В сатирическом кинофельетоне про быт чукотского крестьянства под гнетом ордынского кулачества разоблачаются общинно-бандитские сельсоветы, чья власть основана на принудительно-долговой "ворожбе", бесправии и безграмотности трудового населения, состоящего из ссыльных и местных семей, зависящих от оккупационно-криминального произвола. Отраженного в персонаже злобного "колдуна" - председателя-развратника с его уголовно-молодежной шайкой, который издевается над крепостными жителями-поселенцами, требуя выкупы и услуги за врачебную и прочую социальную помощь, которую без разрешения комендантско-монастырских служб жители самостоятельно получить не могут. Сюжет демонстрирует практику заполнения городских злачных мест деревенскими гаремными "невестами и женихами", которые являются жертвами шаманско-ветеринарной медицины, способствующей развитию массовой пролетарской деградации в интересах карательно-монопольных структур. Чьи представители дискредитируют честных образованных специалистов, расправляясь с ними и их близкими под видом общественной кары за выступления против мошеннических варварских обычаев коллективного невежества и размножения дурных "сифилитиков" для казарменных притонов.
отзывы
1. Морока (Две силы) Госкино (3-я фабрика), 1925 - реж. Е.А. Иванов-Барсков и Ю.В. Тарич
2. Мабул (Кровавый поток) Пролеткино и Совкино, 1926 - реж. Е.А. Иванов-Барков
Источник: 20 режиссерских биографий. М. Искусство, 1971 (стр. 378)