№329 Levaler
Страница о Тарковском, страница о "Зеркале" - и везде странные перепалки: "гений-не гений", "понятно-непонятно"... Очевидно, что эти страницы - своеобразный клуб почитателей Тарковского. Допустим, я люблю в какой-то компании играть в шахматы, но кому-то постороннему обязательно надо влезть и сказать: непонятная игра! Чушь какая-то!
Я вполне понимаю азартность домино или карт (сам не играю и плохо понимаю), но в голову не приходит внушать играющим, что шахматы лучше. Это как в церковь прийти и кричать: Бога нет!
Непонятно? Бред? Не гений? Ладно. Но почему некоторых это так волнует? Загадка. Мне приходилось сталкиваться с настоящей ярой ненавистью в отношении Тарковского... Вот это по-настоящему непонятно. Это настоящий бред.
Кто-то пытается в ответ что-то объяснять, доказывать, убеждать... Зачем? Необъяснимо это. Недоказуемо. Это же, как любовь. Для кого-то "она" - уродина, а для меня красавица. Как сейчас говорят: химия! Тарковский - химия. Гипноз, прекрасное безумие... Описанию и разбору это не поддаётся.
Уже взрослым молодым человеком я обнаружил, что Тарковского знал с малых лет. Детские впечатления от "Иванова детства"... Наверняка я тогда и не знал, кто режиссёр (и слова такого не знал). Но помнил. Я становился старше, но не становился до поры до времени поклонником Тарковского. "Андрей Рублёв", "Солярис" - это не было в фокусе моего внимания. Пока однажды в институте один преподаватель не сказал, что будут показывать "Зеркало", новый фильм Тарковского, но вряд ли он задержится на экране: "Поспешите!". Я помню, как с громким возмущением обычные зрители уходили из зала... А я попал под гипноз. На всю жизнь. Оказалось, что я хорошо помню даже "Каток и скрипку"! Это вообще было в детском кинотеатре.
"Сталкера" я смотрел в обществе местных актёров - на специальном показе в краевом "Театральном обществе". "Творческая интеллигенция" плевалась... Вскоре была возможность пересмотреть в кинотеатре: в зале было два-три человека. Ну и что? Лично меня это никак не волновало.
Проходили годы, я пересматривал Тарковского, перечитывал материалы о нём... А внутренне постоянно возвращался к "Зеркалу". И многие годы пытаюсь понять: почему? Что это вообще такое? Недавно вдруг подумал: а ведь это и не кино вовсе! В общепринятом смысле. Да, снято на плёнку, показывается на экране... И многие пытаются понять это, как обычное кино. С плачевным итогом. Сюжета нет, действия нет, смысла нет... А в музыке - какой сюжет? В стихах? В пейзажной живописи? В мире, который нас окружает, - какой сюжет? Какой смысл?
Стихи... В "Зеркале" стихи неспроста. Сам фильм что-то вроде поэзии, которую можно увидеть глазами. Я и в Арсения Тарковского тогда влюбился.
Стихи, музыка... Я так теперь и определяю для себя Тарковского: музыка, которую можно видеть. Музыка души, музыка сознания, подсознания... И не какие-то мрачные сюрреалистические фантазии, а - детское, самое тонкое, чистое, доброе. Чтобы окунуться в это, мне даже не нужно пересматривать фильм: я просто мысленно его "включаю". Какие-то эпизоды. И этого достаточно.
Большое спасибо Вам за прекрасные комментарии под N336,345,а так же посты за номером 346-Маяк,347,350-С ветром.
Удивительно,с тех пор прошло три года,а отзывы по прежнему пишутся чаще негативные-не понял,не нравится,и все сводится к неприятию Тарковского.Очень люблю этот фильм-с детства,не могу сказать ,что философия и замысел были всегда понятны,но с сюжетом и героями,никогда вопросов не было. Всегда нравится читать хорошие рецензии к любимым фильмам,это тоже талант-уметь сформулировать свои мысли. На сайте Кино поиск есть рецензия Prouste,он даёт ссылку на статью Л.М.Баткина-историк,литературовед,культуролог-статья называется "Не боясь своего голоса"( Искусство Кино 1988 N11),действительно это одна из лучших рецензий к этому фильму,даже одобренная Тарковским. Всем советую её прочитать-не пожалеете,возможно там найдёте ответы на вопросы связанные с "Зеркалом".
