Эта картина хороша именно как ностальгическая, но это, наверное, для тех, кто жил в то время, кому оно знакомо. А больше, на мой взгляд, ничего обаятельного, о котором пишет А. Федоров, нет.
joy, насчет карательных органов и режимов вы, конечно, правы. Это свойство государства (аппарат насилия) вообще как такового и в частности таких сверхдержав как СССР и США.
Как раз на такие темы много было обсуждений, например, на странице "Убить дракона".
Это не значит что такого как в "Регтайме" не могло быть в принципе. Я имею в виду что в нем очень сильна конъюнктура. И время и место действия и герой, мечтающий о заокеанской свободе и т.д.
Американцы (чью, так сказать, безопасность охраняет не менее кровавая гэбня чем советских граждан) вряд ли стали бы снимать картины такого типа про свою страну и тем более вряд ли изобразили бы в них главных героев положительными. Они за свой флаг сами любого порвут.
У нас же - фильм в стиле "времен свободы" о сорвавших флаг персонажах, которые выглядят как жертвы людоедского режима и как враги народа для тех самых органов (судя по сюжету, не слишком блистающих умом, если для них обыкновенные хулиганы - враги народа и режима ;). Похоже на сатиру из "Чонкина" ). Хотя почему нет, если государства, о котором снят "Регтайм", уже не было, патриотизм из моды вышел как советский пережиток и вообще началась травля недавнего прошлого. Интересно, мог ли сюжет вроде этого выйти сейчас, когда патриотизм и "государственная безопасность" опять в моде ;). Наверное мог, если тоже о советском времени. Сейчас еще и не то выходит "историческое".
А про Мишу и его друзей и правда было бы интересно увидеть продолжение, особенно если бы они там, в стране своей мечты, расстались с радужными иллюзиями ;).
№8 Kitana
Тоже очень знакомый прием - параллель между социализмом и фашизмом с последующим приравниванием одного к другому и скрыванием того что последний был побежден первым, а не просто "Россией" (СССР).
Несмотря на то, что этот исторический факт неоспорим, неоспоримо также и другое - сходство в работе, так сказать, карательных органов двух режимов было и большое.
И глобально (решение судеб целых народов) и локально (методы допроса, получения показаний, работа с осведомителями и т.д.)
№5 alfoncina
А во-вторых, если уж эти показания были гэбистам так нужны, то непременно должны были быть последствия этой их заинтересованности. Но выходит, что контора даже не воспользовалась этими показаниями.
Почему не воспользовались?
Показания были нужны, чтобы прижать определенных диссидентов, якобы затеявших акцию с флагом, причем акция должна была быть непременное групповой (отсюда и требование выдать друзей, просто участие Миши и "был один" не канало). Как их прижимали, используя выбитые из Миши показания, уже за скобками фильма.
Но вот как сложилась судьба Миши и особенно преданных им друзей - это любопытно и непонятно. Вряд ли кого-то посадили, иначе бы так легко не далось бы прощение. Скорее всего - действительно просто попёрли из комсомола и из института. Для творческих людей болезненно, но терпимо.
Несколько раз смотрела этот фильм, с интервалом в несколько лет. Какое ощущение молодости! Когда всё так легко, хрупко и неповторимо. В конце всегда плачу. Спасибо за фильм!
КГБ, бандиты, бабло и диссиденты - без этого кино 90-х не было бы собой :).
О США мечтал Миша Раевский, а попал туда Александр Исаевич :). Правда, второй там быстро почувствовал недостаток духовности при избытке свободы - интересно, что там почувствовал Миша, когда его мечта сбылась :). Здесь не мог честно жить, а там?
Кстати, про свою страну и свой флаг американцы нечто в этом роде сняли бы? Если да, то были бы главные герои положительными? В Штатах свобода тоже не безгранична. А "Русский рэгтайм" - ее абсурдное торжество с опозданием на несколько лет. Лет на 10 раньше бы :).
Вот Михаил Ширвиндт в США в чужую квартиру так просто точно не ворвался бы - личное оружие и разрешение на его применение там давно было демократично легализовано ;).
Полутемный кабинет. Сцена-цитата из «Восхождения» Ларисы Шепитько. Только там — фашистский следователь Портнов и партизан Рыбак, а тут — удивительно похожий на Анатолия Солоницына актер, играющий начальника из КГБ, и избитый, испуганный парнишка. Но выбор тот же: нужно предать друзей, пойти на сотрудничество с властями.
