Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 20.12.2022 - 12:45:27
зачем нужно было в русском прокате добавлять это глупейшее и пошлейшее – «искусственный разум»…
Наверное, чтобы как-то выделить фильм среди множества других фильмов с таким же названием. Фильм получился довольно интересным и наталкивающим на размышления. Надо ли создавать робота-ребёнка, идеально копирующего человеческих детей со всеми их эмоциями без исключения? Ведь дети порой бывают агрессивными и при определённых условиях могут оказаться опасными для окружающих. Робот-ребёнок уже появлялся в фильме "Искусственный интеллект" Спилберга и нашем сериале "Лучше, чем люди" (но в "Лучше, чем люди" у него ограниченный функционал, суррогатная замена умершего сына одной из героинь). Любопытная деталь: робота можно отключить кодовой фразой "что ты видишь, когда закрываешь глаза".
В центре внимания мир человекоподобных роботов, а в нем - известный программист роботодел, Алеша. Он возвращается на малую родину после 10 лет отсутствия в родной городок, чтобы на базе местного MIT делать робота ребенка. В его создании он вдохновляется характером девочки десяти лет, реально живущей в том же городке. Как тебе такое илон
В принципе я люблю кино-фантастику про роботов.
Но роботов "взрослых"!
Фильмы же про роботов-детей - что спилберговский "Искусственный разум", что этот - мне не очень; слишком уж они "жалостливые".
Вот и здесь мелодрама напрочь "убила" фантастику! ://
Технические подробности и приключения разрабатываемого "Си-9" утонули в слезах и соплях по несчастной судьбе "предыдущей версии" - пресловутой "Евы".
Отсюда и общее впечатление от фильма - тоска зелёная: "6" по 10-балльной.
Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 05.01.2015 - 17:07:21
Быть Евой
Начало мира – пепла или злата,
Начало чувств, познания и вех
Добра и зла, соблазна и расплаты,
Где красоту подстерегает грех,
Начало всех начал и всех изгнаний,
Всё, без чего нам был заказан путь,
Когда бы Бог не даровал нам знаний,
И Еву – нашу истину и суть.
Ту женщину, чьё имя вожделенно,
Пришло с библейских истинных страниц,
Оно подобно вечности - нетленно,
Не знает ни пределов, ни границ.
И нынче нас пленяет это имя,
Как женственность, как искренность души.
Оно прекрасно и неповторимо,
Как та, кому оно принадлежит.
Наталия Терещенко
Это, действительно, на мой взгляд - лучшее кино-размышление о Франкенштейне :))
Этот фильм содержит ряд аллюзий на … роман, в котором речь ВПЕРВЫЕ шла об андроиде, который был молодой женщиной и звали робота - … Ева. А ещё там часто поминалась «Тысяча и одна ночь» :)) И всё кончилась абсолютной катастрофой. Химера создания андроида с идеальной женственностью провалилась… Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адан, «Будущая Ева», 1886 год
«…Творец, усумнившийся в творении, ты погубил его, не успев закончить...
…Мне легче жить в теле этого трепещущего ребёнка, чем в своём собственном. Что за изумительное создание! Она существует за счёт того высшего состояния, в котором пребываю в данную минуту я: она проникнута нашими двумя слившимися в ней волеизъявлениями. Она двойственна в своём единстве…»
Такая же двойственность в этой Еве – в теле ребёнка – взрослая женщина. И она тоже – плод интеллектуально-чувственной близости двух учёных – Алекса и Ланы…
Примечательно, то, что свой «душевный мир» робот строит на штампах кино – этот кладезь человеческих эмоций:
«- Погоди!
- Прямо как в кино.
- Почему?
- В кино Она уходит, Он кричит вслед: «Погоди!». Она оборачивается, и Он её целует» (парадируя актрис, выставляет губы для поцелуя – прим. моё).
«- Послушай. Между мной и твоей мамой...
- Ничего нет. Она - замечательный человек и красивая женщина, но мы расстались много лет назад. И хотя каждый раз, слыша её имя, я изменяюсь в лице - это лишь воспоминания о тех счастливых временах.
- Что ты такое говоришь?
- Ничего. Ты бы сам это сказал, будь мы в кино...
- Это дом Давида.
- Вы не живёте вместе? И что?
- Только не говори, что ты совсем не рад!»
Если у Мэри Шелли Создание «мешало» семейной жизни Франкенштейна, то здесь Создание, наоборот, пытается «сблизить» своих «родителей»
«-Ты его любила так, как папу?
- Да, более или менее.
- Более? Или менее?
- Какая же ты сплетница!»