В жизни каждый человек смотрится в зеркало -- кто в прямое, кто-то в кривое, а у кого-то осколок зеркала застрял в сердце, и тогда вообще вся реальность искажается, и появляются тогда несчастные злые люди. В этом фильме показано зеркало отдельного человека, и на его примере можно понять, а в какое же зеркало смотримся каждый..И потому «Зеркало“ Андрея Тарковского — антимещанское кино, и у него не может не быть множества недругов. „Зеркало“ религиозно. И конечно, непонятно общей массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусство и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“...Сам фильм, между тем глубоко исследует нравственные искания главного героя на основе жизненного материала. Андрей Тарковский — человек, который способен был извлечь из подсознания красоту человеческой мысли, неординарность человеческого мышления. Фильм учит правде жизни. Душа должна быть стойкой и доброй. Фильм " Зеркало " филигранен и многогранен. Фильм создает особый мир человеческой души и человеческой духовности. Его смотреть не просто, т. к. этот фильм затрагивает за живое. Это произведение искусства создано надолго. Этот фильм - загадка, который каждый человек должен самостоятельно разгадать. Этот фильм - возможность докопаться до истины Лента построена на переживаниях героя (которого зритель так и не увидит ), боящегося потерять любовь и понимание любимых. Что бы найти ответы на мучащие его вопросы он вспоминает свое детство пытаясь, найти оправдание cвоим эмоциям. Страх потерять своих близких, жену и сына заставляет его разобраться в самом себе... Также в фильм были добавлены военные документальные никому неизвестные тогда видеозаписи, создающие живую атмосферу правдивости и подлинности... Cам фильм такой завораживающий, странный и запоминающийся, наполненный глубоким смыслом. в нем нет ничего лишнего, каждая фраза, отрывок, на своем месте, чувствуется, что режиссер очень бережно и с любовью создавал все нюансы картины. каждый раз пересматривая, радуясь каждой удачной сцене. Музыка у Тарковского - особая тема. Ему никогда не писали музыку композиторы фильмов. Ему писали музыку великие. В этом фильме это великие Иоганн Себастьян Бах, Генри Пёрселл, а также его современник и соотечественник Эдуард Артемьев. Эта великая музыка, преломившись через него, соединившись с его зрительными образами, создавала новое качество, которое обогащало и углубляло саму эту музыку. Она становилась частью мироздания самого Тарковского.... невозможно забыть гениального оператора Георгия Рерберга, об этой фигуре в искусстве, и этой трагической истории. Тут я высказываю лично свое мнение, аналогов которому не встречал…Фильм затрагивает, именно, вечное - любовь, поиск, сострадание. И актеры Маргарита Терехова и Олег Янковский хорошо передают эту тему...Тем не менее, сказать, что я понял фильм -- не могу. Но мне нравилось его смотреть, слушать голоса, речи, музыку, это безумно красиво. После фильма остается ощущение, что я вижу теперь нечто по-иному... Теперь о смысле вечном.Недопонимание или всепонимание людское?.. Художественный дар вдохновляет поэтов, раздражает обывателей приводит в гнев властителей( иногда до такой степени, что на кострах сжигают или просто расстреливают) и редко приносит счастье. Фильм, конечно, шедевр. Гениальные стихи Арсения Тарковского и голос Поэта за кадром.
Смешение снов сгустило чувство
Поток из слов для внешнего удел
Я просто был, не в том моё искусство
Гостить душой в строю не стройных тел
Я оглянулся и себя увидел сыном
Шагнул и сердце матери услышал я в груди
Собрав осколки бывшие кувшином
Мной дан намёк, что будет впереди
Не мне ценить величие творения*
Но я склоняюсь перед ним за то
Что пережив прекрасные мгновения
Я молча вышел, позабыв надеть пальто.
Это фильм-раздумье, неспешность которого способствует обращению взгляда в себя, на дно своей грусти. Фильм соткан из философского ожидания, ожидания понимания и прощения. Камера плывет по «реке» повествования, рисуя восхитительные живые картины, создающие ощущения присутствия в жизни главных героев. А перемежение цветных кадров с черно-белыми обостряет и сосредотачивает на эмоциях, тем самым, создавая смешение времён, многоплановость истории, где каждый характер и так тщательно прописанный, обретает форму…..
А нельзя ли понять так, что "Зеркало" — это всего-навсего фильм о России? Потому он так и сложен.
