В фильме есть очень сильная драматическая сцена. Когда польский князь Вишневецкий врывается в хату, где мастера вырезают украинские национальные инструменты - бандуры, кобзы и начинает задирать старого одноглазого мастера, затем хочет отрубить ему руку, дескать в наказание за нарушение ранее данного клятвенного обещания больше не изготавливать бандуры. А мастер отвечает: "Ради твоей погибели не только руки, но и голову не пожалею!". Вишневецкий представлен совершенным самовлюбленным маньяком. Старый мастер очень достойно держится перед лицом страшной смерти.
А что, Вишневецкий и вправду вызывал Хмельницкого на дуэль? Или это вымысел сценариста? Вроде нигде у историков о таком эптзодн не встречалось информации....
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 13.08.2014 - 12:59:49
№ 16 Евгений второй. Сразу вспоминается фильм "Олекса Довбуш". Есть еще фильм 1955 года "Пламя гнева", где действие происходит сразу после смерти Богдана Хмельницкого, но я его не видел. Не знаю, можно ли найти его в сети. "Колиивщина" 1933 года, но его тоже не видел и не знаю, есть ли он в сети. Историко-приключенческие фильмы: "Чертова дюжина" (о запорожцах)
1972 года, "Клейноды гетмана" 1993 года.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург) 12.08.2014 - 10:58:44
М-да, действительно выродился Мащенко окончательно к старости.
Вот с этим категорически не согласен! При всех несовершенствах, причем в большой степени объективно не зависящих от режиссера, фильм не представляется мне провальным. В нем отличная работа оператора, художника-постановщика, художников по костюмам, музыка очень выразительная. Очень жаль, что из-за финансовых трудностей не удалось воплотить на экране всю задуманную эпопею. Поэтому и чувствуется драматургическая фрагментарность, некоторые сюжетные неясности. Что касается ляпов, то повторяющиеся кадры в сценах сражений я и в советском кино встречал. Для примера могу назвать "Первая Конная", "Время выбрало нас", даже "Ленин в 1918 году". В данном случае это даже уместно, создает некий символ чудовищной и разрушительной войны, жестокой с обеих сторон. Претензии по подбору актеров есть. Гелена кажется недостаточно обаятельной. Это вообще довольно мутный исторический персонаж, даже имя точно неизвестно, Гелена или Мотрона. Известно, что казаки люто ненавидели вторую жену Богдана, может, только за то, что она полька? В старом фильме "Богдан Хмельницкий" ее сделали соучастницей заговора против мужа (сталинское кино, как тут без "врага народа" обойдешься). Владимир Абазопуло по типажу подходит на роль Богдана, но играет неровно - то выразительно, то, как тут было отмечено, таращит глаза. Князь Вишневецкий и король Ян-Казимир показались излишне истеричными, а по типажу больше похожими на французов из какого-нибудь мушкетерского боевика, чем на поляков той эпохи. Ян-Казимир, как мне показалось, на кардинала Ришелье похож. И тем не менее в фильме немало цепляющих моментов, "изюминок", как сказал Rabban в посте №11. И сцена с казаком Морозенко и его поединком с Вишневецким, и попытка отравления Богдана на пиру с поляками, когда жизнь ему спасает шляхтич, отнюдь не дружественно к нему расположенный, но считающий недостойным такой способ избавиться от врага Польши. И одна из финальных фраз гетмана: "Никто не уничтожит нас, если мы сами себя не уничтожим". Сегодня, когда Украина очень старательно уничтожает сама себя, это звучит как пророчество.
Посему иностранцы, не знающие историю Украины, неоднозначную биографию Богдана-Зиновия и его семьи, как следствие, не могут в полной мере понять и оценить всю красоту и достоинства этого фильма, с успехом прошедшего в кинотеатрах в Украине.
Напрасно вы думаете, что русские не знают историю Украины. Теперь даже ленивому все рассказано об ее истории, когда и какие земли к ней присоединились и кто и что сказал об Украине. И о Богдане Зиновии и его трех женах и многочисленных детях можно найти и прочитать, не говоря уже о сражениях.
Красивый фильм. Мне нравится сочетание в нём историческо-биографической и поэтической составляющих. Причём информационность, то есть чисто образовательная составляющая минимальна. Посему иностранцы, не знающие историю Украины, неоднозначную биографию Богдана-Зиновия и его семьи, как следствие, не могут в полной мере понять и оценить всю красоту и достоинства этого фильма, с успехом прошедшего в кинотеатрах в Украине.
Но если хотя бы один процент посмотревших что-то в нём нашёл для себя, значит он был сделан не зря.
Слабое утешение. Соглашусь с Доцентом.
Весьма посредственный продукт, пестрая невнятица событий, отвратительно-театральная игра, и похожие друг на друга одинаково плохо поставленные массовки. Когда один казак валится с коня в пяти ракурсах, это говорит о нищете каскадерской группы и о непонятном в таком случае растягивании материала. Да и исполнение... Главный герой кроме того как таращить глаза более ничего в смысле игры не умеет.
№8 Доцент
М-да, действительно выродился Мащенко окончательно к старости. Весьма посредственный продукт, пестрая невнятица событий, отвратительно-театральная игра, и похожие друг на друга одинаково плохо поставленные массовки. Когда один казак валится с коня в пяти ракурсах, это говорит о нищете каскадерской группы и о непонятном в таком случае растягивании материала. Да и исполнение... Главный герой кроме того как таращить глаза более ничего в смыслке игры не умеет. О монтажных огрехах, исторических ошибках и русизмах в речи уж умолчу, чтобы не раздувать реплику.
Да, Вы правы. Ваши замечания справедливы. Но, всё же, я бы не отказал фильму в некоей "изюминке", которую я усматриваю в драматической составляющей картины.
№9 Шмалько Т.А.
В Украине просто еще не научились ставить сложные постановочные фильмы. Этот фильм ставился в 90-е годы, в период бедности, безденежья. Потому такой и результат. Но отдельные эпизоды очень хороши.
Да, отдельные эпизоды реально "доставили". И они тем более доставляют, если комментировать их в ироничном, "гоблинском" стиле.
В целом же, фильм не для всех. Но если хотя бы один процент посмотревших что-то в нём нашёл для себя, значит он был сделан не зря.
В Украине просто еще не научились ставить сложные постановочные фильмы. Этот фильм ставился в 90-е годы, в период бедности, безденежья. Потому такой и результат. Но отдельные эпизоды очень хороши.
М-да, действительно выродился Мащенко окончательно к старости. Весьма посредственный продукт, пестрая невнятица событий, отвратительно-театральная игра, и похожие друг на друга одинаково плохо поставленные массовки. Когда один казак валится с коня в пяти ракурсах, это говорит о нищете каскадерской группы и о непонятном в таком случае растягивании материала. Да и исполнение... Главный герой кроме того как таращить глаза более ничего в смыслке игры не умеет. О монтажных огрехах, исторических ошибках и русизмах в речи уж умолчу, чтобы не раздувать реплику.
мне очень понравился этот фильм, на рынке в какой то лавке купил диск с историческими фильмами, брал только из за этого фильма давно хотел посмотреть. Это мой самый любимый фильм! Советую всем посмотреть.
отзывы
Сценарий, режиссура, монтаж, трюки, игра актёров - всё на уровне "ниже плинтуса" Зря потерял время.
1972 года, "Клейноды гетмана" 1993 года.
М-да, действительно выродился Мащенко окончательно к старости. Весьма посредственный продукт, пестрая невнятица событий, отвратительно-театральная игра, и похожие друг на друга одинаково плохо поставленные массовки. Когда один казак валится с коня в пяти ракурсах, это говорит о нищете каскадерской группы и о непонятном в таком случае растягивании материала. Да и исполнение... Главный герой кроме того как таращить глаза более ничего в смыслке игры не умеет. О монтажных огрехах, исторических ошибках и русизмах в речи уж умолчу, чтобы не раздувать реплику.
В Украине просто еще не научились ставить сложные постановочные фильмы. Этот фильм ставился в 90-е годы, в период бедности, безденежья. Потому такой и результат. Но отдельные эпизоды очень хороши.
В целом же, фильм не для всех. Но если хотя бы один процент посмотревших что-то в нём нашёл для себя, значит он был сделан не зря.