Замечательный фильм! Очень рада, что случайно его нашла и посмотрела. Доброта и смирение, как же нам этого не хватает! Все актеры прекрасно играли! Не являлась поклонницей таланта Маковецкого- но именно эта роль мне открыла артиста с такой неожиданной стороны для меня. Браво!
№510 Ольга Сергеева
Если почитаете настоящую историю Псковской православной миссии, поймёте, какую чудовищную ложь здесь преподносят под видом правды.
Всё не так однозначно с этой Псковской православной миссией.
Существует множество исторических фактов, говорящих о том, что Псковская Православная Миссия не являлась абсолютным "детищем" министра оккупированных восточных территорий, знатного идеолога нацизма Альфреда Розенберга. Велась двойная игра. В ней нашлось место и для стратегических планов Сталина и Берии. Например, секретной операции "Послушники" , организованную Судоплатовым, суть которой заключалась в том, что в Псково-Печерскую обитель были внедрены два разведчика, выдававшие себя за членов тайного православного общества, борющегося против Советов. Дезинформация, передаваемая от мнимых послушников немцам, сыграла большую роль в сражении на Курской дуге. Многие тогда работали под прикрытием.
Так что время было сложное.
Теперь непосредственно к фильму.
Образ отца Александра достаточно простодушный. На колаборациониста как-то не тянет. Сострадает соотечественникам, пленённым в расположенном неподалёку лагере Саласпилс, возит им продукты и лекарства, поддерживает духовно, в достаточной степени рискуя, привечает и спасает ребятишек. Кое-как удается жить.
А вот то, как показан приход Советской Армии, меняет ситуацию в корне. Типа, пришли теперь настоящие звери, и отца Александра ждут унижения, избиения и все дальнейшие ужасы Гулага. Без этого теперь никак.
Если хотели привлечь в внимание к этой проблеме, негоже пользоваться такими некорректными приемами.
№477 Юнкер Ничволодов
И Фрайгаузен не садист и не палач, он в русской культуре вырос и Россию любит. Свою Россию. Православно-самодержавную. Додумывать и сочинять за автора не будем, хотя легко можно себе представить, что сталось бы с ним, останься он в свое время.
Так любит, что переоделся в нацистскую форму и пошел вместе с жестоким и беспощадным врагом на эту самую Россию. А сколько людей, обиженных, в общем-то, советской властью и эмигрировавших, примкнули к антифашистам и сражались в рядах Сопротивления, забыв все свои обиды. Или отчаянно переживали за свою страну, свою Родину.
А этих фрайгаузенов не оправдывает ничто.
Вы же сами, Юнкер, недавно на форуме с гордостью писали о том, что Ваш дед, кадровый офицер, в годы войны воевал, не за Сталина воевал, а за Родину милую. И каким же это Вы образом ранее Фрайгаузена оправдывали?
Пусть мой пост об этом фильме покажется кому-то не к месту на Страстной неделе. Может, я и недостаточно понимаю в православии, но, насколько я знаю русскую историю, издревле для русского православного самой достойной смертью считалась смерть в бою за родную землю и "за други своя". А вообще, написать свой отзыв меня подтолкнуло вот это давнее сообщение:
№178 Борис Нежданов
Вот читаю отзывы и поражаюсь: разброс мнений, как в обсуждении фильма Михалкова "Утомленные солнцем-2", причем в отрицательных преобладает тот же хамский тон, а иные вообще смахивают по стилю на политический донос. До чего еще в наших людях сидит этот большевизм-сталинизм, нетерпимость к чужим взглядам, если они не совпадают с их собственными.
