Посмотрел. Ну что могу сказать? Фильм так себе, но все таки не халтура. К Мерзликину вообще нет претензий, он актер хороший и старается вытягивать. Если после просмотра интерес к творчеству Вампилова возрастет- уже хорошо.
Анна Барсегова (г. Владивосток) 24.06.2019 - 15:52:01
К сожалению, неубедительная, натянутая, случайная, крайне слабая работа, - фильм вышел искусственный и нудный, - до конца мучилась и надеялась, но бесполезно - на редкость...
Сегодня самый лучший день,
Пусть реют флаги над полками!
Сегодня самый лучший день —
Сегодня битва с дураками.
Как много лет любой из нас,
От них терпел и боль и муки.
Но вышло время — пробил час,
И мы себе развяжем руки.
Друзьям раздайте по ружью,
Ведь храбрецы средь них найдутся.
Друзьям раздайте по ружью,
И дураки переведутся.
Человек опередивший своё время скажут об Александре Вампилове одни, совесть поколения, пафосно изрекут другие, мученик — ответят третьи. И всё это правда, и всё это так. Эх, Русь-Русь, я к тебе ещё вернусь…
Можно ли давать оценку такому фильму, вправе ли нарекать успешно сделанным или малоубедительным. А критиковать? Злобствовать? Указывая на огрехи. Нет, его нужно смотреть как разверзшееся перед нами в один миг время, со счастливой возможностью перенестись едва ли не на пятьдесят лет в прошлое страны. Чтобы знать. Чтобы помнить. И лучше понимать современников с отражённой болью проблематики.
Наше восприятие Вампилова — это Зилов/Олег Даль в «Утиная охота»/«Отпуск в сентябре», это Николай Караченцов и Евгений Леонов в «Старшем сыне», это Родион Нахапетов в «Валентине»/«Прошлым летом в Чулимске». Бесчисленные постановки спектаклей, опускаю. Да и сколько их было, есть и будет ещё. Родник, чистый родник духовности к которому каждый из нас припадает при первых приступах жажды. А скольким зрителям этот взращённый автором пласт культуры вернул силы, очеловечил, облагородил? Стали ли мы лучше? Не знаю, но доброе семя он в нас бросил.
Жил просто и без лукавства, писал также. И Андрей Мерзликин, воплотивший образ на экране теперь всегда будет ассоциироваться с сибирским мужиком, выходцем из народа. Судьба дала ему счастье иметь дар слова, а счастья визуализации своих произведений, почти не предоставила. И коридоры перемешаны застольными беседами в ленте фильма. С правильными и лощёными в пиджаках господами, терпящими и умело пригибающимися в конъюнктурном веянии.
Боль утраты отца красной лентой по всему фильму — не дополучил, не постиг, не понял своего самого главного в жизни мужчины. Не услышал от него нужных слов, не почерпнул житейской мудрости как от самого главного учителя — казнён, расстрелян по Указу от тридцать восьмого. И реабилитирован. Посмертно.
А ты? Ты разве не расстрелян при жизни в своей стране? Расстрелян. Ты жив и как будто бы нет тебя. Нет возможности дышать полной грудью…
- В жизни всего два пути, Саша. Один — против течения, другой — против совести.
Ещё один великий современник, открываемый нам здесь и сейчас, тот что не найдя достойных «бесчинствовал» в портретной компании распивая с Пушкиным, Маяковским и иже с ними, предлагая закусить киличкой Некрасову — Н. М. Рубцов. Удивительно, что оба ушли в 35 лет. Один за одним. С разрывом в год с небольшим. И были дружны, и талант их бил ключом для всеобщей радости. Но в диссиденты записаны не были, по заграницам за пиджаками не ездили. И надобности в них не было ни у кого — ни у КГБ, ни у Союза Писателей.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.
Посмотрел этот фильм. Более всего понравилось, как с точки зрения картинки, видео, снята картина. Эти съемки с верхней точки и другие приемы нравятся.
Музыка вообще никакая. Что за дебил пишет музыку к современным фильмецам, а не только к этому? Она просто сама по себе эдаким фоном идёт. Редко случается, что усиливает впечатление момента, но чаще всего никак не связана с ним.
Игра актёров. А она там была вообще? Никогда не покидало ощущение, что смотрю фильм.