Где-то прочитала, что западный человек - это пазл, поэтому ему достаточно легко найти своё место в целом, но сам пазл всё целое не отображает, он лишь кусочек этого целого, а русский человек - это осколок зеркала, собрать все эти осколки вместе в одно целое, пригнать к друг дружке очень сложно, практически невозможно, но каждый осколок отражает целое.
common sense (санкт-петербург, москва) 16.02.2019 - 18:58:17
Уважаемые собеседники!.. А нельзя ли понять так, что "Зеркало" — это всего-навсего фильм о России? Потому он так и сложен. Ведь вот Тарковский никогда не считал Отечество наше и свое простым явлением. И, скажем, какой-то внешний антураж загипнотизировать его не мог...
Потому он и пытался показать российскую (хорошо: советскую) жизнь то глобально, то локально.
То через частную жизнь, то через жизнь всего народа.
То через быт, то через призму мудрости веков...
Я понимаю: комбинации таких подходов выглядят непривычно, странно. И даже через десятки лет...
Но нечто важное о России и её людях Андрей Арсеньевич понял и передал... Тяжесть бед, самоотверженность, мучительность раздумий и поступков... Впрочем, говоря обо всем этом, я не оригинален.
Жалко главного героя... Сильный и умный человек, видимо, добился многого...
Думой века измерил, А жизнь прожить не сумел.
(Андрей Белый).
...А всё же в нем не умер подросток, помогавший матери в тяжелую пору. Может быть, уже во взрослой и менее суровой жизни этот мальчик на него и давил...
№425 Помпей
... ... Как водится, дипломатичный совет гласит; "Говори только хорошее, или ничего не говори" ... Вот думаю, три категории, которые смотрят "Зеркало"
1) Картина задела за что то живое, важное, рефлексирующее, что возбудило интерес.
2) Чел внушил себе, что понимает мысли реж-ра, пересматривает, старается раскрыть смысл действий героев.
3) Зритель причислил себя к избранному меньшинству, которое способно любить творчество Тарковского.
4) пытаются понять, "что со мной не так", помня отповедь Валерия Брюсова:
первый вопрос, который должен задать себе критик, это не «Где ошибка автора», а «В чем недостатки моего понимания, если мне это не нравится».
№407 Анатолий Николаевич
Каким бы гениальным не считала критика фильм - главное, смотрит ли его зритель, или только ничтожная его часть? Но если спустя даже не десятки лет, а, скажем, год, или два, ничего не могу вспомнить о великом фильме, значит, не "зацепило", значит, не великий он для меня.
... Как водится, дипломатичный совет гласит; "Говори только хорошее, или ничего не говори" ... Вот думаю, три категории, которые смотрят "Зеркало"
1) Картина задела за что то живое, важное, рефлексирующее, что возбудило интерес.
2) Чел внушил себе, что понимает мысли реж-ра, пересматривает, старается раскрыть смысл действий героев.
3) Зритель причислил себя к избранному меньшинству, которое способно любить творчество Тарковского.
Мне этот фильм был непонятен. Объяснения - "кино не для всех" - раздражали. Казалось, что такое объяснение - что-то вроде ширмы, маски, за которой пустота. Сейчас я уже совсем взрослый человек. И теперь мне фильм понравился. По-правде.Без всяких дурацких штучек - "не для всех", без эстетского "придыхания". Попробую объяснить - что понравилось, что я поняла - почувствовала. В нас внутри много всего одновременно присутствует. И детсво, и социум, и значимые события собственной жизни и всего общества, и родители, и настоящая (в смысле - сегодняшняя) жизнь. Все это - чувства, воспоминания, ощущения, мысли - они все одновременно в нас присутствуют. Такая "луковица". В центре некое "Я", а вокруг - все это накручено. У меня свое, у Тарковского - свое. у каждого - своя "луковца". Какие-то слои наших "луковиц" пересекаются - общие значимые события, или похожие ощущения детсва, невозможность соединиться с ушедшими близкими людьми. Что-то очень личное, свое. И, если взять и "развернуть" луковицу каждого из нас, получится что-то похожее на фильм "Зеркало". В архитектуре есть такое понятие - развертка. Когда объект 3Д преобразовывают в объект 2Д. Ну, для того, чтобы можно было предоставить чертеж, чтобы другим людям стало понятно. Способ передачи информации. Это, как если взять кубик, разрезать грань и развернуть. И в последовательном ряду появляются в каком-то странном порядке разные грани этого объемного объекта (вижу, что тавталогия). Это что-то сродни странным картинам Пикассо - когда человек одновременно и анфас и в профиль. Помните? Возможно, желая рассказать о том, что мне стало понятнно, я еще больше запутала кого-то. Так вот, существует и обратная развертка. Тарковский в Зеркале развернул свою жизнь - как смог - с перепутаными гранями - где-то воспоминания, где-то события, которые сильно впечатлили (история с опечаткой), где-то ветер, шумящий в кустах, как в детсве. Мама, которая ушла и мучительное желание каким-то чудом пробиться туда, где она еще есть, сказать ей что-то. Может, повиниться, как-то "добрать" то, что не взял, пока можно было. А теперь уже нельзя. У меня все то же, только с папой. Или сильное впечатление от смеси босых ног паренька по холодному многокилометровому пути, жизни петуха, простого видения жизни той женщины, серьги, деньги, слакий сон маленького мальчика...И, вот эта "развертка" позволила мне зайти в его жизнь - ощущения, ассоциации, чувства, боль, радость, озабоченность, воспоминания. Хоть как-то пожить его жизнью, Тарковского я имею ввиду. Он смог нас туда впустить посредсвом этого фильма. И, тем самым, сохранил этот свой мир. Для себя в первую очередь, я думаю. Ну, и для тех, кому это интересно, кого это тронуло, кому родное, как-то откликнулось. Поймет ли кто? Себя я понимаю.