То есть, по мнению автора, если человеку каким-то чудом в наше "толерантное" ( будь неладно это слово) время остался свойственен ещё нравственный императив, это считается дурным наследием "большевизма-сталинизма". Пару лет назад известный учёный- "достоевед" Л.Сараскина свою статью о "Бесах" В.Хотиненко назвала "В зоне подмен". Вот у Хотиненко в его фильмах последнего десятилетия так и есть: сплошные подмены. Что в тех же "Бесах", что в "биографическом" сериале о Достоевском, что в "Попе". Хотиненко-талантливый режиссёр, но когда ложь под видом правды преподносится талантливо, это даже намного страшнее, чем жалкие поделки бездарных режиссёров. В "Попе" подменили понятие предательства на понятия человеколюбия и служения Богу. Максимализм? А как же ещё, если не с позиций максимализма, следует подходить к этой теме? В советском кинематографе, кстати, было снято достаточно фильмов о войне, в которых отходили от привычного деления на "чёрное" и "белое". Вспомните "Восхождение". В фильме "Сашка", снятого по рассказу В.Кондратьева, мальчишка-солдат не может расстрелять пленного немца. В фильме "Александр Маленький" советские солдаты заботятся о немецких детях. Но в этих фильмах и близко не было нравственных подмен: русский советский солдат показан там не только героем-освободителем, но и Человеком, сохранившим человеческий облик даже на войне. И это правильно! В последние лет 30 появилась паршивая тенденция говорить о Победе в таком духе: " Наш народ победил , но..." Так вот, в этом контексте неуместны никакие "но". Наш народ победил . Победил, потому что, именно за ними, за теми солдатами и красноармейцами, кого чуть ли не в фарсово-карикатурном ключе (подобно Петруше Верховенскому из его же "Бесов") изображает Хотиненко в "Попе", была высшая Правда. А вовсе не за этими почти милягами- немцами и попами, готовыми договориться с любой властью, ловко маскируя это "служением Богу". Предлагаю вспомнить эпизод из великого фильма "А зори здесь тихие".Когда Васков с болью говорит: " Что ответить, когда спросят: "Что же это вы, мужики, мам наших от пуль сберечь не смогли", смертельно раненная Рита отвечает: Не надо, мы Родину защищали, её..." Пафосно? Да, но благодаря такому пафосу советских фильмов о войне в людях воспитывались гордость за Победу и за страну. В 70-80-е годы немало стало появляться таких "экземпляров", которые предпочитали костерить на чём свет стоит страну, в которой родились и выросли. Но даже у них как-то хватало совести не трогать святую тему Великой Отечественной. Хватало до поры, до времени, пока наши СМИ и режиссёры под видом "много лет скрывавшейся правды" не стали переворачивать всё с ног на голову. Похоже, что и "Поп" эту традицию продолжил. Если почитаете настоящую историю Псковской православной миссии, поймёте, какую чудовищную ложь здесь преподносят под видом правды.
Так в том то и дело, что приёмы давно известны, но всё таки от Хотиненко, участие в пропаганде РПЦ (в применении таких приёмов ниже пояса), неприятно видеть. Всё таки снимал такие фильмы как "Зеркало для героя".
К сожалению, умение договариваться и идти на компромисс режиссеру сейчас необходимо. Если бы Хотиненко этого не сделал, может, и фильма бы не было. Все, как всегда, упирается в деньги и возможности. Так что я не удивлена и не опечалена. Правила игры, как ни крути
Так же, как в случае с "Территорией" - смотришь начальные тиры, и как-то неловко становится. А с другой стороны, фильм-то получился, и актеры совершенно не виноваты в том абсурде, который в титрах написан.
№506 ТАТТЬЯНА А.
Ну было бы странно, если бы в фильме, где главный герой - православный священник, православие подавалась как-то иначе.
А о сложных отношениях христианства и иудаизма известно с самого возникновения христианства.
Так что чему удивляться? И чем это портит хороший фильм?
Он же рассчитан, по-моему, на думающего зрителя, который сам способен расставить приоритеты и сделать выбор, не покупаясь на известные с начала времен приемы
Так в том то и дело, что приёмы давно известны, но всё таки от Хотиненко, участие в пропаганде РПЦ (в применении таких приёмов ниже пояса), неприятно видеть. Всё таки снимал такие фильмы как "Зеркало для героя".
№505 1234568
Это был бы не плохой фильм о человеколюбии, если бы не одно НО, выдающее пропаганду РПЦ МП. В самом начале фильма, священник (роль Маковецкого) беседует с отцом-евреем девочки Мухи. И что же... Отец выдаёт, мол, ребёнок говорит о затхлой атмосфере, т.е явный намёк на иудаизм. О как. А православие это дескать луч света ? То есть в подсознание зрителя с первых кадров вдалбливается мыслишка - устами ребёнка глаголет "истина"...
Ну было бы странно, если бы в фильме, где главный герой - православный священник, православие подавалась как-то иначе.
А о сложных отношениях христианства и иудаизма известно с самого возникновения христианства.
Так что чему удивляться? И чем это портит хороший фильм?
Он же рассчитан, по-моему, на думающего зрителя, который сам способен расставить приоритеты и сделать выбор, не покупаясь на известные с начала времен приемы
Это был бы не плохой фильм о человеколюбии, если бы не одно НО, выдающее пропаганду РПЦ МП. В самом начале фильма, священник (роль Маковецкого) беседует с отцом-евреем девочки Мухи. И что же... Отец выдаёт, мол, ребёнок говорит о затхлой атмосфере, т.е явный намёк на иудаизм. О как. А православие это дескать луч света ? То есть в подсознание зрителя с первых кадров вдалбливается мыслишка - устами ребёнка глаголет "истина"...
