Скачал в интернете киноповесть.Однозначно фильм лучше,передаёт настроение,чего нет в литературной основе.Она описательно-повествовательная.Жалко умершую Шендрикову.
Почему-то Рубинчик так и остался в тени более именитых режиссеров, хотя для меня он - художник самого первого ряда. "Культпоход в театр", наверное, лучший его фильм, наиболее совершенный, во всяком случае, при том что мне-то он всегда казался простоватым, я больше любил, с одной стороны, "Дикую охоту короля Стаха", экранизацию замечательной повести Короткевича, с другой - картины 1990-2000-х годов, поэтичные, в чем-то экспериментальные, неожиданные. Был у Рубинчика и провальный период - во второй половине 1980-х, но вообще-то его место в истории кино не такое уж малое, а между тем даже сейчас "Культпоход в театр" повторили по ТВ не в связи с ним, а в память о сценаристе (при том что Валентин Черных подобной чести заслуживает несомненно).
Тихомиров (Юрий Ступаков) - "простой" человек из глубинки, поселения под названием Белые Озера, где множество своих "простых", но довольно сложных историй. Жена Тихомирова (Валентина Талызина) ревнует его к портнихе, которая приехала в родной поселок после двадцати лет скитаний, но в портниху влюблен один местный мужичок, а его жена к ней не отпускает. Сам Тихомиров бодается с приемной комиссией, которая (в лице гротескного персонажа Марии Барабановой) отказывается одобрить постановку местной самодеятельности, потому что описанная в песне "Во чистом поле сваты плутали, плутали, музыку потеряли" ситуация для советской действительности нетипична. За советом он отправляется в областной центр к начинающему драматургу Скоробогатову (Евгений Стеблов), чья пьеса ему понравилась, и приглашает живущего в коммуналке, безработного, неустроенного после развода писателя к себе в деревню, "изучать жизнь". В деревне писатель встречает дочь Тихомирова (Марина Шиманская), вернувшуюся к родителям после разрыва с женихом (Виктор Ильичев), в городе они пытаются начать совместную жизнь, но писатель по-прежнему сидит без денег и подумывает бросить новую пьесу, чтоб пойти работать в стройтрест - Тихомиров отговаривает, убеждает творить дальше, верит в его возможности, обещает материальную помощь, но на обратной дороге переживает сердечный приступ в будке моментального фото.
Фильм, однако, не заканчивается приступом и смертью (вообще-то датой выхода "Культпохода" значится 1985-й, а снят он в 1982 - вероятно, какая-то комиссия поначалу его тоже посчитала "нетипичным"), последние кадры - театр, премьера, на сцене - та самая будка, где стало плохо Тихомирову, дельтаплан, с которым мыкался еще один его земляк, в бенуаре - сам Тихомиров с женой и другие персонажи, а затем еще и прогулка Тихомирова со Скоробогатовым у озера, звучащие стихи Геннадия Шпаликова "Бывают крылья у художников". Нехарактерный для советского кино прием - реальность театральная, вымышленная, обобщенная свободно перетекает, трансформируется в бытовую, обыденную, и обратно. Что-то похожее происходит в "Визите вежливости" - не самый выдающийся, наверное, фильм великого Райзмана, но один из самых любопытных, и вспоминается он в одном ряду с "Культпоходом в театр" не только в силу сходства композиционных приемов, но и благодаря Валентине Шендриковой, снимавшейся также в "Визите вежливости", а в "Культпоходе" сыгравшей портниху-разлучницу, к которой уходит несчастный поселянин, впоследствии вернувшийся к жене (а вообще Шендрикова участвовала практически во всех фильмах Рубинчика 1970-1980-х годов вплоть до неудачной "Лисистраты"). Только в "Культпоходе" это не просто формальный прием.
"Культпоход в театр" от начала до конца выстроен на взаимопроникновении двух миров, повседневного, человеческого, и художественного, отражающего эту повседневность обобщенно. Пьеса Скоробогатова для Тихомирова становится поводом, который запускает механизм всех дальнейших событий, вплоть до перемен в личной жизни дочери героя. Приехав из Белых Озер в областной театр искать драматурга, Тихомиров натыкается на "застольную" репетицию, и репетируют тут, ну конечно же, "Чайку": "только то прекрасно, что серьезно", "и сколько любви, о, колдовское озеро!" А в деревне за столом персонажи смотрят по телевизору какую-то архаичную театральную лабуду с Аллой Тарасовой, кажется. Собственно, вокруг самодеятельности в райклубе и крутятся все события фильма. К драматургу Скоробогатову, не слишком преуспевающему, полупрофессиональному и малоизвестному, а главное, неудачливому в личной жизни (жена его бросила, потому что мало зарабатывал), Тихомиров обращается не просто из внезапно возникшей симпатии, но за конкретным советом, полагая, что писатель, в особенности театральный, про жизнь знает больше остальных.
