Имею в виду эпизод горячечного бреда Анны.
Сцена настолько фальшивая*, что не веришь ни единому слову заглавной героини: настоящие больные так себя не ведут.
А я фальши не уловил, сцена сыграна Т. Самойловой очень достоверно и сильно. Правда, каюсь, настоящих больных в горячечном бреду не наблюдал.
Лучшая Анна, безусловно, наша Татьяна Самойлова.
Согласен целиком и полностью.
На второе место ставлю Грету Гарбо, на третье - свою любимицу Вив Ли, которая, на мой взгляд, слишком красива и хрупка для Анны Карениной
Насколько Вивьен слишком красива и хрупка для Анны – вопрос отдельный, хотя то, что она очень красива – не обсуждается. Но то, что Анна получилась у Вивьен Ли несколько слезливо-мелодраматичной - это факт; сильных эмоций ее героини, на мой взгляд, явно не хватает. И связано это также с тем, что сама Вивьен говорила позже, что не могла до конца понять душевного состояния своей героини. Сказалось, очевидно, и режиссерское видение Анны.
Впрочем, об этом я уже писал на ветке фильма.
А вот лучший Вронский, по-моему, Фредерик Марч из фильма 1935 года.
Для меня – В. Лановой.
Лучший Каренин - Ральф Ричардсон из британской версии 1948 года.
Николай Гриценко - абсолютно гениальный актёр, но на мой взгляд, для Каренина староват
Р.Ричардсону на момент съемок было 46 лет – очень близко, по моим оценкам, к предполагаемому возрасту Каренина. Но Н. Гриценко, которому в этот момент было 55, сыграл Каренина – имхо, конечно – ярче, сильнее и точнее подчеркивая некоторые черты характера своего персонажа, делая экранного Каренина ближе к его трактовке Л. Толстым.
Долли и Китти везде примерно одинаковы, и не могу сказать, что наши Ия Саввина и Анастасия Вертинская отличаются в лучшую сторону от своих англо-саксонских "коллег".
А мне Ия Саввина понравилась больше своих англо-саксонских "коллег"; ее Долли ближе к книжному образу, я бы сказал – живее.
В конечном ТОП-3 экранизации выстроились у меня в следующем порядке:
01. Великобритания (1948)
02. СССР (1967)
03. США (1935)
Как можно ставить на первое место экранизацию, в которой характер толстовской Анны в полной мере не раскрыт, а Вронский – просто деревянный манекен, присутствующий в кадре ? Одним из необходимых условий любой экранизации является адекватное воплощение на экране характеров персонажей первоисточника, и, в первую очередь, главных героев, а с этим в версии Ж. Дювивье большие проблемы.
Наконец, закончил со своей мини-ретроспективой "Анн Карениных".
"Мини" - потому что ограничился только тремя экранизациями: 1935 (США), 1948 (Великобритания) и 1967 (СССР).
Все три картины получили у меня по высочайшей "8" из 10, и определить лучшую постановку пришлось не только по общему впечатлению, но и по достаточно мелким нюансам.
Наш фильм имел все возможности занять первое место (кастинг, режиссура, антураж, цвет - всё супер), если бы не одна "клякса".
Имею в виду эпизод горячечного бреда Анны.
Сцена настолько фальшивая*, что не веришь ни единому слову заглавной героини: настоящие больные так себя не ведут.
Ещё отмечу: в обоих зарубежных фильмах была ясна мотивировка поступков Анны, а в зархиевском - ощущение, что она сама не знает чего хочет.
И в конце у неё просто реально съехала крыша, и именно поэтому она бросилась под поезд.
По крайней мере, мне - не читавшему роман - показалось именно так.
Теперь перехожу к любимой забаве: непосредственному сравнению всех трёх просмотренных "Анн Карениных" (всё, разумеется, IMHO).
Лучшая Анна, безусловно, наша Татьяна Самойлова.
На второе место ставлю Грету Гарбо, на третье - свою любимицу Вив Ли, которая, на мой взгляд, слишком красива и хрупка для Анны Карениной.
Так же наш фильм лидирует по образам Стивы (Ю.Яковлев) и Лёвина (Б.Голдаев).
А вот лучший Вронский, по-моему, Фредерик Марч из фильма 1935 года.
Лучший Каренин - Ральф Ричардсон из британской версии 1948 года.
Николай Гриценко - абсолютно гениальный актёр, но на мой взгляд, для Каренина староват.
Долли и Китти везде примерно одинаковы, и не могу сказать, что наши Ия Саввина и Анастасия Вертинская отличаются в лучшую сторону от своих англо-саксонских "коллег".
