Alexandra Migun (Санкт-Петербург) 08.07.2024 - 19:34:46
Изумительно потрясающий фильм, и как я его раньше не видела. Фильм просто оглушил. Впечатление необыкновенное. Обязательно, через какое-то время, когда улягутся первые впечатления - пересмотрю его ещё раз.
perfect sense (санкт-петербург, москва) 10.02.2024 - 09:40:28
Я считаю этот фильм одним из лучших в своем роде.
Он был снят тогда, когда ещё помнили, что значит поэт в России. Но главное — предчувствие...
Вот какое дело...
В 1830-е годы авторитет Пушкина никуда не исчез. ЧТО такое Пушкин — видели и во дворцах, и в разночинных каморках. Да вот вИдение-то истощалось...
Публике проще простого было променять Пушкина на Бенедиктова и Марлинского. Думающая молодежь? Так она поневоле разбиралась и с иными, не менее сложными веяниями... Недумающая? Судила о Пушкине по эпиграммам. В крайнем случае — по любовной лирике.
Пушкин перед смертью мыслил и чувствовал вглубь, работал, обязывая людей думать... А его меняли на очередного кумира, которого потом сами же и сбрасывали с постамента.
"Не убьем — не пожалеем" (с).
Вот и фильм получился о конфликте гения с пустотой, которая окружает... Причём не может её заполнить даже никакая дружба прежних лет.
Неграмотные мужики, люди из городских низов (вплоть до ростовщика)... Жандармы, и те поняли Пушкина лучше, чем те, кто... Должен был бы. А не понимал. Полностью, во всяком случае. ("Идеологи режима" типа Уварова, правда, как раз всё сознавали. Но расчетливому Уварову не дано было переступить через амбиции. Лично Пушкин ему мешал).
Пишите что хотите в ответ. Но по фильму выходит так.
После 1986 года прошло пять лет. И — началось торжество всепоглощающего утилитаризма. Поэт в России окончательно стал меньше, чем поэт. И не только потому, что нового Пушкина конец ХХ века не выдвинул. Сознание у людей изменилось.
Так я к чему веду?.. Фильм об этом и напророчил...
Осталось в обоих случаях одно. ВЕЧНОСТЬ.
Фильм хорош с художественной точки зрения, но портят впечатление исторические неточности. Кто-то наверняка скажет о праве режиссёра на художественный вымысел. Разумеется, но не в случае с ПУШКИНЫМ.
Отдельно несколько слов об Александре Калягине. Прекрасный актёр, но роль Жуковского совершенно не его. ИМХО.
А Марку Кириллову большое спасибо за стихотворение "Старый Пушкин". ЗдОрово написано и вовремя ко мне пришло.
Идея о "Пушкине без Пушкина" восходит к Булгакову и его пьесе "Последние дни". Интересная концепция, имеющая право на жизнь. И очень даже оригинальная. В фильме у Менакера это получилось. Да, там и сам Пушкин как персонаж особо не был нужен. Что добавило бы к образу Александра Сергеевича по фильму, если б актёр, его игравший, произнёс какие-то реплики?
Насчёт того же, что "Пушкина играть нельзя". Можно. Только уметь надо. В советские годы Александра Сергеевича блестяще сыграли:
- Валентин Литовский ("Юность поэта" (1937), режиссёр Абрам Народицкий)
- Пётр Алейников (!) ("Глинка" (1946), режиссёр Лео Арнштам)
- Лев Дурасов ("Композитор Глинка" (1952), режиссёр Григорий Александров)
- Александр Палеес ("Разбудите Мухина" (1968), режиссёр Яков Сегель)
... А как Сергей Безруков Пушкина точно играть нельзя (как, впрочем, и Есенина с Высоцким :)).
И Пушкин, возможно, состарившись, стал бы таким,
Как Тютчев и Вяземский или приятель Языков.
Всплывала бы к небу поэм величавых музыка,
Как царских салютов торжественный медленный дым.
