Рассказ о Надире, выдающейся узбекской поэтессе первой половины прошлого века.
Плетут на экране подлую паутину заговоров и интриг сильные мира сего и их приспешники. Они считают пригодными любые средства— предательство, измену, убийство из-за угла — лишь бы это обеспечило устранение неугодных, содействовало собственному возвышению, богатству, славе. Кто же и против кого борется в фильме? Оказывается, одна из сторон – сам эмир Насрулла, грозный и могучий властитель Бухары. А его главный противник — отнюдь не воинственная, а скромная, талантливая женщина. Но её стихи для него страшнее всякого оружия, ибо Надира обличала в них зло насилия, мракобесие и произволу правителей противопоставляла призыв к гуманизму, утверждала право каждого на человеческое достоинство. Песни ее, проникнутые духом свободы, зовущие к борьбе за счастье, распевал простой народ.
Надира сама была представительницей феодальной знати, сын ее, недалекий и слабовольный Мухаммед -хан, сидел на троне Кокандского ханства. Значит, надо уничтожить, стереть с лица земли этот «очаг вольнодумства». И во имя расправы с Надирой змир бухарский готов подвергнуть разорению этот край, сделать своими рабами его жителей...
Мы видим Надиру и в периоды активной борьбы, вмешательства в политическую деятельность сына, и в часы тяжелых раздумий, и в попытках установить связи с группами повстанцев, с их руководителем Усто Каландаром , и в кульминационный момент ее счастливой и трагической судьбы: она гибнет на эшафоте во имя спасения пятисот заложников, захваченных победившим эмиром. И тогда в последний раз звучат ее взволнованные и возвышенные стихи. Во всех этих эпизодах актриса Сайрам Исаева находит нужные краски, чтобы, передавая психологическое состояние своей героини в данный момент, в данных условиях, в то же время оставаться верной основному «зерну» образа, дает нам почувствовать, что Надира остро ощущает свое горькое и неразделенное одиночество, понимает преждевременность и обреченность своих усилий. Но иначе поступить не может...
Михаил Белявский
«Спутник кинозрителя» , апрель 1974 года
обсуждение >>