Обвинения отца Александра в предательстве, безнравственности и еще в чем-то таком малоубедительны. У меня, допустим, вызывает сомнения его отказ отпевать убитых полицаев. Подозреваю, что он не должен был так делать.
№486 yulilla
Сегодня совершенно случайно, щелкая каналы, попала на этот фильм и опять не смогла оторваться, досмотрела до конца. Какой потрясающий финал, когда батюшка с таким пониманием смотрит на этих молодых балбесов и говорит им: "Пойдемте, дети!".
И он тем сильнее, что "молодые балбесы" даже не подозревают, что песня, которую они "врубили" на всю мощь на территории монастыря - это Псалом 136 "На реках Вавилонских" (By the Rivers of Babylon), в Православном Богослужении - скорбное песнопение, готовящее верующих к началу Великого Поста, повествующее об изгнанничестве евреев... Так, мне кажется, режиссер хотел показать тему духовного изгнанничества этих молодых людей, их оторванности от корней и веры - время-то советское... и рядом - всепонимающий батюшка с мудрым взглядом...
Какой же чудесный фильм. Спасибо всем его создателям.
Один из первых фильмов на эту тему. И, вероятно, единственный о Псковской Миссии. Весь актерский состав, все исполнили свои роли прекрасно, но С. Маковецкий бесподобен, а половина успеха фильма, я считаю, это выбор Нины Усатовой на роль Матушки. Просто великолепный фильм, спасибо режиссеру, всем создателям, актерам.
Население оккупированных немцами территорий,частично,чтобы не умереть с голода,работало на немцев. И это не называлось изменой Родине.
Мне фильм понравился-редкая для кинокартин тема в освещении ВОВ и превосходная игра Маковецкого.
№497 Олег_32
То-есть, герой фильма - изменник Родины и вероотступник.
Подождите, почему герой фильма предатель- то? партизан он немцам не сдавал, молебнов за фашистов не провозглашал, зато детей беспризорных к себе забрал, вещи в концлагеря возил для заключенных, а против казни так вообще громко заявил.Многие ли во время оккупации на такое бы решились? Так в измене Родине половину народа, переживших войну в оккупации, можно было бы обвинить, что не каждый с гранатой на немца бросался, а еще как то жили при немцах, подлецы такие.
Олег_32, думаю, что наши мнения полярны из-за того, что Вы, видимо, хорошо знаете историю Псковской миссии, а я, например, до просмотра этой картины понятия о ней не имела, поэтому я сужу из того, что увидела в фильме, а Вы оцениваете с точки зрения достоверности историческим событиям. У меня, например, аналогичные эмоции вызвал фильм "Григорий Р" - видеть, как при наложении рук Распутина на рану воссиял нимб было для меня за гранью добра и зла.
Другой вопрос, если в фильме идет подмена понятий: если Псковская православная миссия действительно служила интересам гитлеровской Германии, а в фильме это пытаются оправдать - это недопустимо, здесь я совершенно согласна. Но ведь могло быть и так: среди служителей миссии нашелся один истинно верующий, который не служил ни Советам, ни Гитлеру, а действовал по совести? Может быть, Александр Ионин - герой картины - как раз такой? Для меня да, поэтому в отношении отца Александра - героя фильма - остаюсь при своем мнении: в фильме показан сильный в духовном и нравственном отношении человек, сохранивший свои убеждения в тяжелейших условиях, картину надо смотреть, особенно молодежи, у них сейчас так мало нравственных ориентиров.
отзывы
Если почитаете настоящую историю Псковской православной миссии, поймёте, какую чудовищную ложь здесь преподносят под видом правды.
Существует множество исторических фактов, говорящих о том, что Псковская Православная Миссия не являлась абсолютным "детищем" министра оккупированных восточных территорий, знатного идеолога нацизма Альфреда Розенберга. Велась двойная игра. В ней нашлось место и для стратегических планов Сталина и Берии. Например, секретной операции "Послушники" , организованную Судоплатовым, суть которой заключалась в том, что в Псково-Печерскую обитель были внедрены два разведчика, выдававшие себя за членов тайного православного общества, борющегося против Советов. Дезинформация, передаваемая от мнимых послушников немцам, сыграла большую роль в сражении на Курской дуге. Многие тогда работали под прикрытием.
