Сергей!
/Это как, когда скажем Вера умирает - одновременно размышлять, что это символизирует. По-моему, это уместно делать после просмотра./
Нет!
Я нигде не написал, что необходимо это делать одновременно – тут каждый, в меру способностей, воспринимает картину. И если не удаётся существовать в двух плоскостях, то возможно это делать последовательно, посмотрев фильм уже под другим углом восприятия. Можно и анализировать после просмотра.
Я лишь утверждал, что у картины существует второе дно, основанное на символах!
И отказывая себе в анализе этой стороны картины, ища ответы только в сюжете, Вы обрекаете себя на заведомую неполноту.
Людмила!
Очень интересный взгляд!
А что, если это Душа отвергла Марка? Не он её, а она его?
Что если Душа обитает только в человеке, способном её приютить?
И если чувствует она, что ей тесно, то покидает человека своим участием и улетает раньше физической смерти.
Бессмертна - после того, как расстается с телом. Но пока она в теле, ее можно убить.
"Убить" - конечно, не следует понимать буквально. Синонимы слова "убить", в данном случае - продать, подавить, заглушить, погубить... в т.ч. - не дать развиваться. Все, что не на пользу Душе - все убийство Души. Лично я так думаю:) И потом: как, в таком случае, понимать выражение: "Душу свою бессмертную погубил"?
Все мы, люди, изгнанники, и вся наша жизнь - есть Изгнание из Рая.
Мне кажется, никто нас из Рая не изгонял, это церковь придумала, чтобы пряник был для дрессировки. А мы как жили, так и живем в Раю (если не верите - попробуйте сконструировать Рай для всех, и что кроме нашей жизни у Вас получится?). Так что изгоняем себя из Рая мы сами.
Марк медленно, последовательно и методично убивал свою Душу
Вы только что сказали что Душа бессмертна, так что у Марка вряд ли что получилось. Можно только не дать ей развиваться, что он и сделал - а она тогда сама уходит.
Марк скорее ОТВЕРГ, УБИЛ в себе Веру (Душу). Душа, конечно, бессмертна - если только Душу не убивают еще при жизни. Марк именно УБИЛ собственную Душу - при жизни - собственным сознанием.Была, была у него Душа - мучила, не давала покоя, болела... За отца... за детей... за непутевую жизнь свою.Пусть сознание и твердит без конца по поводу детей: их нет, их нет. Пусть сознание заставляет окунаться с головой в мир криминала, денег и женщин. Но! Душу ведь не обманешь. (Отсюда - все эти "сидения" в доме.). Душу не обманешь, но убить - можно. И Марк медленно, последовательно и методично убивал свою Душу... Пока окончательно не убил. Его слова - в ответ на вопрос Алекса: "Что нужно сделать" - "Похоронить Веру" - это последний удар, который он (его сознание) наносит своей Душе. После этого Марк скоропостижно умирает.
Ну, а Роберт? Какую роль он "играет" во всей этой "истории"? У Вас есть мнение на этот счет? :)
Кстати, по поводу смысла названия фильма. Мне этот смысл представляется следующим образом. Все мы, люди, изгнанники, и вся наша жизнь - есть Изгнание из Рая. Но даже находясь уже в Изгнании - в этой Жизни, - мы сами себя умудряемся изгонять еще куда-то - в Смерть вечную. Марк изгоняет собственную Душу - своим "упертым" сознанием. Алекс изгоняет собственного ребенка (не дав ему даже войти в эту жизнь) - не чувствуя, не ощущая, что это его ребенок. И лишь Вера, изгоняя саму себя, совершает своеобразное жертвоприношение: она как бы жертвует своей жизнью - ради наделения Алекса Душой. У меня нет никаких сомнений, что Душа Веры переходит к Алексу - и в этом СВЕТ и НАДЕЖДА. Поэтому-то фильм - СВЕТЛЫЙ.
