Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Круг второй информация о фильме
Год
1990
Страна
СССР
Отзывы
Рейтинг:
  3.333 / 18 голосов

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

7
 
№6 DNIPRO19
........Вместо предисловия. Когда я, то вероятно впопыхах, не очень внимательно прочитав описание, решил, а год- то 1990, что это некоторое моральное продолжение солженицынского “В круге первом”, роман который я знаю почти наизусть и сериал по роману, Глеб Панфилов, 2006, тут же решил пересмотреть…. Но оказалось, и совсем не к разочарованию, совсем иное. Цитата: «КРУГ ВТОРОЙ» — это как бы первая часть условной трилогии начала 1990х, созданной режиссёром Александром Сокуровым, который вслед снял ленты «КАМЕНЬ»,1992, и «ТИХИЕ СТРАНИЦЫ», 1993. Однако было бы вернее рассматривать «КРУГ ВТОРОЙ» в сопоставлении с более поздними картинами «МАТЬ И СЫН»,1997, и «ОТЕЦ И СЫН» ,2003, поскольку они вместе образуют другой триптих, посвящённый близким родственным отношениям, причём в двух из названных фильмов ещё присутствует тема смерти — уже неотвратимо свершившейся или столь же неизбывно ожидаемой”….. Вот это стало уже серьезной находкой, к которой я по понятным причинам присоединил “Одинокий голос человека”,1978. Все перечисленные мной фильмы Сокурова, фильмы очень высококласные и Достаточно сильные. …В 1995 по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино…. Я Не очень помню, Чтобы какого другого российского/ советского режиссера из листа “наше всё» удостаивали такой чести….Итак, мое приглашение к фильмам Александра Сокурова…...........…Недаром говорят, что гении совсем иначе чувствуют этот мир. Творческие личности очень часто обладают даром предвидеть будущее. Фильм «Круг второй» Александра Сокурова вышел незадолго до распада СССР. Случайность это, или предчувствие режиссера – остается только догадываться, но, стоит отметить, что в то же время на свет появились и другие фильмы, которые буквально затянули петлю на шее духоподъемного советского кино. Вот и картина Сокурова накрывает зрителя мощной волной меланхоличной деструкции.......К этому, кстати, отсылает и ее название, но равно и к «Божественной комедии» Данте, у которого, как известно, КРУГ ВТОРОЙ был лишь первым кругом ада…. Сам Сокуров писал о фильме: «Скорбный долг сына, единый для всех живущих — похоронить отца. Это главное и единственное событие фильма «Круг второй», запечатленное с эпической простотой и подробностью факта. Но именно в нем зримо выявились все разъятые связи жизни, бессмысленная инерция распавшихся ритуалов, имевших когда-то и сокровенное содержание и значение… Мертвый отец, мертвый город, мертвые времена, и день неотличим от ночи, а жизнь — от небытия. Бесследный уход, ничтожное наследство — горсть фальшивых реликвий, подытоживших целую жизнь… Вот он, трагический исход исторического заблуждения советского общества — общества, дерзнувшего оборвать связь времен и обойтись социальной догмой»…. Говорят, что выдающийся киномастер Сергей Герасимов ушел с демонстрации дипломного фильма Александра Сокурова «Одинокий голос человека»,1978, заявив: «Этот студент больше любит смерть, чем жизнь». Герасимов еще больше убедился бы в этом, доживи он до фильма «Круг второй». А между тем, Сокуров первым попытался преодолеть стереотип ненастоящей, киношной смерти, а также ненастоящего киношного страха. У него все настоящее…. БОльшая часть фильма проходит в комнате без окон, где находится живой сын и на постели лежит его мертвый отец. Заходят родные и совершенно посторонние люди, приходят служащие похоронного бюро. Все что-то говорят, бросая невнятные реплики, словно не было еще профессионального озвучания и демонстрируется рабочий материал. Сын разглядывает личные вещи, оставшиеся от отца, листает его бумаги. И больше ничего не происходит: Медбрат «Скорой помощи», наставляющий, что надо было отца «в больницу засунуть — так бы все проще было»; врач в поликлинике, типа утешающий, мол, «я быстро оформлю документы, ведь Ильич заповедал нам бороться с бюрократизмом»; агент по организации похорон, у которой на уме только как сбыть побольше «похоронных принадлежностей», «чулков» да «чепчиков кружевных»… Весь фильм производит сильное впечатление именно благодаря минимализму выразительных средств и лаконичности художественного высказывания, не претендующего на назойливую многозначительность и метафизическую символику.... Интересны решения по цвету и звуку. Лента снята в необычной цветовой гамме ( оператор Александр Буров) — вроде не ч/б, но и цвета почти нет. Картинка погрязла в мутно-зеленых, болотных тонах, похожих на сепию, и густо засыпанных зерном — это хорошо подчеркивает смятение сына, камень, лежащий у него на сердце. Ту же функцию выполняет звук. Чтобы оттенить давяще-мрачные бытовые подробности погребального обряда, фильм начисто лишен музыки, которая создавала бы лирическую, возвышенную атмосферу. Вместо нее главным звуковым сопровождением становится жутковатая звенящая тишина, отражающая пустоту..... Mысли вслед: Уход из жизни и прощание с первобытных времен обставлялось сложными ритуалами. Убогая советская действительность 1990-х выглядит насмешкой над древними традициями. Но символы остались символами. Сын пугается равнодушной бабы из похоронного бюро, словно она перевозчик душ из греческих мифов.Он обнаруживает среди вещей отца кастет, словно наследует боевое оружие родителя и теперь становится настоящим воином. Впрочем, Сокуров всегда оставляет каждому зрителю пространство для собственных объяснений и толкований… "Счастливы близкие наши, умершие прежде нас." - надпись в конце. В этом и есть смысл фильма. Это – то ли про жизнь , то ли про существование.. Большинство так и живут. А умирают все одинаково. Через это проходят все уже родившиеся. Но оставшимся надо учиться это преодолевать и жить дальше. Не бояться смерти. Хоть какая то моральная подготовка... В фильме всё натурально, как в жизни. Игра актёров гениальна. Кстати, в этой картине Сокурова, как и в большинстве его фильмов зритель видит совсем незнакомые актерские имена, то ли дебютантов, то ли непрофессионалов. Ну а фильм очень впечатляет и запоминается.... В остальном же “Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу»….
Краткость - сестра таланта. Читать эту тягомотину просто нет сил...
6
 
