№132 Ololosh
Представьте, что немцы решат, что Кёнигсберг их земля или японцы, что их земля - Карафуто. И наступают превосходящими силами и численно и технически.
Попытался представить...
Честное слово, не получается это представить...
Насколько яростным должно быть ваше сопротивление, чтобы победить?
Одной ярости, наверное, недостаточно.
Примете ли вы любую помощь, любых наёмников?
Африканских, китайских, американских, пакистанских?
А вот этого делать не нужно. Помощь почти гарантировано будет недостаточной, а пропаганде противника даст "лишние козыри в руки"... В конечном итоге вреда может быть больше, чем "помощи".
Будете ли вы резать им головы и распинать, чтобы сломить их боевой дух?
Этого нельзя делать. Это глупое преступление. Кровь мучеников укрепляет, а не ломает боевой дух.
Вы вообще готовы биться за Калининград и Сахалин так же яростно, как чеченцы бились за Грозный?
Сейчас чеченцы живут в отстроенном заново Грозном, а Грозный и Чечня входят в состав России. Нужна ли чеченцам была та война?
Тоже "недетсадовский вопрос".
Я считаю, что нет, не нужна была. Как и абсолютное большинство войн в истории человечества.
А фильм "Чистилище" не хочется пересматривать, от слова "совсем".
Для автора фильма это был "коммерческий проект", а не "крик души".
№127 Андрей Ляпчев
Да, я считаю, что это умный вопрос. Совсем не детсадовский.
"Наша земля… Этот город основали казаки, мои предки. И я здесь, если надо положу свою голову… Это наша земля, Россия. Отдадим Чечню — распадется Россия…"
Вопрос действительно не детсадовский. Представьте, что немцы решат, что Кёнигсберг их земля или японцы, что их земля - Карафуто. И наступают превосходящими силами и численно и технически.
Насколько яростным должно быть ваше сопротивление, чтобы победить?
Примете ли вы любую помощь, любых наёмников?
Африканских, китайских, американских, пакистанских?
Будете ли вы резать им головы и распинать, чтобы сломить их боевой дух?
Вы вообще готовы биться за Калининград и Сахалин так же яростно, как чеченцы бились за Грозный?
№127 Андрей Ляпчев
...В фильме Невзорова этого ответа нет. Там киношный лейтенант просто улыбается в ответ...
А ведь так и есть. В той сцене их диалога самоуверенный Исрапилов выглядит на голову выше лейтенанта. Последний только молчит и как-то совсем уж неуверенно и молча улыбается, дескать я тут ни при чем. Не буду говорить, чья сторона взяла верх в финале тех событий, но в этом эпизоде правда явно на стороне Исрапилова. Невольно вспоминается эпизод другого фильма:"Скажи, в чем правда брат..."(с)
№114 nord
Очень хороший фильм. Смотрел в то время по ТВ. Правдиво показана война в Чечне. Очень всё впечатляет. Спасибо Ненвзорову за к/картину.
Присоединяюсь. Замечательное было время. И Глебыч не подкачал - в очередной раз ( между прочим - на год раньше Балабанова ) одарив россиян национальной идеей. показал настоящего ГЕРОЯ. И ГЕРОИЗМ.
Кстати - открыл нам всем Нагиева.
А 90-е нравятся мне всё больше и больше.
Во-первых - "Чукча молодой бы, чукчу девушки любили".
Во-вторых - "Чем больше я узнаю людей двухтысячные, тем больше я люблю собак 90-е"
№124 Лета(Река прохладна и чиста)
Фильм этот я не смотрела и не буду.
Это правильно.
Вы в своем сообщении приводите слова какого-то Дукуза-дуруза и называете их умными. Дукуз вопрошает: А ты что здесь делаешь, лейтенант? Андрей, вам кажутся вот эти детсадовские слова умными? А вам не кажется, что Дукуз притворился шлангом и кривляется? Или Дукуз и впрямь полагает, что солдатики мечтали ворваться в его Ичхерию? Он не в курсе, что солдат- человек подневольный?
Да, я считаю, что это умный вопрос. Совсем не детсадовский. И задан он был не солдату-срочнику, а офицеру.
А теперь о том, чего вы явно не знаете.
В фильме этот вопрос был задан лейтенанту, которого зовут "Игорь Григоращенко".
