому что любят, а потому что они люди ранимые, повышенно эмоциональные. Да, и в большинстве случаев жалуются они вполне справедливо.
Конечно, я необъективен. У каждого свой опыт, свои знания. «Нельзя объять необъятное», поэтому нельзя и объективным быть…
А что касается взаимоотношений между творческими людьми, так склоки, интриги , зависть и т.п. в этой среде были везде и всегда…
Если отталкиваться от того, что документально зафиксировано: можно начать с театра в древних Афинах… И Пятый съезд кинематографистов не был «новым словом»… Всё давно уже было сказано и пересказано…
Коллективы творческих людей – это, очень часто склочные коллективы…
А что касается жалоб… Я никогда не слышал, чтобы мои бабушки жаловались на жизнь. Хотя у них жизнь была действительно очень тяжёлая и несправедливостей очень много было… И многие люди о своих бабушках могут сказать тоже самое. (Моё поколение по сравнению с ними жило «в тепличных условиях», так что нам «грех жаловаться».)
В годы «перестройки» была не телевидении передача: «Воскресная нравственная проповедь». Десятиминутные выступления известных деятелей.
В первом выпуске выступал драматург Виктор Сергеевич Розов. Дословно, конечно, не помню, но смысл такой: «Сейчас многие творческие люди рассказывают о том, как им было трудно, как они страдали… И мне было трудно, и я страдал… Но не нужно об этом говорить, не нужно жаловаться. Были люди, которые намного больше нас вынесли…»
№276 нвч по-прежнему
Для № 271 Шиповник О "Прощай, немытая Россия..." Эти строки написал известный в 60-х гг девятнадцатого века пародист Дм. Минаев, которые одно время приписывали Лермонтову.
№278 Шиповник
... Я в курсе того, что " Прощай, немытая Россия" приписывается Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Но если это так, как же это восьмистишие оказывалось в академических собраниях сочинений Лермонтова и в школьной программе.
На моей памяти, дискуссия об авторстве ведётся с начала перестройки. Новые издания Лермонтова я не видела ( выйду на работу, уточню в нашей библиотеке), а в изданиях советского периода " Прощай, немытая Россия" включалось.
Позвольте и мне «свои пять копеек внести».
Я тоже слышал об этой версии. И она конечно имеет право на существование. «Окончательного ответа» скорее всего никогда будет…
По моему скромному мнению это всё-таки восьмистишие Лермонтова… "Прощай, немытая Россия..." - стихотворение, для Лермонтова, средненькое, но это "тоже Лермонтов". А для пародии уж слишком хорошо.
У меня на этот счёт своя гипотеза:
[Спойлер >>]11 апреля 1841 года поручик Лермонтов получил строгое предписание в 48 часов покинуть Петербург и отправиться на Кавказ. Именно тогда он и написал:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
В "Лермонтовской энциклопедии" сказано, что это "гневная инвектива, одно из самых острых политических выступлений поэта, восьмистишие Лермонтова является вместе с тем глубоким выражением его социально-философских взглядов". Глупости, конечно, но некоторые и до сих пор верят...
Прежде всего, стихотворение не является "политическим выступлением". Оно не предназначалось для размножения, не переписывалось. Выражены здесь не "социально-философские взгляды" (куда хватили), а временные эмоции, душевное состояние на момент написания экспромта. Здесь не гнев, а усталость... Лермонтов предчувствовал, что может не вернуться, а Кавказ хотя и считался частью Российской империи, но армейскими офицерами воспринимался, как "земля басурманская". Он был послан на Северный Кавказ, но надеялся побывать и в Закавказье. (Это было нужно для сбора материалов к новому роману.) Про "мундиры голубые" с иронией отзывался ещё известный остряк генерал Ермолов: "Теперь у каждого или голубой мундир, или голубая подкладка, или хотя голубая заплатка"...
А что касается словосочетания "немытая Россия", так замечательный русский патриот, основатель славянофильства Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) высказался о России еще более резко и при этом публично, откликнувшись в 1854 году на события Крымской войны:
Тебя призвал на брань святую,
Тебя Господь наш полюбил,
Тебе дал силу роковую,
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых, безумных, буйных сил.