В начале фильма Хулия говорит, что нельзя манипулировать сознанием роботов, а вот андроид Ева – свободна – потому и манипулирует сознанием живого человека – Алекса. Но ложь в этом «сближении» оборачивается дракой между братьями в этом «любовном уравнении», где и Создатели и Создание запутались в собственных чувствах и эмоциях:
«- Что тебе нужно? Что ЕЩЁ тебе нужно? Один раз ты её уже бросил! Уходи!».
Еву тянет к Алексу, ибо душевно-эмоциональная сторона её психики от любимой Алексом женщины! – «Я ТЕБЯ НАШЛА!». «Опасные связи» возникают в провинциальном городишке… Второй показательной сценой из этой оперы является встреча выпускников – то, как Алекс танцевал с женой своего брата!.. Фрагмент, да и сама песня соответствующая - David Bowie «Space Oddity» Дэвид Боуи «Странный случай в космосе»:
…Ground control to major Tom
Commencing countdown, engines on
Check ignition and may gods love be with you
Ten, nine, eight, seven, six, five,
Four, three, two, one, liftoff
This is ground control to major Tom
You've really made the grade
And the papers want to know whose shirts you wear
Now its time to leave the capsule if you dare
This is major tom to ground control
I'm stepping through the door
And I'm floating in a most peculiar way
And the stars look very different today
For here am I sitting in a tin can far above the world
Planet Earth is blue and there's nothing I can do
Though I'm past one hundred thousand miles,
I'm feeling very still
And I think my spaceship knows which way to go
Tell my wife I love her very much, she knows…
…Наземное управление - майору Тому:
«Начинается обратный отсчёт, двигатели запущены.
Проверьте запал, и Божья милость пребудет с Вами!
Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять,
Четыре, три, два, один, старт!»
Наземное управление - майору Тому:
«Вы, действительно, добились своего:
И газеты хотят знать бренд рубашек, что Вы носите…
Теперь пришло время, покинуть капсулу, если у Вас хватит духу!»
Майор Том - наземному управлению:
«Я выхожу через дверь
И я плаваю самым странным образом,
И сегодня звёзды выглядят совсем по-иному,
Чем я привык видеть,
Сидя в этой консервной банке.
Далеко в высоте от этого мира
Планета Земля синяя и нет ничего,
Что я мог бы исправить.
Хотя я на высоте сто тысяч миль,
Чувствую себя весьма спокойно.
Я думаю, что мой космический корабль
Знает, как из этого всего выпутаться.
Скажите моей жене, что я люблю её
Очень крепко, она знает…» (здесь и далее - перевод мой)
Единственный раз, когда Алекс действует не инфантильно и то кончается плачевно… Здесь же есть «танцевальная смысловая» рифма – на катке с Евой, где она пытается научить его изящно «танцевать»-кататься и тоже звучит одна и та же строка песни «About Days» Marina Gallardo – «Зов будущего» Марины Галльярдо:
What is the times invites about days
Что же это за время такое – зов будущего…
А оно таково:
« - Алекс, после ужина почитай мне. Мама каждый вечер читала мне одну книгу. Называется «Тысяча и одна ночь». Там про принцессу. И про принца, который каждый вечер приходит её убивать. Но каждый вечер...
- ...она начинает рассказывать ему сказку без конца. И он её не убивает, потому что хочет дослушать, чем кончилось. И так всё продолжается, ночь за ночью. Пока принц не решает помиловать принцессу, чтобы она рассказывала ему сказки...
- ...вечно.
- Алекс, ты же не станешь меня чинить?
- Ева, что ты видишь, когда закрываешь глаза?»(аллюзии на финальное объяснение героя-англичанина с андроидом Евой романа Вилье де Лиль-Адан, «Будущая Ева»)
Я мучалась – никак не могла «уложить в логику» фильма мотив блудного сына, оказалось – прочла в интервью – я просто была рядом – там мотив возвращения домой Одиссея :)) – тема семьи, верности любви любимой женщины – потому такое большое значение имеют именно родительский дом, старые фото, даже пыль. Вместо «избиение женихов» - избиение прежнего жениха, что сбежал, а новая Пенелопа – «Я тебя люблю, но я другому отдана…»… Это и есть тот самый «порочный круг» представленный в кольцовой композиции. Порвать этот «порочный круг», разрешить эту «логическую ошибку» помогает ФИНАЛ! Невообразимо-прекрасный и абсолютно испанский! :))
Абсолютная ЧУВСТВЕННОСТЬ! В каждом кадре сцены! Море, Солнце, Он (Мужчина, Муж, Отец, Творец), Она (Женщина, Жена, Мать, Соработница) и Чадо – Девочка (девочки, действительно, «сложней устроены» :))))) ) и две эмоционально-горячих ЖИВЫХ СОБАКИ! Это ЖИЗНЬ! И это – жизнь Алекса Гарэля – его – единственное, доведённое до конца Творение! Единственное, где он без вызова равен Богу – ОТЦОВСТВО! И своей дочери он задаёт вопрос лишь затем, чтобы насладиться её ОТВЕТОМ (ЧУВСТВЕННОСТЬЮ/ЖИЗНЬЮ во всей её полноте) на этот убийственно-страшный вопрос:
«– Что ты видишь, когда закрываешь глаза?
