Оказывается есть и песенная композиция "металлической" рок-группы FireForce под названием Herkus Mantas . По звучанию очень сильно напоминает компиляцию из композиций нашей группы АРИЯ (в старом классическом составе). Может я чего-то не понимаю, но уж больно похоже. Интересно, как такое может быть?... Обычно Ария заимствовала мелодии и ритмы на западе, а не наоборот. Классический пример: песня «Беспечный ангел» — кавер на русском языке песни «Going to the run» группы Golden Earring .
№51 Тал
Красные-белые, верные-неверные...Я вас умоляю, идеология. Но по сути в фильме всё довольно верно (пусть не достоверно)). Методы всё же наглядные. И фильм поставлен хорошо. И актеры молодцы.
Согласен на все сто. Фильм шикарный. Потому и состоит в моей видеоколлекции, часто пересматриваю его. В своих комментариях я не преследовал цель поливать грязью фильм и его создателей. Напротив, преклоняюсь перед мастерством как создателей фильма, так и исполнителей ролей. Фильм не является полностью недостоверным, а лишь отдельными моментами, о чем написано в предыдущих отзывах. Так или иначе, подавляющее большинство исторических фильмов (и не только советских) грешат историческими несоответствиями и вымыслами. Советсткие кинопроизводители и рады были бы донести до зрителя истину, но кто бы им это позволил. За такое можно было запросто загреметь за решетку. Тем, кто родился и вырос в СССР, хорошо известно, что представляла из себя советская цензура. Например, один из моих любимых сериалов, "Адъютант его превосходительства", едва не попал под запрет из-за присутствия в нем темы любви между красным разведчиком и дочерью начальника белой контрразведки. Или, к примеру, "Служили два товарища". Помимо той песни, которую на протяжении всего фильма напевает красноармеец Некрасов, к этому фильму была написана еще одна песня, и предназначалась она для сцены прощания белого офицера Брусенцова с конем Абреком. Но в фильм эту песню не пропустила цензура. Более того, автор песни получил реальный тюремный срок. Не могу вспомить, как его звали, читал о нем статью, а сейчас найти не могу, весь Интернет перелопатил. А что касается исторической недостоверности, то по ней все рекорды бьет как раз таки не советский кинематограф, а Голливуд. Взять хотя бы "Храброе сердце" и "Царство небесное" - сплошное враньё на вранье. А если верить голливудским "блокбастерам" о Второй мировой войне, то получается, что победа над нацизмом - заслуга исключительно американцев, а советский народ тут вообще ни при чем. На их фоне "Геркус Мантас" - вполне себе правдоподобный исторический фильм, повествующий о таком значимом историческом событии, как Второе прусское восстание, заслуженно прозванное историками Великим.
Красные-белые, верные-неверные...Я вас умоляю, идеология. Но по сути в фильме всё довольно верно (пусть не достоверно)). Методы всё же наглядные. И фильм поставлен хорошо. И актеры молодцы.
В первой серии монах, выступая с речью на городской площади, перед обращается к жителям города с призывом: "Крестовый поход, христиане! Крестовый поход!"
Однако, в то время еще не существовало термина "крестовый поход". Такие походы назывались "peregrinatio", что переводится как "странствование", "путешествие", "хождение", "экспедиция" и т.д.
Считается, что термин "крестовый поход" впервые использовал Луи Мембур, придворный хронист короля Людовика XIV, назвав свой фолиант, вышедший в 1675 году, "Историей крестовых походов".
В дополнение к теме о сражении при Покарвисе (показанном в первой серии):
Сцена поджога пруссами кораблей крестоносцев не соответствует действительности. В фильме сражение происходит летом, тогда как на самом деле описываемые события произошли в январе 1261 года. Крестоносцам не было необходимости добираться до места битвы на кораблях, так как в зимнее время проще было добраться туда по суше, когда болотистая местность затвердевает от холодов и морозов. Да и в Хронике земли Прусской Пётра из Дусбурга нет упоминаний ни о каких кораблях и тем более об их якобы поджоге, иначе автор Хроники, скрупулезно и детально излагавший события тех лет, непременно бы об этом написал.
