У трагически ушедшего из жизни русского поэта и сценариста Геннадия Шпаликова есть знаменитая строчка: "Никогда не возвращайтесь в прежние места". Не могу утверждать, что это аксиома, однако режиссерский опыт Бориса Фрумина, поставившего ретромелодраму "Вива, Кастро!", с первых же кадров убеждает, что ностальгия по своей молодости 60-х не помогла ему создать значительное произведение искусства. Притягательная атмосфера "оттепели", получившая блистательное отражение в фильма "Мне 20 лет" М.Хуциева и "Я шагаю по Москве" Г.Данелия /кстати, оба эти фильма сняты по сценариям Шпаликова/, в картине "Вива, Кастро!" оказалась, на мой взгляд, совершенно утерянной. Юные актеры играют блекло, закомплексованно, любовная история на фоне визита кубинского лидера Кастро в Москву 60-х выглядит вымученной и неэмоциональной. Дух времени доносят с экрана лишь песни из архивных фонограмм тех лет. В прежние годы Борис Фрумин умел снимать мелодрамы гораздо лучше. Но, увы, обратив на себя внимание любопытными фильмами 70-х "Дневник директора школы" и "Семейная мелодрама", он стал жертвой цензуры, запретившей его ленту "Ошибки юности"/1978/, и эмигрировал в США, где так и не сумел сделать удачную карьеру. Приезд Фрумина в Россию 90-х, на мой взгляд, не стал для него поводом для возвращения к былой творческой форме.
Александр Федоров
обсуждение >>