В конечном ТОП-3 экранизации выстроились у меня в следующем порядке: 01. Великобритания (1948)
02. СССР (1967)
03. США (1935)
_________________________________ * - Этот эпизод мне напомнил другой, такой же неестественно-фальшивый, из рязановского "Гаража", а именно - мнимое сумасшествие жены Гуськова.
И поставлено, и сыграно, и снято так топорно, что даже неудобно за персонажей, искренне поверивших этому фарсу.
№1043 Турандот из страны гроз
У меня наоборот "Охота..." вызывает самые тёплые чувства, чего не могу сказать про "Окно..." Вообще, "Окно..." вызывает скорее негативную реакцию, ассоциируется со всеобщим развалом, хаосом, потерей ориентиров.
..то есть, с тем, что сейчас принято называть термином"свобода". А "Охота" - фильм о коллективе, а значит, о несвободе. "Свободный" человек максимально одинок. Вот Анна, перед тем, как сделала харакири, была совершенно "свободна".
Скажу даже больше. Линия Анна – Вронский в романе мне представляется естественной, а вот линия Китти – Левин, если так можно выразиться, «сконструированной», «подогнанной» под идею романа. Вы можете возразить, что все персонажи литературного произведения действуют по воле автора, но в любом случае, но я не могу избавиться от ощущения, что в первой линии больше естественности, натуральности, правды жизни, а во второй - преобладает реализация идеи, что Китти и Левин должны быть вместе. Я не так давно перечитывал роман, и время от времени задавался вопросом: а действительно, почему ?
Конечно, это очень субъективно, и может вызвать справедливую критику, но все же …
К чему я это написал ? Мне кажется, что трудность воплощения на экране роли Китти – и, возможно, не только Вертинской – отчасти связана с такой «реализацией идеи», «конструированностью» сюжетной линии.
Обратила внимание, что вы не любите так называемые хэппи энды :-). Почему-то вам кажется, что если в истории закончилось всё хорошо, то она искусственна, отдаёт морализаторством и т.п. В нашей литературе и кино традиционно предпочтение отдают либо открытым, либо трагическим финалам. "Друзья мои, и в трагических концах есть своё величие. Они заставляют задуматься оставшихся в живых". Наверно, заставляют. Но и произведение со счастливой развязкой тоже вполне может заставить задуматься. В конце концов не мог же Толстой "убить" всех своих героев. "И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли" :-).
Ну как можно было предлагать А. Вертинской роль Людмилы ? Как можно режиссеру так не чувствовать типаж ? И хорошо, что Людмилу сыграла И. Муравьева – попадание в роль на все 200 %.
В качестве Людмилы мне Вертинскую сложно представить, но вот, к примеру, в качестве Виноградовой или Сусанны из "Самой обаятельной..." вполне. Кстати, вы видели "Случай с Полыниным"? Роль не костюмная. Да и во "Влюблённых" Вертинская играет простую девушку Таню. И вам эта её работа нравится.
Вы писали, что Вертинская вас не совсем удовлетворяет в роли Китти, для меня она тоже не стопроцентное попадание, но несколько по иным причинам. Китти очень эмоциональна, и свои чувства скрывать совсем не умеет, да и не особо к этому стремится. Её читать можно, как открытую книгу. Мне не хватило в Китти-Вертинской вот этой эмоциональности.
Мне всегда казалось, что Китти – это в любом случае не типаж Вертинской, не могу точно сказать – почему, но все было такое ощущение.
Скажу даже больше. Линия Анна – Вронский в романе мне представляется естественной, а вот линия Китти – Левин, если так можно выразиться, «сконструированной», «подогнанной» под идею романа. Вы можете возразить, что все персонажи литературного произведения действуют по воле автора, но в любом случае, но я не могу избавиться от ощущения, что в первой линии больше естественности, натуральности, правды жизни, а во второй - преобладает реализация идеи, что Китти и Левин должны быть вместе. Я не так давно перечитывал роман, и время от времени задавался вопросом: а действительно, почему ?
Конечно, это очень субъективно, и может вызвать справедливую критику, но все же …
К чему я это написал ? Мне кажется, что трудность воплощения на экране роли Китти – и, возможно, не только Вертинской – отчасти связана с такой «реализацией идеи», «конструированностью» сюжетной линии.
Вы писали, что режиссёры не знали куда употребить её данные, но режиссёры-то как раз отлично видели её в ролях современниц (например, Меньшов предлагал ей роль Людмилы в "Москве слезам..."). Вполне возможно, что сама Вертинская в таких ролях себя не видела.
Ну как можно было предлагать А. Вертинской роль Людмилы ? Как можно режиссеру так не чувствовать типаж ? И хорошо, что Людмилу сыграла И. Муравьева – попадание в роль на все 200 %.
А вы видели её Эдит?
Давно, и практически все забыл. Если найду фильм, пересмотрю.
