Фильм из жизни спортсменов! Это звучит лучше всякой рекламы. В спорте отыщется все, что так любит кинематограф,— динамика и грация, напряжение острых схваток и драматизм тяжелых предстартовых секунд, а главное — ощущение «обыкновенного чуда», знакомство с людьми, и очень похожими и совершенно не похожими на нас, простых смертных.
Фильм «Жребий» примечателен особым интересом к среде действия, скрупулезным и вполне реалистическим показом этого, «спортивного» слоя реальности, малоизвестного тому, кто не бывал в раздевалке хоккеистов, на их учебных занятиях и тренировках. Лучшее, что есть в «Жребии», как раз связано с мгновенными, точными зарисовками непривычного для нас быта: экзамен по анатомии (с отличной, на двадцать секунд репризой Е. Евстигнеева), Жильцов, ушедший из хоккея, но не могущий жить без него, красочная и объемная фигура Кротова, раззадоренного появлением молодого соперника, тоже вратаря, ревнующего к нему и искренне, от всей души, желающего помочь молодому парню...
За всем этим без большого труда устанавливаешь данности реальной жизни, о чем где-то слышал, где-то читал, о чем догадывался. Вот почему история парнишки, сразу же приглашенного вратарем в столичную команду, а оттуда – в сборную страны, поневоле окружается дополнительными значениями и обертонами. Первые сцены фильма воспринимаешь как обещание отбросить все каноны «спортивного» кино, вскрыть «всю правду», без «правил» спортивного жанра, уже изрядно поднадоевших своей условностью и неминуемой облегченностью. Ждешь драму, настоящую реалистическую драму характеров, героями которой оказываются спортсмены. Ожиданиям этим не вполне суждено оправдаться: в самый решающий момент на помощь создателям фильма приходит затрепанный мелодраматический ход, вроде бы усиливающий напряжение происходящего, а на самом деле подменяющий истинный драматизм столкновения личностей, нравственных позиций декоративным драматизмом волнительной интриги. Девушка-продавщица, с которой познакомился наш герой еще в самых первых кадрах, оказывается, ни много ни мало дочерью этого самого Кротова, старого, опытного вратаря, чья судьба теперь пошла под откос в связи с появлением молодой знаменитости... Такой сногсшибательный сюжетный поворот мигом придает всему происходящему легкий налет несерьезности, придумки.
Что ж остается? Остается зоркое постижение спортивной и «околоспортивной» среды, режиссерское и операторское мастерство, расшивающее живописные пластические узоры по канве спортивного сюжета. И, наконец, остаются незаурядные актерские работы опытных театральных артистов.
кинокритик Виктор Демин
Спутник кинозрителя. 1974. № 8. С. 14-15
обсуждение >>