Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Тора! Тора! Тора! кадры из фильма
Оригинальное название
Tora! Tora! Tora!
Год
1970
Страна
США, Япония
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  8.333 / 12 голосов

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?
1 2 3 >

55
 
Чтобы не возникало между нами недопониманий, думаю, мне необходимо несколько объясниться. Когда пишешь текст на историческую тематику, хочется немного расцветить сухой текст дат, фактов, оценок и выводов. Но при этом всегда стараюсь не злоупотреблять лишними словесами. Всё, что пишу – имеет смысл для дальнейшего понимания текста. Итак...
В 50-х гг. длинные ам.фильмы часто содержали в себе некие музыкальные антракты и интермиссии. Данный фильм тоже не маленький – 143 мин. Поэтому… Есть старая японская песня, которая в вольном русском переводе звучит как-то так: «Тора, тора, ты моя! Тора, ты проклятая. У меня четыре торы, А ты тора пятая!...» Какой-нибудь ортодоксальный еврей может заподозрить нечто неладное. Поэтому надо сразу его успокоить – данный фильм ко Всемирному Еврейскому Заговору никакого отношения не имеет. Это кино – чисто АНТИ-ЯПОНСКИЙ фильм. Создатели фильма выбрали для заглавной темы своего фильма только один день – 07.12.1941 г. В самом начале фильма даётся несколько строчек, предваряющих демонстрацию, где правда только в том, что «…эта атака повлекла за собой вступление («долгожданное», забыли добавить, наверное) США во Вторую Мировую войну». Про практическое уничтожение ам.флота на Тихом океане авторы, тоже, наверное, что-то напутали. Хотели написать: «… атаковали с целью практически уничтожить…» Наверное… А иначе, откуда в акватории Тихого океана взялся в сверх-короткие сроки Ам. Тихоокеанский Флот, уничтоженный Яп.?... И вот начинается собственно фильм, основанный, как написано в начале, на реальных событиях. Одно знаковое историческое событие, следует за другим, но почему-то при полном отсутствии дат (к титрам наименований). Только что персонажи толкуют про эмбарго, потом про занятость США войной в Европе, и сразу после этого следует 3-стороннее подписание договора стран Оси. Говорят – краткость, сестра таланта, но не настолько же! Какой же в фильме период предваряет атаку Яп. на П.Х.? А ведь, эмбарго на Яп. было наложено ещё в 1923 г. Потом, в 1934, на дип.уровне было предъявлено практически ультимативное требование: «втечении следующих восьми лет порезать на металлолом свои авианосцы и перестать строить новые»… Из-за такой авторской краткости у зрителя создаётся превратное ощущение, что все показанные события происходят буквально накануне яп.атаки. Конечно, для любителей стрелялок-догонялок это вообще неважно – главное, чтобы технически и визуально сражение было на высшем уровне. Чем выше подскочет подорванная «Аризона», тем лучше! Рёв самолётных моторов, визг падающих бомб и грохот орудий; разрывы и всепожирающее пламя… Согласен, для военного фильма это одна из весьма важных составляющих частей, но всё же не главная для исторического фильма. От «Звёздных войн» никто никогда не потребует достоверности. В отличие от фильма, который громогласно заявлен: «основан на реальных фактах»… Когда смотришь такой фильм, зная, хотя бы, немного о чём именно идёт речь – смотреть становится вдвое интересней. И если фильм хорошо поставлен – получаешь истинное удовольствие от просмотра... Но только не в этом фильме: «С ума сошли? Если, хоть, один самолёт взорвётся, вся Яп. пойдёт ко дну…» «… «Нападения не ожидаем, но будьте наготове»… Почему Маршалл не может рассказать всё до конца?» «… Если Яп. нанесут удар первыми, мы обречены...» И на 53 мин. ам.