А сравнивать Долли и Мону – я думаю, это весьма искусственно. Что между ними общего ? Абсолютно ничего. И Мона очень далека от «возвышенности», которую можно, естественно, понимать по-разному.
Если Вас ввели в заблуждение мои слова относительно А. Вертинской, когда я писал, что она сохранила в своей взрослой карьере поэтическое очарование молодости, то это означало только одно: во многих ролях актрисы я вижу в ее персонажах что-то от тех Гутиерре, Ассоль, Тани. Где-то больше, где-то меньше. И ни о какой возвышенности речи здесь не шло.
Хорошо, коли так :-). Вы писали, что Вертинская вас не совсем удовлетворяет в роли Китти, для меня она тоже не стопроцентное попадание, но несколько по иным причинам. Китти очень эмоциональна, и свои чувства скрывать совсем не умеет, да и не особо к этому стремится. Её читать можно, как открытую книгу. Мне не хватило в Китти-Вертинской вот этой эмоциональности. Кстати, и эмоциональность, и открытость Вертинская прекрасно смогла показать в другой своей героине. Я имею в виду Мону.
Не понял – это просто констатация факта или претензия к актрисе ? к режиссерам ? Даже если – это только предположение, и ничего больше – что А. Вертинская и не рвалась на роли современниц, разве можно поставить ей это в упрек ? Актеру самому виднее, что ему лучше играть и какие роли ему более подходят по типажу, по духу.
Вы писали, что режиссёры не знали куда употребить её данные, но режиссёры-то как раз отлично видели её в ролях современниц (например, Меньшов предлагал ей роль Людмилы в "Москве слезам..."). Вполне возможно, что сама Вертинская в таких ролях себя не видела. И, конечно, с моей стороны тут никакого упрёка нет. Это её личное дело. А вы видели её Эдит?
P.S. Про Мону напишу на ветке "Безымянной звезды".
Относительно Долли. Да, она – в моем понятии – приземленная женщина, у нее на первом плане – дети, семья, быт ( да еще с таким мужем, как Стива). Но это приземленность не мешает ей принимать самое непосредственное участие в судьбе Анны (диалог с Карениным в конце первого тома – «Все, что угодно, только не развод !»); она едет в гости к ней, что, с учетом положения Анны, было, несомненно смелым шагом. Долли не только сочувствует Анне, она временами даже несколько завидует ей.
Долли – очень человечная, душевная женщина. И разве отсутствие эпитета «возвышенная» может ее принизить ? Нисколько.
Её принижает эпитет "приземлённая". Да, у неё на первом плане дети, но разве дети - это приземлённо? Каждый ребёнок - это целая Вселенная! Тем более Дарья Александровна заботится не только о том, чтобы дети были накормлены, одеты или обуты, но и об их интеллектуальном и духовном развитии. Она сама занимается с ними французским ("Долли сидела в маленькой гостиной с белоголовым пухлым мальчиком, уж теперь похожим на отца, и слушала его урок из французского чтения"). Она переживает, если дети поступили дурно ("Что-то оборвалось в сердце Дарьи Александровны, когда она увидала это. Как будто мрак надвинулся на ее жизнь: она поняла, что те ее дети, которыми она так гордилась, были не только самые обыкновенные, но даже нехорошие, дурно воспитанные дети, с грубыми, зверскими наклонностями, злые дети".) То есть она беспокоится не только об их физическом, но и об их нравственном здоровье. Если отталкиваться от пресловутой пирамиды Маслоу :-), это никак не низший уровень потребностей. К слову, Долли совсем не чужда рассуждений и об отвлечённых материях. "Дарья Александровна в своих задушевных, философских разговорах с сестрой, матерью, друзьями очень часто удивляла их своим вольнодумством относительно рeлигии". Если под возвышенностью понимать в том числе и следование своим принципам, то, учитывая, что принципы у неё самые что ни на есть христианские (несмотря на вольнодумство :-), разве Долли где-то отступает от них, где-то идёт на компромисс со своей совестью? Даже в истории с изменой мужа она прощает его искренно.
Мне понравилось вот это сравнение Вронского и Левина - "Проводив гостей, Анна, не садясь, стала ходить взад и вперед по комнате. Хотя она бессознательно (как она действовала в это последнее время в отношении ко всем молодым мужчинам) целый вечер делала все возможное для того, чтобы возбудить в Левине чувство любви к себе, и хотя она знала, что она достигла этого, насколько это возможно в отношении к женатому честному человеку и в один вечер, и хотя он очень понравился ей (несмотря на резкое различие, с точки зрения мужчин, между Вронским и Левиным, она, как женщина, видела в них то самое общее, за что и Кити полюбила и Вронского и Левина), как только он вышел из комнаты, она перестала думать о нем.