В юности каждый раз,когда пытался пересматривать "Зеркало" то неизменно не мог досмотреть последние 20 минут,в буквальном смысле засыпал.:) Очень трудно давались эти последние 20 минут...
Но вообще конечно это очень новаторское кинопроизведение Тарковского(он вообще режиссёр-особняк).Напоминает поэзию Цветаевой и Мандельштама,правда ту,что из их самых трудночитаемых.
Понравился только своим началом, где главная героиня сидит на бревнах и смотрит в даль на сумрачный пейзаж. Обожаю этот кадр и прощаю за него всё этому фильму.
common sense (санкт-петербург, москва) 24.03.2018 - 20:42:07
№419 Стан777
...
Гениальность фильма, как впрочем и этого режиссера, мягко говоря, сильно преувеличена. Может просто никто не решается сказать: "А король-то, голый...." Набор кадров, нелепость на нелепости...очень похоже на бредовый тоскливый сон, который хочется забыть поскорее, дабы не впасть в депрессию.... Люди! Смотрите позитивное кино, а депрессняка и в жизни хватит.
Если это может кого-то успокоить, то "Бриллиантовая рука" или "Иван Васильевич меняет профессию " ломятся от тяжёлых вопросов точно так же, как "Зеркало" или "Андрей Рублёв". Что в последних двух случаях не до смеха, это ничего не значит.
№407 Анатолий Николаевич
Каким бы гениальным не считала критика фильм - главное, смотрит ли его зритель, или только ничтожная его часть?
Моё мнение - только моё, не навязываю. Но если спустя даже не десятки лет, а, скажем, год, или два, ничего не могу вспомнить о великом фильме, значит, не "зацепило", значит, не великий он для меня. Того же мнения о навязываемых книгах, типа "прочти, не пожалеешь". О "Зеркале" не помню ни сюжета, ни героев, ни начала, ни конца. Увы...
Гениальность фильма, как впрочем и этого режиссера, мягко говоря, сильно преувеличена. Может просто никто не решается сказать: "А король-то, голый...." Набор кадров, нелепость на нелепости...очень похоже на бредовый тоскливый сон, который хочется забыть поскорее, дабы не впасть в депрессию.... Люди! Смотрите позитивное кино, а депрессняка и в жизни хватит.
№413 common sense
... и понимающим людям не всегда легко смириться с тем, что судьба двух поколений одной, да ещё не самой счастливой семьи прямо соотнесена с судьбой России и человечества в ХХ веке! А ведь на подобные отчаянные дела только и способен настоящий гений.
Удалось ли? Так об этом и спорят... Я вот считаю, что получилось.
common sense, полностью согласна с Вами. Вы знаете, тому, чтобы "судьба двух поколений одной, да ещё не самой счастливой семьи была прямо соотнесена с судьбой России и человечества в ХХ веке", служат еще и стихи Арсения Тарковского, читаемые автором. Они еще более расширяют духовное пространство фильма. Хотя оно и без того неузкое. Ведь эта семья, живя в Москве, потом в эвакуации, была в эпицентре главных событий ХХ века: репрессии, война, культ личности (там Мао Цзедун, читай: Сталин), испанцы, потерявшие Родину, мальчик из блокадного Ленинграда. Я, наверное, не все перечислила, но и это выходит за рамки истории одной семьи.
