Евгений Шипилов,15.12.2011 (Псков) 25.07.2021 - 10:31:29
№7 Новикова Марина
У Тахира Сабирова что не фильм то шедевр. Но этот фильм так пропитан любовью к Родине, к своему народу , к истории, к традициям. Уже более красивым фильм создать нельзя. Каждый кадр, как картина в музее.
Кроме фильмов "КТО БЫЛ НИЧЕМ" , - "ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ" режиссёра - постановщика ТАХИРА САБИРОВА , его режиссёрская работа также в создании другого замечательного отечественного советского многосерийного военного художественного фильма - "МИР ВАШЕМУ ДОМУ" (в главной роли снялся наш широко известный отечественный советский российский актёр театра и кино ИГОРЬ ЛЕДОГОРОВ) , фильм также можете посмотреть в мобильном приложении YouTube.
Евгений Шипилов,15.12.2011 (Псков) 25.07.2021 - 10:22:39
№8 Dushechka
Очень напомнил по стилистике да и по сюжету тоже многосерийный фильм "Огненные дороги". Даже чтение стихов за кадром - и то присутствует. Жаль, что не достать нигде второй части дилогии - "Тот станет всем"...
Есть на YouTube вторая часть - "Тот станет всем" . Войдите в мобильное приложение YouTube и наберите в поиске наименование второй части дилогии .
Приятного всем просмотра.
Есть трилогия Анны Алматинской "Гнет" о революционном движении в Туркестане, действие которой охватывает период с 1890-х годов до Гражданской войны. В ней описано и восстание саперов в Ташкенте.
После выхода на телеэкраны я посмотрел этот сериал, собственно, из – за интереса к Туркестанскому восстанию саперов, о котором тогдашняя советская история сообщала весьма скупо (как оказалось, ненамного «щедрее» обсуждаемого фильма) и о котором другого художественного кино больше снято не было.
А потом на мое мнение о сериале повлиял разговор с участником Гражданской войны, который, несмотря на «запреклонный» (почти восьмидесятилетний) возраст еще сохранял достаточную бодрость, ясность ума и мог (несмотря на глуховатость) в состоянии толково рассказать о событиях, свидетелем и участником которых ему довелось быть. О фильме «Кто был ничем» старый коммунист высказался просто, но без какого - либо восторга. За дословность не ручаюсь, но постараюсь пересказать его мнение наиболее достоверно:
- Фильм слишком декларативен и, вполне естественно, односторонне показывает события с точки зрения общепринятого советского идеологического взгляда на историю. Например, пограничники - лихоимцы, берущие взятки. Бывали и такие, но немало служило верой и правдой царю – отечеству, были грозой для работорговцев, разбойников и контрабандистов. Некоторые потом служили Советской власти – страна другая, но своя, а граница та же (от себя, Ф.М., добавлю – один Поспелов- прообраз Верещагина из «Белого солнца пустыни» чего стоил!).