И Пушкин, возможно, писал бы с течением дней
О славе державы, о тени великой Петровой, —
Наставник наследника, гордость народа и трона,
В короне российской один из ценнейших камней.
Спокойно и мудро он жил бы, не зная тревог.
Настал бы конец многолетней и горькой опале.
И люди при встрече шептали бы имя его,
И, кланяясь в пояс, поспешно бы шапки снимали,
Когда, оставляя карету свою у крыльца,
По роскоши выезда первым сановникам равен,
Ступал он степенно под светлые своды дворца,
С ключом камергера, мерцая звездой, как Державин.
Царем и придворными был бы обласкан поэт.
Его вольнодумство с годами бы тихо угасло.
Писалась бы проза. Стихи бы сходили на нет,
Как пламя лампады, в которой кончается масло. И мы вспоминаем крылатку над хмурой Невой,
Мальчишеский профиль, решетку лицейского сада,
А старого Пушкина с грузной седой головой
Представить не можем; да этого нам и не надо.
(С) Александр Городницкий, 1978
№79 Александр Кедров
дуэль Поэта была недостойна его таланта и последствия дуэли выглядят не только как победа интриг, но и как результат подчинения Поэта ложным "дворянским понятиям чести" и как кара за образ жизни Поэта и его жены. Подленькие интриги светского общества сгубили Поэта, а сам Пушкин и особенно его жена Гончарова не сделали все возможное, чтобы этого избежать. Это вызывает не только сожаление, но и разочарование. "Умейте властвовать собой!" Сказано отлично, но сам Пушкин собою не властвовал, и это видно в фильме, в результате его жизнь оборвана в 37 лет и можно только догадываться, как много он смог бы сделать еще...
Судить Великого не поэта - Человека с позиции обывателя сложно, с позиции современного понятия о чести тоже. Да и что говорить, если Лермонтов в своём стихотворении "На смерть поэта" сказал ВСЁ. История дуэли Пушкина известна только малой частью, всей глубины происходящего мы не знаем, можем лишь догадываться, как и авторы фильма, рассказавшие свою версию, правдоподобно, талантливо, но это только версия авторов фильма. Я перечитала множество документов и историй, и, могу сказать, что действительная история куда глубже, чем показано здесь, в фильме, официальной "школьной" историей.
Замечательный фильм. Отличный подбор актеров. В современных исторических картинах зачастую возникает ощущение,что артисты- " ряженые", нет подлинности, эта же кинолента погружает достоверно в пушкинское время, интерьеры- Зимний дворец, Мойка 12- вовсе не выглядят музейно.
Отличный фильм о Пушкине с решением режиссера и сценариста близко не показывать самого Пушкина! Прекрасные работы актеров и особенно оператора, художников и костюмеров! Достоверность передачи действительности 19 века впечатляет! (примечание - Есть чему поучиться нынешним " как бы историческим" сериалам на ТВ, от которых веет такой неубедительностью, что хочется кричать "НЕ ВЕРЮ!") Из актеров в фильме выделяется работа Каменковой, сыгравшей Александрину Гончарову. Плеяда хороших актеров, сыгравших одинаково хорошо (Калягин, Филозов, Мягков, Смоктуновский, Романцов, Глузский). Жигунов сыграл слабее, а роль у него была интересная. Запомнились слова Вяземского о Пушкине "Какое противоречие между талантом и жизненными правилами!" Действительно, дуэль Поэта была недостойна его таланта и последствия дуэли выглядят не только как победа интриг, но и как результат подчинения Поэта ложным "дворянским понятиям чести" и как кара за образ жизни Поэта и его жены. Подленькие интриги светского общества сгубили Поэта, а сам Пушкин и особенно его жена Гончарова не сделали все возможное, чтобы этого избежать. Это вызывает не только сожаление, но и разочарование. "Умейте властвовать собой!" Сказано отлично, но сам Пушкин собою не властвовал, и это видно в фильме, в результате его жизнь оборвана в 37 лет и можно только догадываться, как много он смог бы сделать еще...