Так вот, в Грозном на самом деле воевал и погиб лейтенант Игорь Андреевич Григорашенко. (В кино изменена лишь одна буква в фамилии.) Он сам подал командованию рапорт о том, чтобы его направили на передовую.
У лейтенанта Григорашенко на этот "детсадовский вопрос" был свой ответ: "Наша земля… Этот город основали казаки, мои предки. И я здесь, если надо положу свою голову… Это наша земля, Россия. Отдадим Чечню — распадется Россия…"
В фильме Невзорова этого ответа нет. Там киношный лейтенант просто улыбается в ответ...
Андрей, я вам только одну вещь скажу. Но вначале- предисловие. Фильм этот я не смотрела и не буду. Я все знаю сама, никакие белоглазые граждане мне не скажут ничего нового. Вступать в обсуждение не буду, мне нельзя(в Бильдяжки- я женат). Но одну вещь таки скажу. Вы в своем сообщении приводите слова какого-то Дукуза-дуруза и называете их умными. Дукуз вопрошает: А ты что здесь делаешь, лейтенант? Андрей, вам кажутся вот эти детсадовские слова умными? А вам не кажется, что Дукуз притворился шлангом и кривляется? Или Дукуз и впрямь полагает, что солдатики мечтали ворваться в его Ичхерию? Он не в курсе, что солдат- человек подневольный? В гробу его камушки и травинки видели наши солдаты-срочники, они и сами бы были рады во веки веков не знать его камушки с травинками, да только хто их спрашивал?!
№102 Изабелла де Валуа
Целый фильм как предвыборный БАБов ролик.Весьма лицемерный,если вспомнить,сколько бабла БАБ боевикам влил.
№106 Сергей Финченко
Смотрел несколько раз. Только вчера обратил внимание в титрах на фамилию Березовский. Странно..
Генеральным продюсером фильма был знаменитый российский олигарх Борис Абрамович Березовский (БАБ). Он платил и он определял идейное содержание, сверхзадачу "Чистилища".
Многие люди относились к этой войне резко отрицательно и обвиняли в развязывании войны Ельцина, тогдашнего Президента России. Березовский был сторонником Президента. В фильме зрителям внушается, что политическое решение о начале военных действий было правильным. Вся ответственность за многочисленные жертвы среди российских солдат ("груз 200") лежит на руководстве министерства обороны во главе с Павлом Грачевым, из которого сделали главного "козла отпущения". Что характерно: жертвы среди мирных жителей в фильме не показаны. (Вот такая "правда о войне".)
Художественный фильм "Чистилище", - снятый А.Г. Невзоровым по собственному сценарию, - первые зрители увидели в 1997 году, а действие происходит в городе Грозном 4 января 1995 года...
Сам Невзоров утверждал: "Это действительно тот первый случай, когда я ничего не придумал, а просто все виденное своими глазами запомнил и воссоздал. У меня нет вымышленных героев, а все имена - подлинные".
Высказывание несколько странное: ещё до начала съёмок "Чистилища" Невзоров стал знаменит, как автор многочисленных документальных репортажей. Неужели в каждом документальном репортаже ему приходилось что-то придумывать? И разве может человек, привыкший что-то придумывать даже в документальных репортажах, вдруг резко отказаться от этой привычки при работе над художественным фильмом?..
Я не собираюсь "цепляться к словам", готов согласиться, что "ничего не придумал" - это всего лишь метафора, которую не нужно воспринимать буквально... Но в фильме есть персонаж, вымышленный практически полностью: бывший хирург грозненской больницы, а ныне "командир подразделения вооруженных сил республики Ичкерия Дукуз Исрапилов"... Здесь "подлинной" является лишь фамилия: "Исрапилов". Одним из дудаевских командиров был Хункар-Паша Исрапилов. Невзоров его никогда не видел, но маститому репортёру чем-то понравилась фамилия...
Каким образом хирург стал командиром подразделения не поясняется. Бой происходит на развалинах той самой больницы, где когда-то работал Дукуз, больница уже "пять раз из рук в руки переходила", но не понятно, участвовал ли Дукуз в предыдущих боях. Нет и намёка на то, что Дукуз мстит за погибших товарищей, за разрушенный город... Его волнует совсем другое: неподготовленность российских солдат к штурму Грозного, угнетенное моральное состояние плохое материальное обеспечение врагов... Вроде бы радоваться должен, а он переживает...