В исторических источниках отсутствуют сведения о том, была ли у Геркуса Мантаса жена или нет, имелись ли у него дети, в частности, фигурирующие в фильме сын Александр и жена Котрина, происходящая из знатного немецкого рода (исп. Эугения Пляшките), якобы сестра тевтонского рыцаря Гирхальса (исп. Александр Вокач).
У самого Гирхальса, кстати, есть исторический прототип. В Хронике земли Прусской Петра из Дусбурга, в главе 91 части 3, он упомянут как Хиртцхальс (Hirtzhals). Однако, в Хронике не указано, был ли он рыцарем Тевтонского ордена, и был ли он рыцарем вообще. Он лишь упомянут как знатный и богатый горожанин из Магдебурга. Также отстутствуют какие-либо сведения о том, что Хиртцхальс якобы был учителем и воспитателем Геркуса Мантаса. Тем не менее, автор Хроники подтверждает факт личного знакомства Хиртцхальса и Мантаса в прошлом. И сцена принесения пленного Хиртцхальса в жертву языческим богам путем сожжения живьем (в начале второй серии) соответствует действительности, и данный факт описан в Хронике (в той же главе):
"После этой сечи наттанги, желая принести жертву богам, бросили жребий среди тевтонов, взятых там в плен, и он дважды выпал одному горожанину из Магдебурга, знатному и богатому, по имени Хиртцхальс; он, оказавшись в такой беде, просил Генриха Монте вспомнить о благодеяниях, какие он не раз оказывал ему в городе Магдебурге, и выручил бы его из этой беды. Услышав это, Генрих, сочувствуя, дважды выручал его. Но когда в третий раз жребий снова выпал ему, он не захотел, чтобы его спасли, но тут же, предлагая себя в добром исповедании жертвой Богу, был привязан к своему коню и сожжен".
В первой серии при подготовке к сражению при Покарвисе пруссы в целях дезориентации крестоносцев по приказу Самилиса жгут зеленые ветки деревьев, чтобы образовалась дымовая завеса. Вряд ли такое было возможно, учитывая, что сражение произошло зимой, в январе 1261 года. По той же причине сомнительны эпизоды, в которых крестоносцы тонут в болоте.
Далее, в фильме, в сцене сражения при Покарвисе крестоноцсы, атакованные пруссами, трусливо разбегаются, практически не оказав никакого сопротивления. Тем не менее, необходимо отметить, что в исторических источниках из поведение описано иначе. Вот как описывает сражение Пётр из Дусбурга в Хронике земли Прусской (часть 3, глава 91): "...пилигримы и братья со своей стороны оказывали им мужественный отпор, и особенно один рыцарь из Вестфалии по имени Штенкель фон Бентхейм , который слышал в одной проповеди епископа, что души христиан, убитых в Пруссии, должны вознестись на небо, минуя чистилище; он, пришпорив своего скакуна и нацелив копье, как истинный рыцарь, пронесся по рядам неприятеля, разя язычников направо и налево, и падали они от его ударов и в ту, и в другую сторону. Но на обратном пути, когда он попал в гущу их, его убили; и завязалась между ними жестокая битва, и с обеих сторон многие были смертельно ранены и убиты. Наконец, по воле Божией, свершилось так, что сам господин из Рейдера с большой частью войска и братьями, бывшими с ним, был убит, некоторые были взяты в плен, остальные обратились в бегство".
