В фильме множество приключений, но они не «всамделишные». Разве можно, скажем, прыгнуть с самолета с обычным зонтиком? А герои фильма прыгают не раз, и даже совсем без зонтиков. Не удивляйтесь: ведь полет-то необыкновенный, а фильм задуман как героико-эксцентрическая комедия с элементами гротеска и веселой буффонады.
...В 1919 году из Москвы в Будапешт вылетает известный революционный публицист Янош Перцель. Его путь лежит через охваченную гражданской войной страну. Ведет машину бывший пилот Николая Второго. Летят они на допотопном аэроплане, так что посадки неизбежны. Герои попадают то в монастырский скит, то в подземный склад вин, то прямехонько в лапы к белым... Перелет осложнен множеством обстоятельств — и условиями конспирации, и тем, что в нем участвует на другой машине незадачливый детектив Рокателли, и появлением таинственной мисс Милли Виммерфорд, и встречей с группой венгерских комсомольцев, которые сперва ставят героев к стенке, а потом... Словом, и во время перелета, и в Венгрии, куда герои попали уже после падения там Советской власти, — происшествий множество.
В фильме есть остроумные ситуации и реплики. Но на две серии их явно не хватило. Даже настроившись на волну безудержной эксцентрики, порой бывает трудно принять многие из трюков. И потому, что их излишне много — а всякое нагромождение во вред искусству, и потому, что порой они выглядят уж чересчур пародийно. Разведка новых киножанров — дело не простое, и, даже этот не вполне удавшийся опыт несет в себе крупицы любопытных находок. В частности, интересен Перцель в исполнении Ивана Дарваша.
Кинокритик Дмитрий Писаревский
обсуждение >>