Вставай, страна моя родная,
За братьев! Бог тебя зовёт
Чрез волны гневного Дуная,
Туда, где, землю огибая,
Шумят струи Эгейских вод.
Но помни: быть орудьем Бога
Земным созданьям тяжело.
Своих рабов он судит строго,
А на тебя, увы! как много
Грехов ужасных налегло!
В судах черна неправдой чёрной
И игом рабства клеймена;
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мёртвой и позорной,
И всякой мерзости полна!
О, недостойная избранья,
Ты избрана! Скорей омой
Себя водою покаянья,
Да гром двойного наказанья
Не грянет над твоей главой!
С душой коленопреклоненной,
С главой, сокрытою в пыли,
Молись молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели!
И встань потом, верна призванью,
И бросься в пыл кровавых сеч!
Борись за братьев крепкой бранью,
Держи стяг Божий крепкой дланью,
Рази мечом - то Божий меч!
Рискну предположить, что "перекличка" со стихотворением Лермонтова здесь не случайна. Именно Хомякову Лермонтов и подарил в 1841 году черновик...
Лермонтов и Хомяков познакомились 9 мая 1840 года на именинном обеде Николая Васильевича Гоголя. Два ярких представителя духовной элиты России произвели друг на друга хорошее впечатление, но у них не было времени познакомиться близко, хотя им было о чем поговорить и поспорить. Отправляясь в последний раз на Кавказ Лермонтов на несколько дней останавливался в Москве и мог передать Хомякову это восьмистишие, надеясь позднее встретиться и серьезно поговорить о судьбе России. Встрече было не суждено состояться, но в 1854 году Хомяков всё-таки "ответил" Лермонтову... В 1860 году Алексей Степанович умер от холеры. Вещи холерных больных сжигались, чтобы предотвратить дальнейшее распространение эпидемии. Возможно тогда с некоторыми вещами были сожжены и бумаги из его архива, в том числе автограф Лермонтова с текстом стихотворения "Прощай, немытая Россия..."
В последние годы жизни с Хомяковым часто виделся и "нередко расспрашивал его о прошлом" Петр Иванович Бартенев (1829-1912). Позднее именно он опубликовал это стихотворение, прочитанное им у Хомякова. Бартенев неточно помнил текст, поэтому и имеются 3 варианта. Имя Хомякова он не называл, ведь на это не было согласия покойного...
№262 Елена из Сибири
Понимаю, что мне сейчас достанется, но скажу, что я бы вообще запретила снимать фильмы, в которых главными героями являются такие "наше всё" (и современные байопики тоже, никогда их не смотрю). Предпочитаю документальные фильмы о них.
"Лена, это же не наш метод!" (Голосом Феди из гайдаевской комедии.)
А если серьёзно: мне нравится ход вашей мысли, но это всё-таки слишком строго.
Я бы так сказал: Прежде чем снимать такие фильмы нужно много раз подумать. А уж если решились, то будьте готовы к тому, что вас ожидает очень резкая критика, и не жалуйтесь на возможные последствия.
№276 нвч по-прежнему
Для № 271 Шиповник О "Прощай, немытая Россия..." Эти строки написал известный в 60-х гг девятнадцатого века пародист Дм. Минаев, которые одно время приписывали Лермонтову.
Я в курсе того, что " Прощай, немытая Россия" приписывается Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Но если это так, как же это восьмистишие оказывалось в академических собраниях сочинений Лермонтова и в школьной программе.
На моей памяти, дискуссия об авторстве ведётся с начала перестройки. Новые издания Лермонтова я не видела ( выйду на работу, уточню в нашей библиотеке), а в изданиях советского периода " Прощай, немытая Россия" включалось.
РS.Помню, что даже на одной из "Прямых линий " с ВВП вопрос об этом стихе был озвучен и президент отвечал на него.