Кстати, под "пилигримами" следует понимать так называемых "гостей", то есть участников походов из Германии (в основном из Швабии, Фрисландии, Баварии и Вестфалии) и других стран Европы, которые добровольно прибывали на помощь Тевтонскому ордену. Рыцари Тевтонского Ордена были слишком малочисленны, чтобы действовать исключительно собственными силами. К примеру, в Грюнвальдской битве в 1410 году число самих членов Тевтонского ордена не превышало 250 (из которых 203 погибли).
Во второй серии вылазка крестоносцев, предпринятая в осажденном Кенигсберге, завершается поражением тевтонцев. На самом деле данная вылазка, с помощью подоспевшего подкрепления во главе с Вильгельмом IV, графом Юлиха (Graf Wilhelm IV. von Juelich) и Энгельбертом I, графом Марка (Graf Engelbert I. von der Mark), завершилась победой крестоносцев, что в частности подтверждается Петром из Дусбурга в главе 98 части 3 Хроники земли Прусской. Данное сражение, произошедшее в 1262 году, известно в истории как битва при деревне Кальген (ныне поселок Чайковское в Правдинском районе Калининградской области), в которой впоследствии укрылись остатки разгромленных пруссов. Геркус Мантас не был ранен в этом сражении, как показано в фильме. Он был ранен позже, в 1265 году, при повторной неудачной попытке взять Кенигсберг штурмом (глава 104 части 3 Хроники земли Прусской). В том же году пруссы окончательно сняли осаду.
В исторических хрониках, в частности, в Хронике земли Прусской Петра из Дусбурга, нет сведений о том, что Ауктума (в фильм его роль исполняет Пранас Пяулокас) был смердом. Если бы Ауктума был смердом, его ни при каких обстоятельствах не избрали бы вождем одного из прусских племен. Такое в прусских племенах было просто недопустимо и немыслимо. Кроме того, Ауктума был вождем погезан, а не бартов. В Хронике земли Прусской, в главе 89 части 3, он упомянут как Ауттума (Auttume); в примечании к книге приводится также вариант Auctume, происходящий от прусского auktimo, т.е. "верховный.
Однако, нельзя не отметить талант актера, мастерски воплотившего в образе Ауктумы процесс преображения смерда в воина и предводителя войска, его перерождения, освобождения от рабской психологии и становления свободолюбивым и свободомыслящим человеком, преисполненным достоинства, доблести и отваги, наделенным полководческим даром. И даже перед лицом смерти, в сцене его убийства, Ауктума отказывается вновь подчиниться своему бывшему хозяину Самилису, упрямо повторяя: "Я - воин Мантаса".
Самилис (исп. Альгимантас Масюлис) не был вождем бартов. Во время Второго (или Великого) прусского восстания барты выбрали вождем Дивана (Dyvonis; Diwan; Diwanus). Тем не менее, прототип Самилиса - реальный исторический персонаж, упомянутый Петром из Дусбурга в Хронике земли Прусской (часть 3, глава 145):
"Поскольку братья из Христбурга были со всех сторон окружены силой врагов, они редко без большого риска и труда могли доставлять необходимое из Эльбинга. Вот почему случилось трижды, что, когда это доставлялось по реке Сиргуне, то братья и слуги лишились добра и жизни, отчего в замке Христбург начался такой голод, что, если бы не подоспел Самиле, некий нобиль из Помезании, отец Туссина, живущий с неприятелями, но тайно почитающий веру и братьев, замок обезлюдел бы. Когда об этом узнали пруссы, они, разгневавшись, схватили упомянутого Самиле и влили ему в рот кипяток и, поджарив нагого на костре, так что полуживой он едва мог дышать, отправили его братьям, а он, долго проболев, выжил".
Ну, а сам Альгимантас Масюлис как всегда блистает на протяжении всего фильма, особенно во второй серии в сцене перехода Самилиса на сторону крестоносцев. Преклоняюсь перед его талантом. Вечная память великому артисту.
