Прочитал книгу, в самом конце, на 356 с. в примечаниях мелким шрифтом написано от автора, О. Горчакова (цитата):
"О последних днях Ани Морозовой мы знаем по рассказу польского писателя Януша Пшимановского, опубликованному в книге "Вызываем огонь на себя". Мне удалось уточнить обстоятельства гибели героини после поездки в Польшу в мае-июне 1965 года, поговорить с польским партизаном Тадеушем Завлоцким, который до последнего часа был с Аней".
"Вызываем огонь на себя. Лебединая песня"-это скорее всего другая книга. Название же отличается. Пшимановский был соавтором оригинала. Это факт. В аннотации написано правильно.
В информации о фильме написано, что "Фильм снят по одноимённой повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского". Странно, у меня есть книга, по которой снят фильм. Она называется "Вызываем огонь на себя. Лебединая песня", издание 1975 г.. Но на обложке автор указан только О. Горчаков, о том, что был польский соавтор, ничего не сказано. Что, в советское время неточно указали авторов?
Фильм посмотрела второй раз с разрывом в 25 лет наверное. Помню и те ощущения, и сейчас те же. Потрясающий фильм! Колосов здорово поработал, документальные кадры очень к месту, фильм получился настоящим. Каждому герою картины веришь! Ролан Быков хорош, как всегда, очень разноплановый, талантище!
Из книги Сергея Колосова "Документальность легенды. Из творческого опыта режиссера". М., "Искусство", 1977.
/...Но откладывать приглашение исполнителя на роль Роблички было нельзя: он начинал действовать в первой серии. Чешского актера мы пригласить не могли и должны были или назначить на эту роль советского исполнителя, или же пойти по пути поисков возможной кандидатуры среди дикторов, журналистов и других чехов, живущих и работающих в Москве.
И как раз в эти дни на съемке одного из эпизодов появился человек лет тридцати с репортерским магнитофоном, скромный, с умными, внимательными глазами. Это был журналист отдела радиовещания на Чехословакию Павел Пацл, временно работающий в СССР. Как журналист он заинтересовался нашим фильмом прежде всего потому, что в нем существенное место отводилось образу чехословацкого патриота, и хотел рассказать о фильме и лежащей в его основе истории чехословацким радиослушателям. Один за другим следовали его точно сформулированные вопросы.
Наконец Пацл задал мне последний вопрос:
- А кто будет играть Робличку?
- Вы! - выпалил я.
Пацл рассмеялся.
- Я?! Никогда в жизни! Даже в любительские кружки никогда не ходил, а тут - профессиональное кино!... Нет, что вы! Я просто журналист... У меня забот хватает...
Но у нас не было альтернативы. Конечно, настоящий Робличка тех далеких лет был помоложе, попроще, портретного сходства у Пацла с ним тоже не было; и все же я ухватился за него, как утопающий за соломинку. В нем были ум, хитринка, мягкость - важные качества для образа. А когда он вышел на съемочную площадку, отсутствие профессиональной школы сказалось, в частности, в скованности и смущении. За эти-то свойства я и ухватился. Я решил играть именно на этих присущих Пацлу чертах.
Существенное значение имела его встреча с настоящим Робличкой. Когда я их познакомил, выяснилось, что оба постоянно живут и работают в Остраве. Пацл к тому времени уже сумел по чехословацким газетам и журналам кое-что узнать о самом Робличке, который несколько месяцев назад был награжден орденом Красной Звезды ЧССР за заслуги в период военных лет.
Мы понимали, что никакой профессиональный режиссерский совет не поможет непрофессионалу Пацлу так, как откровенная беседа со своим прообразом. Мы надеялись, что Пацлу - образованному человеку, хорошо знающему сложную историю своего народа, не будет трудно понять внутренний мир Роблички, его жизнь.
