Когда на экране появилась надпись «По мотивам поэмы Фирдоуси «Шах-наме», а персонажи заговорили стихами» невольно закралось сомнение - сможет ли древняя легенда взять за живое современного зрителя?
По ходу фильма эти сомнения развеялись как дым. «Рустам и Сухраб» привлекает своеобразной поэтической прелестью, затейливым узором сюжета, восточной цветистостью художественного языка, смелым полетом фантазии. Здесь наряду с земными героями действуют и волшебники — дивы, творятся чудеса. Здесь звучат звонкие строфы Фирдоуси, и вы постепенно оказываетесь вовлеченными в образный мир фильма, где при всей легендарности событий главным остается драматизм человеческих судеб, глубина и страсть мыслей поэта, которые и по прошествии десяти веков нисколько не утеряли своей актуальности. История о том, как в войне, начатой злобным шахом, гибнут легендарные герои — богатырь Рустам и достойный славы отца его сын Сухраб, исполнена глубокого смысла. Вокруг их поединка тугой узел драматических схваток — идет борьба добра, верности, благородства с человеческой низостью, алчностью, коварством. Силам зла удается скрыть от героев правду, и отец убивает сына. Прозрение Рустама, горе матери истинно трагедийны. В их устах проклятие войне звучит особенно сильно. Мысль о враждебности войны человечеству становится лейтмотивом фильма.
Поставлен он ярко, темпераментно, с размахом. Широкая панорама Туранского войска, занявшего ближние, дальние, совсем далекие холмы, или его поход, когда пешие и конные отряды заполняют огромную глубину экрана, или переправа, когда на всей водной глади, насколько хватает глаз, плывут тысячи плотов с воинами, — все это картины огромной впечатляющей силы. Масштаб баталий, ярость кровавых сеч и богатырских поединков дополняют великолепие природы, сказочная экзотика пейзажей, красочность костюмов, снаряжения, утвари.
Внешнюю яркость постановщик сочетал с вниманием к актерским работам. По-человечески крупны и рельефны центральные образы. Мудр, мужествен, народен Рустам в исполнении Б. Ватаева. Молодой актер X. Гадоев создал интересный образ гордого, по-юношески пылкого Сухраба. Драматична Тахмина С. Норбаевой. Интересный рисунок девушки-воина Гурдофарид дала С. Исаева. Ее бешеные скачки и мастерская джигитовка (исполненные без дублера) вызывают удивление и восхищение.
Кинокритик Дмитрий Писаревский
обсуждение >>