- Я вижу Свет! Много света! Я вижу тебя, папа! Маму вижу и себя – мы играем вместе. Вместе навсегда!»
Единственное, что искусственное Алекс создал в своей новой жизни – воздушного змея для своего ребёнка!..
Ева «умирая», «дала жизнь» - идею Алекса именно об этом. Когда в финале показывают разрушение «души» Евы, то помимо разбитого стекла слышен шум, перерастающий в шёпот, а затем вздох и здесь мы видим как этот шёпот и некая искра от разрушения ПРЕТВОРЯЕТСЯ в последней сфере души андроида Евы в живую жизнь! Та искра, благодаря которой она «ожила» в своё время - послужила импульсом к идеи Алекса о семье! И герой довёл эту свою единственную идею до воплощения в жизнь!.. На то, что это новая жизнь героя указывает и размытость лиц жены и дочери – если бы это были мечты умирающей Евы – лица были бы чёткие, но андроиды не могут мечтать (по убеждению самого режиссёра, что тоже косвенно подтверждает предположения о новой жизни Алекса)
К дочери
Живи, как я, мой друг, в тиши, глуши - и только.
Блаженство на Земле для нас не суждено.
Что нужно? Счастье? - Нет! - Что ж? Торжество? -
Нисколько!
Смирение одно.
Будь кроткой, доброй будь! Как сводит полдень ясный
В один небесный круг весь пыл своих лучей,
Своди всю благодать души твоей прекрасной
В лазурь твоих очей!
Нет торжествующих, счастливых нет на Свете.
Для жизни дан нам час, и то неполный час -
Минута - миг один, и все мы точно дети:
Игрушка тешит нас.
Для счастья нашего недостаёт так много,
Недостаёт того и этого, всего, -
Нам нужно многое... А как рассмотришь строго -
Что нужно? - Ничего -
Иль малость сущая. Чего на сцене светской
Все ищут? - Это звук, звук имени, - наряд, -
Ряд блёсток, галунов, - гремушка славы детской, -
Улыбка, слово, взгляд.
Любви недостаёт - и скучно под короной!
Воды недостаёт - и умирай в степи!
Повсюду человек - пустой сосуд бездонный.
Терпи, мой друг, терпи!
Взгляни на мудрецов, превознесённых нами!
Взгляни на воевод, летавших через Понт,
Которых яркими сияет именами
Наш бледный горизонт!
Они, подобные истаявшим светилам,
Рассыпав все лучи на жизненный свой путь,
Шагнули в сумрак, в тень, пошли к гробам, к могилам -
От блеска отдохнуть.
С зарёю влажными от жалости глазами
Глядят на бедный мир святые небеса
И утро каждое кропят его слезами -
Мы говорим: роса!
Бог вразумляет нас на дольнем нашем ходе,
И что такое - мы, и что такое - Он,
Начертан в нас самих и в видимой природе
Божественный закон.
Покорствуй, дочь моя: Его веленья святы
И должно каждому жить неизменно в Нём.
Дух ненависти - прочь! Иль всё любить должна ты,
Иль плакать обо всём.
Гюго Виктор, 1857
(Перевод - Владимир Григорьевич Бенедиктов)
«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», (Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам)
«Ты выдумал меня. Такой на свете нет,Такой на свете быть не может», А. А. Ахматова
Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 05.01.2015 - 16:23:43
Наша встреча была - в полумраке беседа
Полувзрослого с полудетьми.
Хлопья снега за окнами, песни метели...
Мы из детской уйти не хотели,
Вместо сказки не жаждали бреда...
Если можешь - пойми!
Мы любили тебя - как могли, как умели;
Целый сад в наших душах бы мог расцвести,
Мы бы рай увидали воочью!..
Но, испуганы зимнею ночью,
Мы из детской уйти не посмели...
Если можешь - прости!
