Этот фильм производит неоднозначное впечатление. Вроде бы поставлен крепко, профессионально... Но такое ощущение, что главенствуют в нем эпизоды, которые по сути выпадают из общего строя картины и не несут никакой дополнительной смысловой нагрузки - это история последних дней жизни Сталина, его смерти, похорон, заговора против Берия, его ареста, расстрела и т.д. Конечно все это задумывалось как исторический фон к основному действию картины, но еще раз повторюсь, что если бы этого фона не было, то фильм практически ничего не потерял бы. Ну здесь, конечно сыграло свою немаловажную роль и то время, когда делался этот фильм - перестройка в самом разгаре, гласность, новое мышление, реабилитация репрессированных, переосмысление всего того, что только можно было переосмыслить в отечественной истории XX в. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Наумов взялся за постановку картины, сценарий которой (написанный им с А. Аловым и Л. Зориным) почти четверть века пролежал в письменном столе. Заметно, что все эти исторические эпизоды сделаны режиссером с большим интересом и увлечением, он как бы играет всеми этими историческими фигурами. Особенно это заметно на фигуре Берия, которую выдумал режиссер, конечно основываясь на каких-то публикациях того времени (конец 80-х гг.), объективность которых сейчас под большим вопросом... И актер был подходящий найден с практически портретным сходством - Ян Янакиев, который всю жизнь играл в ролях второго плана, эпизодах мелких чиновников, фрицев и пр. И Берия у него получился таким, каким и нужен был Наумову - номенклатурщик-карьерист, ничтожество с манией величия, а в сущности - такая же марионетка при Сталине, как и все остальные его соратники.
А вот основное действие картины развивается как-то плоско, пунктирно. Хотя сценарный материал наверняка можно было бы воплотить на экране куда мощнее, сделать первоклассную драму и музыка Николая Каретникова (которой до обидного мало звучит в фильме) этому соответствовала бы в полной мере. Но Наумов как я уже писал, заигрался с историческим фоном. Картину вообще можно было бы начать с того, как приезжают в Москву работать два молодых следователя из провинции: один серьезный, сосредоточенный, более ответственный и несколько замкнутый - Лунин, а другой попроще, компанейский парень, разгильдяй в какой-то степени - Кудрявцев. И актеры были найдены подходящие на эти роли (Ю. Шлыков и Б. Щербаков). Начинают они заниматься делами еще совсем недавно репрессированных, с целью реабилитации тех, чья вина была доказана не полностью (а таких, ох как много было). И начальник Кудрявцева и Лунина - Деев (в исполнении Ю. Ступакова), которому еще совсем недавно приходилось сажать (порой бездоказательно), а теперь - заниматься реабилитацией. И естественно его начинают мучать угрызения совести и в конце фильма он покончит с собой. И вот Лунин (на котором сконцентрировано все основное действие) изучает все порученные ему дела, впитывает как губка все эти исковерканные людские судьбы, пропускает через себя, становится совсем уж нелюдимым, не обращает внимания на Марину (в исполнении Н. Белохвостиковой), которая нашла ему жилье в Москве благодаря своему бывшему любовнику. Он ее конечно любит, но так и не сможет устроить свою личную жизнь. Лунин осознает, что является всего лишь винтиком в этой тоталитарной системе и что его запросто могут выкинуть в никуда и заменить другим. Он мечется из угла в угол, хочет чем-то помочь Самариной (в исполнении Е. Майоровой), вернувшейся в Москву из мест, нестоль отдаленных... Ему кажется, что они с ней были знакомы с детства, но она исчезает из его жизни также внезапно, как и появляется. А потом была история с Пиотровским (в исполнении Н. Волкова) - бывшим другом Деева, которого тот и засадил. Он вышел из лагеря под другой фамилией, а по документам его вообще нет в живых. Теперь он живет с чужой семьей, а где-то там по старому адресу его до сих пор ждет возле дома верный пес Карс (которого Пиотровский когда-то приучил встречать себя по возвращении домой со службы). И его Лунин пытается убедить, что он реабилитирован, может вернуть себе свою настоящую фамилию... А уже не Пиотровский настойчиво повторяет ему, что "Пиотровский умер". Это страх, страх не столько за себя, сколько за свою новую семью. И страх этот останется на всю жизнь...
