Когда смотришь фильм Юрия Кары "Воры в законе" кажется, что он воспользовался "Чегемскими рассказами" Фазиля Искандера только для того, чтобы дать царящему на экране криминальному китчу солидную литературную "крышу". Ведь несмотря на актуальность темы /разоблачение отечественной мафии, коррупции, рэкета и т.д./, картина настолько далека от жизненной правда и тонкой иронии Искандера, что иные эпизоды вызывают ощущение пародийности. Может быть, именно в пародийном ключе и следовало снимать эту кроваво-мелодраматическую историю? Тем паче, что эпизоды с участием Валентина Гафта /главарь мафии/ и Зиновия Гердта /адвокат/ сыграны, пожалуй, вполне пародийно, с отличными комедийными деталями, намеками на "Крестного отца" и тому подобные нашумевшие гангстерские ленты. Но, увы, натужный гротеск, актерский "наигрыш", пережимы роковых страстей всех остальных сцен никак не совпадают с пародийными намеками Гафта и Гердта. Скажите, ради Бога, в какой пародии уместна, к примеру, сцена, где автомобиль на полной скорости давит коляску с младенцем, причем, на глазах у обезумевшей матери?
Если же на минуту допустить, что Юрий Кара хотел поставить картину, всерьез раскрывающую проблему, то как это совместить с однозначной плоскостью характеров персонажей, с полным отсутствием психологических нюансов, с бьющей через край эпатажной эффектностью ракурсов и цветовых решений? Нет слов, Юрий Кара сделал ленту массового успеха, так как вполне профессионально вычислил некую среднеарифметическую составляющую западных боевиков класса "Б": всесильный герой, красотка в модных нарядах или без оных, драки, перестрелки, автопогони, тревожная музыка, бьющие через край эмоции, минимум диалогов и т.д. и т.п. Если его авторский расчет имел в виду только это, то он оказался верным. Но тогда нужно честно сказать, что искусство здесь ни при чем...
Александр Федоров
обсуждение >>