Марина Цветаева
«Для исследования причины жизни мы вынуждены сперва обращаться к смерти», Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
В начале фильма пугающе-отвратительно-жалкие железные животные… без головы, паукообразные - все с номерами – для них нет даже кличек в среде создателей! Совершенно гениальная сцена – опыты над «лошадьми», особенно «тупого студента»… Вот здесь чрезвычайно интересен парафраз фразы этого фильма на знаменитый гениальный монолог … Гамлета Шекспира (я не знаю о каком «поэтическом измерении» в отношении данной фразы говорил сам режиссёр, я же сразу вспомнила именно ЭТО). Кодовая фраза для убийства Души электронных созданий/творений:
«Que ves cuando cierras los ojos?» (звучит как Музыка :(( ) «What do you see when you close your eyes?» - «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?»:
…To be, or not to be: that is the question:
Whether 'tis nobler in the mind to suffer
The slings and arrows of outrageous fortune,
Or to take arms against a sea of troubles,
And by opposing end them? To die: to sleep;
No more; and by a sleep to say we end
The heart-ache and the thousand natural shocks
That flesh is heir to, 'tis a consummation
Devoutly to be wish'd. To die, to sleep;
To sleep: perchance to dream: ay, there's the rub;
For in that sleep of death what dreams may come
When we have shuffled off this mortal coil,
Must give us pause: there's the respect
That makes calamity of so long life…
…Быть иль не быть, вот в чём вопрос.
Что выше:
Сносить в душе с терпением удары
Пращей и стрел судьбы жестокой или,
Вооружившись против моря бедствий,
Борьбой покончить с ним? Умереть, уснуть -
Не более; и знать, что этим сном покончишь
С сердечной мукою и с тысячью терзаний,
Которым плоть обречена, - о, вот исход
Многожеланный! Умереть, уснуть;
Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот оно!
Какие сны в дремоте смертной снятся,
Лишь тленную стряхнём мы оболочку, - вот что
Удерживает нас.К.Р.
Да, «оболочка» стряхивается – «перезагружается», но это уже не та идентичность Личности – уже другая Душа… «Только змеи сбрасывают кожи,/Мы меняем души, не тела» как писал Николай Гумилёв и это страшно – потерять собственную чувственную память… В самом деле – что такое смерть спрашивает Гамлет – смерть – сон – люди умирают часто с открытыми глазами, кои им бережно закрывают… (прекрасна в этом смысле сцена смерти Ланы – как ей закрыли глаза!) совершенные электронные системы умирают так же… (сцена смерти Евы!). Спасибо создателям, что оставляют этот философский вопрос открытым и деликатно дают решить его самому зрителю.
Символика лошади здесь очень интересна – в великолепном труде культуролога Ганса Бидермана «Энциклопедия символов» - лошадь древний символ – дуалистичен (как положителен, так и отрицателен) – белый конь символизирует победу и триумф Христа (можно вспомнить и Георгия-Победоносца, Святого Евстахия, однако, есть и кони Апокалипсиса), в сказках лошади предсказывают ход развития сюжета, а в психологии – благородство натуры, но и страх, бунт. Собственно, все значения мы и видим в фильме – медальон убиенной Учёной – «матери» андроида Евы – на нём изображена лошадь – победа человека над собой, но и вызов Богу! Опыт «тупого студента» дублирует тоже самое – как только созданное благородное животное лошадка-робот взбунтовалась – у неё спросили, перефразируя Гамлета – что она видит, закрывая глаза… Умерла… уснула… какие ей снятся посмертные сны?..
В фильме три животных – лошадь, кошка и собака. Первые два – механизмы, а последняя – живая! Но эта троичность – показатель «золотого сечения» самого фильма (содержание, философское его наполнение). Кошка по символике (читаем там же) – дуалистична – ночное животное, женская природа, свобода, но и своеволие. И, наконец, собака – как раз в культуре (а не в суевериях!) – она исключительно положительна (что в фильме в финале полностью раскрывается!) – верность, начиная с языческой древней культуры, кончая Христианством (можно вспомнить Ангела, Товия и собаку, что сопровождала их, Святого Христофора и так далее).
На примере этих животных можно проследить морально-нравственное самочувствие Алекса – его не радует собственная «царственная корона» лучшего Учёного мира, ибо он видит, что он несостоятелен как ТВОРЕЦ (раб, червь) – сбегает от завершения проекта - создав однажды лучшую теорию (её даже в университете спустя десять лет преподают и изучают!) – сам он испытывает настолько глубокое и все-охватывающее опустошение внутри себя, что всё, на что он способен – «свободный» кот, созданный его руками. Кстати, кота зовут также как великого эстета-интеллектуала-художника-кубиста Испании – Хуан Грис – Грис он такой единственный :)) Алекс чрезвычайно чуток – болезнено отреагировал на мучения, а затем на убийство лошадки. Собаки в финале живые – без комментариев…
На служебных машинах Университета и на Озере в виде монумента есть любопытнейшее изображение – ПЕГАС! Символ – поэтической творческой силы. По преданию герой Беллерофонт, благодаря подаренной им Афиной уздечке – приручил Пегаса – потом скача на нём победил страшную … ХИМЕРУ! Браво, создатели! Браво! Одушевление андроидов и есть Химера!.. Но вот только Героя её обуздавшего в фильме нет!..