В первой серии во время спора между Мантасом и Самилисом о судьбе пленного рыцаря (захваченного в ходе сражения при Покарвисе) Самилис назвал Мантаса витингом: "Это на поле боя там ты командуешь, а после боя ты такой же витинг, как и мы". На самом деле они не могли называться витингами. Витингами назывались пруссы, перешедшие на сторону Тевтонского ордена и принявшие христианство.
Обращение к Самилису как к витингу правомерно в конце второй серии, когда Самилис прибыл в лагерь крестоносцев, чтобы перейти на сторону Тевтонского ордена. Граф Рейдер (в исполнении Леонаса Цюниса), принимая и угощая вином Самилиса, называет его витингом: "Угощайся, витинг, угощайся". Кстати, сам Рейдер в этом эпизоде не должен фигурировать. Он погиб в сражении при Покарвисе (показанном в первой серии).
Сцена гибели Геркуса Мантаса:
Мантас не принимал последний бой в одиночку против войска тевтонцев. Смерть его была менее эпичной. Он отдыхал в палатке в лесу, пока его товарищи охотились. Группа тевтонцев во главе с комтуром Христбурга Генрихом фон Шёнбург (Heinrich von Schoenburg) и Хельвигом фон Гольтбах (Helwig von Goltbach) схватили Мантаса, повесили его на дереве и повешенного пронзили мечом (Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Часть 3, глава 135).
В первой серии при осаде одного из тевтонских замков во время переговоров с Германом Сарасеном (Hermann Sarrazin; роль исполняет Юрис Стренга) Мантас сообщает ему, что комтура Христбурга собаки доедают. Упоминание о собаках - это отсылка к главе 223 части 3 Хроники земли Прусской. Вот только собаки доедали не комтура Христбурга. В ней описывается, как собака поедала тело одного барта после взятия тевтонцами замка Гарта: "В этой волости был убит один барт... И вот на него, убитого, набросилась собака его, зловеще терзая, и, разорвав ему левый бок, сердце его... вырвала из тела и пожрала...". А вышеупомянутый комтур Христбурга пережил Мантаса, схватив и казнив его в лесу, о чем описано выше.
№40 Balrog
... Точнее не конь и оружие, а РАВНОЗНАЧНУЮ цену за них, что на деле, по тогдашним временам, баснословно дорого и было о-о-очень щедрой раздачей милостыни.
Справедливое замечание. Да, как правило вместо коня, доспехов и оружия победителю в таких случаях выдавали денежный выкуп. Вероятно, автор Хроники это и имел в виду. В данном случае была приведена цитата из Хроники, переведенной с латинского оригинала Матузовой В.И. и изданной в 1997 году научно-издательским центром "Ладомир".
Касательно очень щедрой раздачи милостыни - снова в точку. В данном случае Герман Сарасен, еще не приняв постриг, уже исполнил один из трех пожизненных монашеских обетов (в данном случае обет нестяжания).
№39 Junior
//////Услышав это, брат Герман, уповая на свою Деву Марию, которой обещал служить, приблизился к нему и первым же ударом сбросил его на землю, а коня и оружие отдал нищим".
Точнее не конь и оружие, а РАВНОЗНАЧНУЮ цену за них, что на деле, по тогдашним временам, баснословно дорого и было о-о-очень щедрой раздачей милостыни.
Касательно сцены переговоров комтура Германа Сарасена с Геркусом Мантасом во время осады замка:
1) Герман Сарасен (роль которого исполняет Юрис Стренга) не был комтуром, и вообще, данный персонаж не должен фигурировать в фильме: согласно Петру из Дусбурга, автору "Хроники земли Прусской", он погиб в битве при Дурбе 13 июля 1260 года. Об этой битве упоминает в начале фильма один из Тевтонских рыцарей (в исполнении Стяпонаса Космаускаса) в сцене посвящения Мантаса в рыцари. Согласно той же хронике, Герман Сарасен предчувствовал свою гибель в той битве. Уходя в поход, он сказал:
«Прощайте, отныне вы меня не увидите, ибо Дева, Матерь Божия, пригласила меня к вечной радости» (Петр из Дусбурга. "Хроника земли Прусской", часть 3, глава 85);
2) во время переговоров с Мантасом Герман Сарасен напоминает Мантасу о турнире. В реальности Тевтонским рыцарям по орденскому уставу было запрещено участие в турнирах, охоте и прочих подобных мероприятиях. Лишь в условиях недостатка пропитания или голода им разрешалось охотиться, но только в целях добычи пропитания, но отнюдь не в целях развлечения.