Любопытно, что практически одновременно с "Культпоходом в театр" появляется "Любовь и голуби" с явно перекликающимися сюжетными мотивами, но "народная" картина Меньшова решена в стилистике лубка, а фильм Рубинчика, несмотря на провинциально-самодеятельный антураж действия, тонкая, по-своему изысканная, насыщенная скрытыми литературными, музыкальными, кинематографическими реминисценциями (в том числе, как мне показалось только сейчас, и к "Андрею Рублеву", вообще к Тарковскому), при этом легкая, прозрачная, напитанная кислородом (чего нет в последних, очень меня занимающих опытах Рубинчика - их пространство наполняют другие газы). "Культпоход в театр" можно смотреть и как "простую человеческую историю", как "кино про людей", так и через сложную, скрытую в структуре картины оптику (в современном мировом кино что-то похожее можно найти у Чарли Кауфмана и Дэвида Линча), где разные планы отражаются друг в друге, создавая неочевидный сходу, но затягивающий в себя объем.
Мой любимый фильм. Первый раз смотрела его тридцать три года назад подростком, влюбилась сразу в этот хрупкий мир у реки. Сейчас этот фильм смотрю с ещё большей нежностью.
Снимали "Культпоход..." в Гомельской области Белоруссии. Там, действительно, вдоль реки Сож много деревень и селений, жители которых и сейчас автотранспорту предпочитают моторные лодки и катера. И люди там до сих пор такие же трогательно искренние и доброжелательные.
Будет возможность - обязательно побывайте там. Особый мир, особое время, особенные чувства.
Да, это мой любимый, пожалуй, фильм. Мне нравится ещё "Парад планет", "Астенический синдром", "Йоджимбо".
В хорошем качестве "Культпоход в театр" не найти, а жаль.
Важная вещь в том, что сейчас спокойно можно прочитать сценарий этого фильма - рассказ "Меценат" В.Черных, и в "Меценате" ансамбль Тихомирова пел совсем другую песню, за которую фильм бы в 1982 году ну никак бы не выпустили!
И ещё там кое-что не так, но в счастливую сторону.
Фильм конечно прекрасен, и музыкальное оформление отличное!
Люблю фильмы этого времени. С неспешным сюжетом. Стеблов, Талызина, как и везде интересны. Посмотрела впервые по "Культуре". Увы... Не поняла конца фильма, к сожалению.
№28 Сергей126
Приятный фильм. Мне почему-тто напоминает "Полеты во сне и наяву". Хорошо показана тогдашняя неспешная провинциальная жизнь. Сначало подумалось, что фильм снят несколько позже 87-88 гг., а оказалось 82-й.
Приятный фильм. Мне почему-тто напоминает "Полеты во сне и наяву". Хорошо показана тогдашняя неспешная провинциальная жизнь. Сначало подумалось, что фильм снят несколько позже 87-88 гг., а оказалось 82-й.
№23 Groucho Marx
Это один из лучших фильмов советского кино. Разумеется, он на несколько голов выше киномусора типа "Любовь и голуби" и стоит где-то на уровне таких шедевров, как "Любовь с первого взгляда" Резо Эсадзе и "Познавая белый свет" Киры Муратовой, никак не ниже.
Вообще, я очень люблю фильмы Валерия рубинчика, но этот - самый люимый.
После таких комментариев начисто отпадает желание смотреть Рубинчика, Муратову и Эсадзе, а хочется именно душевного "киномусора", как вы выразились, с отличными актёрами и на каждый день.
...проинтерпретирована культурная фрустация советских людей времён позднего застоя...
...мелкие номенклатурные монстры...
...использование "феллиниевских" и "тарковских" клише в подтверждение тезиса, что интеграция интеллектуальных и эстетических стереотипов "большой культуры"...
...не вызывает априорного приступа скуки. Теперь оно звучит адекватно.
Браво!
Колоссально!
Идеоматические выражения, непереводимые на разговорный русский язык, напоминают превосходную лекцию Орловича в "Покровских воротах"!
Это один из лучших фильмов советского кино. Разумеется, он на несколько голов выше киномусора типа "Любовь и голуби" и стоит где-то на уровне таких шедевров, как "Любовь с первого взгляда" Резо Эсадзе и "Познавая белый свет" Киры Муратовой, никак не ниже.
Очень тонко и изящно проинтерпретирована культурная фрустация советских людей времён позднего застоя, причём это каллиграфическое изящество ничуть не мешает жёсткости социального анализа. Рубинчик любит своих геров, даже мелкие номенклатурные монстры поданы у него без ненависти, смиренно, с пониманием, что их идиотизм является просто элементом общей системы, но не личным выбором.
Забавно смотрится демонстративное использование "феллиниевских" и "тарковских" клише в подтверждение тезиса, что интеграция интеллектуальных и эстетических стереотипов "большой культуры" в советскую жизнь невозможна.
