"Не говори красиво...". Слова эти, как известно всем еще со школьных лет, один из тургеневских героев говаривал своему приятелю Аркадию. Но, увы, напрасно...
Что ни говори, а красивость - штука, ох, какая соблазнительная. Живи Аркадий сегодня, он непременно пошел бы по киночасти. Снимал бы элитарно колышущиеся занавески, паутину вне резкости, сгорающие в костре газетные сроки о культуре. Плюс длиннющие монологи и диалоги полуобнаженных красавцев и красоток под звуки романсов о свирепых комиссарах, ведущих кого-то в кабинеты...
Еще недавно Аркадию пришлось бы туговато. Максимум, на что он мог бы рассчитывать - "полочный" ореол непризнанного гения. Иное дело сегодня - если получил "финансирование проекта", то уж что наснимал, то и показывай... Именно так дебютант Александр Иванов-Сухаревский снял свою ленту "авангардистский" "Корабль". Безуспешная попытка подражать Тарковскому, Сокурову, Михалкову и Таланкину одновременно. Нестерпимая скука, которую редкий зритель может выдержать в двухчасовом объеме. Псевдоинтеллектуальный треп, претендующий на глобальные обобщения кризиса общества и личности...
И это еще не все! Говорят, что на "Маленьку Веру" зрители валом валили из-за секса. Суждение, на мой взгляд, весьма поверхностное. В "Корабле" этого самого секса вполне хватит на добрый десяток маленьких и больших Вер. Но зрители 1988-1989 годов однако обходили кинозалы , где пытался проплыть "Корабль" стороной. Вот уже воистину, не сексом единым!
Александр Федоров
Так вот, оказывается, как у них! Ого-го-го!» —многие зрители именно так воспримут фильм «Корабль»: он станет для них проводником в «терра инкогнита» — в заповедную землю начальственной дачи, отгороженную от досужих взоров высоким забором. Да, роскошная дача, и участок что надо.
И на этой роскошной даче в отсутствие родичей юные красавицы и красавцы занимаются, как образно говорили прежде, черт-те чем. Выпивают— изрядно. Спят — то с тем, то с этой — тоже немало. Издеваются над слабыми и беззащитными. Убегают от сильных. В остальное время — треплются. Бесконечно. Неостановимо. Обо всем. И обо всем — между делом, сквозь зубы, без интереса. Так что и не поймешь сразу: то ли сами себя разыгрывают, то ли так нудно и долго убеждают нас в собственной никчемности и пустоте, то ли вводят в кинообиход принятый в молодежных ТВ-программах стиль речевых «феничек» («Мы стоим на улице Московской. Вы спросите, чем знаменита эта улица? А ничем...»). А может, треп этот— для всего и из-за всего сразу? Но зачем же так долго?
Ах, какие никчемные, слабенькие духом, плохие и злые дети богатых родителей, но, как выясняется из многозначительного финала, все же не без задатков к добрым переменам. Ужасно ново и свежо, правда? Но, главное, ужасно монотонно и скучно.
М.Левитин
«Советский экран» № 11, 1989 год
обсуждение >>