Вчера смотрела, не отрываясь. Какие актеры! Какая игра!
И лучше всех - Серафима Бирман! А самая страшная и самая сильная, на мой взгляд, сцена - сцена убийства Владимира Старицкого и сумасшествия его матери....
Гениальный фильм! Одна из лучших работ Эйзенштейна. Штучный фильм, где проработано и отточено всё до последней мелочи, это не конвейер, не современная штамповка.... Фильм можно пересматривать и пересматривать....
№67 Злыдень
Особенно когда Старицкая, у тела мертвого сына, вцепилась в шапку Мономаха. Аж мурашки по спине.
Кстати, вопрос к аудитории. Что это за шапка Мономаха? Кто ее дал царям? За правильный ответ - 100 призовых бонусов, а, главное, признание, как знатока отечественной истории.
Все роли сыграны бесподобно, но Серафима Бирман - отдельная песня. Особенно когда Старицкая, у тела мертвого сына, вцепилась в шапку Мономаха. Аж мурашки по спине.
№64 Злыдень
Величественный фильм. Для понимания истории и духа России - вполне его хватает. Особенно потрясает 2-я часть - Боярский заговор. К любому этапу нашей истории подходит. Мудрый и справедливый царь-государственник, боярские кланы рвущие страну на куски и опричники - верные псы, понимающие что с уходом царя их всех до единого перебьют. И все это действо происходит с великолепием и одновременно низменностью, достойной византийских нравов. Любимая смена в фильме - Мало!
Понятно, почему сталинские бояре взбесились от такого кино.
Фильм, так фильм. Фильмище. Операторская работа, передающая мимику и выражения лиц. Потом на эту тему были хорошие работы. Но. Не то.
Величественный фильм. Для понимания истории и духа России - вполне его хватает. Особенно потрясает 2-я часть - Боярский заговор. К любому этапу нашей истории подходит. Мудрый и справедливый царь-государственник, боярские кланы рвущие страну на куски и опричники - верные псы, понимающие что с уходом царя их всех до единого перебьют. И все это действо происходит с великолепием и одновременно низменностью, достойной византийских нравов. Любимая смена в фильме - Мало!
Понятно, почему сталинские бояре взбесились от такого кино.
№60 Teymur
Эйзенштейн так и остался, в какой-то степени, факультативным.
КАК ОН снимать ни у кого не получилось бы, да и никто собственно, никогда и не стремился.
На то и гений.
АИС и вовсе заклеймил великого Режиссёра, как «подхалима, выполнившего собачий заказ»
Вот ведь – СоЛЖЕницын почему-то решил, что полученная Эйзеншейном в награду за это такой заказ «награда» (запрет на профессию и последовавшая смерть в 50 лет) ничего ровным счётом не доказывает. «Собачий заказ», и всё.
Как и у кумира АИС Толстого, ум и логика никогда не относились к числу его достоинств. Я в юные годы тоже удивлялся, что же тут такого, за что запрещали-то? Мал был, многого не понимал. Зато в Кремле поняли сразу.
Это фактическое поражение России в Ливонской войне.
А ещё были попытки взять Крымское ханство, Курбский и Баторий, Становление Речи Посполитой, неудачная попытка войти в блок с Англией.
Увы, в Ливонской войне было просто поражение. И Крымом почти не пытались завладеть. Даниил Адашев до самого Очакова дошёл, а ему ещё до опричнины в благодарность голову снесли, не бы продолжить, могли ведь дойти. не присоединить. так бока лет на двадцать намять, чтоб неповадно соваться было.
"Ты не царя убил. Ты шута убил. Не шута, а злейшего царского врага убил! Благодарствую!"
Фильм - УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
И между прочим, в первую очередь, как оказалось - ДЛЯ НИХ
В своём же отечестве, увы... Эйзенштейн так и остался, в какой-то степени, факультативным.
КАК ОН снимать ни у кого не получилось бы, да и никто собственно, никогда и не стремился.