........Вместо предисловия. Когда я, то вероятно впопыхах, не очень внимательно прочитав описание, решил, а год- то 1990, что это некоторое моральное продолжение солженицынского “В круге первом”, роман который я знаю почти наизусть и сериал по роману, Глеб Панфилов, 2006, тут же решил пересмотреть…. Но оказалось, и совсем не к разочарованию, совсем иное. Цитата: «КРУГ ВТОРОЙ» — это как бы первая часть условной трилогии начала 1990х, созданной режиссёром Александром Сокуровым, который вслед снял ленты «КАМЕНЬ»,1992, и «ТИХИЕ СТРАНИЦЫ», 1993. Однако было бы вернее рассматривать «КРУГ ВТОРОЙ» в сопоставлении с более поздними картинами «МАТЬ И СЫН»,1997, и «ОТЕЦ И СЫН» ,2003, поскольку они вместе образуют другой триптих, посвящённый близким родственным отношениям, причём в двух из названных фильмов ещё присутствует тема смерти — уже неотвратимо свершившейся или столь же неизбывно ожидаемой”….. Вот это стало уже серьезной находкой, к которой я по понятным причинам присоединил “Одинокий голос человека”,1978. Все перечисленные мной фильмы Сокурова, фильмы очень высококласные и Достаточно сильные. …В 1995 по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино…. Я Не очень помню, Чтобы какого другого российского/ советского режиссера из листа “наше всё» удостаивали такой чести….Итак, мое приглашение к фильмам Александра Сокурова…...........…Недаром говорят, что гении совсем иначе чувствуют этот мир. Творческие личности очень часто обладают даром предвидеть будущее. Фильм «Круг второй» Александра Сокурова вышел незадолго до распада СССР. Случайность это, или предчувствие режиссера – остается только догадываться, но, стоит отметить, что в то же время на свет появились и другие фильмы, которые буквально затянули петлю на шее духоподъемного советского кино. Вот и картина Сокурова накрывает зрителя мощной волной меланхоличной деструкции.......К этому, кстати, отсылает и ее название, но равно и к «Божественной комедии» Данте, у которого, как известно, КРУГ ВТОРОЙ был лишь первым кругом ада…. Сам Сокуров писал о фильме: «Скорбный долг сына, единый для всех живущих — похоронить отца. Это главное и единственное событие фильма «Круг второй», запечатленное с эпической простотой и подробностью факта. Но именно в нем зримо выявились все разъятые связи жизни, бессмысленная инерция распавшихся ритуалов, имевших когда-то и сокровенное содержание и значение… Мертвый отец, мертвый город, мертвые времена, и день неотличим от ночи, а жизнь — от небытия. Бесследный уход, ничтожное наследство — горсть фальшивых реликвий, подытоживших целую жизнь… Вот он, трагический исход исторического заблуждения советского общества — общества, дерзнувшего оборвать связь времен и обойтись социальной догмой»…. Говорят, что выдающийся киномастер Сергей Герасимов ушел с демонстрации дипломного фильма Александра Сокурова «Одинокий голос человека»,1978, заявив: «Этот студент больше любит смерть, чем жизнь». Герасимов еще больше убедился бы в этом, доживи он до фильма «Круг второй». А между тем, Сокуров первым попытался преодолеть стереотип ненастоящей, киношной смерти, а также ненастоящего киношного страха. У него все настоящее…. БОльшая часть фильма проходит в комнате без окон, где находится живой сын и на постели лежит его мертвый отец. Заходят родные и совершенно посторонние люди, приходят служащие похоронного бюро. Все что-то говорят, бросая невнятные реплики, словно не было еще профессионального озвучания и демонстрируется рабочий материал. Сын разглядывает личные вещи, оставшиеся от отца, листает его бумаги. И больше ничего не происходит: Медбрат «Скорой помощи», наставляющий, что надо было отца «в больницу засунуть — так бы все проще было»; врач в поликлинике, типа утешающий, мол, «я быстро оформлю документы, ведь Ильич заповедал нам бороться с бюрократизмом»; агент по организации похорон, у которой на уме только как сбыть побольше «похоронных принадлежностей», «чулков» да «чепчиков кружевных»… Весь фильм производит сильное впечатление именно благодаря минимализму выразительных средств и лаконичности художественного высказывания, не претендующего на назойливую многозначительность и метафизическую символику.... Интересны решения по цвету и звуку. Лента снята в необычной цветовой гамме ( оператор Александр Буров) — вроде не ч/б, но и цвета почти нет. Картинка погрязла в мутно-зеленых, болотных тонах, похожих на сепию, и густо засыпанных зерном — это хорошо подчеркивает смятение сына, камень, лежащий у него на сердце. Ту же функцию выполняет звук. Чтобы оттенить давяще-мрачные бытовые подробности погребального обряда, фильм начисто лишен музыки, которая создавала бы лирическую, возвышенную атмосферу. Вместо нее главным звуковым сопровождением становится жутковатая звенящая тишина, отражающая пустоту..... Mысли вслед: Уход из жизни и прощание с первобытных времен обставлялось сложными ритуалами. Убогая советская действительность 1990-х выглядит насмешкой над древними традициями. Но символы остались символами. Сын пугается равнодушной бабы из похоронного бюро, словно она перевозчик душ из греческих мифов.Он обнаруживает среди вещей отца кастет, словно наследует боевое оружие родителя и теперь становится настоящим воином. Впрочем, Сокуров всегда оставляет каждому зрителю пространство для собственных объяснений и толкований… "Счастливы близкие наши, умершие прежде нас." - надпись в конце. В этом и есть смысл фильма. Это – то ли про жизнь , то ли про существование.. Большинство так и живут. А умирают все одинаково. Через это проходят все уже родившиеся. Но оставшимся надо учиться это преодолевать и жить дальше. Не бояться смерти. Хоть какая то моральная подготовка... В фильме всё натурально, как в жизни. Игра актёров гениальна. Кстати, в этой картине Сокурова, как и в большинстве его фильмов зритель видит совсем незнакомые актерские имена, то ли дебютантов, то ли непрофессионалов. Ну а фильм очень впечатляет и запоминается.... В остальном же “Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу»….
5
 