№ 962 Ирина-Валентина
И Каренин вначале давал согласие на развод и на то чтобы сын остался с Анной, и согласен был взять вину на себя чтобы Анна смогла выйти замуж, т.е. согласился на то, чтобы его обвинили в прелюбодействие ….
Как я вижу эту ситуацию ? Почему Анна не принимает великодушного предложения мужа ?
Как я уже писал раньше, в душе Анны постоянно борются противоположные чувства: с одной стороны, желание свободно любить и жить этой любовью, не стыдясь ее и не прячась во лжи, а с другой стороны – ощущение греховности своего поведения, стыда за то, что она, в глазах самой себя – «падшая женщина», чувство вины. Ей нужно и прощение Каренина ( во время родильной горячки), и, в то же время, она не может избавиться от неприязни к нему, это свыше ее сил.
И вот такой дуализм, такие противоречия, имхо, и побуждают Анну сделать в отношении Каренина благородный жест и отклонить его предложение.
По мнению ряда форумчанок Анна повела себя в этот момент глупо, даже очень глупо; но, полагаю, что рациональной, «неглупой» и практичной Анне просто было бы не место на страницах романа; выскажу предположение, что Л. Толстому она была бы просто неинтересна.
Какие такие 4 свидетеля? По закону достаточно 1 свидетеля. Но лучше,если их будет двое. Это гарантирует выигрыш судебного дела.
Кстати,сейчас тоже так. При любом расследовании найдите 2 свидетеля,и в суде вы будете правы.
№963 Лета(Божественная река)
Пардоньте за мою несведомленность, но относительно 4х свидетелей прелюбодеяния- это разве не из области законов мусульманства? Какие 4 свидетеля в РИ 19 века?:) Или эти знаменитые 4 свидетеля таки наличествовали и в наших, рассейских законах?
Как-то по разному пишут. В одном месте читала про 4 свидетелей, в другом по 2-3 свидетеля.
Я сочувствую им обоим.
И Каренин вначале давал согласие на развод и на то чтобы сын остался с Анной, и согласен был взять вину на себя чтобы Анна смогла выйти замуж, т.е. согласился на то, чтобы его обвинили в прелюбодействие, причем как и положено в то время факт прелюбодействия должны были зафиксировать 4 свидетеля, т.е. как бы застукать их за сексом. Это огромный позор, тем более для человека, который этого не делал.
нвч по-прежнему (Красноярск) 07.05.2022 - 10:44:15
[quote]№958 Rochester
...Ни раздавленного, ни униженного человека я не вижу. И Л. Толстой при описании этого эпизода объяснения Каренина с женой не раз подчеркивает, что Карениным двигает, главным образом, состояние гнева, злобы на Анну:
«Он не спал всю ночь, и гнев его увеличиваясь в какой-то огромной прогрессии, дошел к утру до крайних пределов …
В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительность и твердость, каких жена никогда не видала в нем ….
Зачем я говорю это ? зачем ? – продолжал он так же гневно….»..
...То, что Каренин вызывает у кого-то жалость, готов понять ( хотя у меня он этой жалости не вызывает, что делать). Но почему практически никому – за малым числом – не хочется при этом пожалеть Вронского?... ? Каренин после всего случившегося остался целехонек и здоров, будет лелеять удары судьбы, так несправедливо – по его мнению, конечно - обошедшейся с ним, и находиться под бдительной материнской опекой Лидии Ивановны, а Вронский, испытав, по моему разумению, раскаяние и чувство глубокой вины, отправляется на театр военных действий, где вполне может погибнуть, тем более, что у него нет никакого боевого опыта. Согласна с Вами. Каренин испытывает ненависть и-за того, что нарушился привычный порядок, в котором он живет, а также из-за того "что станет говорить княгиня Марья Алексевна", для него главное - его положение в свете. Вронского искренне жаль. Его попытка самоубийства о многом говорит. И, на мой взгляд, винить ему себя особенно не чем. Анна несколько переборщила с ревностью . Нельзя заставлять мужчину сидеть, как пришитому, к женской юбке. Понятно, что ей было тяжело. Но раз уж решилась действовать смело, надо быть последовательной до конца. Впрочем вины Анны в этом нет. Здесь вступает в действие установка Толстого, что женщина не может быть счастлива в такой ситуации, какая сложилась у Анны.
... Таня во «Влюбленных» очень гармонирует, по-моему, со стилистикой этого фильма – романтически-сентиментального, порой наивного, но поэтического, в духе 60-х годов. Вообще люблю этот фильм из моей юности – с Р. Нахапетовым, со сценой в ресторане, с популярной в то время мелодией «Little man». Таня во "Влюбленных" в исполнении Вертинской настолько органична, что невозможно представить кого-нибудь другого на ее месте. Так же, как Родион Нахапетов. Фильм - один из моих любимых.