А вот интересно насчет "затаскивания семьи". Бурляев "затащил". Евтушенко "затащил". Михалков, о этот столько "затащил", что прям всех переплюнул. Или у Марка Захарова дочка туда же. А Басов - Титову. А Пырьев - ну, этому можно, начальник. А...список длинный. Как это с точки зрения рядового зрителя? Догадываюсь, что многие и не подозревают о подобных творческих "затасках" и при этом нормально себя чувствуют. А волнуются/возмущаются в основном ценители "желтой" прессы и актеры, "пролетевшие фанерой" мимо роли. Или все-таки есть какие-то морально-этические тормоза, известные посвещенным. Ну так просветите. Или успех и всенародная любовь всё перевесят? А если неудача, то "чего придираетесь"?
Помню фильм топтали. Не сильно, но настойчиво. Вот не видел, но скорей и за то, что слабенько вышло, и за то, что Бурляев-режиссер.
нвч по-прежнему (Красноярск) 04.10.2024 - 19:46:14
Для № 271 Шиповник О "Прощай, немытая Россия..." Эти строки написал известный в 60-х гг девятнадцатого века пародист Дм. Минаев, которые одно время приписывали Лермонтову.
нвч по-прежнему (Красноярск) 04.10.2024 - 19:33:17
№272 Пан Анджей
... До осени 1987 года. (Помню потому, что у меня в то время были определённые изменения в жизни.) В предыдущем комментарии указал 1986 год, основываясь на информации этого сайта. (Скорее всего она верная.)
Ещё помню критическую статью в "Советском экране". И раз уж на то пошло, критиковали вполне справедливо!
Очень много надуманного, да и просто неинтересный фильм получился...
Очень люблю творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Интересовался его биографией. Так что высказать своё мнение о фильме вполне имею право.
А "жаловаться на травлю"... Это творческие люди с ранимой душой умеют...
Я тоже очень люблю творчество Лермонтова, но мне, в отличие от вас, фильм понравился. Смотрела его дважды, и каждый раз было ощущение словно погружаюсь в ту эпоху. Разумеется, каждый имеет право на свое мнение. Но вот относительно травли вы не совсем объективны. Травля была . И началась она с травли Бондарчука ( вспомните пресловутый 5 съезд кинематографистов, сколько грязи вылили тогда на него, один Никита Михалков встал и вслух сказал слова в его защиту), после этого съезда сразу разругали фильм "Борис Годунов", фильму "Лермонтов" тоже досталось в связи с тем, что режиссер и игравшие в фильме люди были связаны с создателем гениального фильма "Война и мир" родственными узами.
P.S. Творческуие люди жалуются не потому что любят, а потому что они люди ранимые, повышенно эмоциональные. Да, и в большинстве случаев жалуются они вполне справедливо.
№272 Пан Анджей
... До осени 1987 года. (Помню потому, что у меня в то время были определённые изменения в жизни.) В предыдущем комментарии указал 1986 год, основываясь на информации этого сайта. (Скорее всего она верная.)
Ещё помню критическую статью в "Советском экране". И раз уж на то пошло, критиковали вполне справедливо!
Очень много надуманного, да и просто неинтересный фильм получился...
Очень люблю творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Интересовался его биографией. Так что высказать своё мнение о фильме вполне имею право.
А "жаловаться на травлю"... Это творческие люди с ранимой душой умеют...
Андрей
Журнал " Советский экран" я читала от корки до корки. И критику я помню. И критика была в газете " Правда", что лично для Бурляева было морально тяжелее, т к была главной газетой страны, о чем рассказывал Бурляев Устиновой
А я разве считаю, что Вы не имеете право васказываться о творчестве Лермонтова или о фильме" Лермонтов "?
Мы все имеем право высказываться. Я посмотрела фильм ради интереса. У нас разве первый фильм, в котором снимались родственники ? Бурляев рассказывал, что это делали те, кого он считал "друзьями" У нас целые династии порой снимались в кино. В случае с " Лермонтовым" совпало с перестройкой, гласностью и травлей С. Ф. Бондарчука.
Я Вам уже раньше писала, что много смотрела интервью Бурляева, и он рассказывал, что его " крестный отец" в кино Тарковский ему говорил, чтобы не становился режиссером. Он ему говорил, что с тобой сделают то же, что и со мной ".:но это все со слов Бурляева.
