Эта картина чилийских кинематографистов рассказывает о недавнем, но навсегда ушедшем прошлом — о безнадежно тяжелой жизни чилийских крестьян. Материалом для фильма «Шакал из Науэльторо» стало уголовное дело, потрясшее несколько лет назад всю страну. Бесприютный бродяга, нищий, существовавший за счет мелкого воровства у себе подобных, в пьяном бреду убил женщину, приютившую его, и пятерых ее детей.
И вот перед нами на экране авторы фильма — сценарист и режиссер-постановщик Мигель Литтин и оператор Эктор Риос — ведут следствие. Но подследственный — не убийца, а те, кто привел его к такому финалу. Мы прослеживаем жизнь героя картины Хосе Торреса с самого детства, когда он восьми лет отроду убегает из дому, до самой его смерти — расстрела.
Мастерски и досконально кинематографисты расшифровывают так называемый гуманизм, фарисейскими одеяниями прикрывающий истинные намерения правящих кругов. Гуманизм, улыбающийся истерзанным людям иезуитской улыбкой.
В тюрьме, пока убийца ждал приговора, его отмыли, чисто одели, обучили грамоте, даже к футболу пристрастили. В нем пробудили интерес к жизни, чтобы горше было Торресу с ней расставаться.
Создатели фильма лишили его всяческой детективной завлекательности, хотя, несомненно, и могли бы «закрутить» историю убийства и поимки преступника, как захватывающий детектив. Они поступили, на мой взгляд, правильно. Документальность картины с доскональным показом деталей жизни чилийцев в недавнем прошлом точнее, достовернее решает задачу: вскрыть истинный мотив преступления, обличить истинного преступника — капиталистическое общество.
Кинокритик Андрей Эрштрем
обсуждение >>