Это центральные эпизоды ретрофильма Сергея Урсуляка «Русский рэгтайм», действие которого происходит во времена «застоя». Но это вовсе не политический фильм-обвинение. Перед нами скорее лирическая драма ностальгии, авторы которой не стремятся заклеймить, проклясть, они способны понять и простить, хотя, казалось бы, — даже по библии — нет греха страшнее, чем предательство.
Тоже очень знакомый прием - параллель между социализмом и фашизмом с последующим приравниванием одного к другому и скрыванием того что последний был побежден первым, а не просто "Россией" (СССР). Активно начал применяться как раз в те годы.
Ну и почему "Русский рэгтайм" - не политический фильм?
Фильм смотрела с огромным удовольствием, но концовка обескуражила своей размытостью и нереальностью. Во-первых, маловероятно, что чекисты парня добровольно выпустили. С чего бы? Мало ли кто хотел уехать из страны и ради этого соглашался давать показания! А во-вторых, если уж эти показания были гэбистам так нужны, то непременно должны были быть последствия этой их заинтересованности. Но выходит, что контора даже не воспользовалась этими показаниями. Спрашивается, из-за чего тогда там был затеян весь сыр-бор? Отправить парня в Америку в обмен на показания, которые самим же чекистам оказались без надобности? Бред какой-то.
А вообще фильм было приятно смотреть. Порадовала музыка и актерская игра
Многие читатели наверняка знают сына Александра Ширвиндта Михаила, который некоторое время назад вел на 1-м канале передачу «Дог-шоу». Однако мало кто знает, что в юности Михаил едва не угодил в тюрьму по обвинению в антисоветских действиях – глумлении над государственным флагом СССР. Дело было так.
В 1977 году Михаил учился на третьем курсе Щукинского училища и в славный день 7 ноября вместе с двумя своими приятелями шутки ради сорвал с ворот Архитектурного института государственный флаг и давай с ним дурачиться: друзья бегали с ним по улице, подкидывали его в воздух, при этом громко улюлюкая. За этим занятием их и застал милиционер, которого вызвал к месту происшествия институтский сторож. Далее послушаем самого Михаила Ширвиндта: «Милиционер сказал: „Та-ак…“ Друзья тут же бросили флаг и выбежали в подворотню. За ними со словами „Стой, стрелять буду“ побежал милиционер. А я остался один… Тогда одним касанием я перепрыгнул через какой-то жуткий забор и оказался в еще более маленьком дворике. И надо было сидеть себе спокойно, потому что там меня никто в жизни бы не нашел! Но у страха глаза велики… Я перелез обратно, забежал в ближайший подъезд. Врываюсь в какую-то квартиру, вижу – старуха стоит у плиты. Я как заору: „Где у вас сортир?“ Она мне – туда. Забегаю в сортир, сижу там и думаю – а что я здесь делаю-то? Ведь даже если меня никто не преследовал, то старуха уже точно сейчас позвонила в милицию!
Фильм, словно про меня.... Только не было предательства, а по сему не было из-за него и раскаяния... А были мы - такие же трое мальчишек-мечтателей, распивавших в московских подворотнях портвейн "Кавказ", срывавших с "хрущёвок красные флаги, фарцевавших джинсами и "батниками"... Я уехал. А они остались... Вот только мне теперь возвращаться не к кому, кроме как к фотографиям и моей памяти... Да и незачем теперь вовсе... Москвы той нет, друзья погибли, я - пустил свои корни заново тут, вдалеке от мест моего детства... Спасибо талантливо снятому фильму - пережил за этот час вновь всю свою юность... Низкий поклон!
отзывы
Я лично думал, что во все времена были скользкие и мутные люди, стукачи и прохиндеи. Их не "такие времена" создавали
joy, насчет карательных органов и режимов вы, конечно, правы. Это свойство государства (аппарат насилия) вообще как такового и в частности таких сверхдержав как СССР и США.
Как раз на такие темы много было обсуждений, например, на странице "Убить дракона".
Это не значит что такого как в "Регтайме" не могло быть в принципе. Я имею в виду что в нем очень сильна конъюнктура. И время и место действия и герой, мечтающий о заокеанской свободе и т.д.
Американцы (чью, так сказать, безопасность охраняет не менее кровавая гэбня чем советских граждан) вряд ли стали бы снимать картины такого типа про свою страну и тем более вряд ли изобразили бы в них главных героев положительными. Они за свой флаг сами любого порвут.