Упоминание Германом Сарасеном о турнире - это отсылка к главе 80 части третьей вышеуказанной "Хроники земли Прусской", в которой Герман Сарасен, будучи еще светским рыцарем, принимает участие в турнире:
"Когда Герман Сарасен [Hermann Sarrazin] шел на место, где он должен был принять постриг, то встретил в одном поле множество рыцарей, собравшихся на ристалище, один из которых, уже верхом и во всеоружии, приказал бросить вызов, нет ли кого-нибудь, кто отважился бы вступить с ним в единоборство за коня и оружие и любовь своей девушки. Услышав это, брат Герман, уповая на свою Деву Марию, которой обещал служить, приблизился к нему и первым же ударом сбросил его на землю, а коня и оружие отдал нищим".
Стихия огня властвует в «Геркусе Мантасе». В начале картины гибнут в пламени доверившиеся врагу вожди пруссов, а затем огненный поток все дальше катится по экрану.
История существует в кино почти исключительно в двух жанрах — биография и приключения. Исторический фильм — это чаще всего биографический фильм или приключенческий.
отзывы
Красные-белые, верные-неверные...Я вас умоляю, идеология. Но по сути в фильме всё довольно верно (пусть не достоверно)). Методы всё же наглядные. И фильм поставлен хорошо. И актеры молодцы.
Однако, в то время еще не существовало термина "крестовый поход". Такие походы назывались "peregrinatio", что переводится как "странствование", "путешествие", "хождение", "экспедиция" и т.д.
Считается, что термин "крестовый поход" впервые использовал Луи Мембур, придворный хронист короля Людовика XIV, назвав свой фолиант, вышедший в 1675 году, "Историей крестовых походов".
Сцена поджога пруссами кораблей крестоносцев не соответствует действительности. В фильме сражение происходит летом, тогда как на самом деле описываемые события произошли в январе 1261 года. Крестоносцам не было необходимости добираться до места битвы на кораблях, так как в зимнее время проще было добраться туда по суше, когда болотистая местность затвердевает от холодов и морозов. Да и в Хронике земли Прусской Пётра из Дусбурга нет упоминаний ни о каких кораблях и тем более об их якобы поджоге, иначе автор Хроники, скрупулезно и детально излагавший события тех лет, непременно бы об этом написал.
У самого Гирхальса, кстати, есть исторический прототип. В Хронике земли Прусской Петра из Дусбурга, в главе 91 части 3, он упомянут как Хиртцхальс (Hirtzhals). Однако, в Хронике не указано, был ли он рыцарем Тевтонского ордена, и был ли он рыцарем вообще. Он лишь упомянут как знатный и богатый горожанин из Магдебурга. Также отстутствуют какие-либо сведения о том, что Хиртцхальс якобы был учителем и воспитателем Геркуса Мантаса. Тем не менее, автор Хроники подтверждает факт личного знакомства Хиртцхальса и Мантаса в прошлом. И сцена принесения пленного Хиртцхальса в жертву языческим богам путем сожжения живьем (в начале второй серии) соответствует действительности, и данный факт описан в Хронике (в той же главе):
"После этой сечи наттанги, желая принести жертву богам, бросили жребий среди тевтонов, взятых там в плен, и он дважды выпал одному горожанину из Магдебурга, знатному и богатому, по имени Хиртцхальс; он, оказавшись в такой беде, просил Генриха Монте вспомнить о благодеяниях, какие он не раз оказывал ему в городе Магдебурге, и выручил бы его из этой беды. Услышав это, Генрих, сочувствуя, дважды выручал его. Но когда в третий раз жребий снова выпал ему, он не захотел, чтобы его спасли, но тут же, предлагая себя в добром исповедании жертвой Богу, был привязан к своему коню и сожжен".