Фильм гармоничен по своей форме – кольцевая композиция построения (кино-картина начинается со сцены в горах – Несчастье – этим же и заканчивается), однако, это «кольцо» - не что иное как - circulus vitiosus. А это, если посмотреть в словарь - не только «порочный круг» (духовность), но и «логическая ошибка» (рационализм). Экспозиция кино-картины гениальна - на снегу – медальон с изображением … лошади! Трагедия – убийство или несчастный случай… И вот отсюда начинаются аллюзии на гениальное творение англичанки!
Часть первая. «Я Царь, — я раб, — я червь, — я бог!», Г. Р. Державин
Евгения Вячеславовна (Старый Оскол) 05.01.2015 - 16:18:16
Хочется признаться в любви фильму, у которого сегодня 5 января – «русское» День Рождения :))
Отдельно стоит выделить прекрасное музыкальное оформление этого фильма - Евгений Гальперин и Саша Гальперин (они полюбились мне давно :)) ), из актёрских работ - Льюиса Омара, Даниэля Брюля и юную Клаудию Вега.
Дух времени… Пути Господни неисповедимы… На дворе XXI век год 2011. В разных уголках Европы, независимо друг от друга, создаются два шедевра … на одну тему, вдохновлённые одним произведением… написанным восемнадцатилетней девушкой в 1816 году, первая публикация через два года - «Франкенштейн, или Современный Прометей» («Frankenstein: or, The Modern Prometheus») - Мэри Шелли. Дэнни Бойл создаёт гениальный спектакль на Родине сего творения в классическом стиле, а молодой испанский режиссёр (ему тогда исполнилось всего лишь 36 лет и это его кино-дебют!) Кике Маильо творит a la postmodern, но с тем же успехом и результатом, создавая свой завораживающий красотой и глубиной фильм «ЕВА».
Меня ужастно раздражает, нет! просто бесит издевательство над произведениями на иных наречиях – зачем нужно было в русском прокате добавлять это глупейшее и пошлейшее – «искусственный разум»… оставлю это, как всегда, на совести «переводчиков»…
Зимний пейзаж, девочка, чья прелестная головка на уровне Солнца, на её пальтишке – хрупкие капельки воды, а в её Лоне – она же – ребёнок, обнимающая Мужчину, возле которого Железный Кот. Собственно, все концепты фильма изложенны в столь ясных и простых образах – моё восхищение работой творческой группы - «Чувства нельзя запрограммировать»! Создание, которое выше Солнца (Бога). Внутри Создания – собственная его частица, Объятья и Учёный. Искусственный питомец. Красное как Кровь пальто. Имя Создания – Ева.
Фрагменты интервью Даниэля Брюля – Главный Герой (Алекс):
-The movie proves that humans are not imitable. However, there are robots that could be like «Eva», and we could end up quite close to robots.
- We are not perfect. Humans make errors. That’s why the world is in such a state. The movie shows human imperfections and the need we have to be better, to be perfect and the human will to play as gods.
Вопрос: Этот фильм доказывает, что люди не поддаются имитации. Однако, есть роботы, которые могут быть похожи на «Еву» и мы могли бы завершить жизнь почти так же как роботы.
Ответ: Мы несовершенны. Люди совершают ошибки. Вот почему мир находится в таком состоянии. Это кино показывает человеческие недостатки и то, что мы должны стать лучше, быть совершенными и человечными, если хотим играть в богов» (здесь и далее – перевод мой).
Фрагменты бесед с режиссёром кино-картины Кике Маильо:
- Evoquer l'univers robotique etait une facon de parler de nous-memes…
- Je ne voulais pas criminaliser le futur ou les robots. Cela est trop facile de dire que l'avenir sera pire... Mais ce qui restera de toute facon, ce sont les sentiments, les interrogations du type: on m'aime? On me respecte? Quelle est ma place dans le monde? Etc.
