... Даже получив все возможности обличать тиранию, мы тем не менее внутренне воспринимаем ее как должное, то и дело впадая в экстатическое любование судорогами кровавого деспотизма.
Самым ярким примером такого любования может служить картина Б. Бланка «Кремлевские тайны XVI века». Такое впечатление, что она снималась ради нескольких эпизодов безумных эротических оргий с рубенсовскими сплетениями обнаженных женских и мужских тел и качающимся над ними посреди экрана огромным золотым фаллосом. Собственно, этот фаллос — единственное, что запоминается в фильме, заслоняя собой и сюжет драмы А. К. Толстого, и красивые декорации, и нервную игру А. Жаркова в роли Грозного. Проблема тирании интересует автора только с точки зрения предоставляемых ею возможностей неограниченного удовлетворения естественных и противоестественных плотских страстей, какое и демонстрируется здесь с большим пафосом и нескрываемым удовольствием. XVII век. Ни первая его половина — эпоха «Смутного времени» и глобального кризиса российской государственности, столь опасно близкая к тому, что мы переживаем сегодня, ни вторая — период царствования первых царей династии Романовых — пока что не привлекли к себе внимания наших кинематографистов.
Наталья Сиривля
«Искусство кино» 1993 год, № 11
обсуждение >>