В общем, очень интересная, острая по наблюдательности панорама тогдашней нестоличной жизни - я первый раз смотрел фильм как раз тогда, когда он вышел и был в восхищении. С годами моё восхищение только усиливалось.
У фильма только один недостаток - его название. Смысловые коннотации, связанные со словосочетанием "культпоход в театр" настолько негативны, что вызывают у зрителя отторжение уже при виде надписи на афише. Думаю, что именно название было причиной прокатного провала фильм Рубинчика.
Но в наше время, когда это выражение - "Культпоход в театр" - уже подёрнулось неким историческим флёром, приобрело своего рода аромат давно ушедшей эпохи - оно не раздражает и не вызывает априорного приступа скуки. Теперь оно звучит адекватно.
Вообще, я очень люблю фильмы Валерия рубинчика, но этот - самый люимый.
Фильм про интеллигента.Причём настоящий интеллигент не драматург.а его тесть.У нас почему то интеллигентность меряют образованием,но если образовать хама и мурло то всё равно он им останется.!Интеллигентность-это рефлексия всего мира,работа мозга внутри себя в определённом направлении.
отзывы
Чудесная рецензия.
Во еще одна прекрасная рецензия:
Снимали "Культпоход..." в Гомельской области Белоруссии. Там, действительно, вдоль реки Сож много деревень и селений, жители которых и сейчас автотранспорту предпочитают моторные лодки и катера. И люди там до сих пор такие же трогательно искренние и доброжелательные.
Будет возможность - обязательно побывайте там. Особый мир, особое время, особенные чувства.
В хорошем качестве "Культпоход в театр" не найти, а жаль.
Важная вещь в том, что сейчас спокойно можно прочитать сценарий этого фильма - рассказ "Меценат" В.Черных, и в "Меценате" ансамбль Тихомирова пел совсем другую песню, за которую фильм бы в 1982 году ну никак бы не выпустили!
И ещё там кое-что не так, но в счастливую сторону.
Фильм конечно прекрасен, и музыкальное оформление отличное!
Приятный фильм. Мне почему-тто напоминает "Полеты во сне и наяву". Хорошо показана тогдашняя неспешная провинциальная жизнь. Сначало подумалось, что фильм снят несколько позже 87-88 гг., а оказалось 82-й.
и в Шиманскую, говорят в Испании где-то прозябает, а как была хороша в "Берегите женщин".
Песню можно слушать десять раз подряд, не надоедает. Жаль, что такая короткая. Кто автор?
Это один из лучших фильмов советского кино. Разумеется, он на несколько голов выше киномусора типа "Любовь и голуби" и стоит где-то на уровне таких шедевров, как "Любовь с первого взгляда" Резо Эсадзе и "Познавая белый свет" Киры Муратовой, никак не ниже.
Вообще, я очень люблю фильмы Валерия рубинчика, но этот - самый люимый.
...проинтерпретирована культурная фрустация советских людей времён позднего застоя...
...мелкие номенклатурные монстры...
...использование "феллиниевских" и "тарковских" клише в подтверждение тезиса, что интеграция интеллектуальных и эстетических стереотипов "большой культуры"...
...не вызывает априорного приступа скуки. Теперь оно звучит адекватно.
Колоссально!
Идеоматические выражения, непереводимые на разговорный русский язык, напоминают превосходную лекцию Орловича в "Покровских воротах"!
Очень тонко и изящно проинтерпретирована культурная фрустация советских людей времён позднего застоя, причём это каллиграфическое изящество ничуть не мешает жёсткости социального анализа. Рубинчик любит своих геров, даже мелкие номенклатурные монстры поданы у него без ненависти, смиренно, с пониманием, что их идиотизм является просто элементом общей системы, но не личным выбором.
Забавно смотрится демонстративное использование "феллиниевских" и "тарковских" клише в подтверждение тезиса, что интеграция интеллектуальных и эстетических стереотипов "большой культуры" в советскую жизнь невозможна.
В общем, очень интересная, острая по наблюдательности панорама тогдашней нестоличной жизни - я первый раз смотрел фильм как раз тогда, когда он вышел и был в восхищении. С годами моё восхищение только усиливалось.
У фильма только один недостаток - его название. Смысловые коннотации, связанные со словосочетанием "культпоход в театр" настолько негативны, что вызывают у зрителя отторжение уже при виде надписи на афише. Думаю, что именно название было причиной прокатного провала фильм Рубинчика.
Но в наше время, когда это выражение - "Культпоход в театр" - уже подёрнулось неким историческим флёром, приобрело своего рода аромат давно ушедшей эпохи - оно не раздражает и не вызывает априорного приступа скуки. Теперь оно звучит адекватно.
Вообще, я очень люблю фильмы Валерия рубинчика, но этот - самый люимый.