Или ташкентское восстание саперов. Неприятно вспоминать, но наша рота была брошена на подавление этого бунта. Я служил в ней недавно принятым на службу музвоспитанником – рядовым (меня и еще одного несовершеннолетнего называли "музыкант – ученик") Туркестанской пехотной бригады, части которой направили на оцепление мятежных летних лагерей и мне довелось непосредственно общаться с участниками происшедших событий. Бунт саперов поначалу имел вовсе не политические причины – казнокрадство (не столь уж редкое явление на Руси) и, как следствие, невыдача жалованья, нового обмундирования, обсчет служивых за выполненные работы, разложение дисциплины и самоволки, нераспорядительность командования – все это и привело к недовольству, которое некоторые «благородия» предпочли решать мордобоем, продолжительной стойкой «под винтовку» и гауптвахтой. Началась стихийная буза, в которую вмешались местные социал – демократы. За ними пошли хотя и многие, но не большинство солдат I Туркестанского саперного батальона. Революционные листовки все-же читали и передавали друг другу (они потом служили отягощающим вину доказательством – как-никак антигосударственная политика, а после революции 1905 года за это стали карать куда более строго, чем до нее). Дело дошло до перестрелки недовольных с верными присяге офицерами и заступившимися за них нижними чинами. В кино мятеж вполне мирный, вялый и бескровный. Мы же в разгар событий отчетливо слышали ожесточенную стрельбу (вплоть до залповой) во время попытки восставших саперов привлечь на свою сторону пехотинцев. А потом видели, как на носилках несли раненых и везли на подводах прикрытые рогожей трупы. Скорее всего, погибших и раненых были десятки, а арестованных и взятых под конвой – уж точно сотни. Нашим пехотинцам приказали в конце всей этой заварухи конвоировать часть разоруженных солдат, которых сочли неблагонадежными за сочувствие и непротивление мятежникам и мне удалось с некоторыми из них поговорить напрямую. Они – то и рассказали нам кое - что о происшедшем. Потом, после разбирательства, их, по слухам, частично распихали по разным воинским частям, кого-то демобилизовали, кого – то отправили в арестантские роты «осваивать» Сибирь и Забайкалье. Несколько позднее зачитали приказ в котором излагалась официальная правительственная точка зрения и итоги судебного разбирательства. Дешево восставшие не отделались: были и казненные и много отправленных на каторгу. После революции, уже в двадцатых годах, ГПУ начало разбирательство с привлечением к ответственности виновных в расправе с восставшими (официально события приобрели характер планомерно организованного революционного выступления с политическими требованиями). Не избежал общения с чекистами и я, доказав свою непричастность к подавлению восстания саперов – в первую очередь, по причине юного возраста. С тех пор больше по этому поводу меня не трогали, даже в лихом тридцать седьмом…
От себя добавлю: более – менее подробные сведения о восстании саперов появились уже в постсоветское время, представляя закономерно противоречивую информацию в виде трактовки этой истории с разных точек зрения (как официальных царских властей, так и советской пропаганды). По документальным архивным сведениям, итогом бунта стали потери убитыми в 3 офицера и два нижних чина со стороны противодействующих восставшим, 14 казненных через повешенье и 220 приговоренных к тюремным и каторжным срокам мятежников. О «боевых» потерях мятежников данные не попадались.
А этот старик, в свои почти восемьдесят уже не обходившийся без слухового аппарата, показал собственные картины, сделанные маслом, несколько гравюр и рассказал еще много интересного, возможно заслуживающего внимания любознательных историков о своем участии в борьбе с басмачами, нашем вторжении в Иран 1941 – го года, не считая последующей фронтовой эпопеи Великой Отечественной…
В остальном на меня лично сам сериал произвел впечатление рядового, ничем не выдающегося советского исторического кинорассказа о предреволюционных и революционных событиях в Средней Азии, талантливо обыгранных известными в тот период актерами (самым заметным из которых среди задействованных в фильме был, пожалуй, Ю.И. Дедович, основательно «прописавшийся» тогда на азиатских киностудиях в кинолентах революционной тематики).
Ну, а если сравнивать, то из экранизированных произведений С. Айни мне больше понравился не «Кто был ничем…», а более ранний фильм «Смерть ростовщика» в постановке того же Тахира Сабирова. Из которого в обсуждаемый сериал перенесли кое – какие (хотя и несколько измененные) сюжеты и некоторых персонажей.
Очень напомнил по стилистике да и по сюжету тоже многосерийный фильм "Огненные дороги". Даже чтение стихов за кадром - и то присутствует. Жаль, что не достать нигде второй части дилогии - "Тот станет всем"...
У Тахира Сабирова что не фильм то шедевр. Но этот фильм так пропитан любовью к Родине, к своему народу , к истории, к традициям. Уже более красивым фильм создать нельзя. Каждый кадр, как картина в музее.
№4 Фархад Усманов
Надеюсь не все фильмы сгорели при пожаре Фильмотеки Таджикфильма.
Мы тоже все на это надеемся. Но, кроме того, есть ещё Госфильмофонд, в архив которого направлялась копия любого советского фильма, независимо от студии-производителя (по крайней мере, я так слышал).