Мне представляется, что смотреть фильм необходимо в двух плоскостях – в плоскости сюжета, когда персонажи рассматриваются людьми и возникает «сопереживание», и в плоскости символов и условностей, которые эти символы обозначают, и происходит озарение и познание второго дна в произведении, создающего необходимую глубину!
Это как, когда скажем Вера умирает - одновременно размышлять, что это символизирует. По-моему, это уместно делать после просмотра.
Мне представляется, что смотреть фильм необходимо в двух плоскостях – в плоскости сюжета, когда персонажи рассматриваются людьми и возникает «сопереживание», и в плоскости символов и условностей, которые эти символы обозначают, и происходит озарение и познание второго дна в произведении, создающего необходимую глубину!
Жигинас Сергей.
/символу не сочувствуешь (в прямом смысле этого слова) - у символа чувств нет/
Главное, чтобы эти «чувства» возникали у зрителей!
Символ же бывает наделён всеми человеческими качествами.
Скажем, Джон Леннон – символ целого поколения!
И когда больное мировоззрение вырвало его из круга живущих, то разве ему не сочувствовали люди? Равно, впрочем, как и себе от ощущения утраты.
Мне представляется, что смотреть фильм необходимо в двух плоскостях – в плоскости сюжета, когда персонажи рассматриваются людьми и возникает «сопереживание», и в плоскости символов и условностей, которые эти символы обозначают, и происходит озарение и познание второго дна в произведении, создающего необходимую глубину!
Только в таком случае возможно понимание картины и того, что хотел донести до нас автор!
Если же Вы решите придерживаться одной из плоскостей восприятия, то лишите себя много из того, что задумывалось.
Вначале фильма Марк и Алекс значительно ближе друг к другу, чем ко всем остальным людям. Надо думать и с Душей у них примерно одинаково. Алекс воспринимается как Марк, мучительно делаюший шаг вперед. А Марк и Вера остались на своих позициях и были изгнаны из жизни.
Он не обрёл своей Веры и разбился о Жизнь
То же можно сказать и про Веру (жену Алекса).
Насчет того, что герои фильма символы или идеи - то с этим вряд ли согласятся все те, кто ПЕРЕЖИЛ, а не ПРОСМОТРЕЛ этот фильм - символу не сочувствуешь(в прямом смысле этого слова) - у символа чувств нет
Людмила, Вы очертили очень любопытный вопрос!
А действительно, есть ли у человека носившего признаки Смерти (запах тому доказательство) Душа?
Если рассматривать Марка с позиции человека, то, полагаю, Душа у него всё же была. Пусть не наполненная светом и чуть высохшая от неприкаянности и тоски… но в том и была неустроенность этого человека, его пустое хождение по белому свету.
Он не обрёл своей Веры и разбился о Жизнь.
Но может ли Душа быть вполне тем понятием, которое мы за ним закрепили, если не наполнена Верой?
К чему такая душа без Веры?! Это как не надутый воздушный шарик – предмет лишённый основных достоинств и красоты, а также главного своего свойства.
Но если допустить, что Марк был символом, то Души у него быть не могло, потому как когда приходит Смерть, Душа прощается с телом. Они не совместимы в одном пространстве.
Смерть забирает тело, но Душа ей неподвластна, т.к. относится к осколку Высшего Разума и следует путями, предначертанными иным Властителем, коему, вероятно, и принадлежит, в конечном счёте.
Ты меня запутал, а я не хочу ловить тебя на слове.
Только как же Марк?
По твоим рассуждениям он ближе к пониманию веры и любви, чем Алекс, потому как не испытывал боли и страданий.
Неужели жизненный опыт Алекса не дает ему право на свои собственные выводы о вере и любви? Мне кажется Алекс именно такой.
Вообщем на время праздников беру перерыв, не хочется ломать голову над лабиринтами фильма.
К тому же не могу понять с какого места я должна осмысливать этот фильм. С начала , с середины или с конца. У меня не выстраиваются события в одну цепочку. И должна же быть «точка отсчета», исходя из которой надо оценивать все и вся. Для себя я конечно определила "точкой отсчета" Алекса. Его жизнь - прошлую, настоящую и будущую. И к этой жизни нужно прилепить "изгнание", и вдобавок ко всему увидеть вместе с героем свет.)))