Далее, в фильме, в сцене сражения при Покарвисе крестоноцсы, атакованные пруссами, трусливо разбегаются, практически не оказав никакого сопротивления. Тем не менее, необходимо отметить, что в исторических источниках из поведение описано иначе. Вот как описывает сражение Пётр из Дусбурга в Хронике земли Прусской (часть 3, глава 91): "...пилигримы и братья со своей стороны оказывали им мужественный отпор, и особенно один рыцарь из Вестфалии по имени Штенкель фон Бентхейм , который слышал в одной проповеди епископа, что души христиан, убитых в Пруссии, должны вознестись на небо, минуя чистилище; он, пришпорив своего скакуна и нацелив копье, как истинный рыцарь, пронесся по рядам неприятеля, разя язычников направо и налево, и падали они от его ударов и в ту, и в другую сторону. Но на обратном пути, когда он попал в гущу их, его убили; и завязалась между ними жестокая битва, и с обеих сторон многие были смертельно ранены и убиты. Наконец, по воле Божией, свершилось так, что сам господин из Рейдера с большой частью войска и братьями, бывшими с ним, был убит, некоторые были взяты в плен, остальные обратились в бегство".
Кстати, под "пилигримами" следует понимать так называемых "гостей", то есть участников походов из Германии (в основном из Швабии, Фрисландии, Баварии и Вестфалии) и других стран Европы, которые добровольно прибывали на помощь Тевтонскому ордену. Рыцари Тевтонского Ордена были слишком малочисленны, чтобы действовать исключительно собственными силами. К примеру, в Грюнвальдской битве в 1410 году число самих членов Тевтонского ордена не превышало 250 (из которых 203 погибли).
Однако, нельзя не отметить талант актера, мастерски воплотившего в образе Ауктумы процесс преображения смерда в воина и предводителя войска, его перерождения, освобождения от рабской психологии и становления свободолюбивым и свободомыслящим человеком, преисполненным достоинства, доблести и отваги, наделенным полководческим даром. И даже перед лицом смерти, в сцене его убийства, Ауктума отказывается вновь подчиниться своему бывшему хозяину Самилису, упрямо повторяя: "Я - воин Мантаса".
"Поскольку братья из Христбурга были со всех сторон окружены силой врагов, они редко без большого риска и труда могли доставлять необходимое из Эльбинга. Вот почему случилось трижды, что, когда это доставлялось по реке Сиргуне, то братья и слуги лишились добра и жизни, отчего в замке Христбург начался такой голод, что, если бы не подоспел Самиле, некий нобиль из Помезании, отец Туссина, живущий с неприятелями, но тайно почитающий веру и братьев, замок обезлюдел бы. Когда об этом узнали пруссы, они, разгневавшись, схватили упомянутого Самиле и влили ему в рот кипяток и, поджарив нагого на костре, так что полуживой он едва мог дышать, отправили его братьям, а он, долго проболев, выжил".
Ну, а сам Альгимантас Масюлис как всегда блистает на протяжении всего фильма, особенно во второй серии в сцене перехода Самилиса на сторону крестоносцев. Преклоняюсь перед его талантом. Вечная память великому артисту.
Обращение к Самилису как к витингу правомерно в конце второй серии, когда Самилис прибыл в лагерь крестоносцев, чтобы перейти на сторону Тевтонского ордена. Граф Рейдер (в исполнении Леонаса Цюниса), принимая и угощая вином Самилиса, называет его витингом: "Угощайся, витинг, угощайся". Кстати, сам Рейдер в этом эпизоде не должен фигурировать. Он погиб в сражении при Покарвисе (показанном в первой серии).