Это уже потом у нее появилось чувство злобы и ненависти к нему, хотя она сама причиной возникшей ситуации …
Причиной возникшей ситуации была не Анна, а ее совместная жизнь с Карениным, которая тяготила ее и ранее, просто все это находилось как бы под спудом, придавая их жизни вполне благопристойный вид.
И только пробудившееся в Анне чувство любви стало катализатором, которое и вывело наружу всю копившуюся в Анне за эти годы неприязнь к мужу.
…. и Каренину в этой ситуации было ничуть не легче чем ей.
Каренин оказался в затруднении, потому что ранее он всегда имел дело с «отражениями жизни», а сейчас внезапно столкнулся с реальной жизнью. Анна к этой реальной, настоящей жизни стремится, рвется всей душой, а Каренина эта реальная жизнь пугает. Проблемы-то у них разные.
Вы, вероятно, Каренину сочувствуете, я – нет.
Татьяна Ларина - одна из моих любимейших героинь мировой литературы, поэтому встану на её защиту.
Татьяну Ларину никто ни в чем не обвиняет и ее не требуется защищать. В. Г. Белинский в своем эссе о пушкинской поэме очень хорошо отзывается о ней:
«Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна….. Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей… Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.» (статья девятая, «Евгений Онегин», окончание). Реплика Татьяны в финале «Евгения Онегина» послужили критику лишь поводом для размышлений о природе супружеских отношений, а насколько они являются нравственными или безнравственными не в теории, а на практике, судит та или иная женщина в конкретных обстоятельствах.
Что касается Анны там совсем другая история, она своего мужа не только не любит, но, на мой взгляд, и не уважает.
Думаю, что не все так просто и поведение замужней женщины в браке определяется не только этим; приведу пример. «Воспитание чувств" Г. Флобера. Герой романа Фредерик ухаживает за замужней дамой, мадам Арну. Мадам Арну прекрасно знает, что ее муж чуть ли не открыто изменяет ей и не питает к нему большого уважения, но, тем не менее, отклоняет ухаживания Фредерика:
«Если женщина свободна – на ней женятся; если она принадлежит другому – уходят…..счастье нельзя найти в обмане, в тревогах и в угрызениях совести». На замечания Фредерика, что такие женщины очень бесчувственны, она отвечает: «Нет ! Но они глухи, когда надо !»
Кстати, по этому роману снята очень приличная французская экранизация с Франсуазой Фабиан и Жан-Пьером Лео ( можно найти дублированную русскую версию).
Так что дело, как я полагаю, не только в том, уважает жена своего мужа или нет. Позволю предположить, что Татьяна Ларина не изменила бы своему мужу даже в том случае, если бы она и не очень уважала его. Просто для нее это было бы немыслимо, потому что означало переступить через себя, изменить своим нравственным началам.
Кстати, я вполне могу допустить на месте Анны другую женщину, которая живет с Карениным по привычке, не любит его и в душе не очень уважает, однако «забросить свой чепец за мельницу» не спешит, потому что ее в ее жизни с мужем все устраивает. А то, что романная Анна в аналогичных обстоятельствах ведет себя так, как это показывает Л. Толстой, то это связано, имхо, в значительной мере с ее психотипом – характером, темпераментом и проч.
Но и в фильме есть момент, когда у него голос срывается и переходит на визг, и ты видишь раздавленного, уничтоженного человека.
Ни раздавленного, ни униженного человека я не вижу. И Л. Толстой при описании этого эпизода объяснения Каренина с женой не раз подчеркивает, что Карениным двигает, главным образом, состояние гнева, злобы на Анну:
«Он не спал всю ночь, и гнев его увеличиваясь в какой-то огромной прогрессии, дошел к утру до крайних пределов …
В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительность и твердость, каких жена никогда не видала в нем ….
Зачем я говорю это ? зачем ? – продолжал он так же гневно….»
Но всё равно в романе его жаль, в фильме, пожалуй, меньше.
То, что Каренин вызывает у кого-то жалость, готов понять ( хотя у меня он этой жалости не вызывает, что делать). Но почему практически никому – за малым числом – не хочется при этом пожалеть Вронского ( Турандот, упрек не в Ваш адрес, хорошо помню Ваш пост № 236 Бог знает какой давности) ? Каренин после всего случившегося остался целехонек и здоров, будет лелеять удары судьбы, так несправедливо – по его мнению, конечно - обошедшейся с ним, и находиться под бдительной материнской опекой Лидии Ивановны, а Вронский, испытав, по моему разумению, раскаяние и чувство глубокой вины, отправляется на театр военных действий, где вполне может погибнуть, тем более, что у него нет никакого боевого опыта.
