Российская киносказка имеет давние традиции, заложенные еще Александром Роу и Александром Птушко. Однако до недавних пор сказочные фильмы должны были подчиняться неписанным правилам. Во-первых, за малым исключением все они снимались для детской аудитории. В-вторых, их действие должно было происходить в стародавние времена, в далеком царстве-государстве. Первое правило диктовало понятную детско-школьным массам стилистику киносказки с четким, ярким изображением и лексикой, где страшное выглядело не очень страшным, а, напротив, скорее смешным и безобидным. Второе правило нарушалось крайне редко, так как волшебники, ведьмы, черти и прочая нечисть, по мысли "высших инстанций", могли восприниматься на фоне современных зданий чуть ли не воплощением авторского мистицизма. В тех же случаях, когда волшебство и колдовство допускалось в "наши дни" (к примеру, в "Снежной сказке" Э.Шенегелая и А.Сахарова), на экране возникали "крамольные" ассоциации и "ненужные" параллели... Словом, появление на российских экранах фильмов, подобных "Омену" или "Сиянию" до поры до времени нельзя было и вообразить.
В 90-х ситуация повернулась на 180 градусов. Российские экраны заполнились леденящими кровь киноужасами и сказками-"страшилками". Вампиры, упыри, вурдалаки, зомби, дьяволы, ведьмы и прочая нечисть стали частыми гостями от Москвы до самых до окраин...
Авторы "Гонгофера" откровенно иронизируют как над старыми, так и над новыми штампами страшных киносказок, однако я бы не решился назвать картину Килибаева пародией в чистом виде. Фантазия на тему, стилизация в духе клиповой эстетики, вот так, наверное, будет точнее.
...Казак Колька вместе со своим дядькой приезжает в столицу на ВДНХ, чтобы купить быка-производителя. Сюжет, достойный "Свинарки и пастуха", благо, что и сама фактура помпезных фонтанов, и открытые, не обремененные излишним интеллектом выражения лиц героев словно созданы для кинематографа, прославляющего доблестный труд и культурный отдых самых лучших в мире колхозников. Но вскоре незамысловатая комедия о впервые попавших в Москву провинциалах прерывается роковой встречей Кольки с белокурой красоткой Ганной, оказавшейся ведьмой. В любовном экстазе она подменяет парню его глаза... Килибаев намеренно снимает эту коварную подмену шокирующе натуралистично. Камера задерживает наше внимание на растекающейся глазной слизи в ладони вероломной Ганны, окруженной адским мерцанием. А дальше начинается цепь забавных и достаточно страшных эпизодов, в которых Колька и его дядька пытаются вернуть украденные очи...
За спиной Бахыта Килибаева уже десяток сценариев и несколько режиссерских работ, поставленных совместно с Александром Барановым. "Гонгофер" его первая "сольная" картина, которую, конечно, можно упрекать в эклектике, перенасыщенности "раствора", в недостаточной стильности и т.д. Но при всем том режиссеру удалось, на мой взгляд, снять динамичное и зрелищное кино, причудливо сочетающее мифы эпохи "соцреализма" со спецэффектами в духе Джо Данте...
Александр Федоров
обсуждение >>