Картина Нийоле Адоменайте и Бориса Горлова - одна из самых заметных отечественных "лагерных" лент, разоблачающих ужасы эпохи сталинизма. Еще не видя фильма, можно было предположить, что авторы постараются решить его в "германовской" стилистике: варьированный желтоватый цвет, россыпь бытовых подробностей тщательно прописанного фона, аскетичность и вместе с тем полифония звукового решения. Отсутствие примелькавшихся на экране лиц, замененных типажностью малоизвестных исполнителей.
С первых же кадров "Комы", рассказывающей о женских судьбах послевоенного ГУЛАГа, оказалось, что такого рода прогноз точен. Судьба бывшей студентки Марии, попавшей в конце 40-х в один из северных лагерей, показана на экране именно в таком ракурсе. Молодая актриса Наталья Никуленко хорошо передает отрешенность и опустошенность своей героини, прошедшей сквозь ад унижений и насилия. "Кома" - страстный призыв к человечности, к тому, чтобы те страшные времена никогда не повторились. Картина искренняя и честная. Вместе с тем, на фоне произведений А.Солженицына и В.Шаламова "Кома" кажется лишь талантливым наброском на кровоточащую тему...
Александр Федоров
обсуждение >>