“Мать и сын”… Еще один фильм Александра Сокурова --история идеальных человеческих отношений — любви, терпения и глубокой привязанности сына к матери. Мать угасает, сын безмолвно прощается с ней, страшась этой разлуки и одновременно к ней готовясь. "Фильм снимался в течение полутора недель в России и восемь дней в Германии. Было опасение, что картина с таким содержанием вызовет неприятие... Во время съемок мы говорили о смерти, как о единственно главном событии в жизни человека. Именно в жизни. Я настаиваю. Никто ведь не знает, каково следующее за ним событие..." (из интервью режиссера Сокурова).... Ожидать от него же особого позитивизма , или динамики, или специальных слов, полагаю, не получается, даже если отчетливо понимаешь, что фильм о чем-то очень важном. Перед зрителем история взаимоотношений матери и сына, история прощания, история угасания. В этот хронометраж втиснуто столько всего, что казалось бы, человек смотрящий, воспринимающий это кино, должен просто разорваться от количества мощных разрушительных эмоций,... потому что все, что происходит в фильме, -- это необратимая данность человеческой жизни, о которой все всё знают, но которую мучительно осмыслять. Но не у каждого контакт такой получается : не прочувствован фильм, нет погружения в него. В картине мало слов, да и те, что есть, по большей части, невнятное бормотание. Внешнего действия (по сокуровски ) практически нет, буря разыгрывается во внутренних мирах героев. Фильм очень медленно перетекает от кадра к кадру. Тут напрочь отсутствуют все прописные истины, которые свойственны драматургии кинематографа (ни неопределённостей , ни кульминаций, ни конфликтов). И, полагаю, потому современному зрителю очень трудно этот фильм воспринять. Cкорее -- это просто рассказ, который почему-то вдруг исполнен визуально. Это потрясающая по силе воздействия, безумно грустная, и очень красивая история. За что благодарность сценаристу Юрию Арабову, постоянному соратнику Сокурова. Но, и безусловно, фильм в целом, совершенно на особенного, подготовленного зрителя. Александр Сокуров вообще не из тех, кто снимает для широкой аудитории, у него всегда свой зритель. На его фильмы надо настроиться и приготовить свою душу к созерцанию этого зашифрованного послания к человеку.... Что могу сказать:смотрел не отрываясь, съемки изумительные в те времена, полагаю, так снимать было тяжело, я думаю:ветер, вихри,тучи, тени...немного жутко становится на душе. А вообще подборка актеров изумительная! Исполнитель роли сына Алексей Ананишнов из России вновь появился у Сокурова спустя девять лет после того, как снялся у него же в главной роли в картине «Дни затмения». А немка Гудрун Гейер, совершенно собственный выбор режиссера, это ее дебют и единственная роль в кино, и она , как и Ананишнов, не профессионал. … Затронутая авторами тема -- всегда действующая, смерть тяжелая штука и не легко умереть, это точно и очень наглядно показано, но почему-то сильной любви я не почувствовал сына к матери, наверно, это какая- то сильная привязанность.... Мать: “Как грустно. Тебе ведь все равно придется пережить то же, что переживаю сейчас я. Это так несправедливо”.Сын: “Мы встретимся с тобой там же, где и договорились. Жди меня. Потерпи, милая моя. Потерпи.” ….ИМХО, Фильм заставляет о многом задуматься. Как неправильно человек живет… Как отдаляется от своих родителей… «Поговорить бы с ними — и есть о чем — да все как-то нет времени»…А потом это неизбежно повторяется в отношениях с собственными детьми... И еще. Мать говорит:"Жить одному не сложно..." я понял, что она этим хотела сказать, как без любимого человека жить тяжело... Все это настолько сильно, мощно, что как то забываешь, что это « просто ” кино. Не хочется напыщенности, но в голову приходит только Рембрант на плёнке. Операторская работа -- Алексей Федоров, еще один человек из постоянной команды Сокурова, выше всяких слов…. Это фильм, и безусловно, не для разового просмотра. До него нужно дорасти. Чтобы его понять (может быть ), нужно пройти через потери близких. Кому-то он покажется скучным, потому что сюжет действительно не развивается, видеоряд не завораживает красотой. Всё очень просто, малобюджетно. Но тема настолько глубока, что говорить о технической стороне, на мой взгляд, совершенно не стоит.....Фильм не для всех….
Благодарна Александру Сокурову, актерам и другим создателям фильма. Необыкновенно светлый, ясный, очень живописный, умиротворяющий фильм. Растворилась в нем, любуясь (от слова "любовь").
Фильм - абсолютный шедевр, это необсуждаемо. Он не мрачный, он грустный и очень красивый, каждый кадр - как полотно великого художника. В нем есть одно необыкновенное для сегодняшнего кино качество - одухотворенность. Расставания двух самых близких людей на земле - матери и сына, расставания в земной жизни - это трагедия, но это та связь, которую невозможно разорвать. Она с нами до конца наших дней, мы всегда - дети своих родителей, и если человек теряет эту связь - он разрушается.
фильм мне не понравтлся.Очень гнетущий.мрачный.Все в серых тонах.Все кино таскает из угла в угол свою мать.слов не разобрать.Вообщем ужас.После просмотра хочется сразу чего то светлого.радостного.
Фильм великолепен, огромен и глубок.Каждый кадр достоин Эрмитажа, звуковой ряд интересен безмерно, фильм воздействует мощнейшим образом, но не уходит ощущение какой-то скрытой патологии в глубине этого фильма, словно тебя незаметно, с умыслом или нет , но накормили человечиной.
Словно само Время запечатлело на невидимую кинопленку последние мгновения жизни двух близких, самых близких друг другу людей пред Вечным и представило нашему взору... Но взору внутреннему, подсознательному. Всё как во сне... Всё, что я вижу на экране - всё словно возникает в этот момент во мне самой... но не сознании, а где-то там, где рождаются сны...
Александру Сокурову, по его собственному признанию, сны не снятся никогда (?!) Но зато он обладает Даром создавать их на экране... А я, видимо, обладаю способностью, которая уже перешла в духовную потребность, погружаться в эти сокуровские киносны - как в свои...
отзывы
Или нет такого жанра? Кто-нибудь может уточнить?
Александру Сокурову, по его собственному признанию, сны не снятся никогда (?!) Но зато он обладает Даром создавать их на экране... А я, видимо, обладаю способностью, которая уже перешла в духовную потребность, погружаться в эти сокуровские киносны - как в свои...