Шиповник,№ 271. Вы напрасно спорите. И не в первый раз. Это понятно. Но фильм вышел на экраны. В год выхода. У нас в городе его показали в одном?! кинотеатре. И всего 1 или 2 дня. Быстро сняли с показа. Даже не успел посмотреть. А один критик написал-Фильм "Лермонтов". В гл.роли-Бурляев. В ролях членов семьи Лермонтова-семья Бурляева. О показе писал ещё ранее.
№271 Шиповник
... Андрей
Вы о каких годах пишите, имея в виду - выходил в прокат.
В год выхода он не мог быть в прокате.
И сейчас не понимаю, зачем его выпускать в прокат. Кому интересно, смогут посмотреть фильм в интернете.
Смотрела вчера новую программу из цикла " Мой герой" с Татьяной Устиновой, был как раз Бурляев и рассказывал, что была целая травля в связи с фильмом " Лермонтов". Я это слышу не первый раз.
До осени 1987 года. (Помню потому, что у меня в то время были определённые изменения в жизни.) В предыдущем комментарии указал 1986 год, основываясь на информации этого сайта. (Скорее всего она верная.)
Ещё помню критическую статью в "Советском экране". И раз уж на то пошло, критиковали вполне справедливо!
Очень много надуманного, да и просто неинтересный фильм получился...
Очень люблю творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Интересовался его биографией. Так что высказать своё мнение о фильме вполне имею право.
А "жаловаться на травлю"... Это творческие люди с ранимой душой умеют...
№270 Пан Анджей
... Фильм вышел в 1986 году и провалился по той простой причине, что фильм очень слабый. (В нашем городе шёл в паре кинотеатров, но зрителей почти не было.
Не нужно снимать о "патриотизме и православии", оглядываясь на "моду". ... Впервые слышу словосочетание "советский Болливуд". Объясните пожалуйста, что это такое.
Слово "Болливуд" для обозначения индийского кинематографа - это сочетание слов "Бомбей" и "Голливуд". (Бомбей в Индии является центром киноиндустрии, как Голливуд с США.)... Николай Бурляев талантливый актёр, но никоим образом не историк, да и крупным кинорежиссером он не является.
Снял человек слабый фильм... Со всяким бывает... Предать забвению - самое правильное.
Постскриптум: В фильме много замечательных актёров и очень прискорбно, что в итоге ничего хорошего не получилось.
Андрей
Вы о каких годах пишите, имея в виду - выходил в прокат.
В год выхода он не мог быть в прокате.
И сейчас не понимаю, зачем его выпускать в прокат. Кому интересно, смогут посмотреть фильм в интернете.
Смотрела вчера новую программу из цикла " Мой герой" с Татьяной Устиновой, был как раз Бурляев и рассказывал, что была целая травля в связи с фильмом " Лермонтов". Я это слышу не первый раз.
Я многократно слышала Бурляева и песня у него всегда одна, что Лермонтов не писал:
" Прощай немытая Россия". А я не вижу никакого криминала, если это четверостишие принадлежит действительно перу Михаила Юрьевича.
№269 Ольга критикесса
Очень актуальный фильм в наше время! В 1986 году он не вышел, т. к. тема патриотизма, православия, верности, чести, долга не была в моде.
Фильм вышел в 1986 году и провалился по той простой причине, что фильм очень слабый. (В нашем городе шёл в паре кинотеатров, но зрителей почти не было.
Не нужно снимать о "патриотизме и православии", оглядываясь на "моду".
Сам автор и создатель фильма причины выхода не озвучивает. Но, полагаю, моя теория запрета от советского Болливуда достоверна.
Впервые слышу словосочетание "советский Болливуд". Объясните пожалуйста, что это такое.
Слово "Болливуд" для обозначения индийского кинематографа - это сочетание слов "Бомбей" и "Голливуд". (Бомбей в Индии является центром киноиндустрии, как Голливуд с США.)
Фильм необходимо показывать в кадетский корпусах, а лучше во всех общеобразовательных учреждений в качестве биографии поэта и русской истории наглядно. Такой нескучный живописный разносторонне развивающий урок.
Николай Бурляев талантливый актёр, но никоим образом не историк, да и крупным кинорежиссером он не является.
