После "Аэропорта" кто-то в шутку предложил снять за небольшие деньги его вариант под названием "Гараж". В нем бы действовало шесть человек, оказавшихся в потерявшем управление автобусе марки "Фольксваген", за рулем которого сидел бы маньяк, а в перчаточном ящике - лилипут с самодельной бомбой. Посмотрев "Приключения Посейдона", я пришел к выводу, что это имело бы прямой смысл. Такая схема не может подвести ни в коем случае.
Во-первых, нужно выбрать средство передвижения. На этот раз им оказался океанский лайнер. Затем следует придумать грозящую ему опасность. "Посейдон" позаботился и об этом. "О господи, я не видел еще ничего подобного! - восклицает перепуганный помощник капитана. - На нас движется гигантская стена воды!" Она ударяет корабль ровно в новогоднюю полночь - бах! трах! - и все оказываются в холодной ванне.
В танцзале, где несчастных застает катастрофа, все аккуратно разделяются, согласно этнической принадлежности, общественному положению и обладанию "Оскарами". Как только корабль переворачивается, Джин Хакмэн тут же придумывает возможный путь к спасению: он берет большую праздничную елку (по счастливой случайности она была сделана из алюминиевых трубок) и превращает ее в стремянку, так что пассажиры могут с потолка танцзала залезть на оказавшийся над головой пол. Затем им предлагается пробраться вверх по лестнице, ведущей вниз, в донное пространство судна. Осторожно, толщина корпуса там "всего" два дюйма! Надейтесь на удачу!
Итак, все бултыхаются в воде, заливающей потолок танцзала, но Хакмэн заставляет четырех других лауреатов "Оскара" и шестерых кинозвезд впридачу карабкаться по рождественскому деревцу. Он отчаянно умоляет остальных пассажиров последовать за ним, но те отказываются. Ха, чего ж в этом удивительного - они ведь простая массовка!
Теперь наступает время для обязательных номеров программы. Происходит стычка между благородным гуманистом Хакмэном и упрямым полицейским Эрнстом Боргнайном. Затем Эрнст Боргнайн успокаивает свою жену (Стелла Стивенс), бывшую проститутку, уверяя ее, что никто на корабле не мог ее узнать. После этого Джек Олбертон (в роли Манни) и Шелли Уинтерс (в роли Беллы) произносят несколько слов на идише и вспоминают Израиль и своих внуков, чтобы нам стала понятна их национальная принадлежность.
Теперь естественно было ожидать какого-нибудь негра, но на этот раз такого не оказывается. Зато сколько всего другого! Как только Джин Хакмэн приказывает всем оставаться на местах, он уходит и куда-то исчезает - очевидно, заблудился. Можете себе представить, как такие вещи действуют. На корабле оказываются также застенчивый холостяк и неуверенная в себе девушка. Холостяк помогает девушке обрести уверенность, и здесь у них возникает взаимная симпатия.
В разгар всех этих событий Шелли Уинтерс сообщает, что она была чемпионкой по подводному плаванию среди членов Общества молодых иудеек (или среди жителей ее квартала) лет сорок назад. С тех пор, правда, она немного поправилась, фунтов этак на сто, но все еще носит на шее золотую медаль. Как вы думаете, есть ли у нас шансы рано или поздно увидеть ее подводное плавание в этом фильме? Разве это не захватывающая перспектива?
Нашим героям, конечно, мало сражаться за жизнь в желудке судна - они еще должны и сражаться друг с другом. Они то и дело останавливаются - особенно когда корабль сотрясается от очередного взрыва и вода заливает очередной отсек, - чтобы подискутировать о смысле своих действий. В споре обычно принимает участие фаталист ("Я дальше не двинусь, мне плевать на все") и оптимист ("Вам это под силу. Только сделайте первый шаг").
Это замечательная схема. Мне она нравится. "Приключения Посейдона" относятся к тем фильмам, про которые всем заранее ясно, что они дрянные, и тем не менее всем не терпится их посмотреть. Рекламные плакаты могут быть абсолютно честными: "Банальнее, чем "Аэропорт"!, "Больше штампов, чем в "Гранд-отеле"!", "Самое большое количество характерных актеров в эпизодических ролях со времен "Полета Феникса"!, "Нагромождением событий перехлестывает "Отель"!
"Смотрите - Шелли Уинтерс обнажает левое бедро! Слушайте - Эрнст Боргнайн рычит: "Как ты меня назвал?" Замрите - Стелла Стивенс снимает блузку, чтобы пустить ее на бинты! Рыдайте - Джек Олбертон обещает Шелли Уинтерс передать ее золотую медаль внукам в Израиле! Вздрагивайте - Джин Хакмэн выпрыгнул из огня! Ужаснитесь - Кэрол Линлей залило нефтью! Не дышите..."
Роджер Эберт
18 декабря 1972 года
обсуждение >>