генералы читают директиву: «…Америка хочет, чтобы первый удар был нанесён Японией,… всё должно быть засекречено. Приказ ген. Маршалла.» А через считанные минуты яп.офицер: «… «авиа» – наша главная цель, покинули П.Х.» (появилась, наконец, первая дата: 06.12.1941) При этом Яп. продолжают движение к заданной цели. Хотя, минут за 40 до этого Ямамото сказанул: «Единственная наша надежда – уничтожить ам.флот…» Авторы дурят зрителя, что ли? Или чего-то не договаривают… «… меня больше волнуют подлодки, которые могут нас засечь…» Ага! Как раз в рассекреченных документах есть об этом: за полтора часа до нападения такое сообщение было передано… в Вашингтон! Но в П.Х. – никакого предупреждения… Почему? Придётся заглянуть в Историю. Ам.общественность была резко против вступления в войну в Европе, чего хотели президент и иже с ним. Вот и организовали из П.Х. «кровавую жертву». Вот теперь действия обеих сторон становятся понятными. Ам. водит за нос Яп., и те за несколько дней до истечения срока ам.«ультиматума»(1942 г.) совершают коварное нападение.
В фильме чётко виден контраст между военными Ам. и Яп.: одни пляшут рок-н-ролл, а другие в это же время «зигуют» обеими руками. Яп. – суровые, жёсткие, настоящие воины (так раньше изображали дикарей-индейцев), заточенные на войну. И Ам. – расслабленные оптимисты, этакие «мирные овечки в волчьей шкуре» – невинные жертвы, в общем. То, что нужно, чтобы всколыхнуть ам.общество. Что и произошло...
И вот спустя более 25-ти лет Ам. снова обвели сотни яп.актёров и статистов вокруг пальца. Им было предложено изобразить своих отцов и старших братьев (а кому-то, может, и себя самих) достойным образом, типа, в знак примирения двух народов. И они стали изображать истинных потомков самураев. А зрители-неяпонцы увидели людей, обуянных своей японо-звериной сущностью кровожадных убийц, готовых умереть, лишь бы, напиться вдоволь крови перед смертью…
И ещё… В титрах указан год производства – 1970. Смотрим на сайте даты премьер: 23.09.1970 (США), 26.09.1970 (Япония). И вспоминаем другие даты: 06.08.1945 и 09.08.1945 (одновременно для США и Японии). В 1970-ом г. в Хиросиме состоялось масштабное «юбилейное» поминание жертв атомной бомбардировки (25 лет). А через месяц Яп. и Ам., а затем и весь остальной мир увидели эти «жертвы» в другом образе: «Тора! Тора! Тора!»...
И пошло-повелось по Японии некое поветрие; госслужащие, общественные деятели, вдруг,… стали забывать упоминать тех, КТО совершил эти бомбардировки. Сначала один-единственный человечек в год оказывался поражён этим «недугом». Но с каждым следующим годом «забывчивых» становилось всё больше и больше. И в конце 90-х гг. яп.молодёжь уже уверенно говорила – это Советский Союз, русские бомбили. И вот в 2000-х гг. подошёл следующий «юбилей», более весомый. И аккурат к нему был сделан док.фильм, в котором приняли участие последние живые жители Хиросимы и Нагасаки, выжившие в том атомном аду детьми и подростками. Одна яп.старушенция со слезами на глазах втечение всего фильма рассказывала, как мать накрыла их с сестрёнкой своим телом и погибла, посечённая осколками стекла и дерева, как её сестра долго и тяжело умирала от лучевой болезни. А под конец, утерев свои японо-крокодильи слёзы, заявляет: «… сейчас я думаю, что… правильно сделали американцы, сбросив атомные бомбы, иначе, война продолжалась бы ещё дольше и людей погибло бы ещё больше…» Тут, как говорится, из песни слов не выкинешь: «Дура, дура, ты моя… Ой!... не дура! Тора! Конечно же, тораТОРА!»
54
 