АИС и вовсе заклеймил великого Режиссёра, как "подхалима, выполнившего собачий заказ"
Вот ведь - СоЛЖЕницын почему-то решил, что полученная Эйзеншейном в награду за это такой заказ "награда" (запрет на профессию и последовавшая смерть в 50 лет) ничего ровным счётом не доказывает. "Собачий заказ", и всё
"Иван Грозный" - чёткое, последовательное, внешне может и старомодно- громоздкое, но абсолютно логичное, выверенное драматургически, чётко раскадрованное, аккуратно разделённое на ТРИ ЧАСТИ становление ДИКТАТУРЫ на Руси.
Это, по сути, та же пассионарная теория Гумилёва - рождение, расцвет сил, закат.
Первая серия - первые 18 лет с момента восхождения на трон. Освобождение от старых татарских пут (взятие Казани), выход к Каспию (взятие Астрахани) и намеченная цель - ИМПЕРИЯ, ТРЕТИЙ РИМ. Недовольство бояр, удаление в Алексадровскую Слободу. Возвращение после нескольких посольств из столицы с умоляющих царя вернуться. Опричнина. 1547 - 1565 года
Вторая серия. 1566-1569 года. Репрессии.
Что любопытно - почти совпадает по продолжительности с годами сталинских репрессий в1936 -1939 годах. Ликвидация внутренних врагов и обращение меча в сторону врагов ВНЕШНИХ.
Третья серия предполагала выход Ивана Грозного к берегу Балтийского моря. После гибели Малюты, сражённого стрелой (жизненный путь Басмановых видимо окончился ранее), Иван остаётся ОДИН.
За кадром скорее всего остался бы трагический, но увы - закономерный ФИНАЛ-ЭПИЛОГ.
Это фактическое поражение России в Ливонской войне. Мэтр, особенно на фоне Великой Победы на Германией вряд ли решился бы следовать здесь букве истории, хотя...
Зная Эйзенштейна...
"Иван Грозный" был обречён, как и его автор. Не говоря уже о прототипе. Тот ещё был тип...
А ещё были попытки взять Крымское ханство, Курбский и Баторий, Становление Речи Посполитой, неудачная попытка войти в блок с Англией.
№51 Алексей Буркин
Слабенький фильм. Во всех отношениях.
Ну да, и режиссура, и игра актёров, всё слабое. Одна сцена разговора Ивана с Владимиром Старицким, после которого Владимира убивают, чего стоит и пир опричников, и «мельтешащая» музыка, создающая особую энергетику, да что говорить, для всё это повод для насмешек, а лучше бы приглядеться, прислушаться.
Что до кукольных поз, вытаращенных глаз и т.д., то это просто театральная стилистика, призванная подчеркнуть абсурдность происходящего, не нравиться она может, но «не в моём вкусе» и «плохо» вещи разные.
Вот и выискивают всяческие аллюзии, скрытые и явные цитаты... В советское время был некий лукавый повод заявить себя в оппозицию к власти: фильм-де не закончен, но можно предположить... а вот-де смотрите, какие смелые намёки... и т.д. и т.п. Но нам-то сейчас зачем лицемерить?
При чём тут мы, это ещё в то время Сталина и Ко возмутило –
что-де за нападки на «прогрессивное войско опричников»? Не дураки, понимали, о чём речь. Но нужна поправка: коллизия здесь надвременная, просто Иван Грозный – повод для такого разговора как особенно яркий пример.
Вспомним Михалкова и будем снисходительны.
Вот-вот, тем более что Михалков и близко ничего подобного в последние годы не снял.
отзывы
Смотрела не отрываясь
И лучше всех - Серафима Бирман! А самая страшная и самая сильная, на мой взгляд, сцена - сцена убийства Владимира Старицкого и сумасшествия его матери....
Все роли сыграны бесподобно, но Серафима Бирман - отдельная песня. .
Особенно когда Старицкая, у тела мертвого сына, вцепилась в шапку Мономаха. Аж мурашки по спине.
Величественный фильм. Для понимания истории и духа России - вполне его хватает. Особенно потрясает 2-я часть - Боярский заговор. К любому этапу нашей истории подходит. Мудрый и справедливый царь-государственник, боярские кланы рвущие страну на куски и опричники - верные псы, понимающие что с уходом царя их всех до единого перебьют. И все это действо происходит с великолепием и одновременно низменностью, достойной византийских нравов. Любимая смена в фильме - Мало!