Радует Дукуза другое: возможность похвастаться дорогими вещами, которые у него есть. Вот здесь всё "от души"... Он самодовольно сообщает русскому полковнику: "У тебя рация - говно, а у меня - японский радиосканер. Понял!" Демонстративно закуривает дорогие сигареты. Перед лейтенантом-танкистом Дукуз хвалится своими часами: "Это "Ролекс", пять тысяч долларов! Ты видел когда-нибудь пять тысяч, лейтенант!? Это полчемодана!"
Но здесь Дукуза явно "занесло". Конечно, если пять тысяч долларов десятицентовыми монетами - полчемодана наберется. Но и на Кавказе, и в Москве в обращении были банкноты, а не разменная монета. Пять тысяч долларов стодолларовыми купюрами - это всего пятьдесят бумажек, полкорешка, легко в кармане поместятся... Вообще непонятно, откуда и зачем в фильме появились эти "полчемодана"...
Не буду дальше гадать, есть у Дукуза и умные высказывания. Вот, возможно, пожалуй, лучшее: "Я тебе пришёл рассказать, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришёл ко мне домой. Это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты, ты за что дерёшся здесь, лейтенант?"
И ведь действительно: многие чеченцы могли тогда сказать так!..
Многие, но не все.
Настоящий Хункар-Паша Исрапилов, к примеру, до начала Первой чеченской войны дважды воевал "в чужом доме, на чужой земле": в Абхазии и в Нагорном Карабахе. Так что здесь принципиального отличия между ним и русскими офицерами нет...
А киношный Дукуз - он ведь только декламирует... За что он дерётся - по фильму непонятно. Почему в "его доме" собралось столько мрази? В его "подразделении" чеченцев немного, в основном отморозки из разных стран, которым нравится отрезать головы и гениталии живым людям, мочиться на трупы... Дукуз называет своё воинство: "Мои орлы... воины Аллаха". Но это он кривляется...
Дукуз не понимает, что такое "честь", "совесть", "отвага". Он предлагает своему врагу, тому самому танкисту-лейтенанту, за деньги предать товарищей: "Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами. Соображаешь?"
Сам Дукуз не мог сообразить, что кто-то способен отказаться от "заманчивого предложения". И когда российский танкист вместо того, чтобы перейти на сторону противника, открывает огонь по наёмникам, у Дукуза начинается какая-то бабья истерика... Хотя в нескольких сценах Дукуз говорит по-чеченски, истерит по-русски, "позабыв родную речь"...
"Орлам Дукуза" удаётся взять в плен израненного танкиста, потерявшего руку и обе ноги. (Здесь со стороны Невзорова явный перебор в натурализме.) И бывший хирург приказывает... распять отважного врага. Иного способа излить своё бешенство "злой чечен" не находит...
А зачем? Зачем распинать?
Когда-то в Древнем Риме такая казнь считалась позорной, но это было очень давно. Ни мусульмане, ни, тем более, христиане такую смерть недостойной не считают... Понятно, что Невзорову в то время был нужен подобный символ, но уж очень вычурно получилось...
Почитатели Невзорова, - а они и сейчас ещё имеются, - могут заявить: "Да среди чеченцев ещё хуже были!"
Что "хуже были" - поверю. И хуже были, и лучше были... "Таких" не было. У Невзорова получилась глупая карикатура с претензией на "правду"...
№104 Тал
Относительно всего актерского ансамбля: колоритные герои. "Спортсменки-красавицы"-литовки чего стоят (почему, кстати, литовки? (литовцы, помнится, в ВОВ отличились "на славу") черты нац.цинизма?).
"Литовки" стоят "рупь за ведро". И сценарий, и режиссура.
Стреляют, чуть ли не высовываясь из окна, с одной позиции. Вопрос старшей: "В этом чертовом городе почта работает?" это типа черного юмора. В Грозном бои, а она хочет по почте переслать доллары маме в Каунас...
Очень глупо, но "пипл хавает"...
Халтурная сцена, когда их убивают. Девушки "забыли", что ваще-то идёт война, сели на лестнице, чтобы их было из длинного коридора видно и устроились так, чтобы всё тело было удобной мишенью...