Фильм масштабный , с отличным подбором актеров , великолепными съемками, самолетная атака японских ВМС захватывает дух , суровая степенность японских летчиков и моряков подкупает , складывается ощущение , что сценаристами фильма были американские адмиралы , потому что показана вполне компетентность американских моряков и некомпетентность американских армейских генералов ( типа генерала Шорта ) , но вцелом всё отлично , живописные виды Гавайев и брутальность самураев !
53
 
Из книги "На экране Америка", 1978.
Гарри Арнольд (кинокритик газеты "Вашингтон пост").
/ Студия "ХХ Век-Фокс" называет "Тора! Тора! Тора!" самым грандиозным фильмом всех времен. Это заявление, как и указания продюсером стоимость картины - 25 миллионов долларов, - кажется некоторой натяжкой. На самом деле студия получила новый камень на шею, и будет удивительно, если "Тора!" окупится хотя бы к 1984 году. Скорее, она останется грандиозным финансовым провалом.
С точки зрения своего художественного уровня картина и не заслуживает лучшей участи. Из всех исторических колоссов, когда-либо появлявшихся на экране, "Тора" - наименее увлекательный. Для того чтобы обнаружить все ее пороки, вовсе не обязательно взывать к памяти Гриффита, Эйзенштейна или Ганса. Достаточно вспомнить ее современников: "Тора!" хуже "Самого длинного дня" и ни в какое сравнение не идет с "Паттоном".
Сюжет фильма, само собой разумеется, - внезапное нападение японцев на американский флот в Пирл-Харборе 7 декабря 1941 года. Вся грандиозность картины заключена в том двадцатиминутном кульминационном эпизоде, в котором с воздуха и с земли довольно прилично снято это нападение. Примечательно, что самый удачный материал производит впечатление случайного: некоторые трюки получились явно эффектнее, чем предполагалось. Но для того, чтобы насладиться этим моментом, вам придется примириться с шаблонной исторической схемой и невозможно устаревшими, ходульными драматургическими приемами.
Хотя фильм не пытается подражать выдающимся историческим творениям прошлых лет, что было бы неоригинально, но разумно, он не обошелся без имитации, выбрав за образец пьесы Виктора Саду. Большей нелепости не придумаешь. Драматические сцены картины почти всегда связаны, с какими-нибудь посланиями (письма, телеграммы, шифровки и т.д.), их зачитыванием и нудным обсуждением.
Сцену за сценой актеры (сначала японские, потом американские, затем снова японские) обмениваются письменными сообщениями, докладывают их и анализируют. Даже если в эпизоде нет никаких пакетов, разговоры не меняются. Иные фразы повторяются как эхо: "Нами перехвачена радиограмма, очень важная, как мне кажется" или "Итак, дело заключается в следующем, джентльмены".
Некоторые безумно "изобретательные" приемы построения эпизодов используются бесконечное число раз. Больше всего мне запомнился такой: на холме четыре солдата обнаруживают сооружение, которое весьма напоминает радиолокационную станцию, старший сержант начинает ломать установку, приговаривая: "Это не самое удачное место для локаторов, но по крайней мере нам разрешили их использовать". Следующий за тем столь же остроумный диалог развивает тему, представляя нам все мыслимые варианты этой блестящей фразы, более уместные в полусонной учебной аудитории, чем в какой бы то ни было кинокартине.
Я вполне допускаю, что можно поведать историю нападения на Пирл-Харбор, показывая в основном сидящих за столами людей - политических деятелей, военных стратегов, разведчиков и т.д., - то, как они читают депеши, секретные и простые, которые проходят через их столы. Однако для "Торы" такой ход слишком мудрен. Ее творцы и не старались выйти за пределы исторического схематизма.
"Подлинность" картины - рабски ученическая, она не способна увлечь. Надписи на экране указывают, что это актер изображает адмирала Ямамото, тот - Карделла Халла, это городской пейзаж - Токио, другой - Вашингтон. Никто не надеется, что мы выясним это все из контекста. Сценаристы не решили, сколь велики наши познания, и не в состоянии сказать нам что-нибудь намеком, косвенным образом. Разъясняющие надписи в конце концов становятся смешными, потому что появляются на фоне открыточных видов мировых столиц, которые знает каждый ребенок. Следуя такой логике, ждешь, что на кадре, показывающем комнату, появится надпись "Комната", на кадре двери - надпись "Дверь".
Вместо того чтобы проявлять такую трогательную заботу к определению личностей и места действия, лучше бы сценаристы и режиссер вложили в уста своих персонажей более вразумительные речи и постарались воссоздать внешний вид довоенной эпохи. Изобразительное решение фильма столь же невнятно, как его диалоги: все актеры выглядят одинаково и вполне взаимозаменяемы, действие происходит только в закрытых помещениях, безотносительно к внешнему миру, к жизни гражданского населения. Атмосфера действия при этом не напряженная или полная ожидания, а просто душная.
Увлекательные и важные главы в истории Пирл-Харбора опущены или рассказаны самым поверхностным образом. Тот, кого на самом деле интересует это нападение и начало войны, пусть купит себе за доллар и двадцать пять центов книгу Ладислава Фараго "Сломанная печать", которая послужила одним из источников фильма. Другими словами, советую лучше прочитать хорошую, исчерпывающую книгу, чем смотреть плохой, примитивный фильм. А если вас тянет на приключенческую картину, основанную на событиях американской истории, то куда более захватывающим и поучительным окажется любой из дюжины фильмов Джона Форда, которые можно посмотреть в Американском киноинституте. Даже самый плохой из них богаче "Торы" с эмоциональной и зрелищной стороны.
Но самый удивительный порок этой картины заключается в том, что она неаккуратно и дешево сделана. В "Хэлло, Долли!", например, можно увидеть, на что затрачены деньги. В "Торе" же нельзя не заметить, что военные корабли - это грубо намалеванный театральный задник, а вид Пир-Харбора из окна адмирала Киммеля тоже намалеван, но только хуже. В результате трудно поверить, что авторы намеревались создать по-настоящему грандиозное зрелище. Совершенно очевидно, что они не возражали довольствоваться и меньшим.
С практической точки зрения фильм представляет интерес для студентов - театральных художников и режиссеров. Многие декорации выполнены небрежно, кажутся уродливыми и плоскими, чего следует избегать всем будущим постановщикам. То же самое относится и к режиссуре, которая временами сверхъестественно беспомощна. Американскому режиссеру Ричарду Флейшеру особенно нравится выстраивать актеров в ряд и заставлять их смотреть в камеру, как будто в этом направлении - море. Но студии придется довольно долго ждать, пока ее утлое суденышко доберется до берега. /
52
 
