В принципе, фильм Эйоэйда устроен как классическая картина о взрослении — тут соблюдена сюжетная структура, есть все обязательные для жанра моменты. Но есть в "Субмарине" и что-то такое, что не позволяет приписать ее к фильмам для подростков. Она отчетливо ретроспективна. Не в том смысле, что умудренный взрослый человек рассказывает детям, как это бывает. Наоборот — Эйоэйд снимает с той точки, где очевидна несостоятельность подобных рассказов. Половину решений Оливер принимает, взвешивая, будет ли то, что он делает сейчас, значить что-то, когда ему будет тридцать пять. И идиотизм этой координаты, конечно, не оставляет сомнений. Одно из самых приятных свойств фильма — его очень тонкий сдвиг в дурашливость. Необычный подросток тут дан не как будущий гений, но и не как ничтожество — он трогательно нелеп в своем подростковом экзистенциализме, в безостановочных поисках себя и заучивании сложных печальных слов из словаря. И это очень правильная точка съемки.
Игорь Гулин
обсуждение >>