Снял человек слабый фильм... Со всяким бывает... Предать забвению - самое правильное.
Постскриптум: В фильме много замечательных актёров и очень прискорбно, что в итоге ничего хорошего не получилось.
отзывы
Я в сложном положении. Как целостное художественное произведение фильм не понравился. Впечатлили титры, указывающие на очень большую работу с лермонтоведами , с музеями Пятигорска и Тархан. Очень много авторитетных консультантов привлек Николай Петрович Бурляев к работе над фильмом.
Понравились виды Кавказа. Не знала, что великий танцовщик Марис Лиепа играл императора Николая Первого, а его дочь Илзе играла фрейлину. Лиепа является постановщиков бальных сцен фильма.
Видно влияние Андрея Тарковского на Бурляева в постановке именно этого фильма. Если копия, которая выложена в Интернете представляет собой завершенную работу, то много вопросов возникает.
А что собой представляет отреставрированная авторская версия фильма, которая сейчас выходит в прокат?
Я тут обнаружила другой фильм - "; Лермонтов" ( 1943), где Михаила Юрьевича играет Алексей Консовский. Обязательно его надо посмотреть.
Николай Петрович человек крепкого духа, раз сумел пережить гравлю. Но фильм мне не понравился. Я стараюсь быть объективной.
Когда узнала несколько лет назад о связи между родами Лермонтова и Столыпина, с особым вниманием смотрела эпизод деда Петра Аркадьевича Столыпина и юного Мишеля Лермонтова.
Андрей
Я сейчас пишу с планшета, мне цитировать неудобно. Отвечаю на Ваш пост.
Не исключено, что Николай Петрович в 1986 году был членом КПСС. Критика в газете
" Правда" имела сильное действие на члена партии. Почему об этом не вспоминать?
Показывали Н. Белохвостикову , она тоже рассказывала, что на том же съезде кинематографистов досталось и ее мужу.
Другие фильмы запрещали молча ( спустя годы публиковались документы), по " Лермонтову" была первая публичная порка. Пережить публичную порку морально было тяжело. Я сочувствую и понимаю Николая Петровича.
По фильму " Лермонтов".
Я его смотрела очень давно. Тогда посчитала, что тогда к нему просто придирались если сейчас вышла полная отреставрированная версия, ее нужно посмотреть.
Примеры с вашими или моими родственниками, экскурсы в историю здесь не нужны. Речь ведь идет о конкретной ситуации и об известных лицах, которых долбили и травили публично. А те, кто на 5 съезде распинал Бондарчука, потом публично каялись по ТВ. Что касается В.Розова, то, он, безусловно, знал, о чем говорил и имел право на собственное мнение, но всех стричь под одну гребенку нельзя. Да, и масштабы "страданий" часто были разные.
Согласен, что "всех стричь под одну гребенку нельзя". Поэтому "у вас одна стрижка, у меня - другая".
В конкретном случае речь зашла о "масштабе страданий" Николая Бурляева. Я не считаю, что у него были такие "масштабы", о которых нужно вспоминать через десятилетия.
Я не считаю V съезд кинематографистов СССР 1986 года каким-то "эпохальным событием".
Сергей Фёдорович Борндарчук, безусловно, великий режиссёр. А как человек, наделённый властью, он, возможно, и "перегибал палку". Я в "корпоративные склоки" стараюсь не вникать и кто и насколько там был прав - не сужу.
О "Борисе Годунове" лучше поговорить на соответствующей ветке.
Я училась в первом вузе до перестройки, во втором как раз во время, хорошо помню, как наша преподаватель ( в первом вузе) истории русской литературы ХIХ века говорила нам об этом, как мы все были поражены. Но она легко, с помощью стилистического анализа ряда стихов Лермонтова и этого стихотворения доказала нам, что Л. не являлся автором этих строк.
В конкретном случае можно лишь констатировать, что по поводу авторства здесь есть сомнения и любой читатель может сам решить, какая версия ему ближе.