У нас же - фильм в стиле "времен свободы" о сорвавших флаг персонажах, которые выглядят как жертвы людоедского режима и как враги народа для тех самых органов (судя по сюжету, не слишком блистающих умом, если для них обыкновенные хулиганы - враги народа и режима ;). Похоже на сатиру из "Чонкина" ). Хотя почему нет, если государства, о котором снят "Регтайм", уже не было, патриотизм из моды вышел как советский пережиток и вообще началась травля недавнего прошлого. Интересно, мог ли сюжет вроде этого выйти сейчас, когда патриотизм и "государственная безопасность" опять в моде ;). Наверное мог, если тоже о советском времени. Сейчас еще и не то выходит "историческое".
А про Мишу и его друзей и правда было бы интересно увидеть продолжение, особенно если бы они там, в стране своей мечты, расстались с радужными иллюзиями ;).
Тоже очень знакомый прием - параллель между социализмом и фашизмом с последующим приравниванием одного к другому и скрыванием того что последний был побежден первым, а не просто "Россией" (СССР).
И глобально (решение судеб целых народов) и локально (методы допроса, получения показаний, работа с осведомителями и т.д.)
А во-вторых, если уж эти показания были гэбистам так нужны, то непременно должны были быть последствия этой их заинтересованности. Но выходит, что контора даже не воспользовалась этими показаниями.
Показания были нужны, чтобы прижать определенных диссидентов, якобы затеявших акцию с флагом, причем акция должна была быть непременное групповой (отсюда и требование выдать друзей, просто участие Миши и "был один" не канало). Как их прижимали, используя выбитые из Миши показания, уже за скобками фильма.
Но вот как сложилась судьба Миши и особенно преданных им друзей - это любопытно и непонятно. Вряд ли кого-то посадили, иначе бы так легко не далось бы прощение. Скорее всего - действительно просто попёрли из комсомола и из института. Для творческих людей болезненно, но терпимо.
О США мечтал Миша Раевский, а попал туда Александр Исаевич :). Правда, второй там быстро почувствовал недостаток духовности при избытке свободы - интересно, что там почувствовал Миша, когда его мечта сбылась :). Здесь не мог честно жить, а там?
Кстати, про свою страну и свой флаг американцы нечто в этом роде сняли бы? Если да, то были бы главные герои положительными? В Штатах свобода тоже не безгранична. А "Русский рэгтайм" - ее абсурдное торжество с опозданием на несколько лет. Лет на 10 раньше бы :).
Вот Михаил Ширвиндт в США в чужую квартиру так просто точно не ворвался бы - личное оружие и разрешение на его применение там давно было демократично легализовано ;).
Это центральные эпизоды ретрофильма Сергея Урсуляка «Русский рэгтайм», действие которого происходит во времена «застоя». Но это вовсе не политический фильм-обвинение. Перед нами скорее лирическая драма ностальгии, авторы которой не стремятся заклеймить, проклясть, они способны понять и простить, хотя, казалось бы, — даже по библии — нет греха страшнее, чем предательство.
Ну и почему "Русский рэгтайм" - не политический фильм?
А вообще фильм было приятно смотреть. Порадовала музыка и актерская игра
В 1977 году Михаил учился на третьем курсе Щукинского училища и в славный день 7 ноября вместе с двумя своими приятелями шутки ради сорвал с ворот Архитектурного института государственный флаг и давай с ним дурачиться: друзья бегали с ним по улице, подкидывали его в воздух, при этом громко улюлюкая. За этим занятием их и застал милиционер, которого вызвал к месту происшествия институтский сторож. Далее послушаем самого Михаила Ширвиндта: «Милиционер сказал: „Та-ак…“ Друзья тут же бросили флаг и выбежали в подворотню. За ними со словами „Стой, стрелять буду“ побежал милиционер. А я остался один… Тогда одним касанием я перепрыгнул через какой-то жуткий забор и оказался в еще более маленьком дворике. И надо было сидеть себе спокойно, потому что там меня никто в жизни бы не нашел! Но у страха глаза велики… Я перелез обратно, забежал в ближайший подъезд. Врываюсь в какую-то квартиру, вижу – старуха стоит у плиты. Я как заору: „Где у вас сортир?“ Она мне – туда. Забегаю в сортир, сижу там и думаю – а что я здесь делаю-то? Ведь даже если меня никто не преследовал, то старуха уже точно сейчас позвонила в милицию!