Так и оказалось. Беседы с Робличкой обогатили и укрепили Пацла. Оставаясь таким же скромным, немного застенчивым, "зажатым" (чех в немецко-фашистской армии - это не только пренебрежение и недоверие со стороны немцев, но и двойное презрение со стороны местного советского населения), Пацл стал более точно, осмысленно выстраивать линию роли, искать такие краски, которые раскрывали бы сложность его жизни в Сеще, поиски своего места и своего пути в жесточайшей борьбе. /
№83 Евгений Гейндрих
Сещенское подполье, несмотря на все старания, не смогло уничтожить вражеский аэродром
Перед ним никогда и не стояло такой невыполнимой для подполья задачи ))) Но работу авиабазы подполье серьёзно нарушило - и своими подрывами вражеских самолётов и данными о зенитном прикрытии и базировавшихся в Сеще силах люфтваффе )))
№83 Евгений Гейндрих
За кадром осталась трагическая судьба Анны Морозовой, погибшей в самый канун 1945 г.
Правильно осталось - бо это совершенно другая история. И что Анна не дожила до Победы сказано ))) Глюпые претензии )))
№76 Arvi
Например, в 1956 г. его осудили, как английского шпиона,
Естетственно, Робличка Вам не рассказал, что по малодушию провалил два задания - в июле 1944 года и в феврале 1945-го? В результате чего с советской стороны представления к наградам были отозваны. И за что он залетел в 1956 году - это большой вопрос.
№76 Arvi
В 1980 г. я был в м. Доброславице в гостях у Венделина Роблички и много интересных фактов узнал тогда. Например, в 1956 г. его осудили, как английского шпиона, после чего русская жена Екатерина Михальцова развелась с ним и забрала детей в г. Зноймо. До этого я и преположить не мог, что не только в СССР герои подвергались репрессиям!
Господи,и что же с ним случилось потом? как несправедливо... а жена...что уж там говорить(
Сещенское подполье, несмотря на все старания, не смогло уничтожить вражеский аэродром. Он был уничтожен не вследствии действий подпольщиков, а в ходе общей наступательной кампании Красной Армии по освобождению Брянщины. Что, конечно же, не умаляет подвига героев-интернационалистов...
Фильм заканчивается на позитивной ноте. За кадром осталась трагическая судьба Анны Морозовой, погибшей в самый канун 1945 г., подорвав себя гранатой, когда шансов вырваться из окружения уже не было.
Возрастное несоответствие актёров исполняемым ролям в старых советских фильмах не перестаёт удивлять. Понятно желание Колосова занять любимую жену в главной роли в многосерийном фильме. И все же почти сорокалетняя женщина (несмотря на стройную фигуру и хорошую кожу на лице) не слишком убедительна в роли двадцатилетней девчушки. Самый молодой среди героев там Лазарев, хотя его «товарищ Фёдор» по сюжету - прошедший огонь и воду боевой лётчик, и по возрасту, и по жизненному опыту старше всех этих девочек. В актёрском плане фильм ещё интересен тем, что там на съемочной площадке сошлись две «Марютки» - исполнительница этой роли в культовом фильме Чухрая Изольда Извицкая и Ада Войцик, сыгравшая её в первой, ещё немой экранизации «Сорок первого»
Телевидение, много позаимствовавшее у кинематографа, стало активным приверженцем приключенческого жанра вообще, детективной его разновидности в частности.
отзывы
"О последних днях Ани Морозовой мы знаем по рассказу польского писателя Януша Пшимановского, опубликованному в книге "Вызываем огонь на себя". Мне удалось уточнить обстоятельства гибели героини после поездки в Польшу в мае-июне 1965 года, поговорить с польским партизаном Тадеушем Завлоцким, который до последнего часа был с Аней".
https://ibb.co/Gc2MCJs
https://ibb.co/HBdQpTB
/...Но откладывать приглашение исполнителя на роль Роблички было нельзя: он начинал действовать в первой серии. Чешского актера мы пригласить не могли и должны были или назначить на эту роль советского исполнителя, или же пойти по пути поисков возможной кандидатуры среди дикторов, журналистов и других чехов, живущих и работающих в Москве.
И как раз в эти дни на съемке одного из эпизодов появился человек лет тридцати с репортерским магнитофоном, скромный, с умными, внимательными глазами. Это был журналист отдела радиовещания на Чехословакию Павел Пацл, временно работающий в СССР. Как журналист он заинтересовался нашим фильмом прежде всего потому, что в нем существенное место отводилось образу чехословацкого патриота, и хотел рассказать о фильме и лежащей в его основе истории чехословацким радиослушателям. Один за другим следовали его точно сформулированные вопросы.
