Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Гонгофер (1992)

Гонгофер кадры из фильма
Год
1992
Страна
Россия
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  6.842 / 19 голосов

   
Российские фильмы, созданные в жанре и стилистике «комикса», можно пересчитать по пальцам одной руки. Как правило, они вызывают негативную реакцию, выдавая принципиальную чуждость комикса отечественному менталитету. Слишком уж явное отсутствие какого бы то ни было пафоса и внутренняя холодность при внешней перенасыщенности сюжета коробит чувствительную русскую душу. Разительный тому пример — «Гонгофер» Бахыта Килибаева (автора рекламы АО «МММ», тоже в общем-то напоминающей своеобразный комикс).

Для комикса характерно, во-первых, пренебрежение социально-исторической конкретикой. В «Гонгофере» два казака приезжают в Москву покупать племенного быка. Москва в данном случае вовсе не «столица нашей родины», а опасное чужое место, полное дьявольских соблазнов и наваждений. И кому, как не настоящему казаку, вступить в бой с нечистой силой? В этом смысле «Гонгофер» явно отдает Гоголем, «Пропавшей грамотой» или «Заколдованным местом». И совсем не трудно представить «Вечера на хуторе близ Диканьки» как сборник комиксов на украинские мотивы, как последовательность предельно конкретных ярких картинок с достаточно однообразной тематикой.

Мистическое — вот лучший цементирующий материал для хорошего комикса. И чем более бессмысленной и нелепой предстает мистика, тем более органичным и замкнутым в своей целостности получается произведение. Московская ведьма (а с виду то ли манекенщица, то ли валютная проститутка) с гоголевским именем Ганна соблазняет казака и подменяет ему глаза — были карие, а стали голубые. Зачем — непонятно. Непонятно и упорное желание героя во что бы то ни стало вернуть глаза обратно (если бы цвет не изменился, он бы вообще не заметил подмены). В комиксе желания и поступки персонажей преподносятся как данность, а сказочное условие исполнения желаний — единственный закон, которому подчиняется эта бутафорская реальность. Чтобы получить глаза обратно, казак должен съесть сердце кабана по кличке Гонгофер. («Гонгофер» — самый мистический из сценариев Петра Луцика и Алексея Саморядова, вообще не чуждых фатализма.) Но на этом приключения не кончаются — герои еще попадут в нехорошую квартиру в одной из московских многоэтажек, чтобы вступить в схватку с двумя старухами и двумя собаками. С какого-то момента отслеживать логику таинственных сюжетных взаимосвязей становится совсем трудно, и остается только наблюдать за сочным визуальным рядом и слушать хулиганскую музыку группы «Ноль».