Обсуждать сценарий вообще не тянет.
С первых минут повествования авторы стараются погрузить зрителя в эпоху 1968, когда Вампилов только написал пьесу «Утиная охота». Режиссер-дебютант Виктор Алферов (почти земляк героя, из Бурятии ) по возможности старается очень аккуратно преподносить тот или иной материал. Но тут с самого того начала у него этого реального материала нет, так как сценарист Ольга Погодина-Кузмина, истины для, красивая женшина, но совсем не в теме. Иначе она не нафантазировала встреч героя с Олегом Ефремовым, который ни в одном из своих театров не ставил пьес Александра Вампилова. Не придумывала бы Оттепель, либо "Оттепель", в том же 1968, то есть во времена Леонида Брежнева. Cама история получается где-то увлекательная и интересная, хотя и совершенно поверхностная. Одна из проблем картины, что в постановке не ощущается глубины, в ней нет ярко-визуальной драмы, поэтому история видится неубедительной и даже слабой.......Главный же конфликт сюжета разыгрывается между авторами фильма и его героями. Герои уверяют, что они вовсе не такие, какими видятся авторам, а авторы бьют их по голове и твердят: нет, такие, именно такие. Уникальный случай в теории и практике драматургии кино — сам Вампилов бы, уверяю не додумался бы.......Теперь-почему фильм не понравился. Прежде всего не мог отделаться от мысли, что началась мода на биографии знаковых более-менее в Советской литературе писателей, с неприменный присвоением им прямо с синопсиса титулов великих, выдающихся и гениальных. А фраза " Он задыхался в коридорах и кабинетах. " вообще рисует писателя-жертву режима, как будто кто-то силком забирал его в столицу с сибирских просторов и байкальского свежего воздуха....Лейтмотив для подобного кино может сгодится любой, главное в этой парадигме всегда особенно выделить главного героя (как правило интеллигента), который неизбежно является заложником всей системы (невольник чести) и по каким-либо причинам (как правило, личным и мелочным) непримирим и яростно противостоит ей, но жернова мордора безжалостно перемолотят и выплюнут этого героя. По законам жанра у ГГ просто обязаны обнаружиться родственники (папа/мама/брат/сестра/кум/сват и т. д.), уже предварительно безжалостно перемолотые и невинно замученные тяжелой неволей в неприменном 1937........В таком кино все вышеперечисленное плавает по поверхности и понятно, что и в «Облепиховом лете» тоже за смыслами далеко ходить не пришлось. Уравниловка весьма колоритно визуализирована в облике зализанной девушки, которую видимо следует идентифицировать, как комсомольского агитатора. Разумеется, она лихо несет в эфир шаблонные скучные фразы, и нормально причесанные люди в кадре конечно же не хотят ее слушать, потому что она картонная серая мышь, а они хотят импортную шмотку и пятьдесят сортов колбасы. Но с колбасой и шмотками в «гнилом совке», как известно была бяда, что далее ненавязчиво демонстрируется погоней за дочками внешторговских работников. А далее по ходу сюжета авторы весьма внятно доносят мысль, что главной мечтой настоящего советского человека является.......? Конечно же, место на кладбище....... Эта фраза прямым текстом озвучена на сорок четвертой минуте фильма, кто не верит....... В одной из начальных сцен фильма авторы устами одного из героев тонко намекают наивному зрителю на Гамлета, чтобы у зрителя уже точно не осталось никаких сомнений, что мордор намеренно устраивал гадости талантливому писателю и целенаправленно утопил иркутского Шекспира-диссидента ....... Кстати, не будь в фильме Андрея Мерзликина, смотреть бы навряд ли стал.Но и он не стал для меня сюрпризом, аккурантно сыграв ...... Андрея Мерзликина.....Остальной актёрский состав мне не знаком, но всё справились со своими ролями более-менее.В итоге -- посредственный одноразовый фильм для того, чтобы убить вечер.....И последнее, только в 1972 , после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начало меняться. Его пьесы поставили московские театр Ермоловой, театр Станиславского и ленинградский БДТ, то есть театры к которым Олег Ефремов отношения не имел....
