№805 Канделябръ ... Нет там никакого "родового дворянского гнезда" - нет, и быть не могло. Сам Булгаков - вовсе не из дворян.
1. А где в книге (в моём тексте речь о книге или пьесе(!), а не о биографии М.А.) Булгаков?!
Он автор, а фамилия героев - Турбины (если критик Канделябръ забыл).
2. А где в моём, процитированном Канделябръ-ом тексте, утверждение, что у Турбиных БЫЛО "дворянское гнездо", сиречь, имение, усадьба? Ни в пьесе, ни в романе У Булгакова на этот счёт ничего нет, нет и у меня:
ЦИТАТА:
"Дворянское гнездо" не в смысле материальном ... Но какое-то СВОЁ, РОДОВОЕ жильё у них было однозначно, иначе откуда эта, "от самого рождения", ностальгия по "ёлочному деду нашему, сверкающему снегом и счастьем!"?
("Родовое" для Турбиных - братьев и сестры, т.е. РОДИЛИСЬ они там, а не "стенки с крышей и дырками для окон", перешедшие по наследству от родителей).
3. Да, возможно, это была казённая квартира, (и не одна!), но речь то не "о стенках", а "об ауре"!
"Слышал звон, да не знает где он"? Можно грубее: "Смотрит в книгу - видит..."
Излюбленный приём недобросовестных сетевых спорщиков-скандалистов: приписывать оппонентам откровенный бред и с блеском его опровергать.
.
Напоминаю: речь шла о сравнении актрис, сыгравших Елену Турбину - Титовой и Раппопорт. Основной упрёк последней - играла схему, куклу, а не ту женщину, которая своим присутствием превращала в "дворянское гнездо", т.е. в нечто бесконечно родное (и для братьев Турбиных и для их ТОВАРИЩЕЙ!), даже съёмную квартиру, с которой героев ничего не связывало!
№808 Канделябръ
... Однако же сам Брусилов в своих воспоминаниях пишет совсем другое. Весной 1915 года для купирования последствий его наступления в Карпатах на помощь австрийцам были переброшены германские части. Описывая более поздние события той же весны, он пишет, что во время отступления в районе Перемышля правому флангу его армии противостояла ударная группа немцев.
Совершенно верно, и ещё раньше чем весной, с января 1915-го... Путаница в трактовках связана с тем, что германская Южная армия фон-Линзингена, противостоявшая Брусилову в Карпатах и Галиции в 15-м, формировалась в Силезии, и по этническому составу низов - была мультинациональна. Но руководство, иерархия подчинения, уровень боеспособности - исключительно германские...
№800 Константин и точка
... Последнее фактам неизвестно. С начала войны 1914 года до "Брусиловского прорыва" летом 1916 бои Брусиловым велись исключительно с частями австро-венгерской армии.
Однако же сам Брусилов в своих воспоминаниях пишет совсем другое. Весной 1915 года для купирования последствий его наступления в Карпатах на помощь австрийцам были переброшены германские части. Описывая более поздние события той же весны, он пишет, что во время отступления в районе Перемышля правому флангу его армии противостояла ударная группа немцев.
Сразу вопрос: А какого военного? Профессионального, кадрового офицера или тн. "офицера военного времени", то бишь, какого-нибудь учителя или помещика, призванного в армию на время войны?
Насколько помню, Алексей Турбин, как и большинство "белых" офицеров, был из второй категории (кадровые предпочитали Красную Армию).
В "Днях Турбиных" старший Турбин был кадровым офицером, командиром артиллерийского дивизиона. Он окончил то самое военное училище, в стенах которого проходила "военная" часть пьесы.
А вот в "Белой гвардии" он был врачом, как и сам Булгаков.
"Дворянское гнездо" не в смысле материальном, вещи – все "вещи" они ПОТЕРЯЛИ, в т.ч. и имение, если оно у них было. Но какое-то СВОЁ, РОДОВОЕ жильё у них было однозначно, иначе откуда эта, "от самого рождения", ностальгия по "ёлочному деду нашему, сверкающему снегом и счастьем!"?