Очень стильный и изысканный фильм. Исключительно мудрое решение- не показывать Пушкина. В фильме о последних днях Пушкина нет его самого, мы видим его глазами других персонажей и через других персонажей, но самого Пушкина- нет. И это правильно. Пушкина нельзя изобразить, это заведомый провал. Последние кадры завораживающе- великолепны. Под вызывающую, куражную, какую-то карнавальную музыку мчится по голой зимней степи карета, а за ней- дрожки с гробом с телом поэта. "Ты будешь одинок в своей могиле"- это мудрое изречение полностью иллюстрирует одинокий бег кареты с дрожками, голую печальную степь, покрытую снегом,"невидимкою луна освещает снег летучий, мутно небо, ночь мутна"... Он любил зиму и любил катание в санях по снегу. Это последняя прогулка, последнее катание по снегу, последняя дорога. Отлично сыгран Дантес. Спокоен, циничен, уверен в себе и в своем будущем. Негодяй во всей своей красе. Поразило своей реалистичностью: Как там у рифмоплета?"На ловлю счастья и чинов"? И- спокойно, уверенно заключает: Все будет. И ему веришь. И знаешь, что прав. Нет убитого им Пушкина. Скоро не станет и Лермонтова, которого бесталанное ничтожество назвало рифмоплетом. А он будет жить- долго и хорошо. И знает об этом. Прям"счастья баловень безродный":(
нвч по-прежнему (Красноярск) 24.07.2017 - 02:56:03
№75 нвч по-прежнему
... Пьеса "Дни Турбиных" шла с аншлагами во МХАТе вплоть до 1941, пока не погибли все декорации и костюмы, отправленные заранее в Минск летом 41 года перед гастролями. Спектакль возобновили в 50-е годы.
... Это не случайность. Булггаков много писал в различные инстанции, боролся за то, чтобы его печатали.В 1930 Булгаков обратился к Сталину и правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе.
Вересаев не то издание, биография Пушкина напечатана в нем с искажениями.
нвч по-прежнему (Красноярск) 24.07.2017 - 02:54:39
№74 Ивлев Игорь
Andrew (Москва)
... На это я Вам могу ответить. Автор - Михаил Булгаков. Неблагонадёжный автор. Подлежит запрету. Весь, чохом.
Пьеса "Дни Турбиных" шла с аншлагами во МХАТе вплоть до 1941, пока не погибли все декорации и костюмы, отправленные заранее в Минск летом 41 года перед гастролями. Спектакль возобновили в 50-е годы.
№74 Ивлев Игорь
Andrew (Москва)
... А в 1943 какому-то ответственному товарищу пьеса попалась на глаза. Почитал со скуки. Вроде всё правильно, общей линии не противоречит, почему не сделать исключение? Разрешить, в индивидуальном порядке. Чисто случайность, для пьесы благоприятная.
... Кстати любопытно посмотреть линейку книга Вересаева-пьеса-пара спектаклей-фильм меняется трактовка в пользу большей неопределённости...
Это не случайность. Булггаков много писал в различные инстанции, боролся за то, чтобы его печатали.В 1930 Булгаков обратился к Сталину и правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе
Вересаев не то издание, биография Пушкина напечатана в нем с искажениями.
Вот этот - //www.kino-teatr.ru/teatr/movie/92891/annot
Игорь, я посмотрел, отвечу уж здесь, раз начали. Впечатление самые хорошие. Фундаментально, мастеровито и жестко, без сантиментов. Кстати, четко указана роль царя во всей истории. Из актеров в первую очередь выделю Стржельчика. Также Ускова, Боярского, Шуранову. Рыжухин уже воспринимается как "разминка" перед Милвертоном. В общем, по данной теме - это лучшее. Да и не удивительно - Белинский, 60-е годы - все в расцвете. И пьеса видимо по тексту сыграна, без фантазий. Интересно узнать, с какими формулировками временно запретили пьесу до 1943 года, вроде всё "чин-чинарём". Царь, жандармы, дворянское сословие, все как "положено" - плохие. Ан нет (рыло в пуху, как всегда?).