- Dans mon film, tout le point de vue est porte par l'humain, sur la capacite a oublier qu'en face de nous on a une machine. Surtout si l’on veut creer un lien, une relation. Dans «A.I.», ce point de vue va tres loin. Il laisse penser que viendra un jour ou les machines seront tellement evoluees qu'elles seront capables d'avoir des sentiments. Personnellement, je n'y crois pas. Ce seront toujours des personnages, elles jouent des roles, nous trompent, nous imitent. Ce ne sont que des reflets…
- D'ou est venue l'idee d'une representation de la personnalite comme dans le generique de debut, par des sortes de bulles de verre, liees entre elles dans l'espace?
- Ceci vient d'une science nommee la «phrenologie», datant du debut du XIXe siecle, qui affirme que chaque partie du cerveau est affectee a une capacite ou un sentiment: savoir distinguer les couleurs, la gentillesse, l'empathie... On peut ainsi poser des pieces, les agrandir, les mettre en relation, pour creer la personnalite du robot. Nous avons pris de ce fait des modeles de pieces mecaniques de cette epoque, pour creer cette representation. Un peu comme des cristaux de neige...
- «What do you see when you close your eyes», cette phrase... a-t-elle une origine ou signification particuliere?
- Nous avons essaye d’ajouter une dimension poetique a ce monde froid de technologies et de robotique exacerbees.
- Concernant les problemes ethiques lies aux I.A. du film: a ce niveau d’Intelligence Artificielle, debrancher un robot ne finit-il pas par equivaloir a un meurtre?
- Effectivement, meme s’il s’agit de robot, j’ai essaye de garder ce cote «tragique». Malgre leur ressemblance aux humains et leur degre d’evolution technologique, ces robots sont finalement tres fragiles, une seule phrase peut les desactiver… Cet aspect de l’histoire m’a particulierement interesse…
- Pas de «Eva 2 le Retour» de prevu donc?
- (Rires) Non, non! Je laisse ca aux americains… S’ils veulent faire un remake... une prequelle, cela me ferait tres plaisir!
- Обращаться к миру робототехники - возможность поговорить о нас самих...
- Я не хотел криминализировать будущее или роботов. Это слишком лёгкий путь для высказывания - что будущее будет хуже... Но то, что останется в любом случае, так это - чувства, вопросы типа: ты меня любишь? Ты меня уважаешь? Кто я в этом мире? И так далее...
- В моём фильме, всё сфокусированно на Человеке, на его способности забывать, что мы лицом к лицу с машиной, когда мы хотим создать отношения или связь (эмоциональную – прим. моё). В фильме «Искусственный разум», эта точка зрения очень далека от нашей. Она позволяет думать, что настанет день, когда машины будут настолько подвижны в психике, что будут способны чувствовать. Лично я в это не верю. Это будут всегда персонажи, которые играют роли, обманывая нас, имитируя нас. Они - только отражения…
- Вопрос: Как пришла идея репрезентации личности - как в заставке, в качестве стеклянных сфер, связанных между собой в пространстве?
- Ответ: Это из полунауки – «френологии», возникшей около начала XIX века, которая утверждала, что каждая часть мозга предназначена для какой-либо способности или чувства: умение различать цвета, доброжелательность, сопереживание... Мы можем скомпоновать таким образом пространство мозга, увеличить колличество компонентов, связать их определённым образом, чтобы создать личность робота. Мы взяли этот факт составления модели механического заполнения мозга из той эпохи, чтобы воссоздать это представление. Подобно кристаллам снега...
- Вопрос: «Что ты видишь, когда закрываешь глаза?» у этой фразы есть происхождение или особенное значение?
- Ответ: Мы пытались добавить поэтическое измерение в этот холодный мир чрезмерных технологий и робототехники.
- Вопрос: Относительно этических проблем, связанных с фильмом «Искусственный разум» - на таком уровне искусственный интеллект выключаемого робота - не доходит ли здесь до того, чтобы прировнять это к убийству?
- Ответ: Действительно, даже, когда речь идёт о роботе, я пытался сохранить эту сторону «трагизма». Несмотря на их сходство с людьми и их степень технологической эволюции, эти роботы очень непрочны в конечном счёте, единственная фраза может их убить, меня особенно заинтересовал данный аспект этой истории.
- Вопрос: Никакой «Эвы 2: Возвращение» не предусмотренно?
- Ответ: (Смеётся) Неее, нет! Я оставляю это американцам... Если они захотят сделать римейк... приквел... мне это доставило бы чрезвычайное удовольствие! :))
Из интересного можно добавить – Даниэль говорил, что ставил целью сыграть созерцательного учёного – вещь в себе, но в то же время - человека, подавляющего свою чувственность, его Алекс – вовсе не тихий «ботаник» :))
Клаудия Вега (Главная Героиня – Ева) твердила везде как «обожает-преобожает» Даниэля Брюля :))) Сцену, где её героиня лежит на снегу – Клаудии принесли одеяло, но она отказалась – ей хотелось сыграть/прочувствовать по-настоящему – в итоге лежала на снегу сколько полагалось для съёмки!
