Приходилось ли вам присутствовать на торжественном публичном исполнении... таблицы умножения? — нет, не на экзамене, а на концерте. Это как номер объявляет некий конферансье, потом выходит вперед чтец и произносит все эти пятью-пять и шестью-шесть как патетические стихи, а зрители ему восторженно аплодируют. Такое происходит в самом финале картины «Алпамыс идет в школу», когда он, Алпамыс, на празднике Дня учителя выступает с целой программой, куда входит и таблица, и чтение с листа свежей газеты, и декламация Пушкина... Ну и что тут такого, спросите вы. А вот что: Алпамыс не ходил в первый класс, потому что еще мал, и все, что он тут показал, он выучил сам, а вернее, с помощью своего друга, первоклассника Калихана. Шестилетний Алнамыс добивается, чтобы и его взяли в школу — ведь теперь, после такого громкого триумфа, ему не откажут!
Простой и скромный, звонкий, как песенка для детского хора, фильм Хуснутдиновой и Карсакбаева поэтически тонок и потаенно глубок. Его поэтичность — не в изысканной красивости кадра, не в операторских и монтажных причудах (здесь нет никаких воспоминаний, снов и грез, все реально и бытово-прозаично), а в том, что жизнь небольшого казахского аула -это жизнь под бездонным степным небом, где линия горизонта обозначена дальними громадами синих гор, это жизнь, где люди дышат чистым воздухом и где человек с самых ранних лет берет у природы великие уроки - учится видеть, слышать, понимать мир.
Вера Шитова
«Спутник кинозрителя», август 1978 года
обсуждение >>