Джемма - нет. Для Джеммы она слишком гламурна. Да и Таня не особо впечатлила.
По Джемме – да, отчасти согласен, а вот по Тане – нет, меня она впечатлила. Я люблю А. Вертинскую, в ней всегда для меня было что-то притягательное, если хотите – что-то неземное, «не от мира сего» в лучшем смысле этого слова. После М. Тереховой она для меня - в числе 2-3 самых любимых актрис советского кино.
И ее Таня во «Влюбленных» очень гармонирует, по-моему, со стилистикой этого фильма – романтически-сентиментального, порой наивного, но поэтического, в духе 60-х годов. Вообще люблю этот фильм из моей юности – с Р. Нахапетовым, со сценой в ресторане, с популярной в то время мелодией «Little man».
Долли совершенно не приземлённая. Она самый человечный человек
.
Одно другого не исключает. И приземленный человек ( в моем представлении – прозаичный, сосредоточенный большей частью на проблемах повседневности и быта) может быть вполне человечным. Например, простой плотник дядя Леня в фильма А. Бланка Зима в раю» является самым человечным персонажем. А официантка Вера в «Вокзале для двоих» ? Разве она не человечна ?
Китти не люблю из-за её отношения к Анне.
Обычная женская ревность. Даже будучи уже замужем, Китти не может простить Анне то, что она «увела» у него Вронского. Не всем дал Господь дар прощать других за их настоящие или вымышленные грехи, увы.
отзывы
Сцена настолько фальшивая*, что не веришь ни единому слову заглавной героини: настоящие больные так себя не ведут.
Впрочем, об этом я уже писал на ветке фильма.
Николай Гриценко - абсолютно гениальный актёр, но на мой взгляд, для Каренина староват
01. Великобритания (1948)
02. СССР (1967)
03. США (1935)
"Мини" - потому что ограничился только тремя экранизациями: 1935 (США), 1948 (Великобритания) и 1967 (СССР).
Все три картины получили у меня по высочайшей "8" из 10, и определить лучшую постановку пришлось не только по общему впечатлению, но и по достаточно мелким нюансам.
Наш фильм имел все возможности занять первое место (кастинг, режиссура, антураж, цвет - всё супер), если бы не одна "клякса".
Имею в виду эпизод горячечного бреда Анны.
Сцена настолько фальшивая*, что не веришь ни единому слову заглавной героини: настоящие больные так себя не ведут.
Ещё отмечу: в обоих зарубежных фильмах была ясна мотивировка поступков Анны, а в зархиевском - ощущение, что она сама не знает чего хочет.
И в конце у неё просто реально съехала крыша, и именно поэтому она бросилась под поезд.
По крайней мере, мне - не читавшему роман - показалось именно так.
Теперь перехожу к любимой забаве: непосредственному сравнению всех трёх просмотренных "Анн Карениных" (всё, разумеется, IMHO).
Лучшая Анна, безусловно, наша Татьяна Самойлова.
На второе место ставлю Грету Гарбо, на третье - свою любимицу Вив Ли, которая, на мой взгляд, слишком красива и хрупка для Анны Карениной.
Так же наш фильм лидирует по образам Стивы (Ю.Яковлев) и Лёвина (Б.Голдаев).
А вот лучший Вронский, по-моему, Фредерик Марч из фильма 1935 года.
Лучший Каренин - Ральф Ричардсон из британской версии 1948 года.
Николай Гриценко - абсолютно гениальный актёр, но на мой взгляд, для Каренина староват.
Долли и Китти везде примерно одинаковы, и не могу сказать, что наши Ия Саввина и Анастасия Вертинская отличаются в лучшую сторону от своих англо-саксонских "коллег".
В конечном ТОП-3 экранизации выстроились у меня в следующем порядке:
01. Великобритания (1948)
02. СССР (1967)
03. США (1935)
_________________________________
* - Этот эпизод мне напомнил другой, такой же неестественно-фальшивый, из рязановского "Гаража", а именно - мнимое сумасшествие жены Гуськова.
И поставлено, и сыграно, и снято так топорно, что даже неудобно за персонажей, искренне поверивших этому фарсу.
У меня наоборот "Охота..." вызывает самые тёплые чувства, чего не могу сказать про "Окно..." Вообще, "Окно..." вызывает скорее негативную реакцию, ассоциируется со всеобщим развалом, хаосом, потерей ориентиров.
..то есть, с тем, что сейчас принято называть термином"свобода". А "Охота" - фильм о коллективе, а значит, о несвободе. "Свободный" человек максимально одинок. Вот Анна, перед тем, как сделала харакири, была совершенно "свободна".