Понятно, почему сталинские бояре взбесились от такого кино.
Понятно, почему сталинские бояре взбесились от такого кино.
Эйзенштейн так и остался, в какой-то степени, факультативным.
КАК ОН снимать ни у кого не получилось бы, да и никто собственно, никогда и не стремился.
АИС и вовсе заклеймил великого Режиссёра, как «подхалима, выполнившего собачий заказ»
Вот ведь – СоЛЖЕницын почему-то решил, что полученная Эйзеншейном в награду за это такой заказ «награда» (запрет на профессию и последовавшая смерть в 50 лет) ничего ровным счётом не доказывает. «Собачий заказ», и всё.
Это фактическое поражение России в Ливонской войне.
А ещё были попытки взять Крымское ханство, Курбский и Баторий, Становление Речи Посполитой, неудачная попытка войти в блок с Англией.
"Мало!"
"Ты не царя убил. Ты шута убил. Не шута, а злейшего царского врага убил! Благодарствую!"
Фильм - УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
И между прочим, в первую очередь, как оказалось - ДЛЯ НИХ
В своём же отечестве, увы... Эйзенштейн так и остался, в какой-то степени, факультативным.
КАК ОН снимать ни у кого не получилось бы, да и никто собственно, никогда и не стремился.
АИС и вовсе заклеймил великого Режиссёра, как "подхалима, выполнившего собачий заказ"
Вот ведь - СоЛЖЕницын почему-то решил, что полученная Эйзеншейном в награду за это такой заказ "награда" (запрет на профессию и последовавшая смерть в 50 лет) ничего ровным счётом не доказывает. "Собачий заказ", и всё
"Иван Грозный" - чёткое, последовательное, внешне может и старомодно- громоздкое, но абсолютно логичное, выверенное драматургически, чётко раскадрованное, аккуратно разделённое на ТРИ ЧАСТИ становление ДИКТАТУРЫ на Руси.
Это, по сути, та же пассионарная теория Гумилёва - рождение, расцвет сил, закат.
Первая серия - первые 18 лет с момента восхождения на трон. Освобождение от старых татарских пут (взятие Казани), выход к Каспию (взятие Астрахани) и намеченная цель - ИМПЕРИЯ, ТРЕТИЙ РИМ. Недовольство бояр, удаление в Алексадровскую Слободу. Возвращение после нескольких посольств из столицы с умоляющих царя вернуться. Опричнина. 1547 - 1565 года
Вторая серия. 1566-1569 года. Репрессии.
Что любопытно - почти совпадает по продолжительности с годами сталинских репрессий в1936 -1939 годах. Ликвидация внутренних врагов и обращение меча в сторону врагов ВНЕШНИХ.
Третья серия предполагала выход Ивана Грозного к берегу Балтийского моря. После гибели Малюты, сражённого стрелой (жизненный путь Басмановых видимо окончился ранее), Иван остаётся ОДИН.
За кадром скорее всего остался бы трагический, но увы - закономерный ФИНАЛ-ЭПИЛОГ.
Это фактическое поражение России в Ливонской войне. Мэтр, особенно на фоне Великой Победы на Германией вряд ли решился бы следовать здесь букве истории, хотя...
Зная Эйзенштейна...
"Иван Грозный" был обречён, как и его автор. Не говоря уже о прототипе. Тот ещё был тип...
А ещё были попытки взять Крымское ханство, Курбский и Баторий, Становление Речи Посполитой, неудачная попытка войти в блок с Англией.
Слабенький фильм. Во всех отношениях.
Что до кукольных поз, вытаращенных глаз и т.д., то это просто театральная стилистика, призванная подчеркнуть абсурдность происходящего, не нравиться она может, но «не в моём вкусе» и «плохо» вещи разные.
что-де за нападки на «прогрессивное войско опричников»? Не дураки, понимали, о чём речь. Но нужна поправка: коллизия здесь надвременная, просто Иван Грозный – повод для такого разговора как особенно яркий пример.