Так что время было сложное.
Теперь непосредственно к фильму.
Образ отца Александра достаточно простодушный. На колаборациониста как-то не тянет. Сострадает соотечественникам, пленённым в расположенном неподалёку лагере Саласпилс, возит им продукты и лекарства, поддерживает духовно, в достаточной степени рискуя, привечает и спасает ребятишек. Кое-как удается жить.
А вот то, как показан приход Советской Армии, меняет ситуацию в корне. Типа, пришли теперь настоящие звери, и отца Александра ждут унижения, избиения и все дальнейшие ужасы Гулага. Без этого теперь никак.
Если хотели привлечь в внимание к этой проблеме, негоже пользоваться такими некорректными приемами.
И Фрайгаузен не садист и не палач, он в русской культуре вырос и Россию любит. Свою Россию. Православно-самодержавную. Додумывать и сочинять за автора не будем, хотя легко можно себе представить, что сталось бы с ним, останься он в свое время.
А этих фрайгаузенов не оправдывает ничто.
Вы же сами, Юнкер, недавно на форуме с гордостью писали о том, что Ваш дед, кадровый офицер, в годы войны воевал, не за Сталина воевал, а за Родину милую. И каким же это Вы образом ранее Фрайгаузена оправдывали?
Вот читаю отзывы и поражаюсь: разброс мнений, как в обсуждении фильма Михалкова "Утомленные солнцем-2", причем в отрицательных преобладает тот же хамский тон, а иные вообще смахивают по стилю на политический донос. До чего еще в наших людях сидит этот большевизм-сталинизм, нетерпимость к чужим взглядам, если они не совпадают с их собственными.
Так в том то и дело, что приёмы давно известны, но всё таки от Хотиненко, участие в пропаганде РПЦ (в применении таких приёмов ниже пояса), неприятно видеть. Всё таки снимал такие фильмы как "Зеркало для героя".
Так же, как в случае с "Территорией" - смотришь начальные тиры, и как-то неловко становится. А с другой стороны, фильм-то получился, и актеры совершенно не виноваты в том абсурде, который в титрах написан.
Ну было бы странно, если бы в фильме, где главный герой - православный священник, православие подавалась как-то иначе.
А о сложных отношениях христианства и иудаизма известно с самого возникновения христианства.
Так что чему удивляться? И чем это портит хороший фильм?
Он же рассчитан, по-моему, на думающего зрителя, который сам способен расставить приоритеты и сделать выбор, не покупаясь на известные с начала времен приемы
Это был бы не плохой фильм о человеколюбии, если бы не одно НО, выдающее пропаганду РПЦ МП. В самом начале фильма, священник (роль Маковецкого) беседует с отцом-евреем девочки Мухи. И что же... Отец выдаёт, мол, ребёнок говорит о затхлой атмосфере, т.е явный намёк на иудаизм. О как. А православие это дескать луч света ? То есть в подсознание зрителя с первых кадров вдалбливается мыслишка - устами ребёнка глаголет "истина"...
А о сложных отношениях христианства и иудаизма известно с самого возникновения христианства.
Так что чему удивляться? И чем это портит хороший фильм?
Он же рассчитан, по-моему, на думающего зрителя, который сам способен расставить приоритеты и сделать выбор, не покупаясь на известные с начала времен приемы
Сегодня совершенно случайно, щелкая каналы, попала на этот фильм и опять не смогла оторваться, досмотрела до конца. Какой потрясающий финал, когда батюшка с таким пониманием смотрит на этих молодых балбесов и говорит им: "Пойдемте, дети!".
Какой же чудесный фильм. Спасибо всем его создателям.
Мне фильм понравился-редкая для кинокартин тема в освещении ВОВ и превосходная игра Маковецкого.
То-есть, герой фильма - изменник Родины и вероотступник.
Другой вопрос, если в фильме идет подмена понятий: если Псковская православная миссия действительно служила интересам гитлеровской Германии, а в фильме это пытаются оправдать - это недопустимо, здесь я совершенно согласна. Но ведь могло быть и так: среди служителей миссии нашелся один истинно верующий, который не служил ни Советам, ни Гитлеру, а действовал по совести? Может быть, Александр Ионин - герой картины - как раз такой? Для меня да, поэтому в отношении отца Александра - героя фильма - остаюсь при своем мнении: в фильме показан сильный в духовном и нравственном отношении человек, сохранивший свои убеждения в тяжелейших условиях, картину надо смотреть, особенно молодежи, у них сейчас так мало нравственных ориентиров.