Если бы даже Тахир Сабиров снял только дилогию "Кто был ничем, тот станет всем", этого было бы достаточно, чтобы считать одним из классиков "Таджикфильма". 25 лет прошло, как последний раз смотрел этот фильм. Но до сих пор перед глазами герои Шакир, толстяк Туйчи, Айша, Арсений, Сардар и злодей Абдуллобек. А фразы из этого фильма, как будто специально сказаны для сегодняшнего дня. Так снимать сейчас не умеют. Очень хочется просмотреть ещё раз этот фильм, но в интернете не смог найти. Надеюсь не все фильмы сгорели при пожаре Фильмотеки Таджикфильма.
Мой папа тоже служил в военной части в Таджикистане, и тоже снимался в этом фильме. Перелопатила весь интернет, никак не могу найти этот фильм. Если кто-нибудь знает, где можно его достать, сообщите пожалуйста.
Поделюсь своими воспоминаниями.Я служил в одной воинской части под Душанбе,и в марте-апреле 1975г. наша учебка принимала участие в съёмках этого сериала.Нас отвозили на определённое место,переодевали в красноармейскую форму:шинели с нашивками,будёновки,трёхлинейки,фляги и т.д.Дальше уже шли съёмки различных эпизодов:вот мы идём походным шагом,стоим в карауле,отдыхаем у костра, штурмуем Гиссарскую крепость почти по-настоящему(кстати,после штурма двоих легкоранненых отправили в санчасть),то взбираемся на гору,то бежим в атаку с горы...В общем,хоть и уставали, но зато весело было и интересно.Даже несколько раз нас переодевали в дехкан(таджиков-крестьян).Видел очень близко актёров:Игоря Дмитриева,А.Барчука и др.,реж.Сабирова.К сожалению,я так ни разу и не посмотрел этот т/ф,а хотелось бы,но всё может случится...Всем желаю хороших воспоминаний.
Смотрел фильмы этой дилогии по ТВ, когда в 1970-80-е жил в Таджикистане. Прекрасные фильмы - четко прописанный сценарий, острый сюжет, юмор. Отличные актерские работы.
Конечно, идеологический посыл устарел, на самом деле все было не так, но кино есть кино и сделано оно отлично.
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
отзывы
У Тахира Сабирова что не фильм то шедевр. Но этот фильм так пропитан любовью к Родине, к своему народу , к истории, к традициям. Уже более красивым фильм создать нельзя. Каждый кадр, как картина в музее.
Очень напомнил по стилистике да и по сюжету тоже многосерийный фильм "Огненные дороги". Даже чтение стихов за кадром - и то присутствует. Жаль, что не достать нигде второй части дилогии - "Тот станет всем"...
Приятного всем просмотра.
А потом на мое мнение о сериале повлиял разговор с участником Гражданской войны, который, несмотря на «запреклонный» (почти восьмидесятилетний) возраст еще сохранял достаточную бодрость, ясность ума и мог (несмотря на глуховатость) в состоянии толково рассказать о событиях, свидетелем и участником которых ему довелось быть. О фильме «Кто был ничем» старый коммунист высказался просто, но без какого - либо восторга. За дословность не ручаюсь, но постараюсь пересказать его мнение наиболее достоверно:
- Фильм слишком декларативен и, вполне естественно, односторонне показывает события с точки зрения общепринятого советского идеологического взгляда на историю. Например, пограничники - лихоимцы, берущие взятки. Бывали и такие, но немало служило верой и правдой царю – отечеству, были грозой для работорговцев, разбойников и контрабандистов. Некоторые потом служили Советской власти – страна другая, но своя, а граница та же (от себя, Ф.М., добавлю – один Поспелов- прообраз Верещагина из «Белого солнца пустыни» чего стоил!).