Осталось только нематериальное: атмосфера, аура, называйте как хотите, "домашнего очага"="родового, дворянского etc гнезда", которое не покидало их в любом "трактирном нумере", "шалаше", в т.ч. и "сЪЁмной квартире по адресу г. Киев, Алексеевский спуск, дом 13".
Именно эту АУРУ ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА (а не стенки, парки с прудами, конюшню и дворню в людской) и должны были передать и режиссёр, и актриса (в первую голову), и актёры.
Басову и его команде это удалось великолепно: все они, включая заезжего Лариосика, – ДОМА. И не важно, родовое ли это имение, сЪЁмная квартира в "бесхозном" Киеве или битком забитая каюта парохода, улепётывающем в Констанцу...
Нет там никакого "родового дворянского гнезда" - нет, и быть не могло. Сам Булгаков - вовсе не из дворян. Его дед по отцу - сельский священник. Естественно, никакого родового гнезда там не было - разве что обычная хата несколько побогаче, чем у окрестных селян.
У матери Булгакова были два брата, оба - врачи. Фамилия матери - Покровская, была распространена тоже среди священников (Вознесенские, Рождественские, Спасские и пр.). Так что сам Булгаков - из священников да разночинцев.
Семья, которую он описывает - точно такая же, как и его собственная. Разночинцы-интеллигенты. Конечно, в их круг могли входить дворяне, ведь в начале 20-го века общество в России уже не было таким сословным, как лет за 200 до того. Однако ни о каких аристократических родовых гнездах тут речи быть не может.
П.С. Разумеется, тогда существовало такое понятие, как личное дворянство, которое присваивалось при достижении определенного ранга на военной или гражданской службе. Вот например отец Ленина был именно таким дворянином. Однако это как-то слабо пересекается с наследственными "дворянскими гнездами".
№278 Андрей Ляпчев
... В фильме, – в полном соответствии с духом и буквой Булгакова, – нет никакого "дворянского гнезда".
Ведь основное место действия, не родительская усадьба, а с'емная квартира в Киеве...
Несмотря на то, что Вы начали свой комментарий с досадного "ляпа"
Только что увидел Ваш коммент.
Никакого ляпа нет, есть досаднейшая оЧЕПятка:
"...если режиссёр и актриса не смогли пЕредать домашнего уюта "дворянского гнезда"..."
.
Главное не то, что на столе, а что вокруг стола.
Возможно, не достаточно чётко сформулировал.
"Дворянское гнездо" не в смысле материальном, вещи – все "вещи" они ПОТЕРЯЛИ, в т.ч. и имение, если оно у них было. Но какое-то СВОЁ, РОДОВОЕ жильё у них было однозначно, иначе откуда эта, "от самого рождения", ностальгия по "ёлочному деду нашему, сверкающему снегом и счастьем!"?
Осталось только нематериальное: атмосфера, аура, называйте как хотите, "домашнего очага"="родового, дворянского etc гнезда", которое не покидало их в любом "трактирном нумере", "шалаше", в т.ч. и "сЪЁмной квартире по адресу г. Киев, Алексеевский спуск, дом 13".
Именно эту АУРУ ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА (а не стенки, парки с прудами, конюшню и дворню в людской) и должны были передать и режиссёр, и актриса (в первую голову), и актёры.
Басову и его команде это удалось великолепно: все они, включая заезжего Лариосика, – ДОМА. И не важно, родовое ли это имение, сЪЁмная квартира в "бесхозном" Киеве или битком забитая каюта парохода, улепётывающем в Констанцу...
Собственно, всё это уже есть в моём тексте, хотя и несколько иными словами.
P.S.
Да собственно, вот же, Ваше же:
//www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1888/forum/f34/#s1314819
аль забыли?
№802 Сергей Жуков
...