... А что касается взаимоотношений между творческими людьми, так склоки, интриги , зависть и т.п. в этой среде были везде и всегда…
Если отталкиваться от того, что документально зафиксировано: можно начать с театра в древних Афинах… И Пятый съезд кинематографистов не был «новым словом»… Всё давно уже было сказано и пересказано…
Коллективы творческих людей – это, очень часто склочные коллективы…
А что касается жалоб… Я никогда не слышал, чтобы мои бабушки жаловались на жизнь. Хотя у них жизнь была действительно очень тяжёлая и несправедливостей очень много было… И многие люди о своих бабушках могут сказать тоже самое. (Моё поколение по сравнению с ними жило «в тепличных условиях», так что нам «грех жаловаться».)
В годы «перестройки» была не телевидении передача: «Воскресная нравственная проповедь». Десятиминутные выступления известных деятелей.
В первом выпуске выступал драматург Виктор Сергеевич Розов. Дословно, конечно, не помню, но смысл такой: «Сейчас многие творческие люди рассказывают о том, как им было трудно, как они страдали… И мне было трудно, и я страдал… Но не нужно об этом говорить, не нужно жаловаться. Были люди, которые намного больше нас вынесли…» ... ... пародии уж слишком хорошо.
... Я в курсе того, что " Прощай, немытая Россия" приписывается Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Но если это так, как же это восьмистишие оказывалось в академических собраниях сочинений Лермонтова и в школьной программе.
На моей памяти, дискуссия об авторстве ведётся с начала перестройки. Новые издания Лермонтова я не видела ( выйду на работу, уточню в нашей библиотеке), а в изданиях советского периода " Прощай, немытая Россия" включалось.
РS.Помню, что даже на одной из "Прямых линий " с ВВП вопрос об этом стихе был озвучен и президент отвечал на него.
... Андрей
Журнал " Советский экран" я читала от корки до корки. И критику я помню. И критика была в газете " Правда", что лично для Бурляева было морально тяжелее, т к была главной газетой страны, о чем рассказывал Бурляев Устиновой. (…)
Я Вам уже раньше писала, что много смотрела интервью Бурляева, и он рассказывал, что его " крестный отец" в кино Тарковский ему говорил, чтобы не становился режиссером. Он ему говорил, что с тобой сделают то же, что и со мной ".:но это все со слов Бурляева.
Я тоже слушал некоторые интервью Николая Бурляева и знаю, что он – православный христианин. Так что мы с ним единоверцы…
И вот когда православный христианин жалуется на то, что его много лет назад критиковали в атеистической газете «Правда»… Ну не повод это для христианина расстраиваться и жаловаться, тем более через много лет!
О Тарковском Бурляев наверняка говорил правду. Я очень люблю «Солярис» и «Сталкер». Но к личности Тарковского отношение неоднозначное. (Об этом говорил
Я посмотрела фильм ради интереса.
У нас разве первый фильм, в котором снимались родственники?
Многие режиссёры снимали в фильмах своих жён и получались замечательные фильмы.
Евгений Иванович Ташков взял на главную роль в фильме «Подросток» своего сына Андрея… Я в этой роли уже никого другого представить не могу! Настолько «точное попадание»! Я ведь это экранизация Достоевского!
Важен результат.
Я тоже очень люблю творчество Лермонтова, но мне, в отличие от вас, фильм понравился. Смотрела его дважды, и каждый раз было ощущение словно погружаюсь в ту эпоху. Разумеется, каждый имеет право на свое мнение.
И понимание той или иной эпохи тоже у всех разное.
Но вот относительно травли вы не совсем объективны. Травля была . И началась она с травли Бондарчука. Вспомните пресловутый 5 съезд кинематографистов (…)
P.S. Творческие люди жалуются не потому что любят, а потому что они люди ранимые, повышенно эмоциональные. Да, и в большинстве случаев жалуются они вполне справедливо.
А что касается взаимоотношений между творческими людьми, так склоки, интриги , зависть и т.п. в этой среде были везде и всегда…
Если отталкиваться от того, что документально зафиксировано: можно начать с театра в древних Афинах… И Пятый съезд кинематографистов не был «новым словом»… Всё давно уже было сказано и пересказано…
Коллективы творческих людей – это, очень часто склочные коллективы…
А что касается жалоб… Я никогда не слышал, чтобы мои бабушки жаловались на жизнь. Хотя у них жизнь была действительно очень тяжёлая и несправедливостей очень много было… И многие люди о своих бабушках могут сказать тоже самое. (Моё поколение по сравнению с ними жило «в тепличных условиях», так что нам «грех жаловаться».)