Зиночка
Когда человек испытывает боль и страдания (как это наблюдаем у Алекса) - это значит он что-то не то делает, или что-то не так понимает. Чтобы избавиться от боли он должен либо что-то делать по-другому (или не делать вообще), либо что-то понять по-другому.
И если он с этим справился, то это уже несколько другой человек (либо опытнее, либо мудрее чем был). Если он не справился - он продолжает страдать (изгнание из рая) или погибает (изгнание из жизни).
...под "все, что произошло с Алексом" я имел ввиду изменения в нем самом, а не сюжет.
Не поняла. Можно подробнее. Мне казалось герой должен меняться вместе сюжетом. А что не связано с сюжетом?
Вообще-то для меня Алекс не изменился, особенно в отношении детей, и он для меня положителен с самого начала.
Да нет - и Алексу, и всем тем кто пережил этот фильм до "пройденных этапов" еще далеко ...
Зиночка, под "все, что произошло с Алексом" я имел ввиду изменения в нем самом, а не сюжет.
Значит Вера и Любовь пройденный этап, остались Надежда и мать их Софья)))
Да нет - и Алексу, и всем тем кто пережил этот фильм до "пройденных этапов" еще далеко ...
Грустить — не значит впадать в пессимизм и тоску. Грустить — это ведь и думать о своем предназначении в жизни, стараться устранить несовершенства, мешающие жить...
Я клянусь, что это любовь была,
посмотри: ведь это ее дела.
Но знаешь, хоть Бога к себе призови,
разве можно понять что-нибудь в любви?
Философ Калил Джебран, в своем известном произведении 'Пророк' писал:
Гениально! Мне нечего ни прибавить, ни возразить:) Остается только предположить, что Вера читала (в отличие от меня:) философа Калила Джебрана:) А почему бы и нет?:)
Кстати, мне теперь абсолютно стали понятны слова, сказанные отцом сыну (фильм Сокурова "Отец и сын"): "Ты следующий в этой жизни, а я за тобой". Именно так: дети следуют впереди родителей, а родители остаются позади.
Небольшое отступление. Вот еще два фильма - "Отец и сын" и "Мать и сын" (оба - Сокурова), которые тоже не являются отображением реальной жизни людей, а представляют собой словно отображение душ - в чистом виде. Именно так эти два фильма Сокурова я и воспринимаю - как отображение души в чистом виде. Но поскольку это все же невозможно - показать душу в чистом виде, - автору приходится показывать ее опосредованно - через физические тела персонажей, в надежде на то, что зрители все поймут (главным образом, почувствуют) правильно. Недаром в этих фильмах также стерты все приметы конкретных времени и пространства, равно как стерт и "сюжет" - его просто нет. Но вот парадокс! Зрители (кинокритики, журналисты (!)) начинают "цепляться" за картинку - и спрашивают автора: "Это про инцест?" Да-а-а... что тут скажешь? Остается только повторить вслед за Сокуровым: лечиться! Но я отвлеклась:)
Почему же все-таки Вера говорит Алексу, что ребенок не его? Потому, что он его только наполовину - биологически. Но Души Алекса в этом ребенке нет (поэтому Вера и говорит, что не хочет рожать умирающих). Как можно дать то, чего у тебя самого нет? Конечно, номинально душа у Алекса имеется - не труп же он ходячий)) Но в высшем смысле - Душа, которая способна страдать, болеть, мучаться, которая способна понять (почувствовать) все без слов, т. к. обладает чутьем,- нет. Алекс - это разум. Все, что не постигается, не осмысливается его разумом мгновенно, а требует душевных усилий, интуиции, чутья - все это Алексу не доступно. Он не знает (не улавливает) "а чем это пахнет в доме?" - "Не знаю... А чем?"; он не знает( ему это не интересно) "а почему ручей не течет" - "Да бог его знает"( это вопросы с которыми к нему обращается Кир); он также не может ответить на вопрос дочки: "Пап, а почему у других могил есть надписи, а дедушки нету?" - "Не знаю, - отвечает. - наверно, он так хотел". Но! Алекс абсолютно точно знает, что орехи "ЕЩЕ КАК СОЗРЕЛИ!" Вот тут никакого чутья, никаких усилий души не требуется: расколи орех - и поймешь, что он созрел)) Видимо, и Веру Алекс желал бы вот так же "расколоть" - как орех. Ответ Алекса на наивный вопрос дочки - это абсолютное свидетельство (для меня, во всяком случае) того, что их - Алекса и Марка - отец умер в одиночестве, и хоронили его чужие люди - возможно, Георгий (вспомните слова Георгия: "Отец тосковал больно"). В ответе на вопрос дочки - весь Алекс.