Конечно, это очень субъективно, и может вызвать справедливую критику, но все же …
К чему я это написал ? Мне кажется, что трудность воплощения на экране роли Китти – и, возможно, не только Вертинской – отчасти связана с такой «реализацией идеи», «конструированностью» сюжетной линии.
Скажу даже больше. Линия Анна – Вронский в романе мне представляется естественной, а вот линия Китти – Левин, если так можно выразиться, «сконструированной», «подогнанной» под идею романа. Вы можете возразить, что все персонажи литературного произведения действуют по воле автора, но в любом случае, но я не могу избавиться от ощущения, что в первой линии больше естественности, натуральности, правды жизни, а во второй - преобладает реализация идеи, что Китти и Левин должны быть вместе. Я не так давно перечитывал роман, и время от времени задавался вопросом: а действительно, почему ?
Конечно, это очень субъективно, и может вызвать справедливую критику, но все же …
К чему я это написал ? Мне кажется, что трудность воплощения на экране роли Китти – и, возможно, не только Вертинской – отчасти связана с такой «реализацией идеи», «конструированностью» сюжетной линии.
Если Вас ввели в заблуждение мои слова относительно А. Вертинской, когда я писал, что она сохранила в своей взрослой карьере поэтическое очарование молодости, то это означало только одно: во многих ролях актрисы я вижу в ее персонажах что-то от тех Гутиерре, Ассоль, Тани. Где-то больше, где-то меньше. И ни о какой возвышенности речи здесь не шло.
P.S. Про Мону напишу на ветке "Безымянной звезды".
Долли – очень человечная, душевная женщина. И разве отсутствие эпитета «возвышенная» может ее принизить ? Нисколько.
И Каренин вначале давал согласие на развод и на то чтобы сын остался с Анной, и согласен был взять вину на себя чтобы Анна смогла выйти замуж, т.е. согласился на то, чтобы его обвинили в прелюбодействие ….
Как я уже писал раньше, в душе Анны постоянно борются противоположные чувства: с одной стороны, желание свободно любить и жить этой любовью, не стыдясь ее и не прячась во лжи, а с другой стороны – ощущение греховности своего поведения, стыда за то, что она, в глазах самой себя – «падшая женщина», чувство вины. Ей нужно и прощение Каренина ( во время родильной горячки), и, в то же время, она не может избавиться от неприязни к нему, это свыше ее сил.
И вот такой дуализм, такие противоречия, имхо, и побуждают Анну сделать в отношении Каренина благородный жест и отклонить его предложение.
По мнению ряда форумчанок Анна повела себя в этот момент глупо, даже очень глупо; но, полагаю, что рациональной, «неглупой» и практичной Анне просто было бы не место на страницах романа; выскажу предположение, что Л. Толстому она была бы просто неинтересна.
Кстати,сейчас тоже так. При любом расследовании найдите 2 свидетеля,и в суде вы будете правы.
Пардоньте за мою несведомленность, но относительно 4х свидетелей прелюбодеяния- это разве не из области законов мусульманства? Какие 4 свидетеля в РИ 19 века?:) Или эти знаменитые 4 свидетеля таки наличествовали и в наших, рассейских законах?
Вы, вероятно, Каренину сочувствуете, я – нет.
И Каренин вначале давал согласие на развод и на то чтобы сын остался с Анной, и согласен был взять вину на себя чтобы Анна смогла выйти замуж, т.е. согласился на то, чтобы его обвинили в прелюбодействие, причем как и положено в то время факт прелюбодействия должны были зафиксировать 4 свидетеля, т.е. как бы застукать их за сексом. Это огромный позор, тем более для человека, который этого не делал.
...Ни раздавленного, ни униженного человека я не вижу. И Л. Толстой при описании этого эпизода объяснения Каренина с женой не раз подчеркивает, что Карениным двигает, главным образом, состояние гнева, злобы на Анну:
«Он не спал всю ночь, и гнев его увеличиваясь в какой-то огромной прогрессии, дошел к утру до крайних пределов …
В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительность и твердость, каких жена никогда не видала в нем ….
Зачем я говорю это ? зачем ? – продолжал он так же гневно….»..
...То, что Каренин вызывает у кого-то жалость, готов понять ( хотя у меня он этой жалости не вызывает, что делать). Но почему практически никому – за малым числом – не хочется при этом пожалеть Вронского?... ? Каренин после всего случившегося остался целехонек и здоров, будет лелеять удары судьбы, так несправедливо – по его мнению, конечно - обошедшейся с ним, и находиться под бдительной материнской опекой Лидии Ивановны, а Вронский, испытав, по моему разумению, раскаяние и чувство глубокой вины, отправляется на театр военных действий, где вполне может погибнуть, тем более, что у него нет никакого боевого опыта.