В годы «перестройки» была не телевидении передача: «Воскресная нравственная проповедь». Десятиминутные выступления известных деятелей.
В первом выпуске выступал драматург Виктор Сергеевич Розов. Дословно, конечно, не помню, но смысл такой: «Сейчас многие творческие люди рассказывают о том, как им было трудно, как они страдали… И мне было трудно, и я страдал… Но не нужно об этом говорить, не нужно жаловаться. Были люди, которые намного больше нас вынесли…»
Для № 271 Шиповник О "Прощай, немытая Россия..." Эти строки написал известный в 60-х гг девятнадцатого века пародист Дм. Минаев, которые одно время приписывали Лермонтову.
... Я в курсе того, что " Прощай, немытая Россия" приписывается Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Но если это так, как же это восьмистишие оказывалось в академических собраниях сочинений Лермонтова и в школьной программе.
На моей памяти, дискуссия об авторстве ведётся с начала перестройки. Новые издания Лермонтова я не видела ( выйду на работу, уточню в нашей библиотеке), а в изданиях советского периода " Прощай, немытая Россия" включалось.
Я тоже слышал об этой версии. И она конечно имеет право на существование. «Окончательного ответа» скорее всего никогда будет…
По моему скромному мнению это всё-таки восьмистишие Лермонтова… "Прощай, немытая Россия..." - стихотворение, для Лермонтова, средненькое, но это "тоже Лермонтов". А для пародии уж слишком хорошо.
У меня на этот счёт своя гипотеза:
Понимаю, что мне сейчас достанется, но скажу, что я бы вообще запретила снимать фильмы, в которых главными героями являются такие "наше всё" (и современные байопики тоже, никогда их не смотрю). Предпочитаю документальные фильмы о них.
А если серьёзно: мне нравится ход вашей мысли, но это всё-таки слишком строго.
Я бы так сказал: Прежде чем снимать такие фильмы нужно много раз подумать. А уж если решились, то будьте готовы к тому, что вас ожидает очень резкая критика, и не жалуйтесь на возможные последствия.
Для № 271 Шиповник О "Прощай, немытая Россия..." Эти строки написал известный в 60-х гг девятнадцатого века пародист Дм. Минаев, которые одно время приписывали Лермонтову.
На моей памяти, дискуссия об авторстве ведётся с начала перестройки. Новые издания Лермонтова я не видела ( выйду на работу, уточню в нашей библиотеке), а в изданиях советского периода " Прощай, немытая Россия" включалось.
РS.Помню, что даже на одной из "Прямых линий " с ВВП вопрос об этом стихе был озвучен и президент отвечал на него.
Помню фильм топтали. Не сильно, но настойчиво. Вот не видел, но скорей и за то, что слабенько вышло, и за то, что Бурляев-режиссер.
... До осени 1987 года. (Помню потому, что у меня в то время были определённые изменения в жизни.) В предыдущем комментарии указал 1986 год, основываясь на информации этого сайта. (Скорее всего она верная.)
Ещё помню критическую статью в "Советском экране". И раз уж на то пошло, критиковали вполне справедливо!
Очень много надуманного, да и просто неинтересный фильм получился...
Очень люблю творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Интересовался его биографией. Так что высказать своё мнение о фильме вполне имею право.
А "жаловаться на травлю"... Это творческие люди с ранимой душой умеют...
P.S. Творческуие люди жалуются не потому что любят, а потому что они люди ранимые, повышенно эмоциональные. Да, и в большинстве случаев жалуются они вполне справедливо.
... До осени 1987 года. (Помню потому, что у меня в то время были определённые изменения в жизни.) В предыдущем комментарии указал 1986 год, основываясь на информации этого сайта. (Скорее всего она верная.)
Ещё помню критическую статью в "Советском экране". И раз уж на то пошло, критиковали вполне справедливо!
Очень много надуманного, да и просто неинтересный фильм получился...