selpet, как Вы думаете: а у Марка есть Душа? Хотелось бы, чтобы Вы обосновали свое мнение:)
P.S. Да, я тоже воспринимаю "Изгнание", как светлый фильм. Светлый - это в том смысле, что, несмотря ни на что, фильм оставляет в душе ощущение надежды. Поэтому я лично могу смотреть "Изгнание" бесконечно, в отличие, скажем, от фильмов Ларса фон Триера, где этой надежды нет и не может быть в принципе.
Точно так же "светло", кстати, я воспринимаю "Преступление и наказание" Достоевского - в отличие, например, от "Мадам Бовари" Флобера. :)
... все, что произошло с Алексом - дело Веры, и ее заслуга, и ее торжество.
Я промолчу)))
Значит Вера и Любовь пройденный этап, остались Надежда и мать их Софья)))
Фильмы Звягинцева - это что-то личное, потому что слишком прочувствованы каждая фраза и эпизод. Мне так кажется. Просто так, от нечего делать такого не придумать.
отзывы
/Это как, когда скажем Вера умирает - одновременно размышлять, что это символизирует. По-моему, это уместно делать после просмотра./
Нет!
Я нигде не написал, что необходимо это делать одновременно – тут каждый, в меру способностей, воспринимает картину. И если не удаётся существовать в двух плоскостях, то возможно это делать последовательно, посмотрев фильм уже под другим углом восприятия. Можно и анализировать после просмотра.
Я лишь утверждал, что у картины существует второе дно, основанное на символах!
И отказывая себе в анализе этой стороны картины, ища ответы только в сюжете, Вы обрекаете себя на заведомую неполноту.
Людмила!
Очень интересный взгляд!
А что, если это Душа отвергла Марка? Не он её, а она его?
Что если Душа обитает только в человеке, способном её приютить?
И если чувствует она, что ей тесно, то покидает человека своим участием и улетает раньше физической смерти.
"Убить" - конечно, не следует понимать буквально. Синонимы слова "убить", в данном случае - продать, подавить, заглушить, погубить... в т.ч. - не дать развиваться. Все, что не на пользу Душе - все убийство Души. Лично я так думаю:) И потом: как, в таком случае, понимать выражение: "Душу свою бессмертную погубил"?
Ну, а Роберт? Какую роль он "играет" во всей этой "истории"? У Вас есть мнение на этот счет? :)
Кстати, по поводу смысла названия фильма. Мне этот смысл представляется следующим образом. Все мы, люди, изгнанники, и вся наша жизнь - есть Изгнание из Рая. Но даже находясь уже в Изгнании - в этой Жизни, - мы сами себя умудряемся изгонять еще куда-то - в Смерть вечную. Марк изгоняет собственную Душу - своим "упертым" сознанием. Алекс изгоняет собственного ребенка (не дав ему даже войти в эту жизнь) - не чувствуя, не ощущая, что это его ребенок. И лишь Вера, изгоняя саму себя, совершает своеобразное жертвоприношение: она как бы жертвует своей жизнью - ради наделения Алекса Душой. У меня нет никаких сомнений, что Душа Веры переходит к Алексу - и в этом СВЕТ и НАДЕЖДА. Поэтому-то фильм - СВЕТЛЫЙ.