Просто вы факты не знаете ))) В мае-июне 1915 года армия Брусилова отступала в Карпатах под ударами также 11 германской армии под командованием Маккензена ))) А в Брусиловском прорыве мало того, что участвовала в боях по его отражению 9 германская армия (на Барановичском направлении))) под командованием Леопольда Баварского ))) так ещё и для нивелирования прорыва переброшены были войска с Западного фронта ))) С Салоникского фронта ажно турок в подмогу бросили ))) что уж про германцев говорить? )))
А касательно интерпритаций - австрияки - теже немцы ))) И язык команд был немецкий ))) Швейка помните? )))
"Завтра Глеб Капустин, придя на работу, между прочим (играть будет),
спросит мужиков:
-- Ну, как там кандидат-то?
И усмехнется.
-- Срезал ты его, -- скажут Глебу.
-- Ничего, -- великодушно заметит Глеб. -- Это полезно. Пусть подумает
на досуге. А то слишком много берут на себя..."
№800 Константин и точка
... Последнее фактам неизвестно. С начала войны 1914 года до "Брусиловского прорыва" летом 1916 бои Брусиловым велись исключительно с частями австро-венгерской армии.
А хоть бы и с немцами. Они тоже были разные. Читал, что оккупацию Украины в 1918 осуществили фактически третьезапасным ландвером и прочими полуинвалидными командаии. А настоящие немцы перебазировались на Западный фронт для окончательного решения главного вопроса. Поэтому, когда иногда пересматриваю "Красную площадь" с Любшиным, Малявиной и Шалевичем, уже не удивляюсь сказочной победе над немецким соединением на станции. Этих и махновцы гоняли под Гуляй Полем.
№798 Сергей Жуков
... С войсками Австро-Венгрии ))) Да и с немцами он тоже воевал )))
Последнее фактам неизвестно. С начала войны 1914 года до "Брусиловского прорыва" летом 1916 бои Брусиловым велись исключительно с частями австро-венгерской армии.
Весьма рекомендую к прочтению или прослушиванию Воспоминаний генерала А.А Брусилова, как детально и обстоятельно он пишет об этой войне, великий человек и , главное, честный...
№761 Борис Нежданов
№ 760 Константин и точка. Простонародье не видело особой разницы между германцами и австрийцами, вот и называло войну германской. Империалистической её окрестили большевики.
Придется в 4й раз одни и те же слова повторить.
Неважно как во дворах называли войну, Брусилов воевал все равно с австрийцами, хоть тресни ))
И называние кем-то чего-то когда-то к этому отношения не имеет.
А война эта была по факту исключительно империалистическая, без всяких большевиков.
нвч по-прежнему (Красноярск) 12.03.2021 - 19:26:01
№794 Сергей Жуков
...
Нэт-с, учителей не призывали ))) Они могли сами вызваться добровольцами - со статусом вольноопределяющегося ))) И после определённого срока в этом статусе - получали охфицерское звание )))
А что вы скажете относительно такого факта, что среди участников форума есть люди, деды и прадеды которых были учителями, но в 14 году были призваны и отправлены на учебу в юнкерские училища. Выпущены прапорщиками - ускоренный выпуск и отправлены на фронт.
Вообще-то учителей отправляли на фронт вольноопределяющимися. Это нечто другое,чем офицеры. А учителя офицером на курсах не сделаешь. Нужно заканчивать офицерское училище.
нвч по-прежнему (Красноярск) 12.03.2021 - 02:19:10
№782 Сергей Жуков
...
Учителя и помещики призыву не подлежали ))) Только добровольцами-вольноопеределяющимися - после чего (коли понравится и не убьют))) получали первое ))) охфицерское звание ))) К 1917 году могли выслужиться до поручика или капитана в крайнем случае - не выше )))
Относительно помещиков точно не знаю, но учителей призывали, отправляли на ускоренное обучение и отправляли на фронт офицерами.
отзывы
Он автор, а фамилия героев - Турбины (если критик Канделябръ забыл).
