Сюжет «с переодеваниями» — старый и почтенный. Бесчисленное количество раз он использовался и в литературе, и в театре, и в кино. Переодевания были, так сказать, обоюдными: девушки переодевались в юношей или мужчины в женщин — как, например, в теперь уже давней американской ленте «В джазе только девушки».
«Тутси» в американской разговорной речи означает «милочка», «милашка». «Милочкой» в нынешней картине становится безработный актер Майкл Дорси . Майкл ни в одной труппе не уживается, хотя он — прекрасный актер, умный и тонкий художник. Куда бы Майкл Дорси ни попал, всюду он сталкивается с проявлениями театральной серости, посредственности и вытерпеть этого не может, а потому начинает улучшать, исправлять и свою роль, и спектакль, отчего его недалекие, прямолинейные коллеги приходят в ярость. И снова он оказывается на улице, тем более что на его место претендуют тоже безработные, поэтому более покладистые актеры.
Случай заставляет Майкла переодеться. Телевизионная компания ищет исполнительницу характерной роли в многосерийном фильме. Приятельница героя пробуется на роль и ее отвергают. Он решает сам отправиться на пробы. Что в этом решении было основным — трудно сказать. То ли он собрался доказать приятельнице, что та плохая актриса, то ли проверял свои способности к перевоплощению, но чудо свершилось. Дороти Майкл — так назвал себя актер — была принята в съемочную группу.
Фильм, где должна сниматься новоиспеченная «актриса», по жанру — «дневная драма». Так определяют жанр сами участники съемок. Передачи эти демонстрируются днем, они немудрены по драматургии, стандартны по сюжетным положениям и очень зависимы от фирм, их финансирующих.
В такой пресной тягомотине и доводится играть Майклу Дорси. Он и тут остается верен себе. Играя роль экономки в больнице, или по-нашему — «сестры-хозяйки», мисс Эдит Кимберли, Майкл пытается избежать банальных стереотипов, превращая заурядный сценарий в достоверную историю интересного, живого человека. И, как ни странно, одерживает победу. Его мисс Кимберли становится популярной, с каждой новой серией занимает все большее место в фильме, а «исполнительнице» роли зрители пишут письма, в нее влюбляются... Однако действие «Тутси» становится действительно трагикомическим, когда и сам Дорси влюбляется в Джули Николе, играющую одну из медсестер. А Джули со своей стороны ищет дружбы с независимой Дороти. Положение Майкла оказывается двусмысленным и хлопотным...
Действие картины изобилует смешными эпизодами, повествование стремительно и упруго, развивается оно непосредственно и легко; кажется, что снята была картина на одном дыхании. Однако кинопресса сообщает, что трудились над ней — поочередно — восемь сценаристов, созданы были десятки вариантов сценария: ставили картину — тоже поочередно — три режиссера, пока окончательно не взял бразды правления в свои руки Сидней Поллак. Невидимые миру слезы остались за кадром, на съемочной площадке, и мы имеем возможность смотреть одну из самых забавных, тонких и, в то же время, остросоциальных комедий, появившихся в мировом кино за последнее время...
Валентин Михалкович
«Спутник кинозрителя», март 1984 года
Предки Сидни Поллака ("Три дня Кондора", "Из Африки", "Фирма") приехали в Америку из России. Поселились в небольшом городке, открыли свое дело. Отец будущего знаменитого режиссера был аптекарем. Он мечтал, что когда сын вырастет, то получит солидную и престижную профессию дантиста. Но малыша Сидни, похоже не прельщала перспектива всю жизнь сверлить зубы и вытачивать коронки. Целыми днями он пропадал на автостоянках, где на гигантском экране можно было смотреть фильмы, не вылезая из машины. Разумеется, автомобиля у Сидни не было. Он смотрел фильмы стоя, мало-помалу превращаясь в завзятого киномана. А от киномании до актерской школы, как говориться, рукой подать.
В 20 лет Сидни дебютировал на сцене, и вскоре стал всерьез подумывать о режиссуре. В 1959 году он поставил фильм для Т. А потом перед ним открылась дорога в большое кино... Одним из самых успешных фильмов его кинокарьеры была комедия "Тутси" с Дастином Хофманом ("Выпускник", "Получночный ковбой", "Сфера") и Джессикой Лэнг ("Весь этот джаз", "Френсис") в главных ролях. В этой картине безработный актер, вынужден выдавать себя за женщину, чтобы получить роль в телесериале. Сидни Поллак с сатирическим блеском показывает систему шоу-бизнеса. Но как всегда не забывает и о любовной линии, на сей раз решенной в веселом эксцентрическом ключе...
Бесспорно, на фоне двух бенефисных ролей (мужской и женской), сыгранных Дастином Хофманом, работа Джессики Лэнг остается на втором плане. Но и тут она сумела найти запоминающиеся черточки, детали для своей обаятельной героини. В результате - "Оскар" за роль второго плана...
Александр Федоров
обсуждение >>