А я, Кристобаль, как раз ценю возможность сравнения. Фильмы Козинцева хороши, слов нет. Но в случае с экранизациями Шекспира, право, стОит, посмотреть и иные версии. Особенно созданные на родине классика. :) Впрочем, дело Ваше...
Можно предположить, что погремушка (детская игрушка) в руках взрослого человека создавала комический эффект, а кроме того, служила для привлечения внимания.
Да, вполне возможно. Во всяком случае, второе утверждение. Помнится, во время первого появления Шута (а точнее, второго - когда Лир сказал, приветствуя Шута: "Ааа! Здравствуй, мой хороший!"), сначала раздалось характерное позвякивание, и только потом в кадре появился сам Шут...
шуту за его "работу" полагалось хоть какое-то вознаграждение (помимо еды и крова)?
Если был "зачислен в штат" домашней челяди своего патрона (хозяина), то нет, конечно. Именно, что служил за стол и кров. А рабам и подавно не платили, они же, увы, считались вообще собственностью хозяев. Оплата за представление - это уже привилегия актёров, а не шутов.
Можно предположить, что погремушка (детская игрушка) в руках взрослого человека создавала комический эффект, а кроме того, служила для привлечения внимания. Шут ведь "работал на публику".
Интересно - шуту за его "работу" полагалось хоть какое-то вознаграждение (помимо еды и крова)?
А на основании чего можно сделать вывод, что Шут (в фильме) - именно раб короля Лира?
В фильме есть предельно чёткое указание на рабское положение Шута. Ошейник.
Голый стриженный череп
Из той же серии. В некторых европейских странах (а у Козинцева в фильме явно условные "незапамятные времена" Европы) рабов стригли, в то время как свободные люди носили длинные волосы.
у шутов, насколько я знаю, была такая "визитка", как "дурацкий колпак
Совершенно верно. Но, насколько я понимаю, первичен всё-таки бубенец, погремушка. Можно предположить, что погремушка (детская игрушка) в руках взрослого человека создавала комический эффект, а кроме того, служила для привлечения внимания. Шут ведь "работал на публику".
Во-первых, раб ли Шут -- это большой вопрос. В интерпретации Козинцева так и есть, в других версиях совсем не обязательно.
А на основании чего можно сделать вывод, что Шут (в фильме) - именно раб короля Лира? По-моему, положение Шута среди королевской челяди, всё-таки, несколько выше, чем как у простого раба. Его не избивают, по крайней мере - и не особо издеваются. И окружающие (как мне кажется) относятся к Шуту в принципе, без враждебности... За исключением, правда, дочерей Лира (не считая Корделии, которая к шуту и вовсе благоволит).
Погремушка - неотъемлемый профессиональный инструмент средневекового шута, его визитка, так сказать.
Ещё у шутов, насколько я знаю, была такая "визитка", как "дурацкий колпак". Шут при Лире такого головного убора, судя по всему, совсем не имеет (или же ему позволено не одевать этот колпак - как вариант). И даже, можно сказать, наоборот - вместо "роскошного" убранства на голове, Шут не имеет вовсе на ней волос... Голый стриженный череп.
отзывы