Что касается Великой Отечественной войны, мало кто знает, что в отличие от "некоторых других народов", литовцы дружно проигнорировали создание добровольческой дивизии ваффен-СС. (Гитлеровцы были очень недовольны.) Но это к фильму не имеет отношение.
Что же касается "цинизма" - автор сценария и постановщик фильма претендует на звание "короля цинизма"...
№108 Тал
... Данная картина по сравнению с тем, что мне пересказывали из слов непосредственных свидетелей событий, - считай, еще цветочки, банальные брутальные мужицкие разборки.
Банальные разборки - это когда напились и друг другу морды набили.
А когда люди погибают - это совсем не "банально".
№83 Romclair
на самом деле был такой танкист Григоращенко, его на самом деле распяли...
Русский офицер Игорь Андреевич Григорашенко (в фильме - Григоренко) погиб 5 января 1995 года. По пути в штаб попал под миномётный обстрел, получил множественные осколочные ранения, от которых умер в полевом госпитале.
Хотя я ничего не знаю об этой конкретной войне, но мне почему-то кажется, что настоящая война выглядит именно так.
Данная картина по сравнению с тем, что мне пересказывали из слов непосредственных свидетелей событий, - считай, еще цветочки, банальные брутальные мужицкие разборки. Если верить, там еще в стократ похлеще было.
Что касается непосредственно фильма, он как раз отображает самую натуральность войны. Интересно то, что ни к единому актеру придраться невозможно. И даже правдоподобно соблюдена психологическая фишка участников тех действий. Не говоря уже про всё остальное. Да и художественная стержень-идея какова. Изваяно, конечно, мощно.
«Чистилище» - это почти два часа полного шока для неподготовленного зрителя, то есть почти для всех, ведь как можно к такому подготовиться? С первых же кадров перед зрителем разворачивается насыщенное болью и кровью действие, и это действие никак не останавливается, оно только набирает обороты.......Это не прикрытое и загламуренное высокими технологиями кино, это то, что называют настоящей войной, хотя бы настоящей для телевидения. Хотя я ничего не знаю об этой конкретной войне, но мне почему-то кажется, что настоящая война выглядит именно так....... Пожалуй, эта картина самая шокирующая для всего мира в целом. Хотя, признаться честно, «Чистилище» парадоксального, как я его помню, Александра Невзорова имеет бОльшую ценность для России, чем, скажем, для иных стран. И дело здесь не только в реалистичном и правдоподобном воссоздании этой неизвестной войны на экране, но и в том, что печальные события, происходящие на экране, без всякой кинематографической наживки могут быть не съёдобны для того, кто эту войну изучал по книгам и учебникам. Картина изначально не была рассчитана на большую аудиторию, поэтому все ходы и приемы, штампуемые в кинематографе, стоит на время забыть......Войны, к сожалению, случаются в мире гораздо чаще, чем того хотелось бы. И если представлять войну, например, как она показана во множестве картин , у кого-нибудь сложится представление, что война - это не так уж и плохо!.......А война это ужасно, это очень тяжело. А для рядовых чаще всего - не очень-то и понятно. У них одна цель - выжить и убить врагов - тех, кто пытается убить их самих. На войне мало правил, чаще всего это ад, где постоянно что-то взрывается, кто-то умирает. И один человек в ней - ничтожная песчинка.......А тут весь фильм пронизан темой противостояния`. Противостояния людей, идеалов, религий и обыкновенных взглядов на жизнь. Происходящее в фильме тяжело описать или пересказать. Можно описать обстановку полуразрушенной городской больницы облепленной горящими боевыми машинами, застрявшими, в грязи вперемешку со стреляными гильзами. Можно описать людей воюющих по обе стороны: озлобленных защитников больницы, потерявших человеческий облик, получающих непомерное удовольствие от собственной жестокости, алчности и безнаказанности. И о непрерывно штурмующих ее солдатах гибнущих непонятно за что, но продолжающих исполнять свой долг, прописанный уставом. Можно пересказать диалоги наемников, бойцов спецназа , танкистов, командующих с обоих сторон и остальных действующих лиц, но это все создаст весьма размытую картину происходящего в фильме. Здесь вполне уместно будет сказать: "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать)"........