Нашёл ещё одну ошибку. В фильме в эпизоде снялся не взрослый певец Сергей Крылов, а мальчик Серёжа Крылов, который сыграл одну из ключевых ролей (даже на постер попал) в предыдущем фильме Сокурова - "Дни затмения".
kino-teatr.ru:
Исправлено.
4
 
Исправьте, пожалуйста. В эпизоде снялся не Н.Янков, а Игорь Янков, актер Сыктывкарского драмтеатра.
kino-teatr.ru:
Исправлено.
3
 
Очень тяжёлый фильм, талантливый и мучительный. В нём всё мёртвое. И мёртвое - мёртвое, и живое тоже мёртвое.И только память остаётся жива, но и она уже никому не нужна...Тяжёлое облако безнадёжности повисает над зрителем.
2
 
Фильм тяжелый. Но не более, чем тяжела сама по себе человеческая жизнь или отдельные ее моменты. Ничего патологического. Это жизнь, вот такая вот жизнь... Впрочем, на протяжении всего фильма не покидает ощущение, будто у тебя внутри (в груди? в душе? на сердце?) повис камень... большой, тяжелый камень. Слова, выведенные в конце фильма, словно рукой самого автора, - "Счастливы близкие наши, умершие прежде нас" - еще долго носишь потом в своем сознании, размышляя над ними, осмысливая их... пока они не закрепляются в душе. Навсегда.
1
 
Жёсткая правда. Очень тяжело смотреть. Но ведь это жизнь.

Афиша кино >>

все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram