Сюжет довольно простой, хоть и поучительный местами, но благодаря актёрам получился сильный фильм. Смотришь и напрочь забываешь, что это актёры - настолько они все, в том числе 13летний Виктор Косых, вжились в свои роли.
Интересный момент. В этом же интервью у актера спрашивают о работах в кино: "А какая она по счету?" ("Отец солдата"). "Шестнадцатая", - отвечает С.Закариадзе. Получается в фильмографии отсутствуют еще 4 фильма. Может кто-то знает какие это фильмы?
...хорошая статья (313) с интервью Серго Закариадзе с его глубоким анализом исполнений своих ролей, включая главную роль данного фильма, о чём, глядя на "замшелого-образованностью" старика-грузина - никогда бы не подумалось, ЧТО актёр в таким большим пониманием подходит к исполнению своих ролей.
...н-да-а...разве сегодняшние фуфловые "актёры" способны на ТАКОЙ глубокий подход изучения своих ролей ? - НИКОГДА, у которых в головах присутствует единственное : побыстрее отсняться и получить гонорар, - ВСЁ тчк
...Червивость мышления гложет несчастную, всем возможным, Россию..."дозрело"... (((
Мне известно, что весной 1965 года на популярную тогда телепередачу "Голубой огонёк", ВДРУГ - пришёл "ЖИВОЙ", "ПОДЛИННЫЙ" Георгий Махарашвили в своём фильмовом грузинском одеянии с хурджунами через плечо - именно таковым образом, в каком он ехал к сыну в полевой госпиталь, вследствие чего - присутствующие в зале "Огонька" устроили приходу Махарашвили-Закариадзе настоящую овацию, которой не хватало, разве что - праздничного фейерверка : очень удачный ход режиссёра телепередачи .
Фрагмент интервью с Серго Закариадзе из сборника "Экран 1965", "Искусство", 1966.
/ - Я давно мечтал о хорошем сценарии, который позволил бы не просто отыграть роль, а жить вместе со своим героем, о сценарии, авторы которого сумели бы проникнуть в суть явления, вскрыть его причины. О замысле "Отца солдата" я узнал в Батуми, снимаясь в роли старика в фильме "Морская тропа". Сценарист Сулико Жгенти показал мне и режиссеру Р.Чхеидзе либретто; в нем рассказывалось о судьбе человека, с которым С.Жгенти во время войны служил в одном взводе, - старого солдата Махарашвили. Меня привлекла сюжетная канва, история старого отца, который в поисках сына-солдата прошел вместе с бойцами по дорогам войны. В этой истории была теплота, человечность, юмор и грусть, слитые воедино. Так началась работа над сценарием. Днем мы снимали "Морскую тропу", а по ночам трудились над будущим фильмом. Пока "Морская тропа" рождалась на пленке, "Отец солдата" появлялся на бумаге. И "Морскую тропу" и "Отца солдата" поставил один режиссер - Резо Чхеидзе. Эти картины даже трудно сравнивать. Дело здесь, я думаю, в сценарии. Мы вместе искали и изучали материал "Отца солдата", обсуждали все детали будущего фильма. Отбрасывались все эпизоды, в которых я должен был "играть" роль, оставлялись только те, где я мог жить в роли. Так оживал, обрастал мясом сюжет. Работа длилась больше года. Мы стремились подчеркнуть человечность главного героя, его любовь к родной земле, его простодушие, лукавость, доброту, ум, благородство, уважение к людям, подлинную народность его характера. Мы искали эпизоды, которые выявили, подчеркнули бы именно эти его качества характерного представителя народа, миролюбивого и чуждого войне. Он хотел только найти сына, но по дороге встретился с таким злом и такой несправедливостью, что решил сам стать солдатом. Как и весь народ, потерявший миллионы своих сыновей и дочерей, Георгий Махарашвили потерял сына, но спас родину, выиграл войну.
Тот, кто был в Тбилиси, видел скульптуру "Мать-Грузия", женщину, у которой в одной руке чаша с вином, в другой меч, - олицетворение доброты к друзьям и неколебимости к врагам. Георгия Махарашвили, наверное, можно было бы назвать "Отцом-Грузией".
Метод нашей работы - единство сценарной основы, жизни актера в образе, режиссерского умения воплотить свой кинематографический замысел - помог нам добиться успеха. Закрывая последнюю страницу сценария, я уже жил жизнью своего героя, и эта жизнь продолжалась на съемочной площадке. Георгий Махарашвили настолько существовал, что мы знали каждое его движение, каждую мысль и каждую эмоцию.
- Это ваша любимая роль в кино?
- Как для матери трудно определить, какого сына она больше любит, хотя прекрасно знает недостатки и достоинства каждого, так и я люблю все свои роли, каждую за свое. Люблю даже те сцены, которые не удались, потому что и они что-то дали мне как актеру, чему-то научили. И, может быть, как раз эти неудачи помогли мне создать образ старика Махарашвили. С другой стороны, раньше, когда я смотрел свои прежние фильмы, меня не покидало чувство неудовлетворенности - я видел недоработки, ошибки, поправить которые было уже поздно. С отцом солдата мне жалко было расставаться, хотя и в нем есть то, что мне не нравится, что я сделал бы теперь по-другому. Но по сравнению с предыдущими картинами таких мест немного. Что это за эпизоды - не скажу, это мой секрет.
...Когда мы спросили Серго Александровича о способах создания образа, о "технологии" его актерского мастерства, от ответил коротко:
- У плотника есть свои инструменты: одними он делает шкаф, другими - стул. У актера есть свои, так сказать, "инструменты души". Если все роли изготавливать одними инструментами, неминуем штамп - для каждой роли нужно отбирать свои, особые... В частности, к таким инструментам относятся те впечатления, те "изюминки" народной жизни, которые приходилось наблюдать в селах Грузии. В фильме - отражение этих наблюдений...
Смешной своей наивностью, изумляющий мудростью, спокойный и темпераментный, упрямый и стеснительный, хитрый и по-детски доверчивый, Георгий Махарашвили настолько многогранен и емок, что с какой бы меркой к нему ни подходить, она все равно окажется недостаточной.
Иные критики упрекали картину в том, что это произведение одного актера, что главный герой неизмеримо выше и выразительнее всех тех, с кем по ходу действия ему приходится сталкиваться. Но это - непонимание самой природы фильма, целиком отданного актеру и его герою, - так и задуманного его создателями.
- Что для вас, Сергей Александрович, самое дорогое в образе Георгия?
- Мне приходилось бывать на премьере картины во многих странах. В Греции меня убеждали, что Махарашвили - типичный грек, во Франции, что это Кола Брюньон, в Японии, что у него характер японского крестьянина. Редактор польского киножурнала сказал, что Махарашвили похож на его отца, а аргентинский режиссер Фернандо Бирри вступил с ним в спор, доказывая, что он похож на его отца... Значит, у моего героя есть подлинно народные черты, которые близки людям разных национальностей, значит, образ национальный стал интернациональным. /
В общем-то - всё верно ты написал. Конечно же, фильм есть фильм. История в реале может была, может нет (думаю, что нет - иначе такого рода дедушка был бы отмечен сразу после войны, особенно учитывая то, что он грузин). В действующую могли и отправить, но только в обоз - никак не в разведподразделение (или где он воюет - "пахать-сеять"?).
Эпизод с лозой (с мощной грузинской оплеухой - русскому) ни до, ни после (насколько мне известно) воспроизведён не был. Мне когда-то один грузин (нестарый, кстати) с городл так и сказал - "Ти хоть в адном саветском фильме такое видель?".
Это как у Кассиля - когда Осе рассказали притчу о том, что некий лентяй-мальчик один раз поленился нагнуться за подковой, а потом сто раз нагибался за якобы упавшими вишенками, купленными на деньги, вырученные от продажи этой подковы, которую поднял старый дедушка.
- Понял, в чём смысл притчи, Ося?
- Понял! Это про то, что нельзя вишни немытые с земли есть!
Так и с грузином (мои собеседником - этот разговор случился у нас в 2006-м году, в Тбилиси, где мы были на стажировке в рамках проекта IFASK, кажется) - каждый видит то, что хочет видеть.
Фильм помню, что называется - до мелочей. Что любопытно - снят при Хрущёве (если бы раньше - всё было бы более, чем объяснимо). Который не очень жаловал всю эту нацменщину (особенно - неславянского корня, и уж совсем особенно - грузинского). Помнится, нам на курсе киноведения Александр Николаевич Поздняков говорил, что феномен, позже названный ГРУЗИНСКИМ КИНО в СССР, стартовал именно этой картиной.
"Национальная гордость грузин (времена были уже либеральные) - это, в том числе и их кинематограф (помимо вокала, танцев, футбола и вина). Фильм снят виртуозно, и за внешне интернациональной мыслью (ВОВ) акцент делается на грузинский мотив. Делается ненавязчиво, а потому - убедительно." (как-то, примерно так Поздняков тогда сформулировал)
В самом деле - я припоминаю почти обиду армян и азербайджданцев ("Вот почему МЫ ТАК не сняли?" - с укором обращались они к своим режиссёрам)
Точно не помню, ему же сапоги не лезли на ногу, поэтому и ходил в ботинках, вероятно, к концу фильма, американских.
Но помню 1977 год. Один из студентов на военных сборах летом не смог подобрать сапоги, икры ног были просто ужасно толстые. Так ему американских ботинок не выдали, а разрезали голенища сапог. Всё равно служба только месяц, даже меньше.
А что касается читать по-русски - научился за несколько лет. Не дурак же он.
пастор Шлаг или светлый образ его 09.05.2022 - 23:05:43
На мой взгляд, один из лучших фильмов про войну. И в детстве, и сейчас смотрю, и отношение никак не меняется. Особенно пронзительны сцены с виноградом, разговор с сыном на разных этажах, эпизод с горящим хлебом. Но с детства один вопрос смущает: в госпитале Махарашвили не мог прочитать фамилию сына, потому что по-русски читать не умеет. А на мосту прочитал моментально целую фразу про то, что тут прошли танки Махарашвили. Или его в армии читать научили? ;)
№304 Геннадий Воланов
Фильм детства, но признаюсь: никогда не был моим любимым кинопроизведением о войне.
Теперь пересмотрел взрослыми глазами.
Да, кино хорошее - "7" по 10-балльной - но воспринимать его надо, всё-таки, не "в лоб" (хотя у Отца и был реальный исторический прототип), а как притчу или метафору.
Потому что иначе возникает слишком много вопросов "по существу".
И один из главных: каким образом Отца сразу зачислили в боевое подразделение РККА только по его просьбе, вернее даже - требованию.
Сейчас принято ругать современные фильмы про войну на предмет слишком навязчивого показа НКВД-шников в войсках, которые, типа, были для наших солдат хуже немцев.
Но в "Отце солдата" идёт перекос в другую сторону: особисты отсутствуют на передовой как класс - их вообще нет.
А в данном случае они, как раз, пригодились бы: надо же досконально проверить Отца - а вдруг это шпион и диверсант?!
Кстати, во время приёмки Отца в армию показались очень странными доводы одного из старших офицеров, который был против; де, попадёт он в плен и немцы раструбят, что большевики уже и стариков в армию берут.
Ну и что?!
Так ведь наоборот: это покажет волю и дух народа, где даже старики идут биться за Родину!
А с другой стороны такой факт мог бы сработать и как дезинформация; если большевики берут стариков в армию, значит, им воевать некем, и скорая победа Вермахта не за горами.
И вот тут-то мы им и покажем! :))
Ещё один покоробивший меня момент: каприз старика, мол, не хочу служить в хозвзводе, и требую перевести в боевую часть.
Все "хочухи/нехочухи" остались на "гражданке", а здесь мало того что армия, так ещё и во время войны.
Он должен быть благодарен, что его вообще взяли без военкомата и проверки НКВД, а не качать права и требовать исполнения своих желаний.
🤔💫🤔
Вот собственно и все,что вы смогли ВЫНЕСТИ из фильма ..мда уж..
Фильм детства, но признаюсь: никогда не был моим любимым кинопроизведением о войне.
Теперь пересмотрел взрослыми глазами.
Да, кино хорошее - "7" по 10-балльной - но воспринимать его надо, всё-таки, не "в лоб" (хотя у Отца и был реальный исторический прототип), а как притчу или метафору.
Потому что иначе возникает слишком много вопросов "по существу".
И один из главных: каким образом Отца сразу зачислили в боевое подразделение РККА только по его просьбе, вернее даже - требованию.
Сейчас принято ругать современные фильмы про войну на предмет слишком навязчивого показа НКВД-шников в войсках, которые, типа, были для наших солдат хуже немцев.
Но в "Отце солдата" идёт перекос в другую сторону: особисты отсутствуют на передовой как класс - их вообще нет.
А в данном случае они, как раз, пригодились бы: надо же досконально проверить Отца - а вдруг это шпион и диверсант?!
Кстати, во время приёмки Отца в армию показались очень странными доводы одного из старших офицеров, который был против; де, попадёт он в плен и немцы раструбят, что большевики уже и стариков в армию берут.
Ну и что?!
Так ведь наоборот: это покажет волю и дух народа, где даже старики идут биться за Родину!
А с другой стороны такой факт мог бы сработать и как дезинформация; если большевики берут стариков в армию, значит, им воевать некем, и скорая победа Вермахта не за горами.
И вот тут-то мы им и покажем! :))
Ещё один покоробивший меня момент: каприз старика, мол, не хочу служить в хозвзводе, и требую перевести в боевую часть.
Все "хочухи/нехочухи" остались на "гражданке", а здесь мало того что армия, так ещё и во время войны.
Он должен быть благодарен, что его вообще взяли без военкомата и проверки НКВД, а не качать права и требовать исполнения своих желаний.
отзывы
Так ото ж.
...н-да-а...разве сегодняшние фуфловые "актёры" способны на ТАКОЙ глубокий подход изучения своих ролей ? - НИКОГДА, у которых в головах присутствует единственное : побыстрее отсняться и получить гонорар, - ВСЁ тчк
...Червивость мышления гложет несчастную, всем возможным, Россию..."дозрело"... (((
/ - Я давно мечтал о хорошем сценарии, который позволил бы не просто отыграть роль, а жить вместе со своим героем, о сценарии, авторы которого сумели бы проникнуть в суть явления, вскрыть его причины. О замысле "Отца солдата" я узнал в Батуми, снимаясь в роли старика в фильме "Морская тропа". Сценарист Сулико Жгенти показал мне и режиссеру Р.Чхеидзе либретто; в нем рассказывалось о судьбе человека, с которым С.Жгенти во время войны служил в одном взводе, - старого солдата Махарашвили. Меня привлекла сюжетная канва, история старого отца, который в поисках сына-солдата прошел вместе с бойцами по дорогам войны. В этой истории была теплота, человечность, юмор и грусть, слитые воедино. Так началась работа над сценарием. Днем мы снимали "Морскую тропу", а по ночам трудились над будущим фильмом. Пока "Морская тропа" рождалась на пленке, "Отец солдата" появлялся на бумаге. И "Морскую тропу" и "Отца солдата" поставил один режиссер - Резо Чхеидзе. Эти картины даже трудно сравнивать. Дело здесь, я думаю, в сценарии. Мы вместе искали и изучали материал "Отца солдата", обсуждали все детали будущего фильма. Отбрасывались все эпизоды, в которых я должен был "играть" роль, оставлялись только те, где я мог жить в роли. Так оживал, обрастал мясом сюжет. Работа длилась больше года. Мы стремились подчеркнуть человечность главного героя, его любовь к родной земле, его простодушие, лукавость, доброту, ум, благородство, уважение к людям, подлинную народность его характера. Мы искали эпизоды, которые выявили, подчеркнули бы именно эти его качества характерного представителя народа, миролюбивого и чуждого войне. Он хотел только найти сына, но по дороге встретился с таким злом и такой несправедливостью, что решил сам стать солдатом. Как и весь народ, потерявший миллионы своих сыновей и дочерей, Георгий Махарашвили потерял сына, но спас родину, выиграл войну.
Тот, кто был в Тбилиси, видел скульптуру "Мать-Грузия", женщину, у которой в одной руке чаша с вином, в другой меч, - олицетворение доброты к друзьям и неколебимости к врагам. Георгия Махарашвили, наверное, можно было бы назвать "Отцом-Грузией".
Метод нашей работы - единство сценарной основы, жизни актера в образе, режиссерского умения воплотить свой кинематографический замысел - помог нам добиться успеха. Закрывая последнюю страницу сценария, я уже жил жизнью своего героя, и эта жизнь продолжалась на съемочной площадке. Георгий Махарашвили настолько существовал, что мы знали каждое его движение, каждую мысль и каждую эмоцию.
- Это ваша любимая роль в кино?
- Как для матери трудно определить, какого сына она больше любит, хотя прекрасно знает недостатки и достоинства каждого, так и я люблю все свои роли, каждую за свое. Люблю даже те сцены, которые не удались, потому что и они что-то дали мне как актеру, чему-то научили. И, может быть, как раз эти неудачи помогли мне создать образ старика Махарашвили. С другой стороны, раньше, когда я смотрел свои прежние фильмы, меня не покидало чувство неудовлетворенности - я видел недоработки, ошибки, поправить которые было уже поздно. С отцом солдата мне жалко было расставаться, хотя и в нем есть то, что мне не нравится, что я сделал бы теперь по-другому. Но по сравнению с предыдущими картинами таких мест немного. Что это за эпизоды - не скажу, это мой секрет.
...Когда мы спросили Серго Александровича о способах создания образа, о "технологии" его актерского мастерства, от ответил коротко:
- У плотника есть свои инструменты: одними он делает шкаф, другими - стул. У актера есть свои, так сказать, "инструменты души". Если все роли изготавливать одними инструментами, неминуем штамп - для каждой роли нужно отбирать свои, особые... В частности, к таким инструментам относятся те впечатления, те "изюминки" народной жизни, которые приходилось наблюдать в селах Грузии. В фильме - отражение этих наблюдений...
Смешной своей наивностью, изумляющий мудростью, спокойный и темпераментный, упрямый и стеснительный, хитрый и по-детски доверчивый, Георгий Махарашвили настолько многогранен и емок, что с какой бы меркой к нему ни подходить, она все равно окажется недостаточной.
Иные критики упрекали картину в том, что это произведение одного актера, что главный герой неизмеримо выше и выразительнее всех тех, с кем по ходу действия ему приходится сталкиваться. Но это - непонимание самой природы фильма, целиком отданного актеру и его герою, - так и задуманного его создателями.
- Что для вас, Сергей Александрович, самое дорогое в образе Георгия?
- Мне приходилось бывать на премьере картины во многих странах. В Греции меня убеждали, что Махарашвили - типичный грек, во Франции, что это Кола Брюньон, в Японии, что у него характер японского крестьянина. Редактор польского киножурнала сказал, что Махарашвили похож на его отца, а аргентинский режиссер Фернандо Бирри вступил с ним в спор, доказывая, что он похож на его отца... Значит, у моего героя есть подлинно народные черты, которые близки людям разных национальностей, значит, образ национальный стал интернациональным. /
В общем-то - всё верно ты написал. Конечно же, фильм есть фильм. История в реале может была, может нет (думаю, что нет - иначе такого рода дедушка был бы отмечен сразу после войны, особенно учитывая то, что он грузин). В действующую могли и отправить, но только в обоз - никак не в разведподразделение (или где он воюет - "пахать-сеять"?).
Эпизод с лозой (с мощной грузинской оплеухой - русскому) ни до, ни после (насколько мне известно) воспроизведён не был. Мне когда-то один грузин (нестарый, кстати) с городл так и сказал - "Ти хоть в адном саветском фильме такое видель?".
Это как у Кассиля - когда Осе рассказали притчу о том, что некий лентяй-мальчик один раз поленился нагнуться за подковой, а потом сто раз нагибался за якобы упавшими вишенками, купленными на деньги, вырученные от продажи этой подковы, которую поднял старый дедушка.
- Понял, в чём смысл притчи, Ося?
- Понял! Это про то, что нельзя вишни немытые с земли есть!
Так и с грузином (мои собеседником - этот разговор случился у нас в 2006-м году, в Тбилиси, где мы были на стажировке в рамках проекта IFASK, кажется) - каждый видит то, что хочет видеть.
"Национальная гордость грузин (времена были уже либеральные) - это, в том числе и их кинематограф (помимо вокала, танцев, футбола и вина). Фильм снят виртуозно, и за внешне интернациональной мыслью (ВОВ) акцент делается на грузинский мотив. Делается ненавязчиво, а потому - убедительно." (как-то, примерно так Поздняков тогда сформулировал)
В самом деле - я припоминаю почти обиду армян и азербайджданцев ("Вот почему МЫ ТАК не сняли?" - с укором обращались они к своим режиссёрам)
Но помню 1977 год. Один из студентов на военных сборах летом не смог подобрать сапоги, икры ног были просто ужасно толстые. Так ему американских ботинок не выдали, а разрезали голенища сапог. Всё равно служба только месяц, даже меньше.
А что касается читать по-русски - научился за несколько лет. Не дурак же он.
Фильм детства, но признаюсь: никогда не был моим любимым кинопроизведением о войне.
Теперь пересмотрел взрослыми глазами.
Да, кино хорошее - "7" по 10-балльной - но воспринимать его надо, всё-таки, не "в лоб" (хотя у Отца и был реальный исторический прототип), а как притчу или метафору.
Потому что иначе возникает слишком много вопросов "по существу".
И один из главных: каким образом Отца сразу зачислили в боевое подразделение РККА только по его просьбе, вернее даже - требованию.
Сейчас принято ругать современные фильмы про войну на предмет слишком навязчивого показа НКВД-шников в войсках, которые, типа, были для наших солдат хуже немцев.
Но в "Отце солдата" идёт перекос в другую сторону: особисты отсутствуют на передовой как класс - их вообще нет.
А в данном случае они, как раз, пригодились бы: надо же досконально проверить Отца - а вдруг это шпион и диверсант?!
Кстати, во время приёмки Отца в армию показались очень странными доводы одного из старших офицеров, который был против; де, попадёт он в плен и немцы раструбят, что большевики уже и стариков в армию берут.
Ну и что?!
Так ведь наоборот: это покажет волю и дух народа, где даже старики идут биться за Родину!
А с другой стороны такой факт мог бы сработать и как дезинформация; если большевики берут стариков в армию, значит, им воевать некем, и скорая победа Вермахта не за горами.
И вот тут-то мы им и покажем! :))
Ещё один покоробивший меня момент: каприз старика, мол, не хочу служить в хозвзводе, и требую перевести в боевую часть.
Все "хочухи/нехочухи" остались на "гражданке", а здесь мало того что армия, так ещё и во время войны.
Он должен быть благодарен, что его вообще взяли без военкомата и проверки НКВД, а не качать права и требовать исполнения своих желаний.
Вот собственно и все,что вы смогли ВЫНЕСТИ из фильма ..мда уж..
Теперь пересмотрел взрослыми глазами.
Да, кино хорошее - "7" по 10-балльной - но воспринимать его надо, всё-таки, не "в лоб" (хотя у Отца и был реальный исторический прототип), а как притчу или метафору.
Потому что иначе возникает слишком много вопросов "по существу".
И один из главных: каким образом Отца сразу зачислили в боевое подразделение РККА только по его просьбе, вернее даже - требованию.
Сейчас принято ругать современные фильмы про войну на предмет слишком навязчивого показа НКВД-шников в войсках, которые, типа, были для наших солдат хуже немцев.
Но в "Отце солдата" идёт перекос в другую сторону: особисты отсутствуют на передовой как класс - их вообще нет.
А в данном случае они, как раз, пригодились бы: надо же досконально проверить Отца - а вдруг это шпион и диверсант?!
Кстати, во время приёмки Отца в армию показались очень странными доводы одного из старших офицеров, который был против; де, попадёт он в плен и немцы раструбят, что большевики уже и стариков в армию берут.
Ну и что?!
Так ведь наоборот: это покажет волю и дух народа, где даже старики идут биться за Родину!
А с другой стороны такой факт мог бы сработать и как дезинформация; если большевики берут стариков в армию, значит, им воевать некем, и скорая победа Вермахта не за горами.
И вот тут-то мы им и покажем! :))
Ещё один покоробивший меня момент: каприз старика, мол, не хочу служить в хозвзводе, и требую перевести в боевую часть.
Все "хочухи/нехочухи" остались на "гражданке", а здесь мало того что армия, так ещё и во время войны.
Он должен быть благодарен, что его вообще взяли без военкомата и проверки НКВД, а не качать права и требовать исполнения своих желаний.
//www.kino-teatr.ru/topic/213/forum/f17/