Здесь нет пафосных фраз, которыми так изобилует любой фильм о войне, нет рассуждений о самой войне. Окунувшись полностью в это действо зритель немедленно оказывается там, чувсвует боль каждого из героев...,и с первых минут просмотра появдяется дикий животный страх.......Фильм гениален. Мощный, новаторский, непохожий ни на что другое, полный глубокого смысла и бесстрашной правды. Апокалиптичный саундтрек великолепного Андрея Щепелева подчеркивает властный и затягивающий ритм картины........ Полковник с выбитым глазом и сочившейся кровью из глазницы очень достоверного Виктора Степанова, отрезание головы молодому парню ведь это всё только начало, показанное в первых двадцати минутах фильмах, ну а что же будет дальше? Готов ли зритель ко всему этому или нет, Невзорова не сильно волнует, он всего лишь без всяких приукрашиваний и умалчиваний показывает такую войну, которая и была на самом деле......При щепетильном рассмотрении этой картины, можно углядеть некие схожести со многими военными драмами, но на то он и жанр как таковой, ведь даже для одного дня, для одного эпизода, нужно найти героя, который своим поступком даст пример для подражания многим другим бойцам, а уж они постараются не упасть в его глазах, и будут продолжать начатое дело. Вот и в этой картине находится такой герой, который меняет позиции в этом дне войны, только уж больно смотреть на постигшую его участь.......На протяжении всей картины слышны взрывы, автоматные и пулеметные очереди, крики, стоны и т. д. Масса жестоких кровавых сцен: отрезанные головы, которые затем на гранатометах запускают противнику; намотанные на гусеницы танка внутренности; прибитый к кресту танкист с оторванными ногами и дальше в том же духе. 'Чистилище ' действительно отправляет в нокаут!.......Но больше меня поразило не все это, а просто потрясающая игра актеров, которые подобраны идеально! Дмитрий Нагиев в роли полевого командира просто великолепен! В эпизоде, когда он разговаривает с танкистом, происходит, на мой взгляд, самый важный диалог в фильме. Виктор Степанов в роли полковника также поражает! Между ним и полевым командиром на протяжении всего фильма идет разговор по рации. Очень сильный ход, вне всяких сомнений! Также давал жару спецназовец, после каждого слова говоривший 'на '. Неимоверно мощный персонаж! Просто дух захватывает, если и когда смотреть на все это!.......Жестокий и очень мощный фильм, который заставил меня увидеть войну за рамками той неправдоподобной фальши, которая идет из разных Масмидия. Эта картина заставила меня изменить своё мнение о войнах в целом. Впервые я увидел войну НАСТОЯЩУЮ. Такую, какая она есть на самом деле со всеми её ужасами. И самое страшное здесь не литры крови и отрезаные головы, а чувства людей. Самое страшное для меня было смотреть на страдания, на ужас, на страх и боль бойцов. Хотя какие они к чёрту бойцы? Это зелёные, необученые призывники, которые ещё толком и не стреляли.......Мой вердикт таков: этот фильм - правда о войне. Правда о том, какая она есть на самом деле. О том, что испытывают НАСТОЯЩИЕ солдаты в самом центре ада сражения. Это правда о настоящих героях и настоящем правительстве. И люди, у которых сердце не состоит из камня и дерьма, и которых волнует то, что было на самом деле, оценят этот фильм по достоинству......Глядя этот фильм, я не ждал когда что-то должно случиться, я весь фильм испытывал ужас происходящего как будто на себе, как будто я был там, среди них, среди тех парней, на чье имя придет потом письмо со штампом 'Секретно' и в нем будет на листе формата А4 написано крупными буквами 'ГРУЗ 200'....... С точки зрения того, как подобраны актеры, мне кажется, что очень удачно. Виктор Степанов - этакий медведь. Дмитрий Нагиев, вообще отдельный разговор. Он очень ярко сыграл свою роль. В прошлом человека, врача, а теперь этакого пса войны. Очень сильно и драматично. Притом, это не только слова, диалоги, но и даже выражение лица. Такое подвластно только гениальному актеру......... Наверное, прав его герой, говорящий, что он здесь за каждый камешек, каждый кустик, каждый кусочек родной земли сражается; что он не убивает, он удаляет опухоль. За что сражались солдаты противника? По мне, так только друг за друга, за своих, таких же, как и они, парней, кинутых правительством на кровавую бойню.......