Арнау Вол Коломер (оператор фильма) рассказывал, что творческая группа вдохновлялась идеями двух русских фильмов … и оба - А. А. Тарковского – «Солярис» и «Зеркало» :)) А ещё у них была неразрешимая проблема – снять 2041 год, но подчернуть эпоху 1970-ых (время рождения и детства Даниэля Брюля, самого Арнау и режиссёра Кике Маильо – все молодые мужчины! :)) – «Nostalgie on se ressemble» :))))) («Ностальгия, мы похожи», Julio Iglesias), а ещё малюсенький бюджет – в итоге пришли к стилистике ретрофутуризма :))
Меня поразила пресса и реакция зрителей – европейская (испанская, французская, немецкая и английская) – упоминали Мэри Шелли и её несчастного Виктора Франкенштейна, его Создание, мотивы идей фильмов Тарковского, а вот американские НИ РАЗУ! не упоминули этих двух Гениев, зато – «скучный фантастический фильм, отсутствие спецэффектов в большом колличестве», сравнения со Спилбергом, понятно, в пользу последнего…) – мдя… В общем – лично ещё раз убедилась – культура Европы мне гораздо ближе – даже в научной фантастике… Может быть, потому что роман Мэри Шелли – любимый, пьеса по мотивам романа – Ника Дира, что легла в основу спектакля с любимыми Джонни Ли Миллером и Бенедиктом Камбербэтчем (видела несколько раз кино-версию спектакля), да и первый мой фильм – в 4 годика - заворажена была «Сталкером» Тарковского – может быть, просто эти «личные» эмоциональные связи с создателями «Евы» 2011 года стали решающим фактором в моей эмпатии, а потом и любви к фильму… :)) К тому же – я полностью разделяю взгляды на данную проблематику Кике Маильо и А. А. Тарковского, Даниэля Брюля, нежели идеи фильмов – «Искусственный разум», 2001 или «Двухсотлетний человек», 1999 года.
Так же не могу не упоминуть о контексте именно этого фильма, поскольку он – плоть от плоти современной культуры Испании, а там последние четверть века в ряде фильмов – человеческая психика изучается посредством кино, где в центре Ребёнок и Смерть – «Лабиринт Фавна», 2006; «Хребет Дьявола», 2001; мой любимейший фильм с любимейшим испанским актёром (Хуан Диего Ботто) «Когда часы пробили 13», 2002; ещё один фильм с участием Ботто – «Диктант (Детские игры)», 2012 и очень много других на эту тему – все эти фильмы трудно определить по жанру - смесь драмы, триллера, фэнтази, фильма-ужаса… А всё началось с кино-картины 1973 года (понятен «пламенный привет» этих парней той эпохе!) – «Дух улья», где девочка под впечатлением … «Франкенштейна»… Примечательно, что в этих фильмах (на самом деле, в Испании их очень много!) – в центре именно Девочка!.. В поднимаемых вопросах этого потока кино относительно темы - смерть и ребёнок также чувствуются открытия в области психики ребёнка в XX веке, начиная с трудов Сабины Николаевны Шпильрейн-Шефтель (её работы научным «сотрудником 1-го разряда по детской психологии» в Психологической секции Института научной философии (Москва) и конечно же - «Деструкция как причина становления») и так далее. Надо сказать, что у Кике Маильо есть прекраснейшая кино-работа – «Собаки Павлова», 2003 года – о людях и психологии, кстати – там тоже маленькая девочка в центре сюжета с характерным именем …София :)) Так что - фильм «ЕВА» подвёл в каком-то смысле филосовско-эстетические итоги этому исследованию в кино Испании, собственно колличество полученных наград и ещё больше номинаций на премии Гойя (Premios Anuales de la Academia «Goya») тому лишнее доказательство, это, действительно – чудесный поэтический фильм на столь сложную тему. На мой личный вкус – шедевр. Такой вот культурный код современной Испании в данном аспекте :)).
Мораль фильма-нельзя создать идеального ребёнка с полной гаммой эмоций,чувств без отрицательных эмоций.Это будет не ребёнок.Во вторых это был несчастный случай,хотя если правду не скрывали(начальница,"мать Евы) хотя бы от Алекса, не счастного случая могло не быть.Во вторых должен ли робот ребёнок знать что он робот,если весь смысл фильма в том что Ева чувствовала себя человеком.Иначе так не среагировала на весть о том,что она создана.Хотя рано или поздно Ева поняла бы что она Робот.