2. А где в моём, процитированном Канделябръ-ом тексте, утверждение, что у Турбиных БЫЛО "дворянское гнездо", сиречь, имение, усадьба? Ни в пьесе, ни в романе У Булгакова на этот счёт ничего нет, нет и у меня:
ЦИТАТА:
"Дворянское гнездо" не в смысле материальном ... Но какое-то СВОЁ, РОДОВОЕ жильё у них было однозначно, иначе откуда эта, "от самого рождения", ностальгия по "ёлочному деду нашему, сверкающему снегом и счастьем!"?
("Родовое" для Турбиных - братьев и сестры, т.е. РОДИЛИСЬ они там, а не "стенки с крышей и дырками для окон", перешедшие по наследству от родителей).
3. Да, возможно, это была казённая квартира, (и не одна!), но речь то не "о стенках", а "об ауре"!
"Слышал звон, да не знает где он"? Можно грубее: "Смотрит в книгу - видит..."
Излюбленный приём недобросовестных сетевых спорщиков-скандалистов: приписывать оппонентам откровенный бред и с блеском его опровергать.
.
Напоминаю: речь шла о сравнении актрис, сыгравших Елену Турбину - Титовой и Раппопорт. Основной упрёк последней - играла схему, куклу, а не ту женщину, которая своим присутствием превращала в "дворянское гнездо", т.е. в нечто бесконечно родное (и для братьев Турбиных и для их ТОВАРИЩЕЙ!), даже съёмную квартиру, с которой героев ничего не связывало!
... Однако же сам Брусилов в своих воспоминаниях пишет совсем другое. Весной 1915 года для купирования последствий его наступления в Карпатах на помощь австрийцам были переброшены германские части. Описывая более поздние события той же весны, он пишет, что во время отступления в районе Перемышля правому флангу его армии противостояла ударная группа немцев.
... Последнее фактам неизвестно. С начала войны 1914 года до "Брусиловского прорыва" летом 1916 бои Брусиловым велись исключительно с частями австро-венгерской армии.
Сразу вопрос: А какого военного? Профессионального, кадрового офицера или тн. "офицера военного времени", то бишь, какого-нибудь учителя или помещика, призванного в армию на время войны?
Насколько помню, Алексей Турбин, как и большинство "белых" офицеров, был из второй категории (кадровые предпочитали Красную Армию).
А вот в "Белой гвардии" он был врачом, как и сам Булгаков.
"Дворянское гнездо" не в смысле материальном, вещи – все "вещи" они ПОТЕРЯЛИ, в т.ч. и имение, если оно у них было. Но какое-то СВОЁ, РОДОВОЕ жильё у них было однозначно, иначе откуда эта, "от самого рождения", ностальгия по "ёлочному деду нашему, сверкающему снегом и счастьем!"?
Осталось только нематериальное: атмосфера, аура, называйте как хотите, "домашнего очага"="родового, дворянского etc гнезда", которое не покидало их в любом "трактирном нумере", "шалаше", в т.ч. и "сЪЁмной квартире по адресу г. Киев, Алексеевский спуск, дом 13".
Именно эту АУРУ ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА (а не стенки, парки с прудами, конюшню и дворню в людской) и должны были передать и режиссёр, и актриса (в первую голову), и актёры.
Басову и его команде это удалось великолепно: все они, включая заезжего Лариосика, – ДОМА. И не важно, родовое ли это имение, сЪЁмная квартира в "бесхозном" Киеве или битком забитая каюта парохода, улепётывающем в Констанцу...
У матери Булгакова были два брата, оба - врачи. Фамилия матери - Покровская, была распространена тоже среди священников (Вознесенские, Рождественские, Спасские и пр.). Так что сам Булгаков - из священников да разночинцев.
Семья, которую он описывает - точно такая же, как и его собственная. Разночинцы-интеллигенты. Конечно, в их круг могли входить дворяне, ведь в начале 20-го века общество в России уже не было таким сословным, как лет за 200 до того. Однако ни о каких аристократических родовых гнездах тут речи быть не может.
П.С. Разумеется, тогда существовало такое понятие, как личное дворянство, которое присваивалось при достижении определенного ранга на военной или гражданской службе. Вот например отец Ленина был именно таким дворянином. Однако это как-то слабо пересекается с наследственными "дворянскими гнездами".