Все, что я здесь написал, присутствует в фильме, но без должной глубины, в какой-то дозированной форме. Например, роли Белохвостиковой и Майоровой, а в титрах они значатся как главные, вообще сводятся к двум эпизодам... А на первый план вылезает вся эта не нужная вобщем-то шелуха со Сталиным, Берия, Хрущевым, маршалами, военными и пр. На обычных людей надо было сделать главный акцент. Но есть моменты в фильме, которые мне нравятся, например, эпизоды с бывшим следователем (в исполнении Л. Борисова), который вел дело Самариной, но сейчас на пенсии "по выслуге лет", и эпизоды с Пиотровским. Вот ради них можно посмотреть этот фильм.
отзывы
А вот основное действие картины развивается как-то плоско, пунктирно. Хотя сценарный материал наверняка можно было бы воплотить на экране куда мощнее, сделать первоклассную драму и музыка Николая Каретникова (которой до обидного мало звучит в фильме) этому соответствовала бы в полной мере. Но Наумов как я уже писал, заигрался с историческим фоном. Картину вообще можно было бы начать с того, как приезжают в Москву работать два молодых следователя из провинции: один серьезный, сосредоточенный, более ответственный и несколько замкнутый - Лунин, а другой попроще, компанейский парень, разгильдяй в какой-то степени - Кудрявцев. И актеры были найдены подходящие на эти роли (Ю. Шлыков и Б. Щербаков). Начинают они заниматься делами еще совсем недавно репрессированных, с целью реабилитации тех, чья вина была доказана не полностью (а таких, ох как много было). И начальник Кудрявцева и Лунина - Деев (в исполнении Ю. Ступакова), которому еще совсем недавно приходилось сажать (порой бездоказательно), а теперь - заниматься реабилитацией. И естественно его начинают мучать угрызения совести и в конце фильма он покончит с собой. И вот Лунин (на котором сконцентрировано все основное действие) изучает все порученные ему дела, впитывает как губка все эти исковерканные людские судьбы, пропускает через себя, становится совсем уж нелюдимым, не обращает внимания на Марину (в исполнении Н. Белохвостиковой), которая нашла ему жилье в Москве благодаря своему бывшему любовнику. Он ее конечно любит, но так и не сможет устроить свою личную жизнь. Лунин осознает, что является всего лишь винтиком в этой тоталитарной системе и что его запросто могут выкинуть в никуда и заменить другим. Он мечется из угла в угол, хочет чем-то помочь Самариной (в исполнении Е. Майоровой), вернувшейся в Москву из мест, нестоль отдаленных... Ему кажется, что они с ней были знакомы с детства, но она исчезает из его жизни также внезапно, как и появляется. А потом была история с Пиотровским (в исполнении Н. Волкова) - бывшим другом Деева, которого тот и засадил. Он вышел из лагеря под другой фамилией, а по документам его вообще нет в живых. Теперь он живет с чужой семьей, а где-то там по старому адресу его до сих пор ждет возле дома верный пес Карс (которого Пиотровский когда-то приучил встречать себя по возвращении домой со службы). И его Лунин пытается убедить, что он реабилитирован, может вернуть себе свою настоящую фамилию... А уже не Пиотровский настойчиво повторяет ему, что "Пиотровский умер". Это страх, страх не столько за себя, сколько за свою новую семью. И страх этот останется на всю жизнь...
Все, что я здесь написал, присутствует в фильме, но без должной глубины, в какой-то дозированной форме. Например, роли Белохвостиковой и Майоровой, а в титрах они значатся как главные, вообще сводятся к двум эпизодам... А на первый план вылезает вся эта не нужная вобщем-то шелуха со Сталиным, Берия, Хрущевым, маршалами, военными и пр. На обычных людей надо было сделать главный акцент. Но есть моменты в фильме, которые мне нравятся, например, эпизоды с бывшим следователем (в исполнении Л. Борисова), который вел дело Самариной, но сейчас на пенсии "по выслуге лет", и эпизоды с Пиотровским. Вот ради них можно посмотреть этот фильм.