Еффект фильма был бы больше если в названии фильма не указывалась,что Ева робот.Когда образец с9 озверел,я понял,что что-то плохое случиться,так как сбой в программе мог исправить только Алекс.
Фильм неплох, хотя сюжет оригинальностью не блещет. Ева очень напомнила Лину Бракните, хотя эмоции, конечно, не те. Но, может быть, оно так и надо - робот, все-таки.
Фильм ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ !Тронул до глубины души.Хоть я и взрослый мужчина в финале чуть не заплакал.До конца надеялся что не сможет он ее убить.А когда он сказал роковые слова я прямо вздрогнул-будто девочке нож всадили!Последний раз так переживал за ДЕВИДА героя фильма Спилберга !всем советую посмотреть Еву!
отзывы
Но роботов "взрослых"!
Фильмы же про роботов-детей - что спилберговский "Искусственный разум", что этот - мне не очень; слишком уж они "жалостливые".
Вот и здесь мелодрама напрочь "убила" фантастику! ://
Технические подробности и приключения разрабатываемого "Си-9" утонули в слезах и соплях по несчастной судьбе "предыдущей версии" - пресловутой "Евы".
Отсюда и общее впечатление от фильма - тоска зелёная: "6" по 10-балльной.
Начало мира – пепла или злата,
Начало чувств, познания и вех
Добра и зла, соблазна и расплаты,
Где красоту подстерегает грех,
Начало всех начал и всех изгнаний,
Всё, без чего нам был заказан путь,
Когда бы Бог не даровал нам знаний,
И Еву – нашу истину и суть.
Ту женщину, чьё имя вожделенно,
Пришло с библейских истинных страниц,
Оно подобно вечности - нетленно,
Не знает ни пределов, ни границ.
И нынче нас пленяет это имя,
Как женственность, как искренность души.
Оно прекрасно и неповторимо,
Как та, кому оно принадлежит.
Наталия Терещенко
Это, действительно, на мой взгляд - лучшее кино-размышление о Франкенштейне :))
Полувзрослого с полудетьми.
Хлопья снега за окнами, песни метели...
Мы из детской уйти не хотели,
Вместо сказки не жаждали бреда...
Если можешь - пойми!
Мы любили тебя - как могли, как умели;
Целый сад в наших душах бы мог расцвести,
Мы бы рай увидали воочью!..
Но, испуганы зимнею ночью,
Мы из детской уйти не посмели...
Если можешь - прости!
Марина Цветаева
Отдельно стоит выделить прекрасное музыкальное оформление этого фильма - Евгений Гальперин и Саша Гальперин (они полюбились мне давно :)) ), из актёрских работ - Льюиса Омара, Даниэля Брюля и юную Клаудию Вега.
Дух времени… Пути Господни неисповедимы… На дворе XXI век год 2011. В разных уголках Европы, независимо друг от друга, создаются два шедевра … на одну тему, вдохновлённые одним произведением… написанным восемнадцатилетней девушкой в 1816 году, первая публикация через два года - «Франкенштейн, или Современный Прометей» («Frankenstein: or, The Modern Prometheus») - Мэри Шелли. Дэнни Бойл создаёт гениальный спектакль на Родине сего творения в классическом стиле, а молодой испанский режиссёр (ему тогда исполнилось всего лишь 36 лет и это его кино-дебют!) Кике Маильо творит a la postmodern, но с тем же успехом и результатом, создавая свой завораживающий красотой и глубиной фильм «ЕВА».
Меня ужастно раздражает, нет! просто бесит издевательство над произведениями на иных наречиях – зачем нужно было в русском прокате добавлять это глупейшее и пошлейшее – «искусственный разум»… оставлю это, как всегда, на совести «переводчиков»…
Здесь изумительна уже сама афиша:
Постер
Зимний пейзаж, девочка, чья прелестная головка на уровне Солнца, на её пальтишке – хрупкие капельки воды, а в её Лоне – она же – ребёнок, обнимающая Мужчину, возле которого Железный Кот. Собственно, все концепты фильма изложенны в столь ясных и простых образах – моё восхищение работой творческой группы - «Чувства нельзя запрограммировать»! Создание, которое выше Солнца (Бога). Внутри Создания – собственная его частица, Объятья и Учёный. Искусственный питомец. Красное как Кровь пальто. Имя Создания – Ева.
Еффект фильма был бы больше если в названии фильма не указывалась,что Ева робот.Когда образец с9 озверел,я понял,что что-то плохое случиться,так как сбой в программе мог исправить только Алекс.