Один из сценаристов Говард Мелвин Фаст (англ. Howard Melvin Fast. 11 ноября 1914 – 12 марта 2003) в 1943 г. вступил в компартию США и сразу попал в «чёрный список» неблагонадёжных (даже в тюрьме посидел). Зато его, как верного друга Советского Союза, наградили в 1954 году Сталинской премией «за укрепление мира между народами». Но в 1956 году, после опубликования в США доклада Хрущёва на XX-ом съезде партии о преступлениях сталинизма, Фаст демонстративно покинул компартию. Своё разочарование в коммунизме он выразил в книге «Голый бог.» «Друг Советского Союза» стал в одночасье изменником, на его имя был наложен запрет, а его книги исчезли из советских библиотек (Говард Фаст. «Последняя граница.» – М.: Издательство иностранной литературы, 1948. 352 с. и Москва, Ленинград: Детская литература. 1951. 236 с.) Очевидно "высказываться" он начал несколько раньше, по крайней мере, 15 июля 1955-го уже было известно, что Фаст – "враг". В США его книги тоже были запрещены какое-то время, но эта (Howard Fast. The Last Frontier) – в 1949 г. вышла на анг. языке. А «Cheyenne Autumn» Mari Sandoz написала в 1953 г. Обе книги – про одну и ту же историю, только Мари Сандоз добавила в неё романтики. В связи с этим фильм получил название от благонадёжной Сандоз, а текст сценария правил раскаявшийся Фаст. Другой же сценарист, оскароносец и номинант Джеймс Р. Уэбб. (James R. Webb. 04 октября 1910 – 27 сентября 1974), который немало поработал в жанре «вестерн», в том числе и с Джоном Фордом, «стоял над схваткой» и дозировал «документальщину» Фаста в «романтизальщине» Сандоз. Потом смешал (не знаю, стал ли взбалтывать?) и отдал то, что получилось, старику Форду. Тот – тоже не промах, человек в киноиндустрии со стажем – частенько корректировал чужие сценарии под себя... Результат каждый зритель может лицезреть своими глазами… Целых 154 мин.
«Последняя граница» Говарда Фаста, по которой поставлен фильм "Осень шайеннов", могла быть экранизирована в 1955 г. в СССР. На худсовете 15 июля Пырьев напомнил, что в связи с последними событиями (что за события?) постановка «Последней границы» в СССР невозможна. Всё, что приходит на ум по 1954-5 гг. – это разгул "маккартизма" в США. Неужто Г. Фаст выступил в сенате и "разоблачил" какого-то деятеля левых взглядов? И поэтому трагедия индейцев, страдающих от рук "проклятых империалистов США", больше не волнует благородных комуняк СССР!... Но – это всё дела минувших лет... В первой половине 1960-х старый больной Д. Форд неожиданно взялся за крупномасштабный проект, собрал в него много известных и популярных в 1940-50 гг., всё ещё не забытых в начале 1960-х своих коллег по искусству, добавил несколько молодых лиц и... ТРЯХНУЛ СТАРИНОЙ!... Получилось сумбурно и малоинтересно. Такое количество персонажей могло бы хорошо разместиться в мини-сериале, а то – только зритель познакомился с очередным героем, и он уже остался позади, потому что сюжет неостановимо скачет галопом в Монтану... Так за весь фильм и не появилось чувства сопереживания к кому-нибудь из героев... Похоже, что Форд собрал здесь всех этих людей, чтобы... попрощаться... Грустно,... грустно быть свидетелем очередной уходящей эпохи... И сколько их ещё впереди?... Но это к данному фильму уже не имеет никакого отношения.
отзывы