№403 татьяна глуховцева
Дополнение:
Молодой Арсений Тарковский (отец Андрея Тарковского) - поразительно похож на Ивана Янковского сейчас! Найдите фото! форма лица - поразительно похож!
Жалко, что нельзя прикреплять фото к комментариям!
Вы правы. Спасибо за подсказку- я все гадала, кого мне напоминает этот юноша?
отзывы
Страница о Тарковском, страница о "Зеркале" - и везде странные перепалки: "гений-не гений", "понятно-непонятно"... Очевидно, что эти страницы - своеобразный клуб почитателей Тарковского. Допустим, я люблю в какой-то компании играть в шахматы, но кому-то постороннему обязательно надо влезть и сказать: непонятная игра! Чушь какая-то!
Я вполне понимаю азартность домино или карт (сам не играю и плохо понимаю), но в голову не приходит внушать играющим, что шахматы лучше. Это как в церковь прийти и кричать: Бога нет!
Непонятно? Бред? Не гений? Ладно. Но почему некоторых это так волнует? Загадка. Мне приходилось сталкиваться с настоящей ярой ненавистью в отношении Тарковского... Вот это по-настоящему непонятно. Это настоящий бред.
Кто-то пытается в ответ что-то объяснять, доказывать, убеждать... Зачем? Необъяснимо это. Недоказуемо. Это же, как любовь. Для кого-то "она" - уродина, а для меня красавица. Как сейчас говорят: химия! Тарковский - химия. Гипноз, прекрасное безумие... Описанию и разбору это не поддаётся.
Уже взрослым молодым человеком я обнаружил, что Тарковского знал с малых лет. Детские впечатления от "Иванова детства"... Наверняка я тогда и не знал, кто режиссёр (и слова такого не знал). Но помнил. Я становился старше, но не становился до поры до времени поклонником Тарковского. "Андрей Рублёв", "Солярис" - это не было в фокусе моего внимания. Пока однажды в институте один преподаватель не сказал, что будут показывать "Зеркало", новый фильм Тарковского, но вряд ли он задержится на экране: "Поспешите!". Я помню, как с громким возмущением обычные зрители уходили из зала... А я попал под гипноз. На всю жизнь. Оказалось, что я хорошо помню даже "Каток и скрипку"! Это вообще было в детском кинотеатре.
"Сталкера" я смотрел в обществе местных актёров - на специальном показе в краевом "Театральном обществе". "Творческая интеллигенция" плевалась... Вскоре была возможность пересмотреть в кинотеатре: в зале было два-три человека. Ну и что? Лично меня это никак не волновало.
Проходили годы, я пересматривал Тарковского, перечитывал материалы о нём... А внутренне постоянно возвращался к "Зеркалу". И многие годы пытаюсь понять: почему? Что это вообще такое? Недавно вдруг подумал: а ведь это и не кино вовсе! В общепринятом смысле. Да, снято на плёнку, показывается на экране... И многие пытаются понять это, как обычное кино. С плачевным итогом. Сюжета нет, действия нет, смысла нет... А в музыке - какой сюжет? В стихах? В пейзажной живописи? В мире, который нас окружает, - какой сюжет? Какой смысл?
Стихи... В "Зеркале" стихи неспроста. Сам фильм что-то вроде поэзии, которую можно увидеть глазами. Я и в Арсения Тарковского тогда влюбился.
Стихи, музыка... Я так теперь и определяю для себя Тарковского: музыка, которую можно видеть. Музыка души, музыка сознания, подсознания... И не какие-то мрачные сюрреалистические фантазии, а - детское, самое тонкое, чистое, доброе. Чтобы окунуться в это, мне даже не нужно пересматривать фильм: я просто мысленно его "включаю". Какие-то эпизоды. И этого достаточно.
Удивительно,с тех пор прошло три года,а отзывы по прежнему пишутся чаще негативные-не понял,не нравится,и все сводится к неприятию Тарковского.Очень люблю этот фильм-с детства,не могу сказать ,что философия и замысел были всегда понятны,но с сюжетом и героями,никогда вопросов не было. Всегда нравится читать хорошие рецензии к любимым фильмам,это тоже талант-уметь сформулировать свои мысли. На сайте Кино поиск есть рецензия Prouste,он даёт ссылку на статью Л.М.Баткина-историк,литературовед,культуролог-статья называется "Не боясь своего голоса"( Искусство Кино 1988 N11),действительно это одна из лучших рецензий к этому фильму,даже одобренная Тарковским. Всем советую её прочитать-не пожалеете,возможно там найдёте ответы на вопросы связанные с "Зеркалом".