последнее обновление информации: 26.04.24

награды, призы
Диплом Конфедерации СК сценаристам (П.Луцик и А.Саморядов, вкупе со сценариями фильмов «Дети чугунных богов» и «Дюба-Дюба»), специальный приз жюри РКФ «Кинотавр—93» (Сочи): авторское кино; Приз «Золотой Овен» лучшим сценаристам 1993 года (П.Луцик и А.Саморядов).
Российская киносказка имеет давние традиции, заложенные еще Александром Роу и Александром Птушко. Однако до недавних пор сказочные фильмы должны были подчиняться неписанным правилам. Во-первых, за малым исключением все они снимались для детской аудитории. В-вторых, их действие должно было происходить в стародавние времена, в далеком царстве-государстве. Первое правило диктовало понятную детско-школьным массам стилистику киносказки с четким, ярким изображением и лексикой, где страшное выглядело не очень страшным, а, напротив, скорее смешным и безобидным. Второе правило нарушалось крайне редко, так как волшебники, ведьмы, черти и прочая нечисть, по мысли "высших инстанций", могли восприниматься на фоне современных зданий чуть ли не воплощением авторского мистицизма. В тех же случаях, когда волшебство и колдовство допускалось в "наши дни" (к примеру, в "Снежной сказке" Э.Шенегелая и А.Сахарова), на экране возникали "крамольные" ассоциации и "ненужные" параллели... Словом, появление на российских экранах фильмов, подобных "Омену" или "Сиянию" до поры до времени нельзя было и вообразить.
В 90-х ситуация повернулась на 180 градусов. Российские экраны заполнились леденящими кровь киноужасами и сказками-"страшилками". Вампиры, упыри, вурдалаки, зомби, дьяволы, ведьмы и прочая нечисть стали частыми гостями от Москвы до самых до окраин...
Авторы "Гонгофера" откровенно иронизируют как над старыми, так и над новыми штампами страшных киносказок, однако я бы не решился назвать картину Килибаева пародией в чистом виде. Фантазия на тему, стилизация в духе клиповой эстетики, вот так, наверное, будет точнее.
...Казак Колька вместе со своим дядькой приезжает в столицу на ВДНХ, чтобы купить быка-производителя. Сюжет, достойный "Свинарки и пастуха", благо, что и сама фактура помпезных фонтанов, и открытые, не обремененные излишним интеллектом выражения лиц героев словно созданы для кинематографа, прославляющего доблестный труд и культурный отдых самых лучших в мире колхозников. Но вскоре незамысловатая комедия о впервые попавших в Москву провинциалах прерывается роковой встречей Кольки с белокурой красоткой Ганной, оказавшейся ведьмой. В любовном экстазе она подменяет парню его глаза... Килибаев намеренно снимает эту коварную подмену шокирующе натуралистично. Камера задерживает наше внимание на растекающейся глазной слизи в ладони вероломной Ганны, окруженной адским мерцанием. А дальше начинается цепь забавных и достаточно страшных эпизодов, в которых Колька и его дядька пытаются вернуть украденные очи...
За спиной Бахыта Килибаева уже десяток сценариев и несколько режиссерских работ, поставленных совместно с Александром Барановым. "Гонгофер" его первая "сольная" картина, которую, конечно, можно упрекать в эклектике, перенасыщенности "раствора", в недостаточной стильности и т.д. Но при всем том режиссеру удалось, на мой взгляд, снять динамичное и зрелищное кино, причудливо сочетающее мифы эпохи "соцреализма" со спецэффектами в духе Джо Данте...

Александр Федоров

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 14
Кадет Биглер (СПб)   9.03.2025 - 20:49
"Гонгофер - это шутиха с секретом, программно эклектичная, простая, но заковыристая. И как ее оценивать, по законам какого из намешанных тут жанров? Я бы оценивал по "казачьему" жанру -... читать далее>>
№ 13
Кадет Биглер (СПб)   27.05.2023 - 00:38
Но уже на его горло легли руки первого господина, а второй вонзил ему нож глубоко в сердце и повернул его дважды. Потухшими глазами К. видел, как оба господина у самого его лица, прильнув щекой к щеке,... читать далее>>
№ 12
Doctor39 (Калининград)   29.01.2019 - 02:47
Хоть фильм и перенасыщен динамикой, но смотрится скучно, не важно в каком стиле он снят - комиксов, рекламы МММ, или мистического триллера, работа может быть выполнена либо творчески, либо .. так себе,... читать далее>>
№ 11
Злыдень   5.03.2016 - 20:54
... Ничего не вырастает на пустом месте. И мы шли к 90-м долгими десятилетиями - сознательно маскирую и скрывая проблемы. Долгие годы осознанной лжи, лицемерия и демагогии привели нас к ожидаемому результату. ... читать далее>>
№ 10
sam555 (Xtkz,f)   5.03.2016 - 19:22
""№ 9 елена мяу, @e-mail (санкт петербург) 13.04.2013 14:35 Прекрасный, гениальный фильм-притча о русских мужчинах и женщинах и о том, что происходит с людьми в России последние 20 лет.... читать далее>>

Гонгофер (1992): новости >>

Кино-театр.ру в Telegram