Или ташкентское восстание саперов. Неприятно вспоминать, но наша рота была брошена на подавление этого бунта. Я служил в ней недавно принятым на службу музвоспитанником – рядовым (меня и еще одного несовершеннолетнего называли "музыкант – ученик") Туркестанской пехотной бригады, части которой направили на оцепление мятежных летних лагерей и мне довелось непосредственно общаться с участниками происшедших событий. Бунт саперов поначалу имел вовсе не политические причины – казнокрадство (не столь уж редкое явление на Руси) и, как следствие, невыдача жалованья, нового обмундирования, обсчет служивых за выполненные работы, разложение дисциплины и самоволки, нераспорядительность командования – все это и привело к недовольству, которое некоторые «благородия» предпочли решать мордобоем, продолжительной стойкой «под винтовку» и гауптвахтой. Началась стихийная буза, в которую вмешались местные социал – демократы. За ними пошли хотя и многие, но не большинство солдат I Туркестанского саперного батальона. Революционные листовки все-же читали и передавали друг другу (они потом служили отягощающим вину доказательством – как-никак антигосударственная политика, а после революции 1905 года за это стали карать куда более строго, чем до нее). Дело дошло до перестрелки недовольных с верными присяге офицерами и заступившимися за них нижними чинами. В кино мятеж вполне мирный, вялый и бескровный. Мы же в разгар событий отчетливо слышали ожесточенную стрельбу (вплоть до залповой) во время попытки восставших саперов привлечь на свою сторону пехотинцев. А потом видели, как на носилках несли раненых и везли на подводах прикрытые рогожей трупы. Скорее всего, погибших и раненых были десятки, а арестованных и взятых под конвой – уж точно сотни. Нашим пехотинцам приказали в конце всей этой заварухи конвоировать часть разоруженных солдат, которых сочли неблагонадежными за сочувствие и непротивление мятежникам и мне удалось с некоторыми из них поговорить напрямую. Они – то и рассказали нам кое - что о происшедшем. Потом, после разбирательства, их, по слухам, частично распихали по разным воинским частям, кого-то демобилизовали, кого – то отправили в арестантские роты «осваивать» Сибирь и Забайкалье. Несколько позднее зачитали приказ в котором излагалась официальная правительственная точка зрения и итоги судебного разбирательства. Дешево восставшие не отделались: были и казненные и много отправленных на каторгу. После революции, уже в двадцатых годах, ГПУ начало разбирательство с привлечением к ответственности виновных в расправе с восставшими (официально события приобрели характер планомерно организованного революционного выступления с политическими требованиями). Не избежал общения с чекистами и я, доказав свою непричастность к подавлению восстания саперов – в первую очередь, по причине юного возраста. С тех пор больше по этому поводу меня не трогали, даже в лихом тридцать седьмом…
От себя добавлю: более – менее подробные сведения о восстании саперов появились уже в постсоветское время, представляя закономерно противоречивую информацию в виде трактовки этой истории с разных точек зрения (как официальных царских властей, так и советской пропаганды). По документальным архивным сведениям, итогом бунта стали потери убитыми в 3 офицера и два нижних чина со стороны противодействующих восставшим, 14 казненных через повешенье и 220 приговоренных к тюремным и каторжным срокам мятежников. О «боевых» потерях мятежников данные не попадались.
А этот старик, в свои почти восемьдесят уже не обходившийся без слухового аппарата, показал собственные картины, сделанные маслом, несколько гравюр и рассказал еще много интересного, возможно заслуживающего внимания любознательных историков о своем участии в борьбе с басмачами, нашем вторжении в Иран 1941 – го года, не считая последующей фронтовой эпопеи Великой Отечественной…
В остальном на меня лично сам сериал произвел впечатление рядового, ничем не выдающегося советского исторического кинорассказа о предреволюционных и революционных событиях в Средней Азии, талантливо обыгранных известными в тот период актерами (самым заметным из которых среди задействованных в фильме был, пожалуй, Ю.И. Дедович, основательно «прописавшийся» тогда на азиатских киностудиях в кинолентах революционной тематики).
Ну, а если сравнивать, то из экранизированных произведений С. Айни мне больше понравился не «Кто был ничем…», а более ранний фильм «Смерть ростовщика» в постановке того же Тахира Сабирова. Из которого в обсуждаемый сериал перенесли кое – какие (хотя и несколько измененные) сюжеты и некоторых персонажей.
Надеюсь не все фильмы сгорели при пожаре Фильмотеки Таджикфильма.
Конечно, идеологический посыл устарел, на самом деле все было не так, но кино есть кино и сделано оно отлично.