Очень люблю творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Интересовался его биографией. Так что высказать своё мнение о фильме вполне имею право.
А "жаловаться на травлю"... Это творческие люди с ранимой душой умеют...
Журнал " Советский экран" я читала от корки до корки. И критику я помню. И критика была в газете " Правда", что лично для Бурляева было морально тяжелее, т к была главной газетой страны, о чем рассказывал Бурляев Устиновой
А я разве считаю, что Вы не имеете право васказываться о творчестве Лермонтова или о фильме" Лермонтов "?
Мы все имеем право высказываться. Я посмотрела фильм ради интереса. У нас разве первый фильм, в котором снимались родственники ? Бурляев рассказывал, что это делали те, кого он считал "друзьями" У нас целые династии порой снимались в кино. В случае с " Лермонтовым" совпало с перестройкой, гласностью и травлей С. Ф. Бондарчука.
Я Вам уже раньше писала, что много смотрела интервью Бурляева, и он рассказывал, что его " крестный отец" в кино Тарковский ему говорил, чтобы не становился режиссером. Он ему говорил, что с тобой сделают то же, что и со мной ".:но это все со слов Бурляева.
... Андрей
Вы о каких годах пишите, имея в виду - выходил в прокат.
В год выхода он не мог быть в прокате.
И сейчас не понимаю, зачем его выпускать в прокат. Кому интересно, смогут посмотреть фильм в интернете.
Смотрела вчера новую программу из цикла " Мой герой" с Татьяной Устиновой, был как раз Бурляев и рассказывал, что была целая травля в связи с фильмом " Лермонтов". Я это слышу не первый раз.
Ещё помню критическую статью в "Советском экране". И раз уж на то пошло, критиковали вполне справедливо!
Очень много надуманного, да и просто неинтересный фильм получился...
Очень люблю творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Интересовался его биографией. Так что высказать своё мнение о фильме вполне имею право.
А "жаловаться на травлю"... Это творческие люди с ранимой душой умеют...
... Фильм вышел в 1986 году и провалился по той простой причине, что фильм очень слабый. (В нашем городе шёл в паре кинотеатров, но зрителей почти не было.
Не нужно снимать о "патриотизме и православии", оглядываясь на "моду". ... Впервые слышу словосочетание "советский Болливуд". Объясните пожалуйста, что это такое.
Слово "Болливуд" для обозначения индийского кинематографа - это сочетание слов "Бомбей" и "Голливуд". (Бомбей в Индии является центром киноиндустрии, как Голливуд с США.)... Николай Бурляев талантливый актёр, но никоим образом не историк, да и крупным кинорежиссером он не является.
Снял человек слабый фильм... Со всяким бывает... Предать забвению - самое правильное.
Постскриптум: В фильме много замечательных актёров и очень прискорбно, что в итоге ничего хорошего не получилось.
Вы о каких годах пишите, имея в виду - выходил в прокат.
В год выхода он не мог быть в прокате.
И сейчас не понимаю, зачем его выпускать в прокат. Кому интересно, смогут посмотреть фильм в интернете.
Смотрела вчера новую программу из цикла " Мой герой" с Татьяной Устиновой, был как раз Бурляев и рассказывал, что была целая травля в связи с фильмом " Лермонтов". Я это слышу не первый раз.
Я многократно слышала Бурляева и песня у него всегда одна, что Лермонтов не писал:
" Прощай немытая Россия". А я не вижу никакого криминала, если это четверостишие принадлежит действительно перу Михаила Юрьевича.
Очень актуальный фильм в наше время! В 1986 году он не вышел, т. к. тема патриотизма, православия, верности, чести, долга не была в моде.
Не нужно снимать о "патриотизме и православии", оглядываясь на "моду".
Слово "Болливуд" для обозначения индийского кинематографа - это сочетание слов "Бомбей" и "Голливуд". (Бомбей в Индии является центром киноиндустрии, как Голливуд с США.)
Снял человек слабый фильм... Со всяким бывает... Предать забвению - самое правильное.
Постскриптум: В фильме много замечательных актёров и очень прискорбно, что в итоге ничего хорошего не получилось.