мне не понравились небольшие косячки в фильме .актер,играющий Ямомоту,вылитый Нагумо,японские авианосцы показаны с силуэтами американских , в самолете Футиды стрелок почему то ,сидит лицом к пилоту,а не спиной.
51
 
Специально пересмотрел фильм.
В своем жанре очень динамичный.
Удивлен как вообще в эти рамки времени поместили такую массу ландшафтов, техники, персонажей, дипломатических ходов, оперативно-тактических ситуаций...
Кроме того, многое из стратегии 41 г. осталось вообще на самостоятельное знание (или изучение) зрителем.
В связи с изложенным не согласен с предыдущий оратором № 50.
50
 
№13 Elle1
А в целом фильм мне показался скучным. Только для любителей/знатоков истории.
Согласен. Почитал отзывы, ни разу не интересно.
сообщение было отредактировано в 13:14
49
 
№48 mrPedagog
Отлично! Если бы смотрел военные эпизоды, не зная времени создания фильма – подумал бы, что современное кино. Работа операторской бригады на высоте, ёлки, фильму 50 лет скоро!
Да что Вы, сейчас так и близко снять не могут, компьютерная графика видна сразу, а тут всё почти по-настоящему. И эпично, как теперь мало где удаётся.
48
 
Отлично! Если бы смотрел военные эпизоды, не зная времени создания фильма - подумал бы, что современное кино. Работа операторской бригады на высоте, ёлки, фильму 50 лет скоро!
47
 
№46 Евгений второй
... Да. Видимо, было слишком дорого делать этот трюк. В «Пёрл-Харборе» уделили этому взрыву внимание («Аризона» даже подлетает вверх при взрыве) – благо есть возможности компьютерного видео.
Странным образом даже на словах не упомянули. Ну да бог с ним, это всё мелочи, ибо истинной катастрофой стал не Пёрл-Харбор, а падение Филиппин – впрочем, его предвидели, но солдатам, там погибшим, оттого не легче. Возможно, Коррегидор можно было удержать.
Хорошо, что не было компьютерной графики, всё натурально.
Кстати, ещё о виновниках. Не в лучшем виде показан и Старк, который не стал сразу звонить на Гавайи, хотя вряд ли это уже что-либо изменило бы, равно как и своевременный доклад Киммелу о потоплении карликовой подлодки.
46
 