Немного намудрили с гримом Лаврентьевой, похоже пытались четко "под Натали", но что-то не вышло, немного нелепо получилось.
№71 Гамаюн
...
Тогда старели намного раньше. И 29 лет - это нынче ещё молоденькая девица, тогда это суперперестарок.
Если Вы видели фотографический портрет Натальи Николаевны, где ей около 50 лет, - боже мой, это старушка лет 65, по нынешним меркам.
Екатерина же и в молодости красотой не блистала, так, обыкновенная, особенно на фоне Натали.
Не знаю, чем Вам так не угодила актриса, её играющая.
Хорошо, зайдем с другой стороны. Разница в возрасте у Дантеса и Екатерины была 4 года, у актеров, их играющих в этом фильме, - 8 лет. Согласитесь, это не одно и то же. К тому же Вяземский и другие отмечали, что Екатерина после свалившегося на нее счастья помолодела (Вяземский пишет, на 10 лет) и похорошела. По фильму же получается, что, наоборот, постарела и подурнела. Как ни крути, все равно диссонанс.
Н.Н. даже по тем меркам постарела все таки слишком рано. Проблемы со здоровьем, наверное, переживания за младшую дочь Пушкина, та, кстати, и в более преклонном возрасте, чем Н.Н., выглядела очень моложаво.
отзывы
Он был снят тогда, когда ещё помнили, что значит поэт в России. Но главное — предчувствие...
Вот какое дело...
В 1830-е годы авторитет Пушкина никуда не исчез. ЧТО такое Пушкин — видели и во дворцах, и в разночинных каморках. Да вот вИдение-то истощалось...
Публике проще простого было променять Пушкина на Бенедиктова и Марлинского. Думающая молодежь? Так она поневоле разбиралась и с иными, не менее сложными веяниями... Недумающая? Судила о Пушкине по эпиграммам. В крайнем случае — по любовной лирике.
Пушкин перед смертью мыслил и чувствовал вглубь, работал, обязывая людей думать... А его меняли на очередного кумира, которого потом сами же и сбрасывали с постамента.
"Не убьем — не пожалеем" (с).
Вот и фильм получился о конфликте гения с пустотой, которая окружает... Причём не может её заполнить даже никакая дружба прежних лет.
Неграмотные мужики, люди из городских низов (вплоть до ростовщика)... Жандармы, и те поняли Пушкина лучше, чем те, кто... Должен был бы. А не понимал. Полностью, во всяком случае. ("Идеологи режима" типа Уварова, правда, как раз всё сознавали. Но расчетливому Уварову не дано было переступить через амбиции. Лично Пушкин ему мешал).
Пишите что хотите в ответ. Но по фильму выходит так.
После 1986 года прошло пять лет. И — началось торжество всепоглощающего утилитаризма. Поэт в России окончательно стал меньше, чем поэт. И не только потому, что нового Пушкина конец ХХ века не выдвинул. Сознание у людей изменилось.
Так я к чему веду?.. Фильм об этом и напророчил...
Осталось в обоих случаях одно. ВЕЧНОСТЬ.
... А как Сергей Безруков Пушкина точно играть нельзя (как, впрочем, и Есенина с Высоцким :)).
Отдельно несколько слов об Александре Калягине. Прекрасный актёр, но роль Жуковского совершенно не его. ИМХО.
А Марку Кириллову большое спасибо за стихотворение "Старый Пушкин". ЗдОрово написано и вовремя ко мне пришло.
Насчёт того же, что "Пушкина играть нельзя". Можно. Только уметь надо. В советские годы Александра Сергеевича блестяще сыграли:
- Валентин Литовский ("Юность поэта" (1937), режиссёр Абрам Народицкий)
- Пётр Алейников (!) ("Глинка" (1946), режиссёр Лео Арнштам)
- Лев Дурасов ("Композитор Глинка" (1952), режиссёр Григорий Александров)
- Александр Палеес ("Разбудите Мухина" (1968), режиссёр Яков Сегель)
... А как Сергей Безруков Пушкина точно играть нельзя (как, впрочем, и Есенина с Высоцким :)).