Наконец Пацл задал мне последний вопрос:
- А кто будет играть Робличку?
- Вы! - выпалил я.
Пацл рассмеялся.
- Я?! Никогда в жизни! Даже в любительские кружки никогда не ходил, а тут - профессиональное кино!... Нет, что вы! Я просто журналист... У меня забот хватает...
Но у нас не было альтернативы. Конечно, настоящий Робличка тех далеких лет был помоложе, попроще, портретного сходства у Пацла с ним тоже не было; и все же я ухватился за него, как утопающий за соломинку. В нем были ум, хитринка, мягкость - важные качества для образа. А когда он вышел на съемочную площадку, отсутствие профессиональной школы сказалось, в частности, в скованности и смущении. За эти-то свойства я и ухватился. Я решил играть именно на этих присущих Пацлу чертах.
Существенное значение имела его встреча с настоящим Робличкой. Когда я их познакомил, выяснилось, что оба постоянно живут и работают в Остраве. Пацл к тому времени уже сумел по чехословацким газетам и журналам кое-что узнать о самом Робличке, который несколько месяцев назад был награжден орденом Красной Звезды ЧССР за заслуги в период военных лет.
Мы понимали, что никакой профессиональный режиссерский совет не поможет непрофессионалу Пацлу так, как откровенная беседа со своим прообразом. Мы надеялись, что Пацлу - образованному человеку, хорошо знающему сложную историю своего народа, не будет трудно понять внутренний мир Роблички, его жизнь.
Так и оказалось. Беседы с Робличкой обогатили и укрепили Пацла. Оставаясь таким же скромным, немного застенчивым, "зажатым" (чех в немецко-фашистской армии - это не только пренебрежение и недоверие со стороны немцев, но и двойное презрение со стороны местного советского населения), Пацл стал более точно, осмысленно выстраивать линию роли, искать такие краски, которые раскрывали бы сложность его жизни в Сеще, поиски своего места и своего пути в жесточайшей борьбе. /
А в сериале озвучен возраст Морозовой?Может,ей 40
Сещенское подполье, несмотря на все старания, не смогло уничтожить вражеский аэродром
За кадром осталась трагическая судьба Анны Морозовой, погибшей в самый канун 1945 г.
Например, в 1956 г. его осудили, как английского шпиона,
В 1980 г. я был в м. Доброславице в гостях у Венделина Роблички и много интересных фактов узнал тогда. Например, в 1956 г. его осудили, как английского шпиона, после чего русская жена Екатерина Михальцова развелась с ним и забрала детей в г. Зноймо. До этого я и преположить не мог, что не только в СССР герои подвергались репрессиям!
Игра актеров великолепкна. Касаткина,Быков другие актеры создали отличные образы патриотов.
Фильм заканчивается на позитивной ноте. За кадром осталась трагическая судьба Анны Морозовой, погибшей в самый канун 1945 г., подорвав себя гранатой, когда шансов вырваться из окружения уже не было.
Возрастное несоответствие актёров исполняемым ролям в старых советских фильмах не перестаёт удивлять. Понятно желание Колосова занять любимую жену в главной роли в многосерийном фильме. И все же почти сорокалетняя женщина (несмотря на стройную фигуру и хорошую кожу на лице) не слишком убедительна в роли двадцатилетней девчушки. Самый молодой среди героев там Лазарев, хотя его «товарищ Фёдор» по сюжету - прошедший огонь и воду боевой лётчик, и по возрасту, и по жизненному опыту старше всех этих девочек. В актёрском плане фильм ещё интересен тем, что там на съемочной площадке сошлись две «Марютки» - исполнительница этой роли в культовом фильме Чухрая Изольда Извицкая и Ада Войцик, сыгравшая её в первой, ещё немой экранизации «Сорок первого»
Друзья, а Костя Поваров разве полицай, как в титрах указано? Вроде подпольщик...