И это правильно!:)
/символу не сочувствуешь (в прямом смысле этого слова) - у символа чувств нет/
Главное, чтобы эти «чувства» возникали у зрителей!
Символ же бывает наделён всеми человеческими качествами.
Скажем, Джон Леннон – символ целого поколения!
И когда больное мировоззрение вырвало его из круга живущих, то разве ему не сочувствовали люди? Равно, впрочем, как и себе от ощущения утраты.
Мне представляется, что смотреть фильм необходимо в двух плоскостях – в плоскости сюжета, когда персонажи рассматриваются людьми и возникает «сопереживание», и в плоскости символов и условностей, которые эти символы обозначают, и происходит озарение и познание второго дна в произведении, создающего необходимую глубину!
Только в таком случае возможно понимание картины и того, что хотел донести до нас автор!
Если же Вы решите придерживаться одной из плоскостей восприятия, то лишите себя много из того, что задумывалось.
Насчет того, что герои фильма символы или идеи - то с этим вряд ли согласятся все те, кто ПЕРЕЖИЛ, а не ПРОСМОТРЕЛ этот фильм - символу не сочувствуешь(в прямом смысле этого слова) - у символа чувств нет
/а у Марка есть Душа?/
Людмила, Вы очертили очень любопытный вопрос!
А действительно, есть ли у человека носившего признаки Смерти (запах тому доказательство) Душа?
Если рассматривать Марка с позиции человека, то, полагаю, Душа у него всё же была. Пусть не наполненная светом и чуть высохшая от неприкаянности и тоски… но в том и была неустроенность этого человека, его пустое хождение по белому свету.
Он не обрёл своей Веры и разбился о Жизнь.
Но может ли Душа быть вполне тем понятием, которое мы за ним закрепили, если не наполнена Верой?
К чему такая душа без Веры?! Это как не надутый воздушный шарик – предмет лишённый основных достоинств и красоты, а также главного своего свойства.
Но если допустить, что Марк был символом, то Души у него быть не могло, потому как когда приходит Смерть, Душа прощается с телом. Они не совместимы в одном пространстве.
Смерть забирает тело, но Душа ей неподвластна, т.к. относится к осколку Высшего Разума и следует путями, предначертанными иным Властителем, коему, вероятно, и принадлежит, в конечном счёте.
А какая Ваша точка зрения?
Ты меня запутал, а я не хочу ловить тебя на слове.
Только как же Марк?
По твоим рассуждениям он ближе к пониманию веры и любви, чем Алекс, потому как не испытывал боли и страданий.
Неужели жизненный опыт Алекса не дает ему право на свои собственные выводы о вере и любви? Мне кажется Алекс именно такой.
Вообщем на время праздников беру перерыв, не хочется ломать голову над лабиринтами фильма.
К тому же не могу понять с какого места я должна осмысливать этот фильм. С начала , с середины или с конца. У меня не выстраиваются события в одну цепочку. И должна же быть «точка отсчета», исходя из которой надо оценивать все и вся. Для себя я конечно определила "точкой отсчета" Алекса. Его жизнь - прошлую, настоящую и будущую. И к этой жизни нужно прилепить "изгнание", и вдобавок ко всему увидеть вместе с героем свет.)))
Когда человек испытывает боль и страдания (как это наблюдаем у Алекса) - это значит он что-то не то делает, или что-то не так понимает. Чтобы избавиться от боли он должен либо что-то делать по-другому (или не делать вообще), либо что-то понять по-другому.
И если он с этим справился, то это уже несколько другой человек (либо опытнее, либо мудрее чем был). Если он не справился - он продолжает страдать (изгнание из рая) или погибает (изгнание из жизни).
Вообще-то для меня Алекс не изменился, особенно в отношении детей, и он для меня положителен с самого начала.
Грустить — не значит впадать в пессимизм и тоску. Грустить — это ведь и думать о своем предназначении в жизни, стараться устранить несовершенства, мешающие жить...