Согласна с Вами. Каренин испытывает ненависть и-за того, что нарушился привычный порядок, в котором он живет, а также из-за того "что станет говорить княгиня Марья Алексевна", для него главное - его положение в свете. Вронского искренне жаль. Его попытка самоубийства о многом говорит. И, на мой взгляд, винить ему себя особенно не чем. Анна несколько переборщила с ревностью . Нельзя заставлять мужчину сидеть, как пришитому, к женской юбке. Понятно, что ей было тяжело. Но раз уж решилась действовать смело, надо быть последовательной до конца. Впрочем вины Анны в этом нет. Здесь вступает в действие установка Толстого, что женщина не может быть счастлива в такой ситуации, какая сложилась у Анны.
... Таня во «Влюбленных» очень гармонирует, по-моему, со стилистикой этого фильма – романтически-сентиментального, порой наивного, но поэтического, в духе 60-х годов. Вообще люблю этот фильм из моей юности – с Р. Нахапетовым, со сценой в ресторане, с популярной в то время мелодией «Little man». Таня во "Влюбленных" в исполнении Вертинской настолько органична, что невозможно представить кого-нибудь другого на ее месте. Так же, как Родион Нахапетов. Фильм - один из моих любимых.
И только пробудившееся в Анне чувство любви стало катализатором, которое и вывело наружу всю копившуюся в Анне за эти годы неприязнь к мужу.
Вы, вероятно, Каренину сочувствуете, я – нет.
Татьяну Ларину никто ни в чем не обвиняет и ее не требуется защищать. В. Г. Белинский в своем эссе о пушкинской поэме очень хорошо отзывается о ней:
«Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна….. Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей… Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.» (статья девятая, «Евгений Онегин», окончание). Реплика Татьяны в финале «Евгения Онегина» послужили критику лишь поводом для размышлений о природе супружеских отношений, а насколько они являются нравственными или безнравственными не в теории, а на практике, судит та или иная женщина в конкретных обстоятельствах.
«Если женщина свободна – на ней женятся; если она принадлежит другому – уходят…..счастье нельзя найти в обмане, в тревогах и в угрызениях совести». На замечания Фредерика, что такие женщины очень бесчувственны, она отвечает: «Нет ! Но они глухи, когда надо !»
Кстати, по этому роману снята очень приличная французская экранизация с Франсуазой Фабиан и Жан-Пьером Лео ( можно найти дублированную русскую версию).
Так что дело, как я полагаю, не только в том, уважает жена своего мужа или нет. Позволю предположить, что Татьяна Ларина не изменила бы своему мужу даже в том случае, если бы она и не очень уважала его. Просто для нее это было бы немыслимо, потому что означало переступить через себя, изменить своим нравственным началам.
Кстати, я вполне могу допустить на месте Анны другую женщину, которая живет с Карениным по привычке, не любит его и в душе не очень уважает, однако «забросить свой чепец за мельницу» не спешит, потому что ее в ее жизни с мужем все устраивает. А то, что романная Анна в аналогичных обстоятельствах ведет себя так, как это показывает Л. Толстой, то это связано, имхо, в значительной мере с ее психотипом – характером, темпераментом и проч.
«Он не спал всю ночь, и гнев его увеличиваясь в какой-то огромной прогрессии, дошел к утру до крайних пределов …
В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительность и твердость, каких жена никогда не видала в нем ….
Зачем я говорю это ? зачем ? – продолжал он так же гневно….»
То, что Каренин вызывает у кого-то жалость, готов понять ( хотя у меня он этой жалости не вызывает, что делать). Но почему практически никому – за малым числом – не хочется при этом пожалеть Вронского ( Турандот, упрек не в Ваш адрес, хорошо помню Ваш пост № 236 Бог знает какой давности) ? Каренин после всего случившегося остался целехонек и здоров, будет лелеять удары судьбы, так несправедливо – по его мнению, конечно - обошедшейся с ним, и находиться под бдительной материнской опекой Лидии Ивановны, а Вронский, испытав, по моему разумению, раскаяние и чувство глубокой вины, отправляется на театр военных действий, где вполне может погибнуть, тем более, что у него нет никакого боевого опыта.
И ее Таня во «Влюбленных» очень гармонирует, по-моему, со стилистикой этого фильма – романтически-сентиментального, порой наивного, но поэтического, в духе 60-х годов. Вообще люблю этот фильм из моей юности – с Р. Нахапетовым, со сценой в ресторане, с популярной в то время мелодией «Little man».
Одно другого не исключает. И приземленный человек ( в моем представлении – прозаичный, сосредоточенный большей частью на проблемах повседневности и быта) может быть вполне человечным. Например, простой плотник дядя Леня в фильма А. Бланка Зима в раю» является самым человечным персонажем. А официантка Вера в «Вокзале для двоих» ? Разве она не человечна ?