Мантас не принимал последний бой в одиночку против войска тевтонцев. Смерть его была менее эпичной. Он отдыхал в палатке в лесу, пока его товарищи охотились. Группа тевтонцев во главе с комтуром Христбурга Генрихом фон Шёнбург (Heinrich von Schoenburg) и Хельвигом фон Гольтбах (Helwig von Goltbach) схватили Мантаса, повесили его на дереве и повешенного пронзили мечом (Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Часть 3, глава 135).
В первой серии при осаде одного из тевтонских замков во время переговоров с Германом Сарасеном (Hermann Sarrazin; роль исполняет Юрис Стренга) Мантас сообщает ему, что комтура Христбурга собаки доедают. Упоминание о собаках - это отсылка к главе 223 части 3 Хроники земли Прусской. Вот только собаки доедали не комтура Христбурга. В ней описывается, как собака поедала тело одного барта после взятия тевтонцами замка Гарта: "В этой волости был убит один барт... И вот на него, убитого, набросилась собака его, зловеще терзая, и, разорвав ему левый бок, сердце его... вырвала из тела и пожрала...". А вышеупомянутый комтур Христбурга пережил Мантаса, схватив и казнив его в лесу, о чем описано выше.
... Точнее не конь и оружие, а РАВНОЗНАЧНУЮ цену за них, что на деле, по тогдашним временам, баснословно дорого и было о-о-очень щедрой раздачей милостыни.
Касательно очень щедрой раздачи милостыни - снова в точку. В данном случае Герман Сарасен, еще не приняв постриг, уже исполнил один из трех пожизненных монашеских обетов (в данном случае обет нестяжания).
//////Услышав это, брат Герман, уповая на свою Деву Марию, которой обещал служить, приблизился к нему и первым же ударом сбросил его на землю, а коня и оружие отдал нищим".
1) Герман Сарасен (роль которого исполняет Юрис Стренга) не был комтуром, и вообще, данный персонаж не должен фигурировать в фильме: согласно Петру из Дусбурга, автору "Хроники земли Прусской", он погиб в битве при Дурбе 13 июля 1260 года. Об этой битве упоминает в начале фильма один из Тевтонских рыцарей (в исполнении Стяпонаса Космаускаса) в сцене посвящения Мантаса в рыцари. Согласно той же хронике, Герман Сарасен предчувствовал свою гибель в той битве. Уходя в поход, он сказал:
«Прощайте, отныне вы меня не увидите, ибо Дева, Матерь Божия, пригласила меня к вечной радости» (Петр из Дусбурга. "Хроника земли Прусской", часть 3, глава 85);
2) во время переговоров с Мантасом Герман Сарасен напоминает Мантасу о турнире. В реальности Тевтонским рыцарям по орденскому уставу было запрещено участие в турнирах, охоте и прочих подобных мероприятиях. Лишь в условиях недостатка пропитания или голода им разрешалось охотиться, но только в целях добычи пропитания, но отнюдь не в целях развлечения.
Упоминание Германом Сарасеном о турнире - это отсылка к главе 80 части третьей вышеуказанной "Хроники земли Прусской", в которой Герман Сарасен, будучи еще светским рыцарем, принимает участие в турнире:
"Когда Герман Сарасен [Hermann Sarrazin] шел на место, где он должен был принять постриг, то встретил в одном поле множество рыцарей, собравшихся на ристалище, один из которых, уже верхом и во всеоружии, приказал бросить вызов, нет ли кого-нибудь, кто отважился бы вступить с ним в единоборство за коня и оружие и любовь своей девушки. Услышав это, брат Герман, уповая на свою Деву Марию, которой обещал служить, приблизился к нему и первым же ударом сбросил его на землю, а коня и оружие отдал нищим".