В прошлый раз, отправив свой отзыв о просмотренной кинокартине "Облепиховое лето", через некоторое время взялась было редактировать свой текст, пожелав добавить в него ещё несколько фраз, но отправить уже отредактированный текст не удалось, допускаю, что истекло время. Но окно с фразой "Вы не имеете права редактировать текст" показалось мне более, чем странным.) Ладно, в своё предыдущее сообщение я хотела добавить, что очень благодарна авторам данного фильма об Александре Вампилове за введение в картину параллельно - образа поэта Николая Рубцова. Это потрясающе верное решение... Что касается режиссёра Виктора Алфёрова, то он мне видится очень деликатным человеком. Хочу пожелать ему сохранить такое великолепное душевное качество на его жизненной стезе. С Новым годом! Новых творческих свершений!
Штрихи к не полному портрету
Того, кто родиной любим, Попытка воссоздать планету -
Вот, что такое этот фильм!
Наверно, кое-где - коряво,
но был порыв неумолим...
Замечательный краткий поэтический отзыв получился у Вас, Николай, о дебютной кинокартине Виктора Алфёрова "Облепиховое лето". Если не ошибаюсь, её создатели заранее предупредили зрителей, что их картина - "попытка творческого осмысления". Так оно и есть.
№4 vladkino
Какой-то куцый фильм получился. Жаль!
Присоединяюсь к такому выводу. Но, может, более точно плоский? У сценариста картины Ольги Погодиной-Кузминой, впрочем, как и у режиссёра фильма, как мне кажется, поверхностное знание темы, отсюда - слишком слабый сценарий. Пожалуй, музыкальное оформление в фильме достойно похвалы.
По поводу артистов, занятых в картине, то, на мой взгляд, наиболее удачный выбор на роль, в условиях минимально затраченных усилий на подбор актёров, - Сергей Каплунов, изобразивший прославленного уже после распада СССР вологодского поэта Николая Рубцова: и внешнее сходство есть, и внутренние рубцовские черты более-менее проявлены. Но фигура Николая Михайловича выглядела всё же трагичнее... К слову, погодки - Николай Рубцов и Александр Вампилов - прожили всего лишь по 35 лет... И оба приняли смерть накануне великих праздников в Православии... Между прочим, Александр Вампилов в одной из своих гениальных пьес запечатлел образ Коли Рубцова...
Что касается главного героя данной кинокартины, то... Разве актёр Андрей Мерзликин, с его, как мне кажется, достаточно крепким телосложением, похож на Александра Вампилова? Вот худощавый Алексей Локтев, снявшийся когда-то в роли паренька из сибирской глубинки Володи Ермакова в картине Шпаликова и Данелия "Я иду, шагаю по Москве", и под которым сценарист подразумевал Александра Вампилова, был в самый раз. В чертах лица Мерзликина и Вампилова можно, конечно, поймать сходство, но ведь главное глаза... В зеркало души Вампилова смотришь в редких документальных кадрах или на немногочисленных фотографиях - и словно в неведомый, но удивительный мир погружаешься. К слову, взгляд умных глаз Александра, как мне кажется, схож со шпаликовским: ирония, озорство, дерзость и колоссальная грусть одновременно. Взгляд же у Андрея Мерзликина в роли Вампилова, к сожалению, другой. Какой-то хОлодно-безжизненный, пустой. Увы.
Авторы фильма, возможно, пожалели здравствующую бывшую жену Вампилова - Ольгу Михайловну (её фамилия по отцу была Хаит), не показав, что накануне гибели Александра она сказала жене Глеба Пакулова, мол, легче перенесёт смерть мужа, нежели то, если он решит разорвать с ней отношения... Нет, никогда и ни при каких условиях истинно любящее сердце не помыслит смерть любимому человеку... Ранним утром, узнав от примчавшегося Валентина Распутина, что Саша погиб и добираясь с писателем на лодке в Листвянку, она дико закричала на Байкале у Шаман-камня... В фильме, в общем, верно, хотя скупо и крайне деликатно, показано, что Ольга не питала к Александру великой любви...
Да, если бы Александр Вампилов увидел свою пьесу "Старший сын" в той постановке, фрагмент которой зритель видит в данном фильме, то, думаю, ему захотелось бы выбежать из зала, закрыв глаза и уши... В отношении этой пьесы драматурга, то эталоном продолжает служить гениальный одноимённый фильм кинорежиссёра Виталия Вячеславовича Мельникова. Отзывы зрителей об этой кинокартине, как о вдохновляющей, помогающей жить, наверное и есть высшей похвалой.