Старый Пушкин
И Пушкин, возможно, состарившись, стал бы таким,
Как Тютчев и Вяземский или приятель Языков.
Всплывала бы к небу поэм величавых музыка,
Как царских салютов торжественный медленный дым.
И Пушкин, возможно, писал бы с течением дней
О славе державы, о тени великой Петровой, —
Наставник наследника, гордость народа и трона,
В короне российской один из ценнейших камней.
Спокойно и мудро он жил бы, не зная тревог.
Настал бы конец многолетней и горькой опале.
И люди при встрече шептали бы имя его,
И, кланяясь в пояс, поспешно бы шапки снимали,
Когда, оставляя карету свою у крыльца,
По роскоши выезда первым сановникам равен,
Ступал он степенно под светлые своды дворца,
С ключом камергера, мерцая звездой, как Державин.
Царем и придворными был бы обласкан поэт.
Его вольнодумство с годами бы тихо угасло.
Писалась бы проза. Стихи бы сходили на нет,
Как пламя лампады, в которой кончается масло.
И мы вспоминаем крылатку над хмурой Невой,
Мальчишеский профиль, решетку лицейского сада,
А старого Пушкина с грузной седой головой
Представить не можем; да этого нам и не надо.
(С) Александр Городницкий, 1978
дуэль Поэта была недостойна его таланта и последствия дуэли выглядят не только как победа интриг, но и как результат подчинения Поэта ложным "дворянским понятиям чести" и как кара за образ жизни Поэта и его жены. Подленькие интриги светского общества сгубили Поэта, а сам Пушкин и особенно его жена Гончарова не сделали все возможное, чтобы этого избежать. Это вызывает не только сожаление, но и разочарование. "Умейте властвовать собой!" Сказано отлично, но сам Пушкин собою не властвовал, и это видно в фильме, в результате его жизнь оборвана в 37 лет и можно только догадываться, как много он смог бы сделать еще...
... Пьеса "Дни Турбиных" шла с аншлагами во МХАТе вплоть до 1941, пока не погибли все декорации и костюмы, отправленные заранее в Минск летом 41 года перед гастролями. Спектакль возобновили в 50-е годы.
... Это не случайность. Булггаков много писал в различные инстанции, боролся за то, чтобы его печатали.В 1930 Булгаков обратился к Сталину и правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе.
Вересаев не то издание, биография Пушкина напечатана в нем с искажениями.
Andrew (Москва)
... На это я Вам могу ответить. Автор - Михаил Булгаков. Неблагонадёжный автор. Подлежит запрету. Весь, чохом.
Andrew (Москва)
... А в 1943 какому-то ответственному товарищу пьеса попалась на глаза. Почитал со скуки. Вроде всё правильно, общей линии не противоречит, почему не сделать исключение? Разрешить, в индивидуальном порядке. Чисто случайность, для пьесы благоприятная.
... Кстати любопытно посмотреть линейку книга Вересаева-пьеса-пара спектаклей-фильм меняется трактовка в пользу большей неопределённости...
Вересаев не то издание, биография Пушкина напечатана в нем с искажениями.
Немного намудрили с гримом Лаврентьевой, похоже пытались четко "под Натали", но что-то не вышло, немного нелепо получилось.
...
Тогда старели намного раньше. И 29 лет - это нынче ещё молоденькая девица, тогда это суперперестарок.
Если Вы видели фотографический портрет Натальи Николаевны, где ей около 50 лет, - боже мой, это старушка лет 65, по нынешним меркам.
Екатерина же и в молодости красотой не блистала, так, обыкновенная, особенно на фоне Натали.
Не знаю, чем Вам так не угодила актриса, её играющая.
Н.Н. даже по тем меркам постарела все таки слишком рано. Проблемы со здоровьем, наверное, переживания за младшую дочь Пушкина, та, кстати, и в более преклонном возрасте, чем Н.Н., выглядела очень моложаво.