... В фильме, – в полном соответствии с духом и буквой Булгакова, – нет никакого "дворянского гнезда".
Ведь основное место действия, не родительская усадьба, а с'емная квартира в Киеве...
Несмотря на то, что Вы начали свой комментарий с досадного "ляпа"
Никакого ляпа нет, есть досаднейшая оЧЕПятка:
"...если режиссёр и актриса не смогли пЕредать домашнего уюта "дворянского гнезда"..."
.
Главное не то, что на столе, а что вокруг стола.
Возможно, не достаточно чётко сформулировал.
"Дворянское гнездо" не в смысле материальном, вещи – все "вещи" они ПОТЕРЯЛИ, в т.ч. и имение, если оно у них было. Но какое-то СВОЁ, РОДОВОЕ жильё у них было однозначно, иначе откуда эта, "от самого рождения", ностальгия по "ёлочному деду нашему, сверкающему снегом и счастьем!"?
Осталось только нематериальное: атмосфера, аура, называйте как хотите, "домашнего очага"="родового, дворянского etc гнезда", которое не покидало их в любом "трактирном нумере", "шалаше", в т.ч. и "сЪЁмной квартире по адресу г. Киев, Алексеевский спуск, дом 13".
Именно эту АУРУ ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА (а не стенки, парки с прудами, конюшню и дворню в людской) и должны были передать и режиссёр, и актриса (в первую голову), и актёры.
Басову и его команде это удалось великолепно: все они, включая заезжего Лариосика, – ДОМА. И не важно, родовое ли это имение, сЪЁмная квартира в "бесхозном" Киеве или битком забитая каюта парохода, улепётывающем в Констанцу...
Собственно, всё это уже есть в моём тексте, хотя и несколько иными словами.
P.S.
Да собственно, вот же, Ваше же:
//www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1888/forum/f34/#s1314819
аль забыли?
...
Просто вы факты не знаете ))) В мае-июне 1915 года армия Брусилова отступала в Карпатах под ударами также 11 германской армии под командованием Маккензена ))) А в Брусиловском прорыве мало того, что участвовала в боях по его отражению 9 германская армия (на Барановичском направлении))) под командованием Леопольда Баварского ))) так ещё и для нивелирования прорыва переброшены были войска с Западного фронта ))) С Салоникского фронта ажно турок в подмогу бросили ))) что уж про германцев говорить? )))
А касательно интерпритаций - австрияки - теже немцы ))) И язык команд был немецкий ))) Швейка помните? )))
спросит мужиков:
-- Ну, как там кандидат-то?
И усмехнется.
-- Срезал ты его, -- скажут Глебу.
-- Ничего, -- великодушно заметит Глеб. -- Это полезно. Пусть подумает
на досуге. А то слишком много берут на себя..."
... Последнее фактам неизвестно. С начала войны 1914 года до "Брусиловского прорыва" летом 1916 бои Брусиловым велись исключительно с частями австро-венгерской армии.
... С войсками Австро-Венгрии ))) Да и с немцами он тоже воевал )))
№ 760 Константин и точка. Простонародье не видело особой разницы между германцами и австрийцами, вот и называло войну германской. Империалистической её окрестили большевики.
Неважно как во дворах называли войну, Брусилов воевал все равно с австрийцами, хоть тресни ))
И называние кем-то чего-то когда-то к этому отношения не имеет.
А война эта была по факту исключительно империалистическая, без всяких большевиков.
...
Нэт-с, учителей не призывали ))) Они могли сами вызваться добровольцами - со статусом вольноопределяющегося ))) И после определённого срока в этом статусе - получали охфицерское звание )))
...
Учителя и помещики призыву не подлежали ))) Только добровольцами-вольноопеределяющимися - после чего (коли понравится и не убьют))) получали первое ))) охфицерское звание ))) К 1917 году могли выслужиться до поручика или капитана в крайнем случае - не выше )))