№45 А.К.
Любопытно, что в фильме никак не выделена гибель «Аризоны» от взрыва – было бы весьма эффектно.
Да. Видимо, было слишком дорого делать этот трюк. В "Пёрл-Харборе" уделили этому взрыву внимание ("Аризона" даже подлетает вверх при взрыве) - благо есть возможности компьютерного видео.
45
 
№44 Егоръ 11
...На нескольких форумах посмотрел альтернативные версии начала войны для США.
Ничего хорошего не вырисовывается будь флот Кимеля хоть в 200 км от П-Х в полной боевой готовности.
Кол-во американских линкоров на дне тоже или даже ВСЕ. Причем не на той глубине с которой их можно поднять.
Причина – 0.00 ПВО и ПЛО.
Разница, что американцы при благоприятных или случайных обстоятельствах вероятно сумеют потопить хотя бы пару японских кораблей.
Так это ещё Нимиц говорил, что пребывание флота в Пёрл-Харборе во время атаки – счастье для американцев, ибо при попытке перехвата японцев было бы им ещё хуже, учитывая разность в скоростях, из-за чего линкоры не ушли с авианосцами. (Правда, самолёты могли бы не так пострадать, но это менее важно.) Совсем как у нас в июне 1941-го: если бы наши генералы знали о нападении, двинули бы навстречу немцам, о чём те только и мечтали.
Любопытно, что в фильме никак не выделена гибель «Аризоны» от взрыва – было бы весьма эффектно.
Конспирологическая версия нашла отражение в свежем сериале «Манхэттен», где физики без тени сомнения говорят об инсценировке. Людям так хочется сказок, пусть даже страшных, а жизнь и проще, и сложнее.
сообщение было отредактировано в 11:30
44
 
№ 43
А.К. 3.08.2016 - 21:00
Киммел действительно не так уж и виноват. Вот Шорт, расставивший самолёты крылом к крылу (как тут не вспомнить июнь 1941-го!) – да. В общем-то, сколько его не трясли, ничего серьёзного против него найти не удалось. На основании тех возможностей, которые у него были, он действовал сносно.
На нескольких форумах посмотрел альтернативные версии начала войны для США.
Ничего хорошего не вырисовывается будь флот Кимеля хоть в 200 км от П-Х в полной боевой готовности.
Кол-во американских линкоров на дне тоже или даже ВСЕ. Причем не на той глубине с которой их можно поднять.
Причина - 0.00 ПВО и ПЛО.
Разница, что американцы при благоприятных или случайных обстоятельствах вероятно сумеют потопить хотя бы пару японских кораблей.
Точнее сказать, не показан. :)) Кстати, как и Хирохито.
Бинго!
Посмотрел и американские исторические разборки. Аргументы 1 к 1 к здешним, но знак ставят другой... Рузвельт если не "красный", то "розовый". В ту же партию они зачисляют Эйзенхауэра и даже Трумэна! Кто бы подумал.
43
 
№42 Евгений второй
Фильм достаточно объективный и правдивый. Почти реконструкция событий (в отличие от «Пёрл-Харбора», где много места уделено лирической части сюжета). Хорошо показаны почти все дискуссионные эпизоды: необходимость воздушной разведки острова, знание американцами японского шифра, не совсем понятное назначение Киммеля командующим, споры о возможном применении торпед при атаке, новая РЛС, оценка японской опасности (саботаж вместо авиаудара) и соответствующее размещение самолётов в центре, сомнения и споры японцев о целесообразности операции.
Да, фильм отменный, настоящее эпическое полотно.
Но не на все вопросы даются ответы. Зачем флот перевели из Сан-Диего – осталось за кадром.
По-моему, это и так очевидно – для давления на Японию, а взбрыкнёт – на случай возможной войны, которую лучше вести не у своих берегов.
«невидимый кукловод» всё продумал с обеих сторон – отключить станцию как раз за полчаса до налёта, чтобы усилить внезапность. Вот такие бывают случайности.
Надеюсь, «невидимый кукловод» – просто фигура речи. Этот кукловод – судьба, роль которой отлично осознавали такие великие умы, как Фукидид и Полибий. А если всерьёз, то просчитать, что японцы не разнесут базу с её позарез необходимыми запасами топлива и, что совсем позор, не захватят её, он предвидеть не мог. В фильме, кстати, на этом сделан акцент.