В фильме показана вся сущность войны, на которой понятие Честь напрочь отсутствовало у командующих, и врага. На которой гибли люди не за что. Без цели. Гибли ужасно. Смертью которой не пожелать никому.........Герои и актёры подобраны отлично. А их игра настолько убедительна, что думается, что они и действительно воевали... Талантливый Нагиев создал очень сильный образ, который можно ненавидеть все два часа фильма, а можно и искренне им восхищаться . Но надо отдать должное, что режиссёр создал образ Исрапилова не однобоким - он плохой и не любите его - он создал человека, умного человека, у которого всё было, и который всё потерял... Его муки совести, ведь всё-таки видно, что ему неприятно, когда живому режут голову, ведь он врач, и его учили давать жизнь человеку, а не отбирать её. Но он сам выбрал свой путь. ....... В "Чистилище" нет филигранно воссозданных образов героев, нет четко выстроенной по канонам жанра сюжетной линии. У картины нет завязки и нет развязки - все два часа фильма это кульминация, которая то резко взрывается всплеском событий, то чуть чуть угасает, как бы давая зрителю хоть малость жадно вдохнуть глоток свежего воздуха........И ведь на самом деле происходящее в фильме, ничем кроме как "Чистилище" назвать нельзя! Человеческая жизнь, не стоящая ломаного гроша. Какие-то далекие идеалы и высокие цели, не понятно кому и зачем понадобившиеся. В этом фильме нет пафосных речей, здесь не чинно и стерильно - здесь все как в аду. Неизвестно какая участь настигнет солдата - либо сейчас его накроет минометный огонь, наведенный по ошибке своими же артиллеристами. Может очередной подход у штурмуемому зданию прервет снайпер. А может пуля в открытом боестолкновении или от попадания из гранатомета его завалит бетонными стенами.......Великий фильм великого человека в память о великих людях. Потому что именно те, безвестно погибшие, являются великими людьми..... Сегодня и всегда.....
Когда-то фраза «Жди меня, я вернусь» у многих вызывала слезы радости и печали. Затем на смену ей пришло «терминаторовское» зловещее обещание «Я вернусь», и люди постепенно свыклись с мыслью, что уже никогда не придет тот, кого так ждешь.
Многие ученые мира обеспокоены сегодня негативным влиянием на молодежную и детскую аудиторию сцен насилия, содержащихся в медиатекстах. Этой теме посвящено, например, широкомасштабное исследование, проведенное в 1990-х годах сотрудниками четырех американских университетов.
отзывы
Представьте, что немцы решат, что Кёнигсберг их земля или японцы, что их земля - Карафуто. И наступают превосходящими силами и численно и технически.
Честное слово, не получается это представить...
Африканских, китайских, американских, пакистанских?
Тоже "недетсадовский вопрос".
Я считаю, что нет, не нужна была. Как и абсолютное большинство войн в истории человечества.
А фильм "Чистилище" не хочется пересматривать, от слова "совсем".
Для автора фильма это был "коммерческий проект", а не "крик души".
Да, я считаю, что это умный вопрос. Совсем не детсадовский.
"Наша земля… Этот город основали казаки, мои предки. И я здесь, если надо положу свою голову… Это наша земля, Россия. Отдадим Чечню — распадется Россия…"
Насколько яростным должно быть ваше сопротивление, чтобы победить?
Примете ли вы любую помощь, любых наёмников?
Африканских, китайских, американских, пакистанских?
Будете ли вы резать им головы и распинать, чтобы сломить их боевой дух?
Вы вообще готовы биться за Калининград и Сахалин так же яростно, как чеченцы бились за Грозный?
...В фильме Невзорова этого ответа нет. Там киношный лейтенант просто улыбается в ответ...
Очень хороший фильм. Смотрел в то время по ТВ. Правдиво показана война в Чечне. Очень всё впечатляет. Спасибо Ненвзорову за к/картину.
Кстати - открыл нам всем Нагиева.
А 90-е нравятся мне всё больше и больше.
Во-первых - "Чукча молодой бы, чукчу девушки любили".
Во-вторых - "Чем больше я узнаю
людейдвухтысячные, тем больше я люблюсобак90-е"И судя по всему - мы к ним ещё вернёмся.
Фильм этот я не смотрела и не буду.
А теперь о том, чего вы явно не знаете.
В фильме этот вопрос был задан лейтенанту, которого зовут "Игорь Григоращенко".
Так вот, в Грозном на самом деле воевал и погиб лейтенант Игорь Андреевич Григорашенко. (В кино изменена лишь одна буква в фамилии.) Он сам подал командованию рапорт о том, чтобы его направили на передовую.
У лейтенанта Григорашенко на этот "детсадовский вопрос" был свой ответ: "Наша земля… Этот город основали казаки, мои предки. И я здесь, если надо положу свою голову… Это наша земля, Россия. Отдадим Чечню — распадется Россия…"
В фильме Невзорова этого ответа нет. Там киношный лейтенант просто улыбается в ответ...
Целый фильм как предвыборный БАБов ролик.Весьма лицемерный,если вспомнить,сколько бабла БАБ боевикам влил.
Смотрел несколько раз. Только вчера обратил внимание в титрах на фамилию Березовский. Странно..
Многие люди относились к этой войне резко отрицательно и обвиняли в развязывании войны Ельцина, тогдашнего Президента России. Березовский был сторонником Президента. В фильме зрителям внушается, что политическое решение о начале военных действий было правильным. Вся ответственность за многочисленные жертвы среди российских солдат ("груз 200") лежит на руководстве министерства обороны во главе с Павлом Грачевым, из которого сделали главного "козла отпущения". Что характерно: жертвы среди мирных жителей в фильме не показаны. (Вот такая "правда о войне".)
Натурализм и правда - разные понятия.
Художественный фильм "Чистилище", - снятый А.Г. Невзоровым по собственному сценарию, - первые зрители увидели в 1997 году, а действие происходит в городе Грозном 4 января 1995 года...
Сам Невзоров утверждал: "Это действительно тот первый случай, когда я ничего не придумал, а просто все виденное своими глазами запомнил и воссоздал. У меня нет вымышленных героев, а все имена - подлинные".
Высказывание несколько странное: ещё до начала съёмок "Чистилища" Невзоров стал знаменит, как автор многочисленных документальных репортажей. Неужели в каждом документальном репортаже ему приходилось что-то придумывать? И разве может человек, привыкший что-то придумывать даже в документальных репортажах, вдруг резко отказаться от этой привычки при работе над художественным фильмом?..
Я не собираюсь "цепляться к словам", готов согласиться, что "ничего не придумал" - это всего лишь метафора, которую не нужно воспринимать буквально... Но в фильме есть персонаж, вымышленный практически полностью: бывший хирург грозненской больницы, а ныне "командир подразделения вооруженных сил республики Ичкерия Дукуз Исрапилов"... Здесь "подлинной" является лишь фамилия: "Исрапилов". Одним из дудаевских командиров был Хункар-Паша Исрапилов. Невзоров его никогда не видел, но маститому репортёру чем-то понравилась фамилия...
Каким образом хирург стал командиром подразделения не поясняется. Бой происходит на развалинах той самой больницы, где когда-то работал Дукуз, больница уже "пять раз из рук в руки переходила", но не понятно, участвовал ли Дукуз в предыдущих боях. Нет и намёка на то, что Дукуз мстит за погибших товарищей, за разрушенный город... Его волнует совсем другое: неподготовленность российских солдат к штурму Грозного, угнетенное моральное состояние плохое материальное обеспечение врагов... Вроде бы радоваться должен, а он переживает...
Радует Дукуза другое: возможность похвастаться дорогими вещами, которые у него есть. Вот здесь всё "от души"... Он самодовольно сообщает русскому полковнику: "У тебя рация - говно, а у меня - японский радиосканер. Понял!" Демонстративно закуривает дорогие сигареты. Перед лейтенантом-танкистом Дукуз хвалится своими часами: "Это "Ролекс", пять тысяч долларов! Ты видел когда-нибудь пять тысяч, лейтенант!? Это полчемодана!"
Но здесь Дукуза явно "занесло". Конечно, если пять тысяч долларов десятицентовыми монетами - полчемодана наберется. Но и на Кавказе, и в Москве в обращении были банкноты, а не разменная монета. Пять тысяч долларов стодолларовыми купюрами - это всего пятьдесят бумажек, полкорешка, легко в кармане поместятся... Вообще непонятно, откуда и зачем в фильме появились эти "полчемодана"...
Не буду дальше гадать, есть у Дукуза и умные высказывания. Вот, возможно, пожалуй, лучшее: "Я тебе пришёл рассказать, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришёл ко мне домой. Это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты, ты за что дерёшся здесь, лейтенант?"
И ведь действительно: многие чеченцы могли тогда сказать так!..
Многие, но не все.
Настоящий Хункар-Паша Исрапилов, к примеру, до начала Первой чеченской войны дважды воевал "в чужом доме, на чужой земле": в Абхазии и в Нагорном Карабахе. Так что здесь принципиального отличия между ним и русскими офицерами нет...
А киношный Дукуз - он ведь только декламирует... За что он дерётся - по фильму непонятно. Почему в "его доме" собралось столько мрази? В его "подразделении" чеченцев немного, в основном отморозки из разных стран, которым нравится отрезать головы и гениталии живым людям, мочиться на трупы... Дукуз называет своё воинство: "Мои орлы... воины Аллаха". Но это он кривляется...
Дукуз не понимает, что такое "честь", "совесть", "отвага". Он предлагает своему врагу, тому самому танкисту-лейтенанту, за деньги предать товарищей: "Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами. Соображаешь?"
Сам Дукуз не мог сообразить, что кто-то способен отказаться от "заманчивого предложения". И когда российский танкист вместо того, чтобы перейти на сторону противника, открывает огонь по наёмникам, у Дукуза начинается какая-то бабья истерика... Хотя в нескольких сценах Дукуз говорит по-чеченски, истерит по-русски, "позабыв родную речь"...
"Орлам Дукуза" удаётся взять в плен израненного танкиста, потерявшего руку и обе ноги. (Здесь со стороны Невзорова явный перебор в натурализме.) И бывший хирург приказывает... распять отважного врага. Иного способа излить своё бешенство "злой чечен" не находит...
А зачем? Зачем распинать?
Когда-то в Древнем Риме такая казнь считалась позорной, но это было очень давно. Ни мусульмане, ни, тем более, христиане такую смерть недостойной не считают... Понятно, что Невзорову в то время был нужен подобный символ, но уж очень вычурно получилось...
Почитатели Невзорова, - а они и сейчас ещё имеются, - могут заявить: "Да среди чеченцев ещё хуже были!"
Что "хуже были" - поверю. И хуже были, и лучше были... "Таких" не было. У Невзорова получилась глупая карикатура с претензией на "правду"...
Относительно всего актерского ансамбля: колоритные герои. "Спортсменки-красавицы"-литовки чего стоят (почему, кстати, литовки? (литовцы, помнится, в ВОВ отличились "на славу") черты нац.цинизма?).
Стреляют, чуть ли не высовываясь из окна, с одной позиции. Вопрос старшей: "В этом чертовом городе почта работает?" это типа черного юмора. В Грозном бои, а она хочет по почте переслать доллары маме в Каунас...
Очень глупо, но "пипл хавает"...
Халтурная сцена, когда их убивают. Девушки "забыли", что ваще-то идёт война, сели на лестнице, чтобы их было из длинного коридора видно и устроились так, чтобы всё тело было удобной мишенью...
Что касается Великой Отечественной войны, мало кто знает, что в отличие от "некоторых других народов", литовцы дружно проигнорировали создание добровольческой дивизии ваффен-СС. (Гитлеровцы были очень недовольны.) Но это к фильму не имеет отношение.
Что же касается "цинизма" - автор сценария и постановщик фильма претендует на звание "короля цинизма"...
... Данная картина по сравнению с тем, что мне пересказывали из слов непосредственных свидетелей событий, - считай, еще цветочки, банальные брутальные мужицкие разборки.
А когда люди погибают - это совсем не "банально".
на самом деле был такой танкист Григоращенко, его на самом деле распяли...
Что касается непосредственно фильма, он как раз отображает самую натуральность войны. Интересно то, что ни к единому актеру придраться невозможно. И даже правдоподобно соблюдена психологическая фишка участников тех действий. Не говоря уже про всё остальное. Да и художественная стержень-идея какова. Изваяно, конечно, мощно.