Смешение снов сгустило чувство
Поток из слов для внешнего удел
Я просто был, не в том моё искусство
Гостить душой в строю не стройных тел
Я оглянулся и себя увидел сыном
Шагнул и сердце матери услышал я в груди
Собрав осколки бывшие кувшином
Мной дан намёк, что будет впереди
Не мне ценить величие творения*
Но я склоняюсь перед ним за то
Что пережив прекрасные мгновения
Я молча вышел, позабыв надеть пальто.
Это фильм-раздумье, неспешность которого способствует обращению взгляда в себя, на дно своей грусти. Фильм соткан из философского ожидания, ожидания понимания и прощения. Камера плывет по «реке» повествования, рисуя восхитительные живые картины, создающие ощущения присутствия в жизни главных героев. А перемежение цветных кадров с черно-белыми обостряет и сосредотачивает на эмоциях, тем самым, создавая смешение времён, многоплановость истории, где каждый характер и так тщательно прописанный, обретает форму…..
Потому он и пытался показать российскую (хорошо: советскую) жизнь то глобально, то локально.
То через частную жизнь, то через жизнь всего народа.
То через быт, то через призму мудрости веков...
Я понимаю: комбинации таких подходов выглядят непривычно, странно. И даже через десятки лет...
Но нечто важное о России и её людях Андрей Арсеньевич понял и передал... Тяжесть бед, самоотверженность, мучительность раздумий и поступков... Впрочем, говоря обо всем этом, я не оригинален.
Жалко главного героя... Сильный и умный человек, видимо, добился многого...
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
(Андрей Белый).
...А всё же в нем не умер подросток, помогавший матери в тяжелую пору. Может быть, уже во взрослой и менее суровой жизни этот мальчик на него и давил...
... ... Как водится, дипломатичный совет гласит; "Говори только хорошее, или ничего не говори" ... Вот думаю, три категории, которые смотрят "Зеркало"
1) Картина задела за что то живое, важное, рефлексирующее, что возбудило интерес.
2) Чел внушил себе, что понимает мысли реж-ра, пересматривает, старается раскрыть смысл действий героев.
3) Зритель причислил себя к избранному меньшинству, которое способно любить творчество Тарковского.
Каким бы гениальным не считала критика фильм - главное, смотрит ли его зритель, или только ничтожная его часть? Но если спустя даже не десятки лет, а, скажем, год, или два, ничего не могу вспомнить о великом фильме, значит, не "зацепило", значит, не великий он для меня.
1) Картина задела за что то живое, важное, рефлексирующее, что возбудило интерес.
2) Чел внушил себе, что понимает мысли реж-ра, пересматривает, старается раскрыть смысл действий героев.
3) Зритель причислил себя к избранному меньшинству, которое способно любить творчество Тарковского.
Но вообще конечно это очень новаторское кинопроизведение Тарковского(он вообще режиссёр-особняк).Напоминает поэзию Цветаевой и Мандельштама,правда ту,что из их самых трудночитаемых.
...
Гениальность фильма, как впрочем и этого режиссера, мягко говоря, сильно преувеличена. Может просто никто не решается сказать: "А король-то, голый...." Набор кадров, нелепость на нелепости...очень похоже на бредовый тоскливый сон, который хочется забыть поскорее, дабы не впасть в депрессию.... Люди! Смотрите позитивное кино, а депрессняка и в жизни хватит.
Каким бы гениальным не считала критика фильм - главное, смотрит ли его зритель, или только ничтожная его часть?
Моё мнение - только моё, не навязываю. Но если спустя даже не десятки лет, а, скажем, год, или два, ничего не могу вспомнить о великом фильме, значит, не "зацепило", значит, не великий он для меня. Того же мнения о навязываемых книгах, типа "прочти, не пожалеешь". О "Зеркале" не помню ни сюжета, ни героев, ни начала, ни конца. Увы...
... и понимающим людям не всегда легко смириться с тем, что судьба двух поколений одной, да ещё не самой счастливой семьи прямо соотнесена с судьбой России и человечества в ХХ веке! А ведь на подобные отчаянные дела только и способен настоящий гений.
Удалось ли? Так об этом и спорят... Я вот считаю, что получилось.
Дополнение:
Молодой Арсений Тарковский (отец Андрея Тарковского) - поразительно похож на Ивана Янковского сейчас! Найдите фото! форма лица - поразительно похож!
Жалко, что нельзя прикреплять фото к комментариям!