Подытоживая своё впечатление от просмотренного фильма Виктора Алфёрова, образно выражусь, что "облепиха" в "Облепиховом лете", оказалась незрелой. Но авторы картины были честны, попытка это всего лишь попытка. Главное, что в этой их попытке не оказалось пошлости, разновидностями которой изобилует современное "искусство". А "штрихи к портрету" это, согласитесь, далеко не полноценный портрет.
Николай Тананаев (Санкт-Петербург) 20.12.2018 - 20:30:29
Штрихи к не полному портрету
Того, кто родиной любим,
Попытка воссоздать планету -
Вот, что такое этот фильм!
Наверно, кое-где - коряво,
но был порыв неумолим...
На всё душа имеет право,
тем более, на добрый фильм!
И я смотрел его с волненьем:
герой всегда был сердцу мил
каким-то чистым, русским пеньем...
Спасибо авторам за фильм!
отзывы
Пусть реют флаги над полками!
Сегодня самый лучший день —
Сегодня битва с дураками.
Как много лет любой из нас,
От них терпел и боль и муки.
Но вышло время — пробил час,
И мы себе развяжем руки.
Друзьям раздайте по ружью,
Ведь храбрецы средь них найдутся.
Друзьям раздайте по ружью,
И дураки переведутся.
Человек опередивший своё время скажут об Александре Вампилове одни, совесть поколения, пафосно изрекут другие, мученик — ответят третьи. И всё это правда, и всё это так. Эх, Русь-Русь, я к тебе ещё вернусь…
Можно ли давать оценку такому фильму, вправе ли нарекать успешно сделанным или малоубедительным. А критиковать? Злобствовать? Указывая на огрехи. Нет, его нужно смотреть как разверзшееся перед нами в один миг время, со счастливой возможностью перенестись едва ли не на пятьдесят лет в прошлое страны. Чтобы знать. Чтобы помнить. И лучше понимать современников с отражённой болью проблематики.
Наше восприятие Вампилова — это Зилов/Олег Даль в «Утиная охота»/«Отпуск в сентябре», это Николай Караченцов и Евгений Леонов в «Старшем сыне», это Родион Нахапетов в «Валентине»/«Прошлым летом в Чулимске». Бесчисленные постановки спектаклей, опускаю. Да и сколько их было, есть и будет ещё. Родник, чистый родник духовности к которому каждый из нас припадает при первых приступах жажды. А скольким зрителям этот взращённый автором пласт культуры вернул силы, очеловечил, облагородил? Стали ли мы лучше? Не знаю, но доброе семя он в нас бросил.
Жил просто и без лукавства, писал также. И Андрей Мерзликин, воплотивший образ на экране теперь всегда будет ассоциироваться с сибирским мужиком, выходцем из народа. Судьба дала ему счастье иметь дар слова, а счастья визуализации своих произведений, почти не предоставила. И коридоры перемешаны застольными беседами в ленте фильма. С правильными и лощёными в пиджаках господами, терпящими и умело пригибающимися в конъюнктурном веянии.
Боль утраты отца красной лентой по всему фильму — не дополучил, не постиг, не понял своего самого главного в жизни мужчины. Не услышал от него нужных слов, не почерпнул житейской мудрости как от самого главного учителя — казнён, расстрелян по Указу от тридцать восьмого. И реабилитирован. Посмертно.
А ты? Ты разве не расстрелян при жизни в своей стране? Расстрелян. Ты жив и как будто бы нет тебя. Нет возможности дышать полной грудью…
- В жизни всего два пути, Саша. Один — против течения, другой — против совести.
Ещё один великий современник, открываемый нам здесь и сейчас, тот что не найдя достойных «бесчинствовал» в портретной компании распивая с Пушкиным, Маяковским и иже с ними, предлагая закусить киличкой Некрасову — Н. М. Рубцов. Удивительно, что оба ушли в 35 лет. Один за одним. С разрывом в год с небольшим. И были дружны, и талант их бил ключом для всеобщей радости. Но в диссиденты записаны не были, по заграницам за пиджаками не ездили. И надобности в них не было ни у кого — ни у КГБ, ни у Союза Писателей.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.
Музыка вообще никакая. Что за дебил пишет музыку к современным фильмецам, а не только к этому? Она просто сама по себе эдаким фоном идёт. Редко случается, что усиливает впечатление момента, но чаще всего никак не связана с ним.
Игра актёров. А она там была вообще? Никогда не покидало ощущение, что смотрю фильм.
Обсуждать сценарий вообще не тянет.
Штрихи к не полному портрету
Того, кто родиной любим,
Попытка воссоздать планету -
Вот, что такое этот фильм!
Наверно, кое-где - коряво,
но был порыв неумолим...
Какой-то куцый фильм получился. Жаль!
По поводу артистов, занятых в картине, то, на мой взгляд, наиболее удачный выбор на роль, в условиях минимально затраченных усилий на подбор актёров, - Сергей Каплунов, изобразивший прославленного уже после распада СССР вологодского поэта Николая Рубцова: и внешнее сходство есть, и внутренние рубцовские черты более-менее проявлены. Но фигура Николая Михайловича выглядела всё же трагичнее... К слову, погодки - Николай Рубцов и Александр Вампилов - прожили всего лишь по 35 лет... И оба приняли смерть накануне великих праздников в Православии... Между прочим, Александр Вампилов в одной из своих гениальных пьес запечатлел образ Коли Рубцова...
Что касается главного героя данной кинокартины, то... Разве актёр Андрей Мерзликин, с его, как мне кажется, достаточно крепким телосложением, похож на Александра Вампилова? Вот худощавый Алексей Локтев, снявшийся когда-то в роли паренька из сибирской глубинки Володи Ермакова в картине Шпаликова и Данелия "Я иду, шагаю по Москве", и под которым сценарист подразумевал Александра Вампилова, был в самый раз. В чертах лица Мерзликина и Вампилова можно, конечно, поймать сходство, но ведь главное глаза... В зеркало души Вампилова смотришь в редких документальных кадрах или на немногочисленных фотографиях - и словно в неведомый, но удивительный мир погружаешься. К слову, взгляд умных глаз Александра, как мне кажется, схож со шпаликовским: ирония, озорство, дерзость и колоссальная грусть одновременно. Взгляд же у Андрея Мерзликина в роли Вампилова, к сожалению, другой. Какой-то хОлодно-безжизненный, пустой. Увы.
Авторы фильма, возможно, пожалели здравствующую бывшую жену Вампилова - Ольгу Михайловну (её фамилия по отцу была Хаит), не показав, что накануне гибели Александра она сказала жене Глеба Пакулова, мол, легче перенесёт смерть мужа, нежели то, если он решит разорвать с ней отношения... Нет, никогда и ни при каких условиях истинно любящее сердце не помыслит смерть любимому человеку... Ранним утром, узнав от примчавшегося Валентина Распутина, что Саша погиб и добираясь с писателем на лодке в Листвянку, она дико закричала на Байкале у Шаман-камня... В фильме, в общем, верно, хотя скупо и крайне деликатно, показано, что Ольга не питала к Александру великой любви...
Да, если бы Александр Вампилов увидел свою пьесу "Старший сын" в той постановке, фрагмент которой зритель видит в данном фильме, то, думаю, ему захотелось бы выбежать из зала, закрыв глаза и уши... В отношении этой пьесы драматурга, то эталоном продолжает служить гениальный одноимённый фильм кинорежиссёра Виталия Вячеславовича Мельникова. Отзывы зрителей об этой кинокартине, как о вдохновляющей, помогающей жить, наверное и есть высшей похвалой.
Подытоживая своё впечатление от просмотренного фильма Виктора Алфёрова, образно выражусь, что "облепиха" в "Облепиховом лете", оказалась незрелой. Но авторы картины были честны, попытка это всего лишь попытка. Главное, что в этой их попытке не оказалось пошлости, разновидностями которой изобилует современное "искусство". А "штрихи к портрету" это, согласитесь, далеко не полноценный портрет.
Того, кто родиной любим,
Попытка воссоздать планету -
Вот, что такое этот фильм!
Наверно, кое-где - коряво,
но был порыв неумолим...
На всё душа имеет право,
тем более, на добрый фильм!
И я смотрел его с волненьем:
герой всегда был сердцу мил
каким-то чистым, русским пеньем...
Спасибо авторам за фильм!