Я клянусь, что это любовь была,
посмотри: ведь это ее дела.
Но знаешь, хоть Бога к себе призови,
разве можно понять что-нибудь в любви?
Б.Окуджава
Кстати, мне теперь абсолютно стали понятны слова, сказанные отцом сыну (фильм Сокурова "Отец и сын"): "Ты следующий в этой жизни, а я за тобой". Именно так: дети следуют впереди родителей, а родители остаются позади.
Небольшое отступление. Вот еще два фильма - "Отец и сын" и "Мать и сын" (оба - Сокурова), которые тоже не являются отображением реальной жизни людей, а представляют собой словно отображение душ - в чистом виде. Именно так эти два фильма Сокурова я и воспринимаю - как отображение души в чистом виде. Но поскольку это все же невозможно - показать душу в чистом виде, - автору приходится показывать ее опосредованно - через физические тела персонажей, в надежде на то, что зрители все поймут (главным образом, почувствуют) правильно. Недаром в этих фильмах также стерты все приметы конкретных времени и пространства, равно как стерт и "сюжет" - его просто нет. Но вот парадокс! Зрители (кинокритики, журналисты (!)) начинают "цепляться" за картинку - и спрашивают автора: "Это про инцест?" Да-а-а... что тут скажешь? Остается только повторить вслед за Сокуровым: лечиться! Но я отвлеклась:)
Почему же все-таки Вера говорит Алексу, что ребенок не его? Потому, что он его только наполовину - биологически. Но Души Алекса в этом ребенке нет (поэтому Вера и говорит, что не хочет рожать умирающих). Как можно дать то, чего у тебя самого нет? Конечно, номинально душа у Алекса имеется - не труп же он ходячий)) Но в высшем смысле - Душа, которая способна страдать, болеть, мучаться, которая способна понять (почувствовать) все без слов, т. к. обладает чутьем,- нет. Алекс - это разум. Все, что не постигается, не осмысливается его разумом мгновенно, а требует душевных усилий, интуиции, чутья - все это Алексу не доступно. Он не знает (не улавливает) "а чем это пахнет в доме?" - "Не знаю... А чем?"; он не знает( ему это не интересно) "а почему ручей не течет" - "Да бог его знает"( это вопросы с которыми к нему обращается Кир); он также не может ответить на вопрос дочки: "Пап, а почему у других могил есть надписи, а дедушки нету?" - "Не знаю, - отвечает. - наверно, он так хотел". Но! Алекс абсолютно точно знает, что орехи "ЕЩЕ КАК СОЗРЕЛИ!" Вот тут никакого чутья, никаких усилий души не требуется: расколи орех - и поймешь, что он созрел)) Видимо, и Веру Алекс желал бы вот так же "расколоть" - как орех. Ответ Алекса на наивный вопрос дочки - это абсолютное свидетельство (для меня, во всяком случае) того, что их - Алекса и Марка - отец умер в одиночестве, и хоронили его чужие люди - возможно, Георгий (вспомните слова Георгия: "Отец тосковал больно"). В ответе на вопрос дочки - весь Алекс.
selpet, как Вы думаете: а у Марка есть Душа? Хотелось бы, чтобы Вы обосновали свое мнение:)
P.S. Да, я тоже воспринимаю "Изгнание", как светлый фильм. Светлый - это в том смысле, что, несмотря ни на что, фильм оставляет в душе ощущение надежды. Поэтому я лично могу смотреть "Изгнание" бесконечно, в отличие, скажем, от фильмов Ларса фон Триера, где этой надежды нет и не может быть в принципе.
Точно так же "светло", кстати, я воспринимаю "Преступление и наказание" Достоевского - в отличие, например, от "Мадам Бовари" Флобера. :)
Значит Вера и Любовь пройденный этап, остались Надежда и мать их Софья)))
Фильмы Звягинцева - это что-то личное, потому что слишком прочувствованы каждая фраза и эпизод. Мне так кажется. Просто так, от нечего делать такого не придумать.