Есть и субъективные моменты. Киммел среди всех выделяется какой-то особенной порядочностью и солидностью Изображён как невинная жертва (непонятно чья). Есть какая-то аналогия с Павловым в фильме «Война на западном направлении».
Киммел действительно не так уж и виноват. Вот Шорт, расставивший самолёты крылом к крылу (как тут не вспомнить июнь 1941-го!) – да. В общем-то, сколько его не трясли, ничего серьёзного против него найти не удалось. На основании тех возможностей, которые у него были, он действовал сносно.
Рузвельт показан как Бог (которого, как известно, изображать нельзя)..
Точнее сказать, не показан. :)) Кстати, как и Хирохито.
И финал сделан под американцев – японцы не выиграли сражение, а «разбудили гиганта».
Хорошее кино.
Так ведь и то, и другое правда правда – и разбудили, и кино хорошее.
сообщение было отредактировано в 21:07
42
 
Фильм достаточно объективный и правдивый. Почти реконструкция событий (в отличие от "Пёрл-Харбора", где много места уделено лирической части сюжета). Хорошо показаны почти все дискуссионные эпизоды: необходимость воздушной разведки острова, знание американцами японского шифра, не совсем понятное назначение Киммеля командующим, споры о возможном применении торпед при атаке, новая РЛС, оценка японской опасности (саботаж вместо авиаудара) и соответствующее размещение самолётов в центре, сомнения и споры японцев о целесообразности операции. Но не на все вопросы даются ответы. Зачем флот перевели из Сан-Диего - осталось за кадром.
Бой показан достаточно точно, подробно и более реалистично, чем в фильме 21 века ( хотя и менее эффектно).
Любопытен факт - дежурные РЛС должны были закончить дежурство в 7-00, как раз перед атакой, но задержались и обнаружили японские самолёты. Т. е. "невидимый кукловод" всё продумал с обеих сторон - отключить станцию как раз за полчаса до налёта, чтобы усилить внезапность. Вот такие бывают случайности.
Есть и субъективные моменты. Киммел среди всех выделяется какой-то особенной порядочностью и солидностью Изображён как невинная жертва (непонятно чья). Есть какая-то аналогия с Павловым в фильме "Война на западном направлении". Рузвельт показан как Бог (которого, как известно, изображать нельзя). И финал сделан под американцев - японцы не выиграли сражение, а "разбудили гиганта".
Хорошее кино.
41
 
№39 Евгений второй
...
Вот это и есть фэнтэзи. Киммел разве знал, когда японцы появятся?
Естественно, подразумевается случай, если бы знал. Речь о том, что если бы знал и привёл базу в готовность, то японцы всё равно напали бы, тем более что «привести базу в готовность» и «в случае обнаружения флота» – разные вещи.
сообщение было отредактировано в 20:58

1 2 3 >

Афиша кино >>

фильм ужасов
Италия, 1977
мелодрама
Россия, 2024
триллер
США, 2025
боевик, комедия
Великобритания, США, 2024
комедия, приключения
Великобритания, Канада, США, Украина, Япония, 2024
драма, экранизация
Ирландия, Бельгия, США, 2024
мистика, фильм ужасов
Италия, 2023
триллер
Испания, США, Чили, 2024
драма, музыкальный фильм
Канада, 2023
драма, триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, мелодрама, научная фантастика
Япония, 2025
драма, триллер
Россия, 2024
детектив, драма, экранизация
Франция, Италия, 1968
биография, драма, исторический фильм, спортивный фильм
Россия, 2025
комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
комедия
Россия, 2025
комедия, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